Урок по предмету Беседы об искусстве, тема: Шатровый тип храмов Руси.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 20.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Шатровые храмы.doc
Тема: Шатровый тип храмов на Руси. Урок 31. Цель: рассмотреть шатровый тип храма, сравнить его с крестово­купольным. I. Деревянные шатровые храмы Ход урока.                  В русском деревянном зодчестве шатёр является распространённой, хотя далеко не единственной, формой завершения деревянных церквей. Так как   с   древнейших   времен   деревянное   строительство   на   Руси   было преобладающим, то большинство христианских храмов так же строилось из дерева.   Типология   церковной   архитектуры   перенималась   Древней   Русью из Византии. Однако в дереве чрезвычайно трудно передать форму купола — необходимого   элемента   храма   византийского   типа.   Вероятно,   именно в   деревянных техническими   трудностями   вызвана замена     храмах куполов шатровыми Конструкция деревянного шатра проста, её устройство не вызывает серьёзных затруднений. завершениями.     Хотя самые ранние известные деревянные шатровые храмы относятся к XVI веку,   есть   основания   думать,   что   и   раньше   в   деревянном   зодчестве   была распространена форма шатра.           На протяжении столетий деревянное строительство, тесно связанное с народной средой, велось по старым, хорошо знакомым образцам. Строители придерживались   нескольких   сложившихся   типов,   поэтому   более   поздние постройки   в   целом   должны   были   повторять   предшествовавшие   им.   Часто плотников обязывали строить новый храм по образцу старого, пришедшего в негодность.   Консервативность   деревянного   зодчества,   замедленность   его развития   позволяют   думать,   что   основные   его   формы   не   претерпели существенного изменения со времени своего возникновения. 1Шатровые храмы во многом определяли облик не только древнерусских сел, но и городов. Каменные церкви были редки, большая же часть храмов и в городах строилась из дерева. Вытянутые силуэты шатров хорошо выделялись из массы основной застройки. Позднее, в XVIII—XIX вв, когда деревянные церкви   ушли   из   городского   строительства,   их   во   множестве   продолжали строить на русском севере. Среди храмов Карелии и Архангельской области немало примеров шатровых построек.         Основа всех шатровых храмов была примерно одинаковой: четверик, на который   ставился   небольшой   восьмерик,   служащий   опорой   для   высокого восьмигранного шатра. При этом зодчие проявляли такую изобретательность в украшении и варьировании различных деталей, что ни один шатровый храм не был похож на другие. Особенностью этого стиля было то, что храм не имел столпов   и   держался   только   на  стенах,   из­за   чего   слишком   широкие  шатры ставить было невозможно.  Церковь Вознесения в Коломенском.       Первый каменный шатровый храм в России. Основатель храма — великий князь Московский Василий III. Строительство храма историки связывают с рождением долгожданного сына Василия III Ивана IV. Шатровый храм – обычно восьмерик. Рисуем восьмерик. Архитектурные термины. Барабан — цилиндрическое или многогранное основание купола (в русской архитектуре   XVII   в.   иногда   —   декоративной   луковичной   главы),   обычно прорезанное окнами. Четверик — в русской  и  украинской  каменной и деревянной   архитектуре четырехугольное   в   плане   сооружение   или   составная   часть   композиций шатровых и ярусных храмов, в том числе в сочетании с восьмигранной частью (восьмерик на четверике). 2Восьмерик —  в  русском   и   украинском   каменном   и  деревянном   зодчестве восьмиугольное   в  плане   сооружение   или   часть   сооружения.  Распространен главным образом в церковном зодчестве. Восьмерики обычно ставились на четырехугольном   основании   (тип   "восьмерик   на   четверике"),   реже   они завершают крестообразный в плане объем. Гульбище —  в  древнерусской   архитектуре   наружная   терраса   или   галерея, окружающая здание на уровне перекрытий подклета. Были распространены в культовой   архитектуре   XVI–XVII   вв.,   иногда   встречались   в   светских постройках. Галерея — длинное   крытое   светлое   помещение,   в   котором   одну   из продольных стен заменяют колонны, столбы или балюстрада, примыкающее к стене здания   главка —   наружная   часть Глава,   купольного   перекрытия барабана, декоративное завершение церковных построек. Благодаря наличию глав   самых   разнообразных   форм,   их   окраске,   узору,   материалу   покрытия, архитектурное   сооружение   приобретает   характерный   силуэт   и   большую живописность.   В   русском   зодчестве   распространены шлемовидные, луковичные. Закомара — (от др.­рус. комара — свод) — полукруглое или килевидное завершение   участка   стены,   закрывающее   прилегающий   к   ней   внутренний цилиндрический (крестовый) свод. Шатер, шатровое покрытие — завершение центрических построек (храмов, колоколен, башен, крылец) в виде высокой четырехгранной, восьмигранной или многогранной пирамиды. Распространено в русском каменном зодчестве с XVI в. 3

Посмотрите также