Урок по окружающему миру на тему "Царство грибов" (2 класс, окружающий мир)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конспект.docx
Тема: «Царство грибов» (2 класс) Цель: Формирование представления о грибах, как   об особом царстве живой природы, через  выявление особенностей  их строения, развития и размножения, знакомство с их разнообразием. Задачи: 1. Познакомить с характерными признаками и разнообразием грибов, дать представление о их  строении и значении  в природе и жизни человека.  2.Расширять кругозор. 3.Развивать творческие способности, умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы,  самостоятельно работать с учебником. 4.Воспитывать бережное отношение к природе, через постоянное эмоциональное воздействие на  чувства детей. Мотивационный этап ­Сегодня  на уроке мы с вами отправимся в путешествие.                                       В страну, где живут существа.                                                                      Большинство их ­ обитатели суши,                                                                                     Но встречаются и водные.                                                                          Поселяются они на растительных и животных остатках,                                              На живых организмах,                                                                                                 На продуктах питания,                                                                                                     На металлических и резиновых изделиях и даже на штукатурке в квартире. Кто понял, что это за  существа? (Ответы) Слайд 2 ­Конечно же это грибы. И как вы уже поняли, сегодня мы будем говорить о грибах. Коли мы  отправляемся в путешествие, у нас как у всех путешественников есть маршрут путешествия.  Практико­деятельностный этап. 1.Что такое грибы? ­Первое, что мы должны с вами сделать, это определиться, а что же такое грибы?  Выберите из  понятий, которые у вас записаны на карточке № 1 и подчеркните те, которые на ваш взгляд  соответствуют понятию грибы. (Индивидуальная работа) №1  Растения, живая природа, животные, бактерии, неживая природа, царство. Слайд 3 Проверка. Соответствующие понятия выделяются на слайде  цветом. ­Какие понятия подчеркнули? (Ответы) Докажите, что грибы относятся к живой природе.   (Они дышат, растут, развиваются, питаются (вода и минеральные соли), размножаются, старятся и  умирают)   Слайд 3 ­Почему подчеркнули слово царство? (грибы образуют отдельное царство живой природы) ­ Мы знаем, что учёные делят всю живую природу на  4 царства. Назовите их. (Растения, животные,  грибы, бактерии)  Слайд 4 ­Грибы относятся к отдельному царству. Они не являются ни растениями, ни животными. Учёные  насчитывают не менее 100 тысяч видов грибов. Разнообразие их велико. Каждый гриб занимает  определённое место в природе. Одни грибы помогают питаться растениям, другие перерабатывают  остатки живых организмов в гумус (перегной), третьи хищники, помогают бороться с вредителями  растений, четвертые ­ лекарство для животных и человека. ­Кто подчеркнул два понятия поставьте себе "2", кто одно понятие "1" в графе  "Что такое грибы " 2.Строение грибов. Слайд 5­6Учитель: Посмотрите на слайд и скажите, сколько вы видите грибов? (Ответы) Учитель: А на втором фото? (Ответы) ­Те, кто  думают, что здесь разное количество грибов,  ошибаются: на всех фотографиях по одному  организму, но организм образовал в первом случае  7 плодовых тел, во втором ­ три. Плодовым телом  называется часть, которая находится на поверхности. То, что плодовое тело называют грибом, это  неправильно. Ведь не называют яблоко яблоней, а яблоню  ­  яблоком. А вот у грибов так называют,  потому, что нам видно только плодовое тело, а  сам же гриб спрятан в почве и состоит из тончайших  белых нитей ­ грибницы. Как паутинки они оплетают корни деревьев. Если там, где снято плодовое  тело, слегка раздвинуть почву, то можно эти нити обнаружить. Грибница ­ главная часть гриба.  ­ Возьмите карточку № 2. На ней вы видите схему строения гриба. Попробуйте подписать части  гриба. Кто меня внимательно слушал, для того это не составит труда.                                                                          (парная работа)                   Проверка.  Слайд 7 ­  Всё то, что мы кладём в корзинку ­ плодовое тело. Оно  состоит из шляпки и  ножки.  Ножку ещё  называют  пеньком. То, что невидимо нашему глазу ­ это грибница или мицелий. ­Как вы думаете, чего не хватает на нашей схеме? Как размножается гриб? (Спорами) Давайте  дорисуем споры. ­ На обратной стороне шляпки образуются споры, которыми размножаются грибы.  ­ Какие известные вам растения распространяются, как и грибы, спорами? (Мхи, папоротники,  лишайники, водоросли) ­ Поставьте себе в графе  "Строение грибов" столько баллов, сколько правильных подписей вы  сделали. 3."Угадай кто я." ­ А мы с вами отправляемся дальше. А вот куда, вы узнаете, отгадав загадку. Город этот непростой, он дремучий и густой. (Лес) ­ Как вы догадались, что это говорится о лесе?  (Дремучий ­ тёмный непроницаемый, густой ­ деревья растут часто.) ­Закройте глаза и представьте, что мы с вами очутились в лесу  Голоса птиц с музыкальным сопровождением. Слайд 8 Физминутка: ­ Встаньте те, кто любит собирать грибы? Я предлагаю вам вспомнить это увлекательное занятие.  По тропинке в лес пойдём, Муравейник обойдём, Перепрыгнем ручеёк И присядем на пенёк. Посидим, отдохнём И опять пойдём, пойдём.Раз грибок, два грибок­ Положили в кузовок ­ Откройте глаза, посмотрите в каком лесу мы с вами очутились! Наверно, в нём много грибов. А вот  и корзинка в которую мы будем собирать грибы. Предлагается корзинка  Слайд 9 Работа в группах     № 3 кроссворд                  1 2 6 3 4 5 лисички подберёзовик 1) Не спорю – не белый, я, братцы, попроще. Расту я обычно в берёзовой роще  2) Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом. Очень дружные сестрички –  золотистые ... 3) Вдоль лесных дорожек много белых ножек В шляпках разноцветных, издали приметных.  Кто в серой, кто в зеленой, кто в розовой, кто в желтой Ты их бери, не мешкай, ведь это – ... 4) Я – ценный гриб, я – царь грибов,  Бесценный дар грибных лесов. Расту в дубраве и в бору. Прославлен широко в миру.  И если ты меня найдёшь,  Узнаешь сам, как я хорош!    5) Он в красной шапочке растет Среди корней осиновых! Его узнаешь за версту, Зовется… 6) Зашёл мужик в сосняк, нашёл мужик слизняк, Бросить жалко, съесть сыро.  Проверка (кроссворд заполняется на слайде)  Дети выходят и находят этот гриб в корзинке. сыроежки белый подосиновик груздь ­ Кто сколько отгадал грибов, столько и ставит баллов в графе "Угадай кто я" ­ Русским народом сложено много пословиц и поговорок о грибах. Некоторые из них перед вами, но  они распались на две части. Соберите их.  Работа в парах № 5 Весна красна цветами,  Тише идешь ­  Леса нет,  От переросших грибов  а вред большой.           а осень ­ грибами. больше наберешь.пользы никакой,   и гриб не родится. Слайд 13                                      ­ Объясните последнюю пословицу. (В переросших грибах образуются ядовитые  вещества.) ­ Поставьте в графе "Народная мудрость" столько баллов, сколько вы собрали пословиц. ­ Вам вряд ли приходилось видеть как растут грибы. Сегодня у нас с вами есть такая возможность:  посмотреть рост грибов в ускоренной съёмке.  Слайд 14 Фильм.  2. "Дама под вуалью"  диктиофора ­Этот причудливый гриб встречается в лесах московской области и на юге Сибири.  Местные   жители  зовут  диктиофору «дама под вуалью».  Вуаль привлекает своим запахом насекомых,  которые смогут распространить споры гриба. Гриб диктиофора занесён в Красную книгу РФ.  Заключительный этап. Рефлексия. ­ На этом наше путешествие  заканчивается, но мы продолжим с вами разговор о грибах на следующем уроке, а сейчас давайте подведём итоги.  ­ На доске лесенка. у вас у каждого есть "корзинка" Поставьте свою корзинку на ту ступеньку, на  которой, как вы считаете, находитесь. Если вы о грибах знаете ещё не достаточно много, то вы  начинающий грибник, и ваше место на первой ступеньке. Если вы знаете основные грибы, умеете  отличать их от несъедобных, летом ходите в лес за ними, то вы любитель ­ прикрепите свою корзинку  ко второй ступеньке. Кто считает, что он хорошо разбирается в грибах, может рассказать о них,  может научить других разбираться, тот поставит свою корзинку на третью ступеньку ­ он знаток  грибов. знаток грибов любитель      начинающий грибник Подведение итога. ­ Посмотрите, сколько у нас знатоков грибов. Посчитайте баллы. Встаньте те у кого до 10 баллов, они получают медали с надписью "Грибник"  от 10 до 16 баллов они получают медаль "Знаток грибов" ­ Урок окончен. Спасибо за работу!Приложение №1  Растения, живая природа, животные, бактерии, неживая природа, царство. № 2 Схема  гриба № 3 1 2 5            Разгадайте кроссворд              3 46                                                                                                     1.Не спорю – не белый я, братцы, попроще.               Расту я обычно в берёзовой роще  2. Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.    Очень дружные сестрички –  золотистые ... 3. Вдоль лесных дорожек много белых ножек    В шляпках разноцветных, издали приметных.     Кто в серой, кто в зеленой, кто в розовой,  кто в желтой    Ты их бери, не мешкай, ведь это – ... 4.Я – ценный гриб, я – царь грибов, бесценный дар грибных лесов.    Расту в дубраве и в бору. Прославлен широко в миру.     И если ты меня найдёшь, узнаешь сам, как я хорош!    5.Он в красной шапочке растет среди корней осиновых!    Его узнаешь за версту, зовется… 6. Зашёл мужик в сосняк, нашёл мужик слизняк,     Бросить жалко, съесть сыро.  № 5  Весна красна цветами,  Тише идешь ­  Леса нет,  От переросших грибов  пользы никакой,  а вред большой. а осень ­ грибами. больше наберешь.  и гриб не родится.