Урок по окружающему миру на тему "Жизнь леса. Зимующие птицы" (4 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 08.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На уроке сформируются представления обучающихся о лесе, познакомятся с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов. Обобщатся знания детей о зимующих птицах, будет развиваться познавательная активность обучающихся, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли.
Иконка файла материала открытый урок Жизнь леса. Зимующие птицы..doc
МБОУ «Нижне ­ Солотинская основная общеобразовательная школа» Провела  учитель начальных классов  Боева Инна АлександровнаЦели урока:   сформировать представления обучающихся о лесе, познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов. Обобщить знания детей о зимующих птицах, развивать познавательную активность обучающихся, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли. Оборудование:   карточки с тестами, картинка леса, таблица «Ярусы леса», плакат с  изображением леса и следами птиц, изображения зимующих птиц, книжечки, учебник  А.А.Плешакова для 4 класса.   Ход урока. 1. Организационный момент. Хочу пригласить вас сегодня в лес В добрый лес, могучий лес, Полный сказок и чудес. Если внимательны будете дети, Тайны чудные откроете эти. 2. Сообщение темы и цели урока. Лес не только для нашей забавы. В нем – деревья, ягоды, травы. Птицы, звери И прочие твари. Ученые тоже работают тут, Лес они сообществом зовут. (Открывается доска, на ней нарисован лес и написана тема урока). 3. Проверка домашнего задания. ­ О чем мы говорили на прошлом уроке? (О почвах) Тест «Земля – кормилица». 1. Какие почвы самые распространенные  в нашем крае? а) черноземы                                                в) подзолистые почвы б) тундровые почвы                                    г) серые лесные почвы 2. Где бывают черноземные почвы? а) в тундре                                      в) в лесной зоне б) в степях                                      г) в пустынях3. Плодородие почвы зависит от количества: а) песка                                           в) перегноя б) глины                                         г) солей 4. Один сантиметр почвы в природе образуется за: а) 100­15 лет                                     в) 5­10 лет б) 250­300 лет                                   г) 1­2 года 5. Что нужно делать для защиты почвы на полях: а) ничего не делать                                          б) сажать лесные полосы (посадки) 6. Как надо распахивать почву на склонах: а) вдоль склона б) поперёк склона 7. Что накапливается в почве, когда в неё вносят много удобрений или слишком  обильно поливают: а) глина                                    в) соли б) песок                                    г) ничего не накапливается 4. Работа над новой темой. Над рекой широкой, Сумраком покрыт, В тишине глубокой Лес густой стоит. ­ Чем является лес для живых организмов?  (Домом) ­ А какой этот дом?  (Большой) ­ Когда вы находитесь в лесу, что вы там видите? (Деревья, кустарники, травы) ­ Что в лесу выше всего? (Деревья) ­ Что на среднем уровне? (Кустарники) ­ Что в самом низу? (Травы) ­ На что похожи растения в лесу, если смотреть снизу вверх или сверху вниз? (На  этажи). ­ Давайте выделим этажи леса. Каждый этаж имеет свое название, дайте этим этажам  названия, используя следующие описания. 1) Это многолетние растения с круглым твердым стеблем. (Деревья) 2) Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых  стеблей. (Кустарники) 3) Растения с мягкими, зелеными стеблями. (Травы) ­ Ученые называют этажи леса ярусами и располагают их в порядке уменьшения.Расположите ярусы в порядке уменьшения. (Деревья, кустарники, травы) ­ Запишем это в тетради в виде таблицы: Ярусы леса Деревья                                             Кустарники                                   Травы ­ Какие деревья располагаются в верхнем ярусе? (Ели, сосны, березы, осины и т.д.) ­ В среднем ярусе? (Малина, смородина, калина, шиповник и т.д.) ­ Что растет в нижнем ярусе? (Клевер, пастушья сумка и т.д.) ­ Что мы с вами видим, находясь в лесу? (Деревья, кустарники и др. растения) ­ А легко ли в лесу найти животных? (Это не всегда удается сделать сразу) ­ А почему? (Животных в лесу меньше, чем растений, и они прячутся в листве деревьев, в траве) ­ Могут ли растения жить без животных, а животные без растений? (Нет, они живут как  бы семьей) ­ А скажите: Белка, запасая себе, корм на зиму, уносит шишки далеко от дерева, на  котором они выросли. Что происходит дальше? (Она забывае6т о своих некоторых  запасах, орешки прорастают и вырастают деревья) ­ В лесу есть еще одни обитатели, отгадайте какие: И на горке, и под горкой, Под березкой, и под елкой, Хороводами и в ряд В шляпках молодцы стоят.  (Грибы) ­ Как вы думаете, лесу нужны грибы? ­ Об этом прочитайте на стр. 179 ­ Лесу нужны грибы. Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с  растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. 5. Физминутка. Руки подняли и покачали­ Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули­ Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят. Как они тихо садятся, покажем – Крылья сложим назад. 6. Продолжение изучения новой темы.­ Хорошо в лесу в любое время года. Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу.  Что лежит у вас под ногами? (Старые листья, сквозь них пробивается трава, остатки  старой травы, сухие веточки) ­ Ученые называют это лесной подстилкой. Часть старой листвы и отмершие растения  постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа микроорганизмов,  бактерий, насекомых и личинок. Поэтому в лесу и не скапливается большого  количества старой листвы. А некоторым животным лесная подстилка помогает в  холодные зимы. Как вы думаете, каким животным она служит защитой от холодов?  (Тем животным, которые зимой впадают в спячку) ­ А именно? (Ежам, медведям, разным жукам) ­ Сейчас, не покидая нашего класса,  мы опять отправимся в лес, но теперь в зимний  лес, на лесную поляну. А по дороге я расскажу вам сказку. Сказка.    Сошлись как – то вместе четыре волшебника – живописца: Зима, Весна, Лето, Осень.  Сошлись да и заспорили: кто из них лучше рисует?    И начали художники друг за другом разрисовывать землю, одевать в нарядные уборы  леса, луга, поля.   Первой взялась за свою волшебную кисть Зима.  (Открывается плакат с изображением леса. На снегу написано «Зима». Под деревьями следы птиц.)    Ходит она по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо,  неслышно.    Белым, ровным слоем покрыл снег землю. Поля и лесные поляны теперь как гладкие  чистые страницы, какой – то гигантской книги. И кто ни пройдет по ним, всяк  распишется: «Здесь был такой – то»     Днем идет снег. Кончится – страницы чистые. Утром придешь – белые страницы  покрыты множеством таинственных значков, черточек, точек, запятых. Значит, ночью  были разные лесные жители, ходили, прыгали, что – то делали.  ­ Чьи же это следы вы видите на снегу на нашей поляне? ­ Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? ­ Чем они питаются, где находят себе корм? ­ Что птицам страшнее: холод или голод? ­ А как мы помогаем птицам? 7. Отгадывание загадок. ­ Сейчас мы отгадаем, какие птицы прилетают на наши кормушки. (Изображения птиц выставляются на доску) Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков. В теплый край не улетаю,Здесь, под крышей обитаю. Чик – чирик! Не робей! Я бывалый …   (Воробей) Он в своей лесной палате Носит пестренький халатик. Он деревья лечит, Постучит  ­ и легче.  (Дятел) Пусть я птичка – невеличка, У меня,  друзья, привычка – Как начнутся холода, Прямо с севера сюда.  (Снегирь) Какая птица имеет самый длинный хвост, любит воровать блестящие предметы и самая  болтливая.  (Сорока) Носит серенький жилет, Но у крыльев  ­ черный цвет. Видишь, кружат 20 пар И кричат: «Ка – а – ар! Ка – а – ар! Ка – а – ар!»   (Ворона) Не большая пестрая птица Не боится зимой простудиться, Угощенье ей наше снится Прилетает к нам часто…  (Синица) Кто там прыгает, шуршит, Клювом шишки потрошит? Голоском речистым, чистым –  Кле! Кле! Кле – поет со свистом.  (Клест) 8. Это интересно… ­ А знаете ли вы, что…   Сорока получила свое название из – за неуживчивого характера. Она вечно  кричит и ссорится.   Название птицы клест произошло от старого русского слова «клестить», что  значит «Сжимать, сдавливать, стискивать». Клюв у этой птицы загнут крест –  накрест, он как будто сжат, сдавлен.   Снегирь получил свое название за то, что прилетает он к нам вместе со снегом и живет всю зиму.  Название «Воробей» появилось вот откуда: Целые воробьиные стаи собираются  на токах, элеваторах, воруя выращенные зерна. ­ «Вора бей! Вора бей!» ­ кричали люди, отгоняя непрошенных гостей. Отсюда название – воробей.   На птицу «Ворона» люди кричали ­ «Вор она! Вор она!». Отсюда и название. 9. Оформительский момент. ­ Сейчас мы с вами начнем делать небольшие книжечки, которые называются  «Зимующие птицы». 10. Защита проекта.    С И Н И Ц А               С Н Е Г И Р Ь                В О Р О Б Е Й      К Л Ё С Т                       В О Р О Н А   С И Н И Ц А                С Н Е Г И Р Ь                 В О Р О Б Е Й      К Л Ё С Т                        В О Р О Н А   С И Н И Ц А                  С Н Е Г И Р Ь               В О Р О Б Е Й      К Л Ё С Т                             В О Р О Н А   С И Н И Ц А                    С Н Е Г И Р Ь               В О Р О Б Е Й      К Л Ё С ТТест «Земля – кормилица». 1. Какие почвы самые распространенные  в нашем крае? а) черноземы                                                в) подзолистые почвы б) тундровые почвы                                    г) серые лесные почвы 2. Где бывают черноземные почвы? а) в тундре                                      в) в лесной зоне б) в степях                                      г) в пустынях 3. Плодородие почвы зависит от количества: а) песка                                           в) перегноя б) глины                                         г) солей 4. Один сантиметр почвы в природе образуется за: а) 100­15 лет                                     в) 5­10 лет б) 250­300 лет                                   г) 1­2 года 5. Что нужно делать для защиты почвы на полях: а) ничего не делать                                          б) сажать лесные полосы (посадки) 6. Как надо распахивать почву на склонах: а) вдоль склона б) поперёк склона 7. Что накапливается в почве, когда в неё вносят много удобрений или слишком обильно поливают: а) глина                                    в) соли б) песок                                    г) ничего не накапливается Тест «Земля – кормилица». 1. Какие почвы самые распространенные  в нашем крае?а) черноземы                                                в) подзолистые почвы б) тундровые почвы                                    г) серые лесные почвы 2. Где бывают черноземные почвы? а) в тундре                                      в) в лесной зоне б) в степях                                      г) в пустынях 3. Плодородие почвы зависит от количества: а) песка                                           в) перегноя б) глины                                         г) солей 4. Один сантиметр почвы в природе образуется за: а) 100­15 лет                                     в) 5­10 лет б) 250­300 лет                                   г) 1­2 года 5. Что нужно делать для защиты почвы на полях: а) ничего не делать                                          б) сажать лесные полосы (посадки) 6. Как надо распахивать почву на склонах: а) вдоль склона б) поперёк склона 7. Что накапливается в почве, когда в неё вносят много удобрений или слишком обильно поливают: ЯРУСЫ ЛЕСА Деревья                                                Кустарники                                Травы      …                                 …                          ……                                 …                          …      …                                 …                          …