Урок по предмету Беседы об искусстве по теме: Остров Крит. Легенды, связанные с ним.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 19.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Остров Крит.doc
Уроки 9, 10. Тема: Остров Крит и легенды, связанные с ним. Цель: познакомить учащихся с легендами и архитектурой о. Крита. Ход уроков. I. Работа с учебником Г.И. Даниловой «Мировая художественная культура»,  глава 6 «Эгейское искусство»: 1. Культура о. Крит – предшественница античной культуры. 2. Археолог А. Эванс и Кносский дворец. 3. Легенды о Минотавре. 4. Шедевры эгейской архитектуры: Кносский дворец, Львиные ворота в  Микенах. 5. Фрески Кносского дворца. II. Работа с презентацией. Около 5000 лет назад на островах и побережье Эгейского моря стала складываться   самобытная   культура,   которую   по   названию   моря   называют эгейской   или   по   названию   главных   центров,   крито   –   миконской.   Она просуществовала почти 2000 лет, с 3000 до 1200 г. до н.э. одновременно с искусством Египта и Двуречья, пока её не вытеснили в 12 веке до нашей эры пришедшие с севера греки. Центром эгейской культуры был остров Крит. Она захватывала также Кикладские острова, Пелопоннес, где находились города Микены, Пилос и Тиринф,   и   западное   побережье   Малой   Азии,   в   северной   части   которого находилась Троя. Эгейскую культуру называют также крито­микенской.                                   История открытия эгейской культуры Об Эгейском мире сохранилась память в легендах и мифах Древней Греции, а сказания о древней Трое — в эпосе Гомера. Никто не сомневался в легендарном характере сведений о догреческих обитателях греческой земли, пока во второй половине 19 в. немецкий археолог Генрих Шлиман не раскопал на Гиссарлыкском холме реальные остатки гомеровской Трои, хотя он и не 1сумел разобраться, какой из раскопанных им культурных слоев относился ко временам, описанным в «Илиаде». Вслед за тем в 70­х и 80­х гг. 19 в. в результате раскопок Г. Шлимана и В.   Дёрпфельда   на   Пелопоннесском   полуострове   была   открыта   микенская культура.   В   начале   20   в.   английский   археолог   А.   Эванс   сделал   свои поразительные   открытия   на   Крите.   Причудливый   и   странный   мир,   давно забытый человечеством, неожиданно возник перед глазами людей 20 в. Изучая раскрытые им художественные сокровища Кносского дворца, а также раскопанных другими археологами древних критских городов Гурнии и Феста, Эванс первым стал рассматривать культуру Крита в сопоставлении и в связи с культурами Египта и других стран Древнего Востока. Он предложил и периодизацию эгейской культуры, в достаточной мере условную, так как она была основана на последовательной смене форм критской керамики, но до сих пор общепринятую. Раскопки   на   Крите   дали   прежде   всего   много   остатков   архитектуры. Наиболее   Значительным   архитектурным   памятником   Древнего   Крита является   Кносский   дворец.   Это   огромный   архитектурный   комплекс, создававшийся   в   течение   нескольких   столетий,   испытавший   несколько землетрясений и других катастроф, разрушавшийся и вновь восстававший из развалин. Размеры   дворца,   его   запутанный   план   и   великолепное   внутреннее убранство   производили   на   окрестные   народы   огромное   впечатление,   и упоминания   о   нем   приняли   впоследствии   легендарные   формы.   Греческие мифы о загадочном Лабиринте и о его хозяине, человеко­быке Минотавре, были связаны с Кносским дворцом. Еще в самом конце 19 в. этот дворец считался вымыслом народной фантазии; никто тогда не думал, что он будет найден на самом деле. Около   1400   г.   до   н.э.   города   Крита   были   разрушены,   повидимому, каким­то иноземным (скорее всего, ахейским) военным вторжением.   «Критская архитектура, – как пишет Б. Виппер, – вообще не знает здания как некоего законченного, пластического тела, как самостоятельного тектонического организма. Не знает она и принципиального различия между внутренним и наружным пространством: ее комнаты ничем не отличаются от портиков, ее световые шахты – от закрытых зал... Создается впечатление, что 2в   этой   архитектуре   главным   было   сквозное   пространство,   а   не   стены, движение, но не укрытие. Стены шахт, соединяемые с лестницами, пробиты окнами,   простенки   расцвечены   яркими   полосами   –   красными,   желтыми, синими».   Но,   несмотря   на   динамичный,   «двигательный»   характер архитектуры   Кносса,   в   ней   отсутствует   направленность   движения.   Опоры могут появляться посреди дороги, пространство – пересекаться без всякой логики. Слайд 6 и дальше           Мифы   и   легенды   Древней   Греции   настолько   тесно   переплетаются   с историей, что сейчас трудно разделить правду и вымысел. Именно на Крите в пещере горы Дикти Рея втайне от кровожадного Кроноса, который боясь быть низложенным   своими   детьми,   проглатывал   каждый   раз   новорожденного ребенка,   родила   Зевса,   отца   всех   богов.   Похитив   красавицу   Европу,   Зевс провел с ней медовый месяц здесь, где он вырос. На Крите царь Минос, сын Зевса   и   Европы,   создал   свою   могучую   империю.   Здесь   искуснейший архитектор   Дедал   по   приказу   Миноса   построил   Кносский   дворец   с запутанным   лабиринтом,   в   котором   обитал   чудовищный   Минотавр, рожденный женой Миноса Пасифаей от быка. Сын критского царя Миноса Андрогей одержал победу на Панафинейских играх, но был из зависти убит соперниками. Минос потребовал выкуп за гибель сына: афиняне должны были посылать на Крит на съедение Минотавру семь юношей и столько же девушек раз в девять лет. В числе обреченных храбрый Тесей, сын афинского царя Эгея   и   Эфры,   добровольно   отправился   на   Крит   и   убил   Минотавра.   Но лабиринт был настолько запутанным, что выбраться из него было невозможно. Влюбившаяся   в   Тесея   дочь   Миноса   Ариадна   дала   герою   нить,   благодаря которой он со своими спутниками нашел дорогу обратно. В   греческой   мифологии   Пасифая   ­   дочь   Гелиоса   и   океаниды   Персеиды, супруга критского царя Миноса.                  Однажды Посейдон прислал критскому царю Миносу жертвенного белого   быка,   который   явился   из   моря.   Пораженный   красотой   животного, Минос отправил его пастись в собственные стада, а богу пожертвовал другого быка. Обиженный таким небрежением, Посейдон в отместку сделал так, что Пасифая   влюбилась   в   быка.   Она   рассказала   о   своей   страсти   знаменитому изобретателю   Дедалу,   который   решил   помочь   царице.   Он   построил пустотелую   деревянную   корову,   обтянул   ее   прочной   шкурой,   поставил   на 3спрятанные в копытах колеса и выкатил на луг, где пасся бык Посейдона. Перед   этим   внутрь   коровы   через   специальную   складную   дверцу   залезла Пасифая. Вскоре ослепительно белый бык подошел, взобрался на корову, и Пасифая удовлетворила свою страсть. Через некоторое время у нее родился Минотавр   ­   чудовище   с   человеческим   телом   и   бычьей   головой,   которого Миносу   пришлось   заключить   в   специально   построенный   для   него   тем   же Дедалом лабиринт. Слайды 29­31 Для микенской архитектуры характерна также и примитивная техника кладки крепостных стен из огромных неотесанных камней, насухо. Они сложенные из каменных   глыб,   так   плотно   пригнанных   один   к   другому,   что   создавалось впечатление монолита. Толщина этих стен в Тиринфе доходит до 8 м. Стены были укреплены башнями. Слайд 32 Вход в гробницу сложен из правильных каменных квадров; дверной проем, слегка суживающийся кверху, покрыт огромной монолитной плитой (около 120 тонн весом), над которой продолжается кладка, образующая треугольное отверстие для облегчения стены над поперечной плитой. Слайд 33 Ту же конструкцию мы видим в так называемых «Львиных воротах», ведущих в акрополь Микен. Треугольник над пролетом ворот занят здесь большой треугольной же плитой со скульптурным рельефом в виде двух львиц, опирающихся передними лапами на алтарь по сторонам стоящей на нем колонны, расширяющейся кверху. Рельеф величественных «Львиных ворот» — единственный пример монументальной скульптуры в эгейском искусстве. Геральдический   характер   рельефа   вполне   соответствовал   условному искусству Микен. Композиция микенских архитектурных комплексов была самобытной, но декорация и орнаментика сложились под сильным влиянием Крита,   отличаясь   лишь   большим   схематизмом.   Размеры   построек,   их монументальность   свидетельствуют   о   привлечении   для   их   сооружения огромного количества людей – как пленных рабов, так и местного населения. Слайд 34 4Гомер   называет   Микены   златообильными.   Действительно,   раскопки Шлимана   и   раскопки   50­х   гг.   20   в.   дали   совершенно   исключительные   по богатству   и   отчасти   художественному   мастерству   вещи:   так   называемая «маска   Агамемнона»,   кубки,   чаши,   сосуды   —   грубой   местной   работы,   но массивные, из чистого золота; замечательный кубок из горного хрусталя с ручкой   в   виде   головы   утки;   тяжелые   бронзовые   мечи   с   рукоятками   из слоновой   кости   с   инкрустацией   золотом;   множество   бляшек,   украшавших, вероятно,   погребальный   полог   и   одежду;   кинжалы   критской   работы   с изумительной по тонкости инкрустацией на клинках, изображающей бегущих львов посреди лилий, охоту на львов и др. 5

Посмотрите также