Урок по окружающему миру на тему "Жизнь леса. Зимующие птицы" (4 класс)
Оценка 4.7

Урок по окружающему миру на тему "Жизнь леса. Зимующие птицы" (4 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
окружающий мир
4 кл
08.06.2017
Урок по окружающему миру на тему "Жизнь леса. Зимующие птицы" (4 класс)
На уроке сформируются представления обучающихся о лесе, познакомятся с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов. Обобщатся знания детей о зимующих птицах, будет развиваться познавательная активность обучающихся, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли.
открытый урок Жизнь леса. Зимующие птицы..doc
МБОУ «Нижне ­ Солотинская основная общеобразовательная школа» Провела  учитель начальных классов  Боева Инна Александровна Цели урока:   сформировать представления обучающихся о лесе, познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов. Обобщить знания детей о зимующих птицах, развивать познавательную активность обучающихся, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли. Оборудование:   карточки с тестами, картинка леса, таблица «Ярусы леса», плакат с  изображением леса и следами птиц, изображения зимующих птиц, книжечки, учебник  А.А.Плешакова для 4 класса.   Ход урока. 1. Организационный момент. Хочу пригласить вас сегодня в лес В добрый лес, могучий лес, Полный сказок и чудес. Если внимательны будете дети, Тайны чудные откроете эти. 2. Сообщение темы и цели урока. Лес не только для нашей забавы. В нем – деревья, ягоды, травы. Птицы, звери И прочие твари. Ученые тоже работают тут, Лес они сообществом зовут. (Открывается доска, на ней нарисован лес и написана тема урока). 3. Проверка домашнего задания. ­ О чем мы говорили на прошлом уроке? (О почвах) Тест «Земля – кормилица». 1. Какие почвы самые распространенные  в нашем крае? а) черноземы                                                в) подзолистые почвы б) тундровые почвы                                    г) серые лесные почвы 2. Где бывают черноземные почвы? а) в тундре                                      в) в лесной зоне б) в степях                                      г) в пустынях 3. Плодородие почвы зависит от количества: а) песка                                           в) перегноя б) глины                                         г) солей 4. Один сантиметр почвы в природе образуется за: а) 100­15 лет                                     в) 5­10 лет б) 250­300 лет                                   г) 1­2 года 5. Что нужно делать для защиты почвы на полях: а) ничего не делать                                          б) сажать лесные полосы (посадки) 6. Как надо распахивать почву на склонах: а) вдоль склона б) поперёк склона 7. Что накапливается в почве, когда в неё вносят много удобрений или слишком  обильно поливают: а) глина                                    в) соли б) песок                                    г) ничего не накапливается 4. Работа над новой темой. Над рекой широкой, Сумраком покрыт, В тишине глубокой Лес густой стоит. ­ Чем является лес для живых организмов?  (Домом) ­ А какой этот дом?  (Большой) ­ Когда вы находитесь в лесу, что вы там видите? (Деревья, кустарники, травы) ­ Что в лесу выше всего? (Деревья) ­ Что на среднем уровне? (Кустарники) ­ Что в самом низу? (Травы) ­ На что похожи растения в лесу, если смотреть снизу вверх или сверху вниз? (На  этажи). ­ Давайте выделим этажи леса. Каждый этаж имеет свое название, дайте этим этажам  названия, используя следующие описания. 1) Это многолетние растения с круглым твердым стеблем. (Деревья) 2) Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых  стеблей. (Кустарники) 3) Растения с мягкими, зелеными стеблями. (Травы) ­ Ученые называют этажи леса ярусами и располагают их в порядке уменьшения. Расположите ярусы в порядке уменьшения. (Деревья, кустарники, травы) ­ Запишем это в тетради в виде таблицы: Ярусы леса Деревья                                             Кустарники                                   Травы ­ Какие деревья располагаются в верхнем ярусе? (Ели, сосны, березы, осины и т.д.) ­ В среднем ярусе? (Малина, смородина, калина, шиповник и т.д.) ­ Что растет в нижнем ярусе? (Клевер, пастушья сумка и т.д.) ­ Что мы с вами видим, находясь в лесу? (Деревья, кустарники и др. растения) ­ А легко ли в лесу найти животных? (Это не всегда удается сделать сразу) ­ А почему? (Животных в лесу меньше, чем растений, и они прячутся в листве деревьев, в траве) ­ Могут ли растения жить без животных, а животные без растений? (Нет, они живут как  бы семьей) ­ А скажите: Белка, запасая себе, корм на зиму, уносит шишки далеко от дерева, на  котором они выросли. Что происходит дальше? (Она забывае6т о своих некоторых  запасах, орешки прорастают и вырастают деревья) ­ В лесу есть еще одни обитатели, отгадайте какие: И на горке, и под горкой, Под березкой, и под елкой, Хороводами и в ряд В шляпках молодцы стоят.  (Грибы) ­ Как вы думаете, лесу нужны грибы? ­ Об этом прочитайте на стр. 179 ­ Лесу нужны грибы. Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с  растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. 5. Физминутка. Руки подняли и покачали­ Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули­ Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят. Как они тихо садятся, покажем – Крылья сложим назад. 6. Продолжение изучения новой темы. ­ Хорошо в лесу в любое время года. Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу.  Что лежит у вас под ногами? (Старые листья, сквозь них пробивается трава, остатки  старой травы, сухие веточки) ­ Ученые называют это лесной подстилкой. Часть старой листвы и отмершие растения  постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа микроорганизмов,  бактерий, насекомых и личинок. Поэтому в лесу и не скапливается большого  количества старой листвы. А некоторым животным лесная подстилка помогает в  холодные зимы. Как вы думаете, каким животным она служит защитой от холодов?  (Тем животным, которые зимой впадают в спячку) ­ А именно? (Ежам, медведям, разным жукам) ­ Сейчас, не покидая нашего класса,  мы опять отправимся в лес, но теперь в зимний  лес, на лесную поляну. А по дороге я расскажу вам сказку. Сказка.    Сошлись как – то вместе четыре волшебника – живописца: Зима, Весна, Лето, Осень.  Сошлись да и заспорили: кто из них лучше рисует?    И начали художники друг за другом разрисовывать землю, одевать в нарядные уборы  леса, луга, поля.   Первой взялась за свою волшебную кисть Зима.  (Открывается плакат с изображением леса. На снегу написано «Зима». Под деревьями следы птиц.)    Ходит она по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо,  неслышно.    Белым, ровным слоем покрыл снег землю. Поля и лесные поляны теперь как гладкие  чистые страницы, какой – то гигантской книги. И кто ни пройдет по ним, всяк  распишется: «Здесь был такой – то»     Днем идет снег. Кончится – страницы чистые. Утром придешь – белые страницы  покрыты множеством таинственных значков, черточек, точек, запятых. Значит, ночью  были разные лесные жители, ходили, прыгали, что – то делали.  ­ Чьи же это следы вы видите на снегу на нашей поляне? ­ Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? ­ Чем они питаются, где находят себе корм? ­ Что птицам страшнее: холод или голод? ­ А как мы помогаем птицам? 7. Отгадывание загадок. ­ Сейчас мы отгадаем, какие птицы прилетают на наши кормушки. (Изображения птиц выставляются на доску) Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков. В теплый край не улетаю, Здесь, под крышей обитаю. Чик – чирик! Не робей! Я бывалый …   (Воробей) Он в своей лесной палате Носит пестренький халатик. Он деревья лечит, Постучит  ­ и легче.  (Дятел) Пусть я птичка – невеличка, У меня,  друзья, привычка – Как начнутся холода, Прямо с севера сюда.  (Снегирь) Какая птица имеет самый длинный хвост, любит воровать блестящие предметы и самая  болтливая.  (Сорока) Носит серенький жилет, Но у крыльев  ­ черный цвет. Видишь, кружат 20 пар И кричат: «Ка – а – ар! Ка – а – ар! Ка – а – ар!»   (Ворона) Не большая пестрая птица Не боится зимой простудиться, Угощенье ей наше снится Прилетает к нам часто…  (Синица) Кто там прыгает, шуршит, Клювом шишки потрошит? Голоском речистым, чистым –  Кле! Кле! Кле – поет со свистом.  (Клест) 8. Это интересно… ­ А знаете ли вы, что…   Сорока получила свое название из – за неуживчивого характера. Она вечно  кричит и ссорится.   Название птицы клест произошло от старого русского слова «клестить», что  значит «Сжимать, сдавливать, стискивать». Клюв у этой птицы загнут крест –  накрест, он как будто сжат, сдавлен.   Снегирь получил свое название за то, что прилетает он к нам вместе со снегом и живет всю зиму.   Название «Воробей» появилось вот откуда: Целые воробьиные стаи собираются  на токах, элеваторах, воруя выращенные зерна. ­ «Вора бей! Вора бей!» ­ кричали люди, отгоняя непрошенных гостей. Отсюда название – воробей.   На птицу «Ворона» люди кричали ­ «Вор она! Вор она!». Отсюда и название. 9. Оформительский момент. ­ Сейчас мы с вами начнем делать небольшие книжечки, которые называются  «Зимующие птицы». 10. Защита проекта.    С И Н И Ц А               С Н Е Г И Р Ь                В О Р О Б Е Й      К Л Ё С Т                       В О Р О Н А   С И Н И Ц А                С Н Е Г И Р Ь                 В О Р О Б Е Й      К Л Ё С Т                        В О Р О Н А   С И Н И Ц А                  С Н Е Г И Р Ь               В О Р О Б Е Й      К Л Ё С Т                             В О Р О Н А   С И Н И Ц А                    С Н Е Г И Р Ь               В О Р О Б Е Й      К Л Ё С Т Тест «Земля – кормилица». 1. Какие почвы самые распространенные  в нашем крае? а) черноземы                                                в) подзолистые почвы б) тундровые почвы                                    г) серые лесные почвы 2. Где бывают черноземные почвы? а) в тундре                                      в) в лесной зоне б) в степях                                      г) в пустынях 3. Плодородие почвы зависит от количества: а) песка                                           в) перегноя б) глины                                         г) солей 4. Один сантиметр почвы в природе образуется за: а) 100­15 лет                                     в) 5­10 лет б) 250­300 лет                                   г) 1­2 года 5. Что нужно делать для защиты почвы на полях: а) ничего не делать                                          б) сажать лесные полосы (посадки) 6. Как надо распахивать почву на склонах: а) вдоль склона б) поперёк склона 7. Что накапливается в почве, когда в неё вносят много удобрений или слишком обильно поливают: а) глина                                    в) соли б) песок                                    г) ничего не накапливается Тест «Земля – кормилица». 1. Какие почвы самые распространенные  в нашем крае? а) черноземы                                                в) подзолистые почвы б) тундровые почвы                                    г) серые лесные почвы 2. Где бывают черноземные почвы? а) в тундре                                      в) в лесной зоне б) в степях                                      г) в пустынях 3. Плодородие почвы зависит от количества: а) песка                                           в) перегноя б) глины                                         г) солей 4. Один сантиметр почвы в природе образуется за: а) 100­15 лет                                     в) 5­10 лет б) 250­300 лет                                   г) 1­2 года 5. Что нужно делать для защиты почвы на полях: а) ничего не делать                                          б) сажать лесные полосы (посадки) 6. Как надо распахивать почву на склонах: а) вдоль склона б) поперёк склона 7. Что накапливается в почве, когда в неё вносят много удобрений или слишком обильно поливают: ЯРУСЫ ЛЕСА Деревья                                                Кустарники                                Травы      …                                 …                          … …                                 …                          …      …                                 …                          …

Урок по окружающему миру на тему "Жизнь леса. Зимующие птицы" (4 класс)

Урок по окружающему миру на тему "Жизнь леса. Зимующие птицы" (4 класс)

Урок по окружающему миру на тему "Жизнь леса. Зимующие птицы" (4 класс)

Урок по окружающему миру на тему "Жизнь леса. Зимующие птицы" (4 класс)

Урок по окружающему миру на тему "Жизнь леса. Зимующие птицы" (4 класс)

Урок по окружающему миру на тему "Жизнь леса. Зимующие птицы" (4 класс)

Урок по окружающему миру на тему "Жизнь леса. Зимующие птицы" (4 класс)

Урок по окружающему миру на тему "Жизнь леса. Зимующие птицы" (4 класс)

Урок по окружающему миру на тему "Жизнь леса. Зимующие птицы" (4 класс)

Урок по окружающему миру на тему "Жизнь леса. Зимующие птицы" (4 класс)

Урок по окружающему миру на тему "Жизнь леса. Зимующие птицы" (4 класс)

Урок по окружающему миру на тему "Жизнь леса. Зимующие птицы" (4 класс)

Урок по окружающему миру на тему "Жизнь леса. Зимующие птицы" (4 класс)

Урок по окружающему миру на тему "Жизнь леса. Зимующие птицы" (4 класс)

Урок по окружающему миру на тему "Жизнь леса. Зимующие птицы" (4 класс)

Урок по окружающему миру на тему "Жизнь леса. Зимующие птицы" (4 класс)

Урок по окружающему миру на тему "Жизнь леса. Зимующие птицы" (4 класс)

Урок по окружающему миру на тему "Жизнь леса. Зимующие птицы" (4 класс)

Урок по окружающему миру на тему "Жизнь леса. Зимующие птицы" (4 класс)

Урок по окружающему миру на тему "Жизнь леса. Зимующие птицы" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2017