Тема: Азбука театра.
Урок 10.
Цель: познакомить учащихся с понятиями: «декламация», «дивертисмент»,
« дирижер», диалог.
Ход урока
ДЕКЛАМАЦИЯ (от латинского declamatio упражнение вкрасноречии),
I.
искусство выразительного чтения стихов или
прозы (ритмизация текста, подчеркиваниеинтонацией ключевых слов и т.п.).
В эпоху классицизма в западноевропейском и русском театре владение
искусством декламации составляло основу актерского мастерства; была кано
низирована условная,торжественная, напевная манера сценической речи. С из
менением принципов актерской игры слово
«декламация» приобрело уничижительный оттенок (под ним часто подразумев
ается чтение стихов с ложнымпафосом, «завывание»).
Разновидности эстрадной декламации мелодекламация, так называемаяк
оллективная декламация (ритмизированное произнесение текста хором, с выд
елением отдельныхголосов).
II. Дивертисмее́нт
•
(от фр. divertissement — «увеселение», «развлечение»
и итал. divertimento), — так называются:
• ряд концертных номеров, составляющих особую — увеселительную —
программу, даваемую в дополнение к какомулибо
основному спектаклю, концерту;
• балетный спектакль, состоящий из отдельных номеров, или вставной
номер в балете или опере, непосредственно не связанный с сюжетом;
• музыкальные сочинения, составленные из нескольких небольших, легко
обработанных пьес для одного или нескольких инструментов.
Слушаем Моцарт Дивертисмент Ре Мажор, 1 часть
III. Диалог (греч. Διάλογος («разговор») — первоначальное значение —
разговор, беседа) в обыденном смысле — литературная или театральная
1форма устного или письменного обмена высказываниями (репликами) между
двумя и более людьми.
1. Где ты, брат Иван?
В горнице.
А что делаешь?
Помогаю Петру!
А Петр что делает?
Да на печи лежит!
2. – Ты пирог съел?
Нет, не я!
А еще хочешь?
Да!
3. – Кисонькамурысонька, где ты бала?
На мельнице.
Кисонькамурысонька, что там делала?
Муку молола.
Кисонькамурысонька, что из муки пекла?
Прянички.
Кисонькамурысонька, с кем прянички ела?
Одна.
2 Не ешь одна, не ешь одна! Детям дай!
и
исполнения
разучивания
Дирижёр (от фр. diriger — управлять, направлять, руководить) —
IV.
ансамблевой
руководитель
(оркестровой, хоровой, оперной и т. д.) музыки. Дирижирование является
одним из наиболее сложных видов музыкального исполнительства; именно
дирижёру принадлежит художественная трактовка произведения, он же
призван обеспечить как ансамблевую стройность, так и техническое
совершенство исполнения. Хотя те или иные формы управления группами
музыкантов существовали ещё в глубокой древности, в самостоятельную
профессию, требующую специальных навыков и специальной одарённости,
дирижирование превратилось лишь во второй половине XIX века.
Развитие и усложнение симфонической музыки,
постепенное
расширение состава оркестра уже в конце XVIII века требовали освобождения
дирижёра от участия в ансамбле; дирижирующий концертмейстер вновь
уступал своё место человеку, стоящему перед оркестром. При этом в
качестве баттуты могла использоваться трубка из кожи, набитая шерстью, или
рулон нот. В начале XIX века в руке дирижёра появилась небольшая
деревянная палочка.
До XVIII века дирижирование в России было связано главным образом с
хоровым исполнением, и в первую очередь — церковной музыки.
Первыми оркестровыми дирижёрами были музыканты из крепостных,
руководившие частными капеллами; так, наиболее известный среди
них, Степан Дегтярёв, управлял оркестром Шереметевых.
Первым профессиональным дирижёром (не являвшимся композитором)
можно считать Николая Рубинштейна, который с начала 60х годов XIX века
был постоянным дирижёром симфонических концертов в Москве,
гастролировал в качестве дирижёра в Петербурге и других городах, был
первым в России исполнителем многих сочинений как русских (прежде
всего П. И. Чайковского), так и зарубежных композиторов.
Профессия дирижёра и в настоящее время остаётся преимущественно
мужской, однако в XX веке стали появляться и дирижёрыженщины: на
рубеже
концертами
в Гётеборге дирижировала Эльфрида Андрее;
успешным дирижёром
была Надя Буланже; Жанна Эврар возглавила собственный Парижский
3
открытыми
столетийженский оркестр в 1930 году. В СССР первой женщинойдирижёром
стала Вероника Дударова, впервые вставшая за пульт в 1944 году.
.
4