Урок по предмету естествознание " Планета Земля" ( 5 класс, естествознание)
Оценка 4.6

Урок по предмету естествознание " Планета Земля" ( 5 класс, естествознание)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
география
5 кл
19.02.2018
Урок по предмету естествознание " Планета Земля" ( 5 класс, естествознание)
Цели: создать условия для формирования у учащихся представления о Гипотезах образования Земли; создать условия для усвоения учащимися знаний: внутреннее строение Земли; литосфера; два типа строения земной коры. Оборудование на уроке: план на доске, проектор для просмотра слайдов , таблица: «Внутреннее строение Земли».урок в 5 классе по естествознанию
5 класс строение земли.docx
Цели: создать условия для формирования у учащихся представления о Гипотезах  образования Земли; создать условия для усвоения учащимися знаний: внутреннее строение  Земли; литосфера; два типа строения земной коры. Оборудование на уроке: план на доске, проектор для просмотра слайдов (презентация),  таблица: «Внутреннее строение Земли». Терминология: литосфера, ядро, мантия, земная кора: материковая, океаническая. Тип урока: усвоение новых знаний. Формы организации: фронтальная, парная. Методы работы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично –  поисковый, интерактивный (показ слайдов), метод контроля и самооценки. Приемы работы: прием удивления, фантастическая добавка, рефлексия. План: 1. 2. 3. Внутреннее строение Земли: земная кора; мантия; ядро. Литосфера. Методы изучения Земли. Ход урока I этап. Организационный момент (готовность к уроку). Эмоциональный настрой. Здравствуйте ребята. Надеюсь, наша взаимная работа на уроке  будет плодотворной, а вы активны. Садитесь. Сегодня мы начинаем изучение новой темы.  Для успешной работы на уроке мы приготовили все необходимое: учебник, тетрадь,  простой карандаш, ручка. II этап. Актуализация знаний. Ребята, вы сейчас внимательно прослушаете текст, а затем ответите на ряд вопросов.  Зачитываю текст. «Первоначально планета была холодной, затем стала разогреваться, а  впоследствии стала, вновь остывать. При этом «лёгкие» элементы поднимались, а  «тяжёлые» опускались. Так сформировалась первоначальная земная кора. Тяжёлые  элементы образовали внутреннее вещество планеты – ядро и мантию». Учитель. О чём говорят эти строки? Ученик. О гипотезе происхождения Земли. Гипотеза Шмидта – Фесенкова имеет меньше  противоречий и отвечает на большее количество вопросов. Учитель. Из какого облака образовалась наша планета? Ученик. Из холодного газопылевого облака. Учитель. Какова форма Земли? Ученик. Форма Земли шарообразная. Учитель. Вспомните из материала природоведения, какие внешние оболочки Земли вам  известны? Ученик. Земля имеет следующие внешние оболочки: атмосфера, гидросфера, биосфера,  литосфера. Интеллектуальная разминка Изучив географию, 6 класса вы узнаете о каждой из этих оболочек более подробно. А  начнём изучать мы планету Земля с оболочки, название которой скрыто в ребусе. У вас у  всех на столах лежит технологическая карта, в которой имеется ребус. Задание. Разгадайте ребус, назовите спрятанную земную оболочку. СЛАЙД 2. Изучение раздела «Литосфера» мы начинаем со знакомства о том, что находится внутри  Земли. Тема сегодняшнего урока. «Строение Земли и методы его изучения. Литосфера». СЛАЙД 3. Цель урока: изучить внутреннее строение Земли; познакомиться с методами изучения  Земли; сформулировать понятие литосфера. Записываем число и тему нашего урока в технологическую карту. Мотивация. Ребята мне довелось быть свидетелем такого случая. Я сейчас его вам  зачитаю, а вы внимательно слушаете, так как затем я задам вам вопросы. Читаю рассказ.  «Конфета Земля». – Коля, Коля! – вбежал в комнату Вася, – мне такая идея в голову пришла! – Какая, Вась? – Земля ведь как шар, да? – уточнил Вася. – Ну да... – Значит, если мы будем копать Землю насквозь, то окажемся в другом месте, так? – Точно! – обрадовался Коля, – Пойдём скорее к бабушке, спросим, где у нас лопата  лежит. – Побежали! – Баааааабушка! – Что, Коленька? – Бабушка, где у нас лопата лежит? – В сарае, Коленька. А зачем вам лопата? – ответила бабушка. – Мы хотим Землю прорыть, авось куда­нибудь да попадём, – радостно сказал Коля. Бабушка улыбнулась и спросила: – Вы хотя бы знаете, как она устроена? – А чего там знать, – ответил Вася, – земля землёй – что может быть проще! – А нет. Не всё так просто – ответила бабушка. – А как? Бабушка, расскажи, пожалуйста. Ну, пожаааалуйста! – начал упрашивать бабушку Коля. – Ну ладно, ладно – согласилась бабушка, и начала свой рассказ. – Земля похожа на конфету: в центре орешек – ядро, потом идёт сливочная начинка – это  мантия, а сверху шоколадная глазурь – это земная кора. Расстояние только отсюда до  центра ядра больше 6 000 км, а вы хотите насквозь, – усмехнулась бабушка. – Значит, всё отменяется, – расстроился Коля... – Дааа, хорошо бы такую конфету, – мечтательно сказал Вася. III этап. Объяснение нового материала. Учитель. Прослушав рассказ и используя (наглядное пособие) ТАБЛИЦА «Внутреннее  строение Земли», ответьте на вопросы. СЛАЙД 4. Учитель. Каково внутренне строение Земли? Ученик. Земля имеет послойное строение: ядро, мантия, земная кора. Учитель. Если сравнить нашу планету с яйцом, то получим некоторое сходство. Какое?  Что хотят показать этим сравнением учёные? Ученик. Скорлупа – земная кора; белок – мантия; ядро – желток. Земля имеет послойное  строение. СЛАЙД 5. Самостоятельная работа – устно. Внутренне строение Земли на рисунке показано  цифрами. Что обозначает каждая цифра? СЛАЙД 6. Работа с учебником, с иллюстрациями. Заполнение таблицы. Парная работа  (письменно). Используя материал учебника (стр.38 §16 абзац 3, определить температуру), (рисунок 22,  стр.39 §16, определить толщину мантии), заполнить в таблице «Внутреннее строение  Земли» пропуски (ячейки). Парная работа (взаимопроверка). СЛАЙД 7. Внутреннее строение Земли. Состояние Температура Давление Процентное соотношение Твердое Разная, от  ­7°С, до +57°С Размер (толщина) 5–80 км № Название оболочки 1. Земная  кора 2. Мантия  верхняя   Мантия  нижняя 3. Ядро  внешнее   Ядро  внутреннее 2900 км 200–250 км Пластичное,  размягчённый Твердое,  кристаллическое Расплавленное,  жидком Твёрдое 2250 км 1250 км 2000°С 2000–5000°С 760 мм. рт. ст. 1,3 млн. атм. 3,6 млн. атм. 1% 82% 17% Курсивом отмечены те ячейки, которые учащиеся должны заполнить. Правило: начиная с глубины 20 – 30м, температура земной коры увеличивается в среднем  на 3° на каждые 100м. Учитель. Почему мантию называют основной частью Земли? Ученик. Мантия занимает основную внутреннюю часть Земли. Учитель. Как изменяется температура в недрах Земли. Ученик. При движении внутрь Земли температура повышается. Физкультминутка Приложение 2 Разделение на оболочки произошло благодаря разогреву недр планеты и разделению  вещества по удельному весу: более тяжелые элементы погружались к центру Земли и  образовали ядро, более лёгкие – всплывали, образовав мантию и земную кору. Разогрев  поддерживается внутренним источником энергии – распадом радиоактивных элементов. Учитель. Ребята, а что такое литосфера. Литосфера: «литос» – камень, «сфера» – шар. Это твердая, каменная оболочка Земли,  состоящая из земной коры и верхней части мантии, имеет мощность от 70 до 250 км. Литосфера – объединяет внутренние и внешние оболочки Земли. Земная кора (верхняя часть литосферы) в свою очередь делится на материковую  (континентальную) и океаническую. СЛАЙД 8. Задание. Используя рисунок, заполните схему. СЛАЙД 9. 1. 2. Назовите виды земной коры? Сколько и какие слои слагают материковую земную корку и океаническую? Толщина материковой земной коры до 70 км в горах, 30–40 км под равнинами. Имеет 3  слоя (осадочный, гранитный, базальтовый). Она более старая. Толщина океанической земной коры 5–10 км под океанами. Имеет 2 слоя (осадочный,  базальтовый). Более молодая, формируется в районе вершин океанических хребтов. Такое расположение слоев не случайно и объясняется плотностью слагающих их веществ.  Гранит в основном состоит из менее плотных веществ, например полевого шпата, слюды.  Базальт – более плотных, тяжелых веществ: лабрадора, магнетита, оливина и др. Поэтому  базальтовый слой залегает под гранитным. Земная кора выплавлялась из вещества мантии постепенно, в результате длительного и  сложного физико­химического преобразования. При этом вначале выделились гранитный и  базальтовый слои. Осадочный возник позднее, главным образом из продуктов их  разрушения и преобразования живыми организмами. Он покрывает почти всю поверхность  Земли. Осадочный слой сложен осадочными горными породами. Гранитный слой  представлен магматическими (граниты и др.) и метаморфическими породами, близкими по  составу к гранитам (гнейсы и др.). Базальтовый слой из магматических и плотных  метаморфических пород, богатых магнием и железом. Как происходило образование земной коры? Образование земной коры происходило  миллиарды лет назад из вязко–жидкого вещества мантии – магмы.Входившие в его состав  наиболее распространенные и легкие химические вещества – кремний и алюминий –  застывали в верхних слоях. Затвердев, они больше не тонули и оставались на плаву в виде  своеобразных островков. Но эти островки не были устойчивыми, они находились во власти  внутренних мантийных течений, которые увлекали их вниз, и нередко попросту тонули в  раскаленной магме. Магма (от греческого таgmа –густая грязь) – расплавленная масса,  образующаяся в мантии Земли. Но шло время, и первые небольшие твердые массивы  постепенно соединялись между собой, образуя территории уже значительной площади.  Подобно льдинам в открытом океане, они перемещались по планете по воле внутренних  мантийных течений. Как же удалось людям составить представление о внутреннем строении  Земли? Ценную информацию о строении Земли человечество получает в результате  бурения сверхглубоких скважин, а также с помощью специальных сейсмических методов  исследования (от греч. «seismos» – колебание). Так изучают геофизики нашу Землю. Этот  метод основан на изучении скорости распространения в Земле колебаний, возникающих при землетрясениях, извержениях вулканов или взрывах. С этой целью используют  специальный прибор – сейсмограф. Уникальную информацию о недрах Земли ученые– сейсмологи получают из наблюдений за извержениями вулканов. Наука сейсмология –  наука о землетрясениях. На основании сейсмических данных в строении Земли выделяют 3  главные оболочки, отличающиеся химическим составом, агрегатным состоянием и  физическими свойствами. Немного истории. Один из первых сейсмографов был изобретен в начале XX в. русским  физиком и географом Борисом Борисовичем Голицыным. На основе разработок Голицына  у нас в стране была создана первая сейсмическая станция. Применив сейсмический метод  изучения внутреннего строения Земли, он в 1916 г. обнаружил на глубине около 500 км  границу резкого изменения свойств планеты (так называемый слой Голицына), по которой  проводят нижнюю границу верхней мантии. Название прибора говорит о его назначении – записи колебаний земного вещества. Как это  происходит? Под действием мощных толчков, происходящих внутри Земли, земное  вещество начинает колебаться, при этом оказалось, что скорость распространения  колебаний различна. Исследуя это явление в лаборатории, ученые брали разные по  плотности вещества. Результаты показали, что скорость колебаний от толчков одинаковой  силы в разных по плотности веществах различна. На основании – этого ученые пришли к  выводу, что земная кора состоит из разных по плотности веществ. Так, по скорости  колебаний земного вещества в земной коре было выявлено три ее слоя: верхний –  осадочный (сложен известняками, песком, глиной и другими породами), средний –  гранитный и нижний – базальтовый. В гранитных породах, например, скорость  распространения волны около 5 км/с, в песчаниках она меньше – около 3 км/с. СЛАЙД 10. Работа с учебником. Используя стр. 40 пункт №3 §16 назовите самую глубокую скважину. Самая глубокая шахта уходит в глубину не более чем на 8 км, а самая глубокая скважина  достигает 15 км на Кольском полуострове. А это ничтожно малая величина по сравнению с размерами Земли. Ведь расстояние от  поверхности до центра Земли 6370 км. И все же глубинное бурение – один из надежных  методов изучения земных недр, он позволяет многое узнать об особенностях строения  нашей планеты. Для чего необходимо изучать строение Земли? Раскрытие тайн внутреннего строения  Земли позволит правильно объяснить формирование и развитие планеты, происхождение  материков и океанов, даст возможность предвидеть извержения вулканов, землетрясения,  ускорит поиск месторождений полезных ископаемых и многое другое. IV этап. Закрепление. Задание. Найдите соответствие (метод перетаскивания). 1 Ядро 2 Мантия 3 Материковая земная  А Толщина слоя 5–10 км Б Температура от +2000 °С до +5000°С, состояние твердое В Температура +2000 °С, состояние вязкое, ближе к твердому,  кора состоит из двух слоев 4 Океаническая земная  кора Г Состоит из гранита, базальта и осадочных пород. Ответ. 1Б, 2В, 3Г, 4А СЛАЙД 11. V этап. Обобщение. Задание. Игра «Эрудит». Расскажите о литосфере как можно больше, но разрешается говорить  только по одному предложению, начиная со слов: «Я знаю, что …». Нельзя повторяться и  делать паузу между ответами соперников более 5 сек.       Я знаю, что литосфера – это оболочка Земли. Я знаю, что литосфера состоит из земной коры и верхней части мантии. Я знаю, что литосфера – объединяет внутренние и внешние оболочки Земли. Я знаю, что литосфера – каменная оболочка Земли («литос» – камень, «сфера» –  шар). Я знаю, что литосфера имеет мощность от 70 до 250 км. Я знаю, что земная кора делится на материковую и океаническую… VI этап. Домашнее задание § 16, творческое задание. Напишите стихотворение, сказку или рассказ о литосфере. VII этап. Подведение итогов. Оценивание учащихся. Рефлексия. Ребята сегодня на уроке мы ставили задачи: изучить внутреннее строение Земли, методы  изучения и литосферу. Как вы думаете, мы справились с этими задачами? Да. То есть цель урока достигнута? Да.

Урок по предмету естествознание " Планета Земля" ( 5 класс, естествознание)

Урок по предмету естествознание " Планета Земля" ( 5 класс, естествознание)

Урок по предмету естествознание " Планета Земля" ( 5 класс, естествознание)

Урок по предмету естествознание " Планета Земля" ( 5 класс, естествознание)

Урок по предмету естествознание " Планета Земля" ( 5 класс, естествознание)

Урок по предмету естествознание " Планета Земля" ( 5 класс, естествознание)

Урок по предмету естествознание " Планета Земля" ( 5 класс, естествознание)

Урок по предмету естествознание " Планета Земля" ( 5 класс, естествознание)

Урок по предмету естествознание " Планета Земля" ( 5 класс, естествознание)

Урок по предмету естествознание " Планета Земля" ( 5 класс, естествознание)

Урок по предмету естествознание " Планета Земля" ( 5 класс, естествознание)

Урок по предмету естествознание " Планета Земля" ( 5 класс, естествознание)

Урок по предмету естествознание " Планета Земля" ( 5 класс, естествознание)

Урок по предмету естествознание " Планета Земля" ( 5 класс, естествознание)

Урок по предмету естествознание " Планета Земля" ( 5 класс, естествознание)

Урок по предмету естествознание " Планета Земля" ( 5 класс, естествознание)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2018