На уроке сформируются представления обучающихся о лесе, познакомятся с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов. Обобщатся знания детей о зимующих птицах, будет развиваться познавательная активность обучающихся, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли.
МБОУ «Нижне Солотинская основная общеобразовательная школа»
Провела
учитель начальных классов
Боева Инна АлександровнаЦели урока: сформировать представления обучающихся о лесе, познакомить с
разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами,
ролью грибов. Обобщить знания детей о зимующих птицах, развивать познавательную
активность обучающихся, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение
рассуждать, выражать свои мысли.
Оборудование: карточки с тестами, картинка леса, таблица «Ярусы леса», плакат с
изображением леса и следами птиц, изображения зимующих птиц, книжечки, учебник
А.А.Плешакова для 4 класса.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Хочу пригласить вас сегодня в лес
В добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес.
Если внимательны будете дети,
Тайны чудные откроете эти.
2. Сообщение темы и цели урока.
Лес не только для нашей забавы.
В нем – деревья, ягоды, травы.
Птицы, звери
И прочие твари.
Ученые тоже работают тут,
Лес они сообществом зовут.
(Открывается доска, на ней нарисован лес и написана тема урока).
3. Проверка домашнего задания.
О чем мы говорили на прошлом уроке? (О почвах)
Тест «Земля – кормилица».
1. Какие почвы самые распространенные в нашем крае?
а) черноземы в) подзолистые почвы
б) тундровые почвы г) серые лесные почвы
2. Где бывают черноземные почвы?
а) в тундре в) в лесной зоне
б) в степях г) в пустынях3. Плодородие почвы зависит от количества:
а) песка в) перегноя
б) глины г) солей
4. Один сантиметр почвы в природе образуется за:
а) 10015 лет в) 510 лет
б) 250300 лет г) 12 года
5. Что нужно делать для защиты почвы на полях:
а) ничего не делать
б) сажать лесные полосы (посадки)
6. Как надо распахивать почву на склонах:
а) вдоль склона
б) поперёк склона
7. Что накапливается в почве, когда в неё вносят много удобрений или слишком
обильно поливают:
а) глина в) соли
б) песок г) ничего не накапливается
4. Работа над новой темой.
Над рекой широкой,
Сумраком покрыт,
В тишине глубокой
Лес густой стоит.
Чем является лес для живых организмов? (Домом)
А какой этот дом? (Большой)
Когда вы находитесь в лесу, что вы там видите? (Деревья, кустарники, травы)
Что в лесу выше всего? (Деревья)
Что на среднем уровне? (Кустарники)
Что в самом низу? (Травы)
На что похожи растения в лесу, если смотреть снизу вверх или сверху вниз? (На
этажи).
Давайте выделим этажи леса. Каждый этаж имеет свое название, дайте этим этажам
названия, используя следующие описания.
1) Это многолетние растения с круглым твердым стеблем. (Деревья)
2) Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых
стеблей. (Кустарники)
3) Растения с мягкими, зелеными стеблями. (Травы)
Ученые называют этажи леса ярусами и располагают их в порядке уменьшения.Расположите ярусы в порядке уменьшения. (Деревья, кустарники, травы)
Запишем это в тетради в виде таблицы:
Ярусы леса
Деревья Кустарники Травы
Какие деревья располагаются в верхнем ярусе? (Ели, сосны, березы, осины и т.д.)
В среднем ярусе? (Малина, смородина, калина, шиповник и т.д.)
Что растет в нижнем ярусе? (Клевер, пастушья сумка и т.д.)
Что мы с вами видим, находясь в лесу? (Деревья, кустарники и др. растения)
А легко ли в лесу найти животных? (Это не всегда удается сделать сразу)
А почему? (Животных в лесу меньше, чем растений, и они прячутся в листве деревьев,
в траве)
Могут ли растения жить без животных, а животные без растений? (Нет, они живут как
бы семьей)
А скажите: Белка, запасая себе, корм на зиму, уносит шишки далеко от дерева, на
котором они выросли. Что происходит дальше? (Она забывае6т о своих некоторых
запасах, орешки прорастают и вырастают деревья)
В лесу есть еще одни обитатели, отгадайте какие:
И на горке, и под горкой,
Под березкой, и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят. (Грибы)
Как вы думаете, лесу нужны грибы?
Об этом прочитайте на стр. 179
Лесу нужны грибы. Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с
растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные.
5. Физминутка.
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложим назад.
6. Продолжение изучения новой темы. Хорошо в лесу в любое время года. Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу.
Что лежит у вас под ногами? (Старые листья, сквозь них пробивается трава, остатки
старой травы, сухие веточки)
Ученые называют это лесной подстилкой. Часть старой листвы и отмершие растения
постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа микроорганизмов,
бактерий, насекомых и личинок. Поэтому в лесу и не скапливается большого
количества старой листвы. А некоторым животным лесная подстилка помогает в
холодные зимы. Как вы думаете, каким животным она служит защитой от холодов?
(Тем животным, которые зимой впадают в спячку)
А именно? (Ежам, медведям, разным жукам)
Сейчас, не покидая нашего класса, мы опять отправимся в лес, но теперь в зимний
лес, на лесную поляну. А по дороге я расскажу вам сказку.
Сказка.
Сошлись как – то вместе четыре волшебника – живописца: Зима, Весна, Лето, Осень.
Сошлись да и заспорили: кто из них лучше рисует?
И начали художники друг за другом разрисовывать землю, одевать в нарядные уборы
леса, луга, поля.
Первой взялась за свою волшебную кисть Зима.
(Открывается плакат с изображением леса. На снегу написано «Зима». Под
деревьями следы птиц.)
Ходит она по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо,
неслышно.
Белым, ровным слоем покрыл снег землю. Поля и лесные поляны теперь как гладкие
чистые страницы, какой – то гигантской книги. И кто ни пройдет по ним, всяк
распишется: «Здесь был такой – то»
Днем идет снег. Кончится – страницы чистые. Утром придешь – белые страницы
покрыты множеством таинственных значков, черточек, точек, запятых. Значит, ночью
были разные лесные жители, ходили, прыгали, что – то делали.
Чьи же это следы вы видите на снегу на нашей поляне?
Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму?
Чем они питаются, где находят себе корм?
Что птицам страшнее: холод или голод?
А как мы помогаем птицам?
7. Отгадывание загадок.
Сейчас мы отгадаем, какие птицы прилетают на наши кормушки.
(Изображения птиц выставляются на доску)
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,Здесь, под крышей обитаю.
Чик – чирик! Не робей!
Я бывалый … (Воробей)
Он в своей лесной палате
Носит пестренький халатик.
Он деревья лечит,
Постучит и легче. (Дятел)
Пусть я птичка – невеличка,
У меня, друзья, привычка –
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда. (Снегирь)
Какая птица имеет самый длинный хвост, любит воровать блестящие предметы и самая
болтливая. (Сорока)
Носит серенький жилет,
Но у крыльев черный цвет.
Видишь, кружат 20 пар
И кричат: «Ка – а – ар! Ка – а – ар! Ка – а – ар!» (Ворона)
Не большая пестрая птица
Не боится зимой простудиться,
Угощенье ей наше снится
Прилетает к нам часто… (Синица)
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым –
Кле! Кле! Кле – поет со свистом. (Клест)
8. Это интересно…
А знаете ли вы, что…
Сорока получила свое название из – за неуживчивого характера. Она вечно
кричит и ссорится.
Название птицы клест произошло от старого русского слова «клестить», что
значит «Сжимать, сдавливать, стискивать». Клюв у этой птицы загнут крест –
накрест, он как будто сжат, сдавлен.
Снегирь получил свое название за то, что прилетает он к нам вместе со снегом и
живет всю зиму. Название «Воробей» появилось вот откуда: Целые воробьиные стаи собираются
на токах, элеваторах, воруя выращенные зерна.
«Вора бей! Вора бей!» кричали люди, отгоняя непрошенных гостей.
Отсюда название – воробей.
На птицу «Ворона» люди кричали
«Вор она! Вор она!». Отсюда и название.
9. Оформительский момент.
Сейчас мы с вами начнем делать небольшие книжечки, которые называются
«Зимующие птицы».
10. Защита проекта.
С И Н И Ц А С Н Е Г И Р Ь В О Р О Б Е Й
К Л Ё С Т В О Р О Н А
С И Н И Ц А С Н Е Г И Р Ь В О Р О Б Е Й
К Л Ё С Т В О Р О Н А
С И Н И Ц А С Н Е Г И Р Ь В О Р О Б Е Й
К Л Ё С Т В О Р О Н А
С И Н И Ц А С Н Е Г И Р Ь В О Р О Б Е Й
К Л Ё С ТТест «Земля – кормилица».
1. Какие почвы самые распространенные в нашем крае?
а) черноземы в) подзолистые почвы
б) тундровые почвы г) серые лесные почвы
2. Где бывают черноземные почвы?
а) в тундре в) в лесной зоне
б) в степях г) в пустынях
3. Плодородие почвы зависит от количества:
а) песка в) перегноя
б) глины г) солей
4. Один сантиметр почвы в природе образуется за:
а) 10015 лет в) 510 лет
б) 250300 лет г) 12 года
5. Что нужно делать для защиты почвы на полях:
а) ничего не делать
б) сажать лесные полосы (посадки)
6. Как надо распахивать почву на склонах:
а) вдоль склона
б) поперёк склона
7. Что накапливается в почве, когда в неё вносят много удобрений или слишком обильно поливают:
а) глина в) соли
б) песок г) ничего не накапливается
Тест «Земля – кормилица».
1. Какие почвы самые распространенные в нашем крае?а) черноземы в) подзолистые почвы
б) тундровые почвы г) серые лесные почвы
2. Где бывают черноземные почвы?
а) в тундре в) в лесной зоне
б) в степях г) в пустынях
3. Плодородие почвы зависит от количества:
а) песка в) перегноя
б) глины г) солей
4. Один сантиметр почвы в природе образуется за:
а) 10015 лет в) 510 лет
б) 250300 лет г) 12 года
5. Что нужно делать для защиты почвы на полях:
а) ничего не делать
б) сажать лесные полосы (посадки)
6. Как надо распахивать почву на склонах:
а) вдоль склона
б) поперёк склона
7. Что накапливается в почве, когда в неё вносят много удобрений или слишком обильно поливают:
ЯРУСЫ ЛЕСА
Деревья Кустарники
Травы
… …
…… …
…
… …
…