Урок по предмету Беседы об искусстве, тема: Наскальная живопись.
Оценка 5

Урок по предмету Беседы об искусстве, тема: Наскальная живопись.

Оценка 5
Разработки уроков
doc
искусство +1
Взрослым
19.01.2017
Урок по предмету Беседы об искусстве, тема: Наскальная живопись.
Презентация по теме.
Наскальная живопись.doc
Тема: Наскальная живопись. Урок 2. Цель: познакомить учащихся с наскальной живописью, как частью  первобытной культуры древних людей. Ход урока. I. Повторение пройденного: что такое «культура», «искусство», «жанры  искусства». II. Работа с презентацией «Наскальная живопись»: Одной   из   причин   возникновения   искусства   считают   человеческую потребность   в   красоте   и   радости   творчества,   другой   ­   верования   того времени.   С   поверьями   связывают   прекрасные   памятники   каменного   века  ­ написанные   красками,   а   также   выгравированные   на   камне   изображения, которыми покрывали стены и потолки подземных пещер ­ пещерные росписи. Люди того времени верили в магию: они считали, что с помощью картин и других изображений можно воздействовать на природу. Считалось, например, что   нужно   поразить   стрелой   или   копьём   нарисованного   зверя,   чтобы обеспечить успех настоящей охоты.              Точное время создания пещерных росписей до сих пор установить не удалось.   Самые   прекрасные   из   них   были   созданы,   по   мнению   учёных, примерно   двадцать   ­   десять   тысяч   лет   назад.   В   то   время   большую   часть Европы   покрывал   толстый   слой   льда;   пригодной   для   обитания   оставалась лишь   южная   часть   материка.   Ледник   медленно   отступал,   а   вслед   за   ним двигались   на   север   первобытные   охотники.   Можно   предположить,   что   в тяжелейших   условиях   той   поры   все   силы   человека   уходили   на   борьбу   с голодом,   холодом   и   хищными   зверями.   Тем   не   менее,   он   создавал великолепные   росписи.   На   стенах   пещер   изображены   десятки   крупных животных, на которых тогда уже умели охотиться; среди них встречались и такие, которые будут приручены человеком ­ быки, лошади, северные олени и другие. Пещерные росписи сохранили облик и таких зверей, которые позднее совсем вымерли: мамонты и пещерные медведи. Слайд 2,3 Изображение лошади. Изображение человеческой руки 1 Первобытные   художники   очень   хорошо   знали   животных,   от   которых зависело само существование людей. Лёгкой и гибкой линией передавали они позы и движения зверя. Красочные аккорды ­ чёрное, красное, белое, жёлтое ­ производят   чарующее   впечатление.   Минеральные   красители,   смешанные   с водой, животным жиром и соком растений, сделали цвет пещерных росписей особенно ярким. Для создания таких больших и совершенных произведений тогда,   как   и   сейчас,   надо   было   учиться.   Возможно,   что   камушки   с нацарапанными   на   них   изображениями   зверей,   найденные   в   пещерах,   были ученическими работами "художественных школ" каменного            Случилось так, что именно дети, причём совсем нечаянно, нашли самые интересные пещерные росписи в Европе. Они находятся в пещерах Альтамира в Испании и Ляско во Франции. До сих пор в Европе найдено около полутора сотен пещер с росписями; можно полагать, что их ещё больше, но не все пока обнаружены.   Росписи   пещеры   Ласко   были   открыты   только   в   1940   году. Сходные памятники известны и за пределами Европы ­ в Азии, в Северной Африке. века.             Больше всего древнейшей живописи найдено в Европе (от Испании до Урала).   По   понятным   причинам   она   хорошо   сохранилась   на   стенах заброшенных   пещер,   входы   в   которые   оказались   наглухо   заваленными тысячелетия   назад.   В   течение   тысячелетий   самой   природой   в   них поддерживалась   одна   и   та   же   температура   и   влажность.   Поэтому   хорошо сохранилась не только настенная живопись, но и многие другие свидетельства деятельности   человека,   включая   четкие   следы   босых   ног   взрослых   и,   что особенно впечатляет, ­ детей на сыром полу некоторых пещер. Слайд 4 Раненый бизон и мертвый охотник. Пещеры Ласко, Франция.  Ласко находится близ Монтиньяка (Дордонь) в сорока километрах от Перигё,   на   краю   плато,   над   левым   берегом   р.   Везер.   Согласно   старинной легенде,   от   замка   Монтиньяк,   под   Везер   к   поместью   Ляско   проходил подземный ход, в котором были спрятаны сокровища. Эти­то сокровища и искали четверо подростков, когда, 12 сентября 1940 года, они обнаружили небольшой вход в пещеру, действительно таившую в себе настоящий клад ­ великолепные   наскальные   росписи   эпохи   позднего   палеолита.   Это 2 изображения различных животных (лошадей, бизонов, оленей, быков и др.), которые   полны   движения   и   гармонии.   На   стенах   пещеры   аббатом   Глори, работавшим   здесь   с   1952   по   1963   год,   было   обнаружено   более   2000 изображений. Слайд 5 Изображения животных Ляско всегда представляла большой интерес не только для ученых, но и для   многочисленных   туристов.   Частые   посещения   больших   туристических групп   привели   к   изменению   микроклимата   пещеры,   что   губительно сказывалось изображениях. на Слайд 6 Новый вход­шлюз в пещеру Ляско. В 1963 году, решением министра культуры Франции А. Мальро, Ляско была   выкуплена   государством   и   закрыта   для   посетителей   на   14   лет. Благодаря   долгой   и   кропотливой   работе   целого   коллектива   археологов, биологов,   химиков,   спелеологов   и   геоморфологов   живопись   и   графику пещеры удалось уберечь от разрушения. И сейчас вход в Ляско закрыт для туристов.   Пещеру   может   осмотреть   только   специалист   и   то   по предварительной заявке, которая подается чуть ли не за год. В день в пещеру могут войти не более 6 человек. Два дня в неделю пещера вообще закрыта.  Слайды 7,8,9,10 Альтамира ­ одна из самых известных палеолитических пещер Испании. Она находится в провинции Кантабрия неподалеку от города Сантандер, на окраине деревни Сантильяна дель Мар. Хотя пещера и ее живопись известны всему   миру,   далеко   не   все   знают   о   драматической   истории   ее   первого исследователя,   графа   Марселино   Санз   де   Саутуолы,   владельца   угодий,   на которых   находится   пещера,   обнаруженная   в   1868   г.   местным   охотником Модесто Кубилласом Пересом. О существовании пещеры знали все в этой округе, здесь прятались от непогоды пастухи и устраивали привал охотники. Но только спустя 11 лет, в 1879 г., гуляя по окрестностям усадьбы и войдя в пещеру, девятилетняя дочь М. де Саутуолы Мария обратила внимание своего отца   на   трудно   различимые   в   темноте   пещеры   странные   изображения   на потолке одного из ее "залов". "Смотри, папа, быки", ­ сказала девочка. 3 Из   живописи   Альтамиры   наибольшую   известность   получил   плафон   ­ роспись низкого потолка в одном из "залов" пещеры слева от входа. Общая площадь плафона ­ около 100 кв.м. Здесь художник умело сочетал красочную роспись   с   рельефом   потолка.   Из   более   чем   20   фигур   нарисованных   здесь животных   (в   основном,   бизонов,   хотя   есть   и   лошадь,   и   кабан,   и   олень), большинство   нанесено   на   естественные   выпуклости   потолка.   Получается впечатляющая картина полуобъемных, рельефных фигур. Слайд 11­15 КАПОВАЯ ПЕЩЕРА Шульган­Таш, ­ одна из крупнейших пещер на Южном Урале, на правом берегу р. Белой (общая длина ходов достигает 1,5 км). В 1959 зоологом А. В. Рюминым в Каповой  пещере  были обнаружены рисунки эпохи палеолита. В 1960­61   Каповую     пещеру   изучала   экспедиция   Института   археологии   АН СССР под рук. О. Н. Бадера. На 2­м этаже К. п. имеются рисунки 7 мамонтов, 2 лошадей, 2 носорогов. Рисунки представляют собой сплошь закрашенные красной краской силуэты или грубые контуры. 4

Урок по предмету Беседы об искусстве, тема: Наскальная живопись.

Урок по предмету Беседы об искусстве, тема: Наскальная живопись.

Урок по предмету Беседы об искусстве, тема: Наскальная живопись.

Урок по предмету Беседы об искусстве, тема: Наскальная живопись.

Урок по предмету Беседы об искусстве, тема: Наскальная живопись.

Урок по предмету Беседы об искусстве, тема: Наскальная живопись.

Урок по предмету Беседы об искусстве, тема: Наскальная живопись.

Урок по предмету Беседы об искусстве, тема: Наскальная живопись.
Скачать файл