Урок по природоведению "Водная и почвенная среды жизни"
Оценка 4.6

Урок по природоведению "Водная и почвенная среды жизни"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
естествознание +1
4 кл—5 кл
26.02.2017
Урок по природоведению "Водная и почвенная среды жизни"
На уроке у учащихся формируется представление об особенностях водного и почвенного местообитаний, их основных свойствах, способах приспособления организмов к жизни в них, развиваются умения и навыки наблюдения за живыми организмами Школьники учатся сравнивать их характеристики в соответствии со средой обитания организмов, составляя вместе с учителем опорные схемы. Таким образом, у учеников развивается любознательность, стремление исследовать окружающий мир, формируется ценностное отношение к природе.
Водная среда жизни. Почвенная среда жизни.doc
Урок по природоведению Тема. Водная и почвенная среды жизни Автор: Карасёва Ирина Дмитриевна, Учитель Луганской школы № 18  Цели урока: учебная:  сформировать   представление   об   особенностях   водного   и   почвенного местообитаний, их основные свойства, способы приспособления организмов к жизни в них; развивающая:    развивать   умения   и   навыки   наблюдения   за   живыми   организмами,   их сравнения,   составления   опорных   схем   и   работы   с   ними;   развивать коммуникативные   и   творческие   способности,   совершенствовать   умение анализировать и обобщать информацию; воспитательная:  воспитывать стремление исследовать окружающий мир, формировать ценностное отношение личности к природе.   Тип урока: усвоение новых знаний  Ход урока 1. Организационный момент 2. Мотивация учебной и познавательной деятельности       Мы с вами продолжаем  изучать среды  жизни.  В процессе исторического развития живые организмы освоили различные среды обитания.  Какие среды жизни вы знаете?  Как вы думаете, в какой среде зародилась жизнь? Жизнь зародилась в воде и развивалась многие миллионы лет.  Вода покрывает 71% площади земного шара. Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах ­ 94­98%, в полярных льдах содержится около 1,2% воды и совсем малая доля ­ менее 0,5% в пресных водах рек, озер и болот. Соотношения эти постоянные, хотя в природе, не переставая, идет круговорот воды. В водной среде обитает около 7% видов животных и 8% растений от общего числа видов Земли.  На основании этого был сделан вывод о том, что на суше эволюция шла гораздо интенсивнее, чем в воде.   3. Сообщение темы и цели урока 4. Изучение нового материала Водная среда существования по своим условиям значительно отличается от наземно­ воздушной. Колебания температуры здесь в течение суток и года меньше, чем в наземно­ воздушной. Это связано с тем, что вода имеет плохую теплопроводность. Обитатели   водной   среды   дышат   кислородом,   растворенным   в   воде.  Содержание кислорода   в   воде   примерно   в   20   раз   меньше,   чем   в   атмосфере.  Он   уменьшается   с повышением   температуры,   а   также   в   стоячих   водоемах   в   зимний   период,   когда   вода отделена от атмосферы слоем льда. Углекислого газа в воде, наоборот, больше, чем в атмосфере (примерно в 150 раз).  Почему морская вода соленая? Из­за высокого содержания солей вода морей и океанов соленая.  В воде рек, озер, прудов содержание растворенных веществ меньше. Такие водоемы называют пресными. В  воде  очень  быстро  проводятся   звуки,   поэтому  некоторые  животные  организмы, обитающие   в   водоемах,   выдают   сигналы   для   общения   с   «родственниками»   (например, касатки, киты, дельфины). Вывод.  Водная   среда   характеризуется   особыми   проявлениями   таких   факторов неживой природы, как освещенность, температура, содержание воздуха.  Животные, являющиеся жителями водной среды, приспособлены к обитанию в ней. Все их адаптации направлены на повышение плавучести за счет увеличения поверхности тела,   обтекаемой   формы,   слизистых   покровов   и   формирование   тканей   и   органов, содержащие воздух. К многих из них есть перья (китообразные, рыбы). У большинства водных животных есть специальные органы дыхания ­ жабры. Некоторые животные могут свободно пассивно парить в воде (простейшие, бактерии), а   другие   ­   активно   (даже   реактивно)   передвигаться   (например,   рыбы,   головоногие моллюски,   млекопитающие,   водные   змеи   и   черепахи).  Существуют   животные,   которые ведут   прикрепленный   образ   жизни   (губки,   коралловые   полипы,   актинии,   некоторые моллюски). Жизнь   большинства   животных   в   воде   связана   с   существованием   в   постоянных сумерках или в темноте, что очень ограничивает возможности зрительной ориентации. Рыбы ­ обитатели водной среды ­ хорошо приспособлены к жизни в воде.  Так, для дыхания   растворенным   в   воде   кислородом   они   имеют   специальные   органы   дыхания   ­ жабры,   но   есть   виды   рыб,   которые   могут,   кроме   жабр,   иметь   и   легкие,   их   называют двоякодышащими.  Дельфины   и   киты   дышат   кислородом   воздуха   над   водой.  Имеют обтекаемое тело, суженное к концу. Лягушки дышат легкими на суше и кожей ­ под водой. Обычно тело рыбы покрыто чешуей.  Для перемещения в воде на теле рыб существуют такие органы движения, как плавники,   а   тело   обычно   обтекаемой   формы.  При   движении   рыбы   каждый   пловец выполняет   свою   функцию:   хвостовой   плавник   обеспечивает   рыбам   поступательное движение, придают телу устойчивость или играют роль руля на поворотах, с их помощью рыба движется вперед.  Вода ­ среда обитания водорослей. Простейшие представители растительного мира, одноклеточные и многоклеточные водоросли, встречаются везде: в пресной и соленой воде, в почве, в термальных источниках, на стволах деревьев, на старых стенах зданий, на скалах и даже на снегу, их можно найти во всех широтах земного шара . Все водоросли содержат зеленый   пигмент   ­   хлорофилл,   который   иногда   может   быть   замаскирован   другими пигментами (желтыми, коричневыми, красными или голубыми).  Благодаря хлорофиллу в водорослях   происходит   процесс   фотосинтеза,   поэтому   все   водоросли   способны   сами обеспечить свое существование. Водоросли являются основным источником питательных веществ в водной среде и кормом для многих водных обитателей. Кроме   водорослей,   водоемы   насыщены   другой   растительностью.  На   мелководье растут   растения   с   плаваюшими   листьями:   желтые   кувшины,   белые   кувшинки,   ряска. Зеленым венчиком окружают воду прибрежно­водные растения: сначала тростник, осока, аир; далее ­ стрелолист, сусак, частуха. Растения насыщают воду кислородом, очищают ее от загрязнения.   Запись в тетради: Основные свойства водной среды обитания давлени е газовый состав температура освещённость солёность низкое содержание кислорода рельеф дна Пристособление животных к перемещенню в воде Обтекаемая форма тела Ласты или плавательные ножки Плавники Конечности   Тюлені і моржі                                     Риби                                                                         жуки­плавунці пальцами перепонками между                                                         Водоплавні птахи, бобри і жаби  поглощают необходимые им вещества из воды Растения   насыщают воду кислородом, очищают её от загрязнения  Какие приспособления имеют животные для жизни в почве?   Прием «Стихотворные строки»   Земля еще сыра, еще сера. Еще листвой пожухлою укрыта, Еще деревья голы, и утра Еще морозца инеем прошиты. Но где­то там, в земле, где корни спят, В сокрытой мгле живые соки бродят. Живые силы тайные кипят И жадно рвутся к свету и свободе. Они уже заполнили стволы, Качнули ветки, распирая почки. Уже травинка острием иглы Вот­вот пробьет кромешный сумрак почвы. Остановись на миг, замри, вглядись.                                                    Николай Браун    Вспомним, что представляет собой почва. (Это верхний плодородный слой  литосферы (твердой оболочки Земли), который образовался в результате  жизнедеятельности различных организмов)  Что входит в состав почвы? (Минеральные вещества, гумус, вода, воздух) Благодаря наличию влаги в почве разнообразные организмы могут легче переживать     засушливый период. Также характерной чертой почвы как среды жизни является сравнительно небольшое колебание  суточных   и  годовых   температур  (на  глубине   более   2  м  сезонные   колебания температуры вообще почти не ощущаются). Это дает возможность наземным организмам мигрировать   в   толщу  почвы   и   находиться   там   в  активном   состоянии   или   в   состоянии оцепенения   (спячки)   в   период   низких   или   повышенных   температур.  В   почве   имеются значительные   запасы   органических   веществ,   которые   создают   кормовую   базу   для различных организмов. Грунт густо заселен различными животными и микроорганизмами, хотя он остается при этом основным жизненным субстратом для растений. Примерно 90% видов насекомых на   тех   или   иных   стадиях   своего   развития   связаны   с   почвой.  Особенно   много   в   почве простейших  и червей, хотя почва стала средой обитания не только для беспозвоночных. В земляных хранилищах многие позвоночные выводит новое потомство (земноводные, птицы, млекопитающие).    Кроты,   образуя   в   почве   многочисленные   ходы,   рыхлят   почву,   улучшают   её физические   и   водные   свойства.   В   земляных   норках   гнездятся   береговые   ласточки, зимородки,   щурки.  Почвенные   животные,   которые   питаются   мертвыми   органическими веществами   разлагающихся   останков,     обогащают   почву   органическими   соединениями, таким   образом   ускоряя   разложение   и   общий   круговорот   веществ,   улучшают   его физические   свойства:   структуру,   водопроницаемость,   воздухопроницаемость   ­   условия минерального и водного питания, роста и корневого дыхания растений.  Организмы,   которые   являются   обитателями   почвы,   исходя   из   степени   их подвижности и размеров, можно разделить на три группы: 1 .       Микроскопические организмы (бактерии, зеленые водоросли, грибы, простейшие одноклеточные). Эти организмы нельзя увидеть невооруженным глазом, они существуют в порах грунта. Некоторые из них дышат кислородом, другие – обходятся без кислорода. Их особенностью   является   то,   что   они   могут   высыхать,   а   с   восстановлением   достаточной влажности вновь оживают. Микроорганизмы являются пищей для животных.  2.      Микроорганизмы,   которые   легко   извлекаются   из   почвы   и   самостоятельно движутся  (нематоды,   клещи,   мелкие   личинки   насекомых,   ногохвостки   т.п.).   Они многочисленны, питаются микроорганизмами. Пользуются природными полостями в почве, сами не роют себе ходов. При снижении влажности уходят вглубь. Имеют приспособления от   высыхания:   защитные   чешуйки,   сплошной   толстый   панцирь.  При   наводнениях   эти организмы   пережидают   в   пузырьках   почвенного   воздуха.  У   таких   организмов   нет специальных приспособлений к рытью почвы. Они ползают по стенкам почвенных полостей при помощи конечностей или извиваясь. Насыщенный водяными парами почвенный воздух позволяет дышать через покровы. Такие животные очень чувствительны к высыханию.  3.       Макроорганизмы  ­   крупные   насекомые,   дождевые   черви,   подвижные членистоногие,   живущих   между   слоем   опавших   листьев   и   грунтом,   другие   животные, роющие млекопитающие (кроты, землеройки). Среди них преобладают дождевые черви.   По степени связи со средой обитания выделяются три группы: 1) постоянные   обитатели   почвы   (дождевые   черви,   много   насекомых,   из млекопитающих ­ кроты, слепцы); 2) животные, у которых часть цикла развития проходит в другой среде, а часть ­ в почве. К ним относятся большинство летающих насекомых (саранча, жуки, комары, медведки, много бабочек).  Одни в почве проходят фазу личинки, другие ­ фазу куколки; 3) животные,   иногда   используют   почву   в   качестве   укрытия   или   убежище   (все млекопитающие,   живущие   в   норах,   много   насекомых,   клопы,   некоторые   виды жуков).   Обычно   животные   почв   имеют   обтекаемую   компактную   форму   тела,   у   них отсутствуют или почти отсутствуют органы зрения, нет пышного меха, хорошо развитые органы чувств, у роющих животных ­ лапы­лыжи с наростами,  с волосяным  покровом. Многим грунтовым организмам присуще кожное дыхание. Некоторые   растения   приспособлены   к   росту   в   сыпучих   песках   пустынь   (саксаул, песчаная акация, овсяница песчаная и др.). Они имеют придаточные корни, спящие почки на корнях, очень удлиненный главный корень, или образуют корневище. Первые начинают расти при засыпании песком, вторые – после сдувания песка. От заноса песком спасаются быстрым ростом, редукцией листьев (уменьшение их размеров или полное исчезновение).   Запись в тетради: Особенности почвенной среды обитания высокая плотность незначительные колебания температуры достаточное количество воды, неорганических и органических веществ недостаточное количество света и кислорода Приспособление организмов к жизни в почве прочные покровы тела тело покрыто слизью маленькие глаза или их отсутствие вдыхают кислород всем телом (черви, личинки майского жука) Конечности приспособлены к рытью (кроты, барсуки, мыши, слепцы) развитые органы осязания и нюха  5.  Первичное закрепление изученного материала    Какая среда обитания распространяется в пределах атмосферы и  литосферы?    Какая среда обитания распространяется в пределах литосферы?    Какая среда обитания распространяется в пределах гидросферы?  Какая среда обитания характеризуется большим количеством воды и частой  нехваткой света и тепла?    Какая среда обитания характеризуется нехваткой кислорода?    Для какой среды обитания живым организмам нужны ласты?    Представители какой среды обитания преимущественно имеют уплощенные  передние ноги с большими когтями?  Почему представители водной среды обитания имеют компактное овальное  тельце или уплощенное со спины и боков?   Какая среда обитания характеризуется обилием света и частой нехваткой  воды?  Какой орган практически отсутствует у представителей почвенной среды  обитания?  Представители какой среды обитания преимущественно дышат жабрами?   6. Итоги урока   7.                                               подготовиться к проверочной работы Домашнее задание:     Ярошенко § § 46,47 (читать), §§ 38, 42, 43, 45 (повторить),

Урок по природоведению "Водная и почвенная среды жизни"

Урок по природоведению "Водная и почвенная среды жизни"

Урок по природоведению "Водная и почвенная среды жизни"

Урок по природоведению "Водная и почвенная среды жизни"

Урок по природоведению "Водная и почвенная среды жизни"

Урок по природоведению "Водная и почвенная среды жизни"

Урок по природоведению "Водная и почвенная среды жизни"

Урок по природоведению "Водная и почвенная среды жизни"

Урок по природоведению "Водная и почвенная среды жизни"

Урок по природоведению "Водная и почвенная среды жизни"

Урок по природоведению "Водная и почвенная среды жизни"

Урок по природоведению "Водная и почвенная среды жизни"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2017