Урок по музыке во 2 классе « Великий колокольный звон»
Оценка 4.6

Урок по музыке во 2 классе « Великий колокольный звон»

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
музыка
2 кл
18.01.2017
Урок по музыке во 2 классе  « Великий колокольный звон»
Урок построен в соответствии с ФГОС, используя ИКТ. Данный урок в разделе «О России петь - что стремиться в храм» первый. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности обучающихся. Тему и задачи урока определяли сами ученики, исходя из проблемной ситуации. Этапы урока связаны между собой, переход от одной части к другой плавный, незаметный. На уроке использованы разнообразные методы и приемы, которые соответствуют содержанию учебного материала, обеспечивают мотивацию учебных действий. Были использованы средства развития творческого мышления: элементы проблемности, репродукция картины, музицирование, стихотворение, словарная работа. Содержание урока отвечало теме.
урок по музыке.docx
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 п. Пристень»  Пристенского района Курской области Урок по музыке во 2 классе Тема: « Великий колокольный звон»                                                                         Учитель музыки Черкашина Е. Н. Цель урока:  показать значение колокольного звона в жизни русского народа.   Задачи:  1. Образовательные:   показать   изобразительные   и   выразительные   возможности колокольного звона, познакомить с видами колокольного звона. 2. Развивающие:   развитие   творческого   воображения,   расширение   кругозора, знакомство с традициями русского народа. 3. Воспитательные:   воспитание   лучших   гражданских   качеств:   любовь   к   Родине, уважение   к   культуре   родной   страны,   чувство   сопричастности   времени, отечественной истории.  Формирование УУД Личностные:  познание разнообразных явлений окружающей действительности ­ отношения человека к Родине, природе, к обычаям и традициям русского народа; Познавательные:   овладение   умениями   и   навыками   интонационно   –   образного   анализа   музыкального сочинения, формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству и музыкальным занятиям, осмысление знаково – символических элементов   музыки, рефлексия способов действия   при   исполнении   музыкального   произведения   ,   участие   в   исследовательской деятельности и представление ее результатов; Регулятивные:   постановка   учебных   задач   на   основе   имеющегося   жизненно   –   музыкального   опыта   в процессе восприятия и музицирования;  Коммуникативные:   расширение   словарного   запаса   в   процессе   размышлений   о   музыке,   употребление музыкальных терминов, воспитание любви к своей культуре, своему народу. Тип урока:  усвоение новых знаний.  Виды музыкальной деятельности: ­  художественное восприятие музыки ­  интонирование и осмысление ­ хоровое пение ­определение на слух музыкальных произведений Методы:  ­метод художественного контекста ­ метод музыкального обобщения ­ метод размышления ­наглядно – слуховой ­ практический ­ эмоциональное воздействие ­ контроля и самоконтроля   Формы организации учебной деятельности: ­ коллективная ­ индивидуальная ­ групповая    Оборудование: ­ компьютер ­ проектор ­ экран ­ фортепиано   Средства обучения: Музыкальный материал: «Великий колокольный звон» из оперы « Борис Годунов» М.П.Мусоргского. Набат Праздничный трезвон Благовест   Литературный материал:   Е. Растопчина  « О, Русь благословенная моя».   Наглядный материал: ­ презентация ­учебники для каждого ученика ­ словарь для выражения эстетических эмоций    Учебно ­ методический комплекс: Учебник  « Музыка. 2 класс , авторы Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. Хрестоматия музыкального материала Фонохрестоматия.  Планируемые результаты: Предметные:  формирование   основ   музыкальной   культуры,   развитие   художественного вкуса   и   интереса   к   музыкальному   искусству   и   музыкальной   деятельности,   умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению. Метапредметные:  освоение   начальных   форм  познавательной   и   личностной   рефлексии, позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей. Личностные:  осознание   своей   этнической   и   национальной     принадлежности   на   основе изучения   музыки   Русской   православной   церкви,   шедевров   музыкального   наследия; развитие   мотивов   учебной   деятельности   и   личностного   смысла   учения,   овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками. Ход урока I. Вход в класс С.С. Прокофьев «Марш»  II. Организационный момент (музыкальное приветствие) III. Беседа с учащимися: 1. под какую музыку вы зашли в класс? Как называется произведение, кто автор? а) Ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке музыки? (о трех основах музыки) б) Что это за основы? (на них держится музыка) в) Сколько основ мы знаем? (три) г) Назовите их. (марш,  песня,  танец) IV. Новая тема. Сегодня   мы   с   вами   начинаем   изучать   новый   раздел   нашего   предмета   “Музыка”   – называется он “О России петь, что стремиться в храм” Слайд 1(название и вид храма) Сейчас   я   предлагаю   вам   послушать   отрывок   из   оперы   русского   композитора   М.П. Мусоргского «Борис Годунов», и сразу же даю задание – определить характер у этого музыкального   отрывка.   Но   прежде   вспомним   правила   слушания   музыки:  до   конца слушаеммузыкальный отрывок,хором не отвечаем, с места не выкрикиваем. Слушание,  Слайд 2(на экране портрет композитора.) 2. Слушание музыки и анализ:  М.П. Мусоргский,  опера  “Борис  Годунов”,  пролог,  2 картина оркестровое вступление.   Какая была музыка?  Что же музыка изображала? Вы уже догадались, о чем же пойдет речь на нашем уроке?  (О колоколах)  Да, тема нашего урока – “Великий колокольный звон”. Слайд 3 (Тема урока) А как вы думаете, что мы сможем узнать на этом уроке? Мы с вами познакомимся с колоколами, их звучанием, узнаем, как называются некоторые виды колокольных звонов, какие существуют  русские традиции, связанные с колоколами. А кто знает, откуда произошло слово колокол? Слово «колокол» произошло от старинного русского «коло» ­ круг, но есть и такая версия: «кол о кол» ­ удар одного кола о другой, что напоминает предшественника самого колокола – деревянное било. Слайд 4 ( деревянное било – кол о кол) Впервые колокольные звоны появились в 13веке в Новгороде и до сих пор продолжают нас радовать своей музыкой. Ребята, как вы думаете, где можно услышать звучание колоколов. (ответы детей). Слайд 5 ( вид храмов) ­Скажите, а колокола всегда звучат одинаково? (ответы детей). От чего зависит звук колокола? у колоколов есть свой звук ­ чем больше размер колокола, тем ниже  его голос, а издаваемый им звон будет ярче и громче, чем у хрупкого маленького колокольчика – Вы, ребята, сейчас дали характеристику каждому голосу, другими словами вы назвали ТЕМБР голоса.  Тембр – окраска звука.  У большого колокола тембр будет низким, а у маленького колокола тембр будет высоким. Как звучат колокола в опере «Борис Годунов» М.Мусоргского Празднично, торжественно, радостно. – Как вы думаете, какие по размеру колокола прозвучали в этом музыкальном отрывке? (большие и маленькие). – А как вы догадались?  (низкие звуки – большие колокола, высокие звуки – маленькие колокола). Самый большой колокол не только в России, но и в целом мире был отлит в Москве в XVIII в. русскими мастерами Иваном и Михаилом Моториными. Это – Царь­колокол. Его вес   метров.   почти высота тонны, более   202   6   –     –     слайд  Царь ­ колокола – Про колокола и колокольные звоны в старину говорили много добрых, красивых слов. Так, например, колокола называли русским чудом, а про колокольный звон говорили, что это голос Родины.  А еще про колокол можно сказать, что он похож на человека, потому что у него тоже есть язык и он может разговаривать. слайд О чем нам может говорить голос Родины? (о добре, о любви, иногда о горе, печали). –  Когда нам может говорить колокол о печали, о горе?  (когда война или пожар, или другое какое – нибудь несчастье). Каким голосом будет с нами разговаривать колокол о печали, о горе? (может низким, тихим или же, наоборот, громким) как такой звон называется?(такой колокольный звон называется набат) Слушание – А когда колокол может говорить нам о радости? (победа, праздник, торжество)  А как такой звон называется? Это звучит трезвон  Слушание (Слайд) А каким голосом с нами колокол будет говорить о добре, о любви?  (нежным, тихим, ласковым, добрым).Как такой звон называется? Это будет звучать благовест – хорошая добрая весть, например собрание для богослужения Слушание (слайд) 1.НАБАТ – тревога, беда, пожар 2. Трезвон – радость, праздник, торжество 3. Благовест – благая, хорошая весть Слайд колокола Колокола похожи на людей, а люди с добрым сердцем и чистой душой тоже, как колокола, несут благо. Давайте сейчас исполним перезвон или даже трезвон сами. Можно   взять   I­V­I   ступени   в   до­мажоре,   пропеть   каждый   звук   всем   классом   на определенный слог: I ­ «Дон» ­ половинными, V ­ «Ди­ли» четвертями, I второй октавы ­ «Динь» ­ восьмыми. Затем разделить класс на три группы и исполнить трезвон с поочередным вступлением голосов,   таким  образом,  элемент  трехголосного  пения   преподносится  детям  в   игровой форме. 3. Работа с учебником – В нашем учебнике на стр. 40   есть иллюстрация картины русского художника Исаака Левитана. Давайте внимательно рассмотрим, что же изображено на этой картине. (РАЗБОР – во время  разбора картин необходимо заострить внимание  не только  на то,  что изображено на картинах, но и на то, какие цвета использовал художник.Дети должны постараться объяснить значение этой цветовой гаммы). Слайд Вечерний звон – Взглянув еще раз на картину Исаака Левитана, попробуем услышать колокольные звоны. А помогут нам в этом слова – подсказки, которые даны у вас в учебниках на цветных плашках. (на картине “Вечерний звон” колокольный звон будет задушевным, нежным,   радостным,   задумчивым.  Картина   зрительно   разделена   на   две   части   – безмятежные   розовые   облака   неба   (обители   Бога)   и   осенние   краски   земли   грешной, находящейся сумерках. По   тихой   речной   глади   скользит   паром   с   богомольцами.   Широкая   дорога   к   храму говорит о том, что его двери открыты для всех. А сам образ возвышающихся над лесом куполов   храма   –   мостик   от   земли   к   небу,   путь   от   греховности   к   святости. Так какой образ несет в себе вечерний звон? (Покоя, умиротворения). вечерних     в   Художник красками, а хор голосами смогли прекрасно выразить одно и то же явление, каждый своими средствами. Прежде, чем мы послушаем этот хор, я хочу вам зачитать одни строки, которые сказалакадемик В.Осипов об этой песне:  "...   Поешь   (или   слушаешь)   и   комок   подступает   к   горлу.   Грустно,   но   нет   в   душе безысходности. Не опускаются руки. Песня напоминает о том, что все мы смертны, и одновременно пробуждает в душе лучшие чувства. Любовь к краю родному, к отчему дому. Слова будят воспоминания о людях, которые были рядом с тобой, когда­то полные сил и энергии, веселые, молодые. Теперь не слышен им вечерний звон, но мы помним о них, вспоминаем только лучшее ­ так уж принято на Руси".  Представить колокольные звоны без России невозможно. О ее красоте слагают стихи,одно из них Евдокии Растопчиной я вам прочту. Слайд храма О, Русь, благословенная моя Познать тебя не хватит целой жизни: Твоих церквей златые купола И многовещный звон колоколов Отчизны Тот чудный гул, идущий от небес, Он гласом Божьим нисходил к народу Призывом к дальней жизни без мирских страстей, И родником,где пьют живую воду. Знакомый звон, любимый звон­ Руси наследие святое Моё причастие к тебе да будет вечным, Как и всё живое. Дыхательная гимнастика(перед вокально­хоровой работой):     вниз,     опустите Упражнение "Воздушный шарик":Сделайте медленный глубокий вдох через нос, руки через стороны вверх ("надуваем шарик"). Задерживаем дыхание, а затем "сдуваем шарик" – выдыхая воздух, говорим: "Ха­ха­ха". Руки опускаем вниз с остановками. (Выполнить 2 – 3 раза). –  Упражнение "Дровосек": Сцепите руки в замок. Медленно вдохните через нос, руки поднимите вверх. Задержите дыхание. Резко выдохните через рот со звуком "У", руки резко топора. – Упражнение "Гармонь". Руки согнуты перед грудью в локтях. Глубокий вдох через нос – руки медленно растягивают меха. Выдох через рот со звуком А­А­А, руки возвращаются в исходное положение. Пошипим, как разъярённая кошка (ш­ш­ш с показом "когтей"). Покажите, как работает мотор у большой грузовой машины (вибрация губ и низкий звук), а как у игрушечной машинки (вибрация губ с высоким звуком). А еще про колокола  композиторы сочиняют песни. Одну из них мы с вами начали учить в конце 1  четверти. Это «Родная песенка». показывая движения    Слайд пейзаж ­ как вы думаете, почему она называется "родная"? Какие слова нам об этом говорят (потому что все здесь родное с детства ­ и ласточки, и тополиный пух, и грибные дождики); ­ Как нужно исполнять эту песню?( музыка была бы плавной, нежной, красивой, напевной, ласковой, протяжной и т.д.).  Идет работа над песней. Добиваюсь протяжного, чистого звучания. Точного ритмического рисунка. Особое внимание обращаю на нотные скачки и распевы. Если позволяет время, делаю с ребятами ритмическое сопровождение колокольчиками и треугольниками на вступлении и припеве. А теперь, ребята, я предлагаю вам закончить предложения, которые у нас высветятся на экране:  Мне было…. Я понял (а)…. Мне радостно от того….. Мне жаль…….  Подарить активным детям колокольчики за урок. Пусть у каждого из вас звучит в душе колокольчик добра , любви и милосердия. А  кто   заинтересовался       колокольными   звонами,   тот   сможет   прочитать   о   них   еще     в учебнике на стр. 39 Слайд колокольчик

Урок по музыке во 2 классе « Великий колокольный звон»

Урок по музыке во 2 классе  « Великий колокольный звон»

Урок по музыке во 2 классе « Великий колокольный звон»

Урок по музыке во 2 классе  « Великий колокольный звон»

Урок по музыке во 2 классе « Великий колокольный звон»

Урок по музыке во 2 классе  « Великий колокольный звон»

Урок по музыке во 2 классе « Великий колокольный звон»

Урок по музыке во 2 классе  « Великий колокольный звон»

Урок по музыке во 2 классе « Великий колокольный звон»

Урок по музыке во 2 классе  « Великий колокольный звон»

Урок по музыке во 2 классе « Великий колокольный звон»

Урок по музыке во 2 классе  « Великий колокольный звон»

Урок по музыке во 2 классе « Великий колокольный звон»

Урок по музыке во 2 классе  « Великий колокольный звон»

Урок по музыке во 2 классе « Великий колокольный звон»

Урок по музыке во 2 классе  « Великий колокольный звон»

Урок по музыке во 2 классе « Великий колокольный звон»

Урок по музыке во 2 классе  « Великий колокольный звон»

Урок по музыке во 2 классе « Великий колокольный звон»

Урок по музыке во 2 классе  « Великий колокольный звон»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2017