Урок по повести М. Пришвина "Кладовая солнца"

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 17.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала КОНСПЕКТ УРОКА.doc
Этапы урока КОНСПЕКТ УРОКА Содержание I. Формулиро вание цели и задач урока Цель: Показать единство человека и природы, раскрыть мастерство М. М. Пришвина как писателя.  Задачи: ­ знать определение понятия «пейзаж» ­ выяснить основную идею произведения; смысл названия сказки­были; ­ уметь находить в тексте заданные эпизоды, анализировать их, выразительно читать прозаический текст; ­воспитывать любовь к природе. II.  Работа с текстом до чтения. ­   Сегодня   мы   вновь   говорим   о   сказке­были   М.М.Пришвина   «Кладовая   солнца».  На   предыдущих   уроках   мы познакомились с героями этого произведения. Назовите их. (Настя и Митраша, Травка, Антипыч…) ­ А кого ещё мы можем назвать героями сказки­были? С кем мы ещё встречаемся на страницах произведения? (Волк Серый помещик, Травка, ель и сосна, Тетерев­Косач, елочки­старушки) ­А как всё это мы назовём? (Природа. Они относятся к миру природы) ­ Можно ли назвать природу ещё одним героем повести? Формулируем рабочую тему урока: Природа как герой сказки­были «Кладовая солнца». ­ Откройте тетради и запишите тему урока. Читаю слова Константина Георгиевича Паустовского о Пришвине на доске. СЛАЙД­1 ­ Как вы думаете, какие задачи мы должны решить на этом уроке? Что должны выяснить? Чему научиться? ­ Как называется изображение природы в художественном произведении? (Пейзаж) ­ Найдите в словаре литературоведческих терминов определение пейзажа, прочитайте. Теперь посмотрим, как изображает природу в своём произведении М. М. Пришвин. Отправимся вслед за Настей и Митрашей в лес, понаблюдаем за природой вместе с детьми и автором.  1III. Анализ текста. Найдите описание в тексте, соответствующее изображению, представленному на слайде. СЛАЙД­2 Ель и сосна  Находят отрывок стр. 61.  ­ Глава, в которой рассказывается о приходе брата и сестры в лес начинается с описания ели и сосны, растущих вместе. Вот как представились эти два дерева (рисунок уч­ся)  ­Прослушайте этот отрывок и ответьте на вопрос: Каков смысл притчи о судьбе сосны и ели?  Чтение наизусть Оценка ­ «клюквочка», предварительно сделанная ученицами к уроку. (Большие   деревья   должны   были   бы   расти   самостоятельно,   отдельно   друг   от   друга.   Они   выросли   вместе,   но   они разобщены, не помогают друг другу, желая самоутвердиться за счет другого) Смысл притчи в том, что люди должны помогать друг другу, поддерживать друг друга. Автор рассказывает о сосне и ели как о живых существах: они стремятся обогнать друг друга, борются за жизнь и воюют между собой. А не менее реальный злодей — ветер — прилетает мучить этих несчастных. ­ Какими словами писатель рисует их борьбу? Найдите их в этом отрывке. (Ель и сосна старались обогнать друг друга, впивались сучьями, прокалывали друг друга, стонали и выли.)  ­ Как они ведут себя? (как живые существа.) ­ Как называется это образное средство языка? (Олицетворение.) ­ Дайте определение олицетворения. (Работа со словарём) Оценка ­   Зачем   писатель   наделяет   явления   природы   признаками   живых   существ?   (С   помощью   олицетворения   делает   их действующими лицами, которые принимают активное участие в жизни героев.) ­ Почему рассказ о ели и сосне помещён в самом начале описания пути героев? Каков смысл этого образа? Докажите, что между ссорой детей и страданиями, и стонами сосны и ели существует связь. Оценки. СЛАЙД­3 Читаю сама: «Сюда, к Лежачему камню…»  с.60 – Восход солнца.  ­ Как автор показывает красоту природы? С чем сравнивает автор восход солнца? СЛАЙД­4 Тетерев­косач стр. 60  После прослушивания ответите на вопрос:  ­ Как изменяется косач под лучами солнца? Чтение наизусть.  Оценка ­ Как вы думаете, что может символизировать эта картина? (Автор показывает удивительную красоту и силу природы. Под лучами солнца «могучие стволы соснового бора стали, как зажжённые свечи великого храма природы». Тетерев­ косач тоже стал расцветать. Образ солнца как силы жизни и добра)  Красиво описано. Какие художественные средства языка использует автор? (эпитеты, сравнения) ­   Какую   роль   в   тексте   играют   сравнения   и   эпитеты?  (Помогают   лучше   представить   то,   о   чём   пишет   автор, 2украшают произведение и нашу речь) СЛАЙД­5 находим по тексту с. 61, Чтение наизусть.Оценка ­ О чём этот фрагмент? (Дети слились с природой, их настроения схожи). В Храме природы между братом и сестрой произошла ссора. О причине ссоры мы говорили на предыдущем уроке, а  пейзаж как      ­ Что этим хочет сказать нам автор?  (Единство человека и природы) Оценка   помогает нам представить настроение героя?  с. 61­62  ­Кто же в природе составляет силу добра, а кто, напротив – силу зла? Работаем в тетрадках:  Составляем двухчастную таблицу. В одну колонку выписываем друзей человека, в другую – врагов.  А я проверю, как вы дома при работе с текстом повести использовали приём ИНСЁРТ (вспоминаем, что это?) ­А затем работаем в парах: обменяйтесь тетрадками и обсудите ваши записи. (Одна пара читает вслух) СЛАЙД­6 Клюква с. 70 ­ Обратите внимание на  уменьшительно­ласкательные суффиксы, которые использует автор при описании ягоды. С какой целью он это делает? Что даёт такое употребление для восприятия читателя? Что же за ягода такая – клюква? Я, например, знаю, что кислый сок клюквы является хорошим средством против стресса и депрессий, а кустики клюквы живу 100 и даже больше лет!  Вот что об этой замечательной ягодке расскажет нам… (Уч­ся рассказывает подготовленное дома сообщение о ягоде. Одну из сделанных «клюквочек» прикрепляю на доску) Оценка ­   Прослушайте   ещё   один   фрагмент   повести   (с.   66  Ёлочки­старушки)   и   найдите   в   нём   известные   вам   средства выразительности. Ученик   читает  текст,   ребята   работают   по   заданию.   (Показываю   из   книги,   говорю   о   ней.   Передаю   уч­ся картинку, выключаю презентацию, подключаю видеофильм. Оценка ­ По мотивам литературных произведений М. Пришвина «Кладовая солнца» и «Корабельная чаща» режиссёр Юрий Егоров в 1978 году создал кинематографическое произведение – приключенческий фильм «Ветер странствий». Просмотрим фрагмент из этого кинофильма и ответим на вопрос (вопрос на ДОСКЕ)   1. В чём разница между изображением природы режиссёром и писателем?)  (в повести автор может передать чувства героя, его восприятие, описать природу, а режиссёр – снять голоса птиц, шелест листьев…) 3­ Почему фильм снят по мотивам? Что это значит? (Из обоих произведений произвольно берёт эпизоды и пишет сценарий – получается новый сюжет).  Оценка   Кого   заинтересовала   работа   режиссёра,   можете   посмотреть   весь   фильм,   а   мы   вернёмся   к   художественному произведению. ­ Как называется местечко, где растёт много ягоды? Почему? (с. 59 – прим. Автора) ­Почему болото называется Блудовым? ­А что такое Елань? (с. 59 – прим. Автора) ­А что это за Слепая Елань? с. 65­66 Следим по тексту.  Чтение наизусть Оценка Ещё один текстовой фрагмент представит нам …, а вы ответьте на вопросы. СЛАЙД­7 (с.73) ­Сколько существ приютил большой чёрный пень? ­ Почему все эти существа оказались здесь? Что их привело? ­ Что имеет в виду автор, говоря о чёрном пне. Что нужно сохранять в себе? Оценка Вот как изобразила этот пень…  Оценка А теперь задумаемся над названием сказки­были. Только ли торф имеется в виду? (Высказывают свои предложения) АА См. запись на доске, вспоминаем, что знаем КЛ СТЕР Попробуйте нарисовать схему­кластер в тетради.  (англ. cluster), термин в информатике, обозначающий группу объектов с общими признаками. Читаю фрагмент с. 74. ­ О чём говорится в текстовом фрагменте? (О заходе солнца). ­ Что заканчивается с заходом солнца? ­ Можно ли сказать, что природа живёт в гармонии? Докажите. ­ Что нарушает эту гармонию? ­ Как ведёт себя природа по отношению к детям? ­ Какие черты выявляет природа в детях? ­Какова основная идея сказки­были М. М. Пришвина, чему он нас хотел научить и почему он своё произведение назвал «Кладовая солнца»?  ­ Как автор называет природу? (Великий храм) Что он имеет в виду. Согласны ли вы с его формулировкой и почему? ­ Можно ли утверждать, что природа в понимании М.М. Пришвина – это то, что учит человека жизни, то, чему человек 4при всём его могуществе и разуме должен поклоняться? Согласны ли вы с автором? Почему?   Итог III. урока. Рефлексия. IV. Домашнее задание  Очевидно, для писателя весь мир природы и человека – это и есть кладовая солнца, если сущностью этого мира является жизнь, любовь и добро. Что нового узнал на уроке? Чему научился? Что было сложно, осталось непонятым?  ОТМЕТКИ   выставляются   учениками   самостоятельно:   учитывается   работа   в   тетрадях   (таблица,   схема),   количество «клюквочек», которые получают ребята во время урока за свою работу (чтение, анализ, ответы на вопросы и т.д.).    Написать сочинение­миниатюру на темы:  «О чём меня заставила задуматься сказка­быль М.М.Пришвина?»  «Какой предстает перед нами природа в повести   М. М. Пришвина». 5