Урок по предмету Беседы об искусстве, тема: Шатровый тип храмов Руси.
Оценка 5

Урок по предмету Беседы об искусстве, тема: Шатровый тип храмов Руси.

Оценка 5
Разработки уроков
doc
искусство +2
Взрослым
19.01.2017
Урок по предмету Беседы об искусстве, тема: Шатровый тип храмов Руси.
Шатровые храмы.doc
Тема: Шатровый тип храмов на Руси. Урок 31. Цель: рассмотреть шатровый тип храма, сравнить его с крестово­купольным. I. Деревянные шатровые храмы Ход урока.                  В русском деревянном зодчестве шатёр является распространённой, хотя далеко не единственной, формой завершения деревянных церквей. Так как   с   древнейших   времен   деревянное   строительство   на   Руси   было преобладающим, то большинство христианских храмов так же строилось из дерева.   Типология   церковной   архитектуры   перенималась   Древней   Русью из Византии. Однако в дереве чрезвычайно трудно передать форму купола — необходимого   элемента   храма   византийского   типа.   Вероятно,   именно в   деревянных техническими   трудностями   вызвана замена     храмах куполов шатровыми Конструкция деревянного шатра проста, её устройство не вызывает серьёзных затруднений. завершениями.     Хотя самые ранние известные деревянные шатровые храмы относятся к XVI веку,   есть   основания   думать,   что   и   раньше   в   деревянном   зодчестве   была распространена форма шатра.           На протяжении столетий деревянное строительство, тесно связанное с народной средой, велось по старым, хорошо знакомым образцам. Строители придерживались   нескольких   сложившихся   типов,   поэтому   более   поздние постройки   в   целом   должны   были   повторять   предшествовавшие   им.   Часто плотников обязывали строить новый храм по образцу старого, пришедшего в негодность.   Консервативность   деревянного   зодчества,   замедленность   его развития   позволяют   думать,   что   основные   его   формы   не   претерпели существенного изменения со времени своего возникновения. 1 Шатровые храмы во многом определяли облик не только древнерусских сел, но и городов. Каменные церкви были редки, большая же часть храмов и в городах строилась из дерева. Вытянутые силуэты шатров хорошо выделялись из массы основной застройки. Позднее, в XVIII—XIX вв, когда деревянные церкви   ушли   из   городского   строительства,   их   во   множестве   продолжали строить на русском севере. Среди храмов Карелии и Архангельской области немало примеров шатровых построек.         Основа всех шатровых храмов была примерно одинаковой: четверик, на который   ставился   небольшой   восьмерик,   служащий   опорой   для   высокого восьмигранного шатра. При этом зодчие проявляли такую изобретательность в украшении и варьировании различных деталей, что ни один шатровый храм не был похож на другие. Особенностью этого стиля было то, что храм не имел столпов   и   держался   только   на  стенах,   из­за   чего   слишком   широкие  шатры ставить было невозможно.  Церковь Вознесения в Коломенском.       Первый каменный шатровый храм в России. Основатель храма — великий князь Московский Василий III. Строительство храма историки связывают с рождением долгожданного сына Василия III Ивана IV. Шатровый храм – обычно восьмерик. Рисуем восьмерик. Архитектурные термины. Барабан — цилиндрическое или многогранное основание купола (в русской архитектуре   XVII   в.   иногда   —   декоративной   луковичной   главы),   обычно прорезанное окнами. Четверик — в русской  и  украинской  каменной и деревянной   архитектуре четырехугольное   в   плане   сооружение   или   составная   часть   композиций шатровых и ярусных храмов, в том числе в сочетании с восьмигранной частью (восьмерик на четверике). 2 Восьмерик —  в  русском   и   украинском   каменном   и  деревянном   зодчестве восьмиугольное   в  плане   сооружение   или   часть   сооружения.  Распространен главным образом в церковном зодчестве. Восьмерики обычно ставились на четырехугольном   основании   (тип   "восьмерик   на   четверике"),   реже   они завершают крестообразный в плане объем. Гульбище —  в  древнерусской   архитектуре   наружная   терраса   или   галерея, окружающая здание на уровне перекрытий подклета. Были распространены в культовой   архитектуре   XVI–XVII   вв.,   иногда   встречались   в   светских постройках. Галерея — длинное   крытое   светлое   помещение,   в   котором   одну   из продольных стен заменяют колонны, столбы или балюстрада, примыкающее к стене здания   главка —   наружная   часть Глава,   купольного   перекрытия барабана, декоративное завершение церковных построек. Благодаря наличию глав   самых   разнообразных   форм,   их   окраске,   узору,   материалу   покрытия, архитектурное   сооружение   приобретает   характерный   силуэт   и   большую живописность.   В   русском   зодчестве   распространены шлемовидные, луковичные. Закомара — (от др.­рус. комара — свод) — полукруглое или килевидное завершение   участка   стены,   закрывающее   прилегающий   к   ней   внутренний цилиндрический (крестовый) свод. Шатер, шатровое покрытие — завершение центрических построек (храмов, колоколен, башен, крылец) в виде высокой четырехгранной, восьмигранной или многогранной пирамиды. Распространено в русском каменном зодчестве с XVI в. 3

Урок по предмету Беседы об искусстве, тема: Шатровый тип храмов Руси.

Урок по предмету Беседы об искусстве, тема: Шатровый тип храмов Руси.

Урок по предмету Беседы об искусстве, тема: Шатровый тип храмов Руси.

Урок по предмету Беседы об искусстве, тема: Шатровый тип храмов Руси.

Урок по предмету Беседы об искусстве, тема: Шатровый тип храмов Руси.

Урок по предмету Беседы об искусстве, тема: Шатровый тип храмов Руси.
Скачать файл