Урок по обществознанию 9 класс на тему "Конституция РФ"
Оценка 4.6
Разработки уроков +1
docx
обществознание
9 кл
20.01.2017
урок по обществознанию на тему :"Конституция РФ" содержит в себе подробный поурочный план-конспект. Красочная презентация,видеофрагмент,самостоятельная работа с карточками и текстом.Также имеется презентация ,выполненная учеником.разработано проблемное задание на урок и ответ на него.в ходе урока рассматривается также фрагмент декларации о правах ребенка.открытый урок по обществознанию на тему "конституция"
открытый урок конституция.docx
Тема урока: Конституция Российской Федерации.
Цель: продолжать формирование у обучающихся основ правовой
культуры.
Задачи:
Добиться усвоения учащимися:
1.
основных понятий;
что такое Конституция и какова ее роль в жизни общества.
2. Рассмотреть основные права и обязанности граждан России,
закрепленные в Конституции РФ.
3. Продолжать воспитание у обучающихся гражданственности,
патриотизма, уважения к закону, к социальным и правовым нормам.
Наглядность: Конституция РФ от 12 декабря 1993 года; написанные на
доске эпиграфы к уроку
* Основные понятия и термины: Конституция, правовой статус
человека.
Эпиграфы к уроку: Право существует для пользы человечества.
Латинское изречение
Гражданин находится в таком же отношении к государству, в каком
моряк на судне – к остальному экипажу. Благополучное плавание – цель, к
которой стремятся все моряки в совокупности и каждый из них в
отдельности.
Аристотель
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Актуализация знаний.
На прошлом уроке мы с вами выяснили, что наиболее демократически
развитым государством считают правовое государство — лучшего
человечество пока не придумало.
Вспомните, что такое правовое государство. Правовое государство —
организация и деятельность
демократическое государство,
которого основаны на праве и связаны с правом, где созданы условия
для наиболее полного обеспечения естественных и неотчуждаемых
прав человека. Право — совокупность общеобязательных правил
(норм), охраняемых силой государства. Эти нормы, регулирующие жизнь общества, закреплены в законах. И
основным законом каждого цивилизованного государства является ...
(конституция).
Итак, сегодня, мы познакомимся с основным законом государства —
Конституцией, историей его принятия; основами конституционного
строя России.
Проблемное задание на урок: Выяснить, почему все законы в
государстве подчиняются конституции.
III. Изучение нового материала.
План нашего урока:
1. История конституционного вопроса в России.
2. Конституция РФ — основной закон государства.
3. Основы конституционного строя России.
1. Мы сейчас познакомимся с историей конституционного вопроса в
России (опережающее задание, индивидуальное сообщение учащегося).
Учащимся предлагается внимательно слушать сообщение, чтобы ответить
на вопросы:
1. Что такое Конституция?(Презентацияработа ученика)
Слайд 1 – Конституция /от лат. «устройство»/ основной закон
страны, определяющий ее общественное и государственное
устройство, порядок и принципы образования представительных
органов власти, избирательную систему, основные права и
обязанности граждан.
Конституция – это как бы договор между государством и его
гражданами.
Слайд 2Конституция любой страны имеет высшую юридическую
силу. Это означает следующее:
ее нормы выше любых других законов;
сами законы принимаются только теми органами и в том
порядке, который установлен Конституцией.
Таким образом: Конституция оформляет юридически
общественный договор граждан.
Слайд 3 12 декабря состоялся референдум–всенародное
голосование, на котором была принята Конституция, по которой мы сейчас живём.
Российская Конституция содержит преамбулу
вводную часть.
(Читает преамбулу специально подготовленный ученик.)
Слайд 4В специальной статье Конституции РФ сказано, чем
должен заниматься глава нашего государства. Оказывается, дел у
Президента очень много. Одних только глаголов отвечающих на
вопрос "Что делает?" целых тридцать шесть штук.
Является главой государства,
гарантом Конституции
гарантом прав и свобод человека и гражданина
Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Р Ф.
Ведёт переговоры о заключении международных договоров и другие
переговоры;
Возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации
Издаёт указы и распоряжения, которые обязательны для
исполнения на всей территории России.
Награждает государственными наградами Российской Федерации.
Слайд 5Конституция РФ разделила государственную власть
на три части или на три ветви.
Слайд 6
Конституция
содержит
положения
об основных правах и свободах граждан РФ. Все равны перед законом
и судом.
Каждый имеет право на жизнь.
Достоинство личности охраняется
государством. Ничто не может быть
основанием для его умаления.
Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
Материнство, детство и семья находятся под защитой государства
и т.д.
Молодец,Юля.Ребята,мы посмотрели презентацию,давайте ответим на
следующие вопросы:
что такое Конституция?(основной закон страны).
Когда была принята первая демократическая конституция в истории
России,которая действует до настоящего времени? (12 декабря 1993 г.)
На сколько частей Конституция разделила государственную власть?
( на тризаконодательную,исполнительную,судебную)
2.Слово учителя
В нашей стране Конституция появилась только в ХХ веке.
Существовали ли своды законов в нашей стране до Конституции?
(да,существовали:Русская правда Ярослава,Судебник Ивана 3 и Ивана
4,Соборное Уложение 1648 г Алексея Михайловича)
( презентация ,работа учителя):
1649 г. – Соборное уложение. /Кодекс законов/
Первая Конституция принята в 1918 году. /Установила
диктатуру пролетариата/
Вторая Конституция принята в 1924 году. /Закрепила
отношения между гражданами и новым союзным
государством/
Третья Конституция принята в 1936 году. /Закрепила победу
социализма в стране/
Четвертая Конституция принята в 1977 году.
/Констатировала построение «развитого социализма»/
Пятая Конституция принята в 1993 году. /Закрепила
демократические основы государственного устройства/
( слайд 1)
Комментарий:
В 1918 году появилась первая Конституция нашего государства. Она
установила диктатуру /власть/ пролетариата. Ее особенности: многих прав
были лишены священнослужители, собственники. В 1924 году принимается
вторая Конституция. Она закрепляет отношения между гражданами и новым
союзным государством СССР. Конституция 1936 года закрепила победу
социализма в стране. Конституция 1977 года констатировала построение
«развитого социализма» в СССР. Конституция от 12 декабря 1993 года – это Конституция
демократического государства; она принята самим народом в результате
всеобщего голосования. Российская
Конституция содержит преамбулу
/вводную часть/, где говорится об уважении к Отечеству и необходимости
обеспечивать процветание и благополучие России.В Конституции 10 глав.
( слайд 2)
3.Исследовательская работа с Конституцией
Слово учителя.
Конституция дает человеку возможность не чувствовать себя чужим в
собственной стране, а ощущать себя ее гражданином с определенными
правами и обязанностями.(слайд 3)
Конституция РФ закрепляет правовой статус человека как гражданина
России.(ст.17)
Давайте с вами запишем определение правового статуса человека в
тетрадь.Проведем небольшую исследовательскую работу.найдите во
второй главе Конституции статьи ,в которых указаны права и
обязанности человека
Правовой статус человека – совокупность его прав и обязанностей.
Ст.17,18,19, Ст.24п.2,
20,22,23,24, Ст.38 п 3
25,26,2756 Ст.43 п 4
5964 Ст.44 п3
Ст.57
Ст. 58
Ст.59 п 1
4.Практическая работа
Мы с вами убедились в том ,что человек являясь гражданином РФ,
то он имеет определенные права и обязанности.
Основные права, зафиксированные в Конституции РФ, можно
классифицировать на личные /право на жизнь/, политические /свобода слова,
совести,
социально
экономические /отдых, образование, чистую окружающую среду/ и
культурные /национальная культура, язык/. /В учебнике стр. 129, обратить
внимание обучающихся/
/избирательное право/,
мысли/,
гражданские
Заполнить таблицу:
/В классе заполняется левая часть и 1 или 2 пункта справа/ Основные
конституционные права
Личные
Политические
Гражданские
Примеры
реализации прав
Проживать в любом населенном пункте
РФ, свободно передвигаться в пределах
РФ, законным путем получать любую
информацию и т.д.
Свободно высказывать свое мнение на
страницах печатных изданий, свобода
вероисповедания и т.д.
Принимать участие в выборах,
референдумах, самому баллотироваться
в выборные органы.
Имущественные
Ст.25
Права,
достоинство личности
охраняющие
жизнь
Ст. 2024
Национальные
и т.д.
Ст. 26
(Слайд 4) /Закончить рекомендуется дома/
5.А сейчас ребята ,я вам покажу небольшой видеоролик
. После просмотра вы мне ответите на вопрос:
с какой целью я вам показала этот мультфильм?(для того,чтобы стало
понятно,что дети также имеют права и родители обязаны окружить
своих детей заботой и всем необходимым)
6. Работа с эпиграфами к уроку:
Право существует для пользы человечества. Латинское изречение
Гражданин находится в таком же отношении к государству, в каком
моряк на судне – к остальному экипажу. Благополучное плавание – цель, к
которой стремятся все моряки в совокупности и каждый из них в
отдельности. Аристотель
Согласны ли вы с латинским изречением? Применимо ли данное
утверждение к Конституции РФ?
Между какими понятиями проводит параллель Аристотель? Согласны
ли вы с ним? ( слайд 5)
7.Рефлексия
Давайте закрепим полученные вами на уроке знания
А)Предложить слабоуспевающим обучающимся следующие карточки:
Согласно Конституции РФ:
* признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина
обязанность _______________________________;
* носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является
__________________________________________;
* высшей ценностью являются ______________________________________;
* гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина является
__________________________________________.
Б)Игра «да»«нет»
Существует вводная часть, где говорится об отношении граждан РФ к
государству Да
В Конституции перечисляются все правила поведения российских граждан
Нет
В Конституции говорится об устройстве и полномочиях органов власти в
стране Да
Конституция принимается после всенародного обсуждения путём
голосования граждан РоссииДа
В Конституцию включены разные законы –Нет
Никто в государстве не имеет право нарушать Конституцию –Да
Конституция всю власть в государстве отдаёт Президенту –Нет
(слайд 6)
В).Напишите эссе на тему: «Для чего нужна Конституция?»
(Если времени не остается Эссе на дом по желанию наиболее
подготовленным ученикам)
8.Выставление оценок
Домашнее задание: п. 1213, закончить таблицу, выписать в тетрадь
понятия и их значение(эссе) .(слайд 7)
Урок по обществознанию 9 класс на тему "Конституция РФ"
Урок по обществознанию 9 класс на тему "Конституция РФ"
Урок по обществознанию 9 класс на тему "Конституция РФ"
Урок по обществознанию 9 класс на тему "Конституция РФ"
Урок по обществознанию 9 класс на тему "Конституция РФ"
Урок по обществознанию 9 класс на тему "Конституция РФ"
Урок по обществознанию 9 класс на тему "Конституция РФ"
Урок по обществознанию 9 класс на тему "Конституция РФ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.