Урок по программе «Гармония», 3 класс, «Окружающий мир» Тема урока: "Для чего и как мы дышим"
Оценка 5
Разработки уроков
doc
окружающий мир
3 кл
17.01.2017
Продолжительность жизни каждого человека зависит от его личного здоровья. Помогают человеку продлить жизнь знания о том, как работает его организм, почему он может заболеть и как его лечить, какой образ жизни нужно вести, чтобы сохранить здоровье. Люди, знающие свой организм и бережно относящиеся к нему, ведущие здоровый образ жизни, могут дожить до 100 лет и даже больше. Правильное дыхание позволяет подготовить организм к работе, отдыху, снимает напряжение и поднимает настроение. На уроке дети проводили экспериментальные и исследовательские работы в группах, делали выводы, наблюдали, формировали понятия, изучаемые на уроке. По форме урок – групповая деятельность. Тип урока - получение новых знаний. Метод – проблемно-поисковый, исследовательский. Исследование – это аналитическая, творческая деятельность, основанная на наблюдении, изучении, сравнении. Исследование шло по цепочке: наблюдай, прочитай, спроси, сделай вывод
Для чего и каак мы дышим.doc
Урок по программе «Гармония», 3 класс, «Окружающий мир»
Шурова Людмила Симоновна, учитель начальных классов ВКК
МБОУ «Гимназия имени И. С. Никитина» г. Воронежа,
Тема: «Здоровье и дыхание»
Цели: дидактическая сформировать знания учащихся об органах дыхания
и их функциях;
развивающие развивать воображение, мышление, речь, память,
умение делать сравнение, сопоставление, анализ,
самостоятельные умозаключения
воспитательные – воспитывать бережное отношение к своему
здоровью и способам его сохранения
Оборудование:
1. Песочные часы
2. Сантиметровая лента
3. Емкость с холодной водой
4. Предметное стекло или зеркало
5. Емкость с водой, бутылка, трубка
6. Название групп
7. Карточкизадания группам
8. Листы учета знаний
9. Рисунки
10.Таблицы
11.График 1 Орг.момент
Здравствуйте, садитесь.
Приготовились учиться,
Ни минуты не лениться,
Не скучать, не отвлекаться,
А стараться и стараться.
Дневнички на партах, тут
Дневнички «5» ждут.
II. Ребята, отгадайте загадку. Отгадка будет темой нашего урока.
«Без устали, без платы есть работа человеку на всю жизнь».
Что это?
Д. – Дыхание
Уч. – Молодцы! Тема нашего урока: «Здоровье и дыхание»
III. Вступительное слово учителя.
Всем известно, что все живое дышит. Дышат цветы, деревья, животные,
птицы и, конечно, мы с вами. Для дыхания нужен воздух .
Уч. Ребята, что входит в состав воздуха?
Д. Кислород, углекислый газ, азот.
Уч. А какой из этих газов пригоден для дыхания?
Д. – Кислород.
Уч. В отличие от питательных веществ, кислород нельзя запасти впрок. Без
пищи человек может прожить несколько недель. Без воды несколько суток.
А без дыхания – всего несколько минут.
Ребята, вы знаете, что наш организм состоит из клеток.
Они очень малы. Каждая клетка – частица живого организма. Она дышит
– забирает кислород и выделяет углекислый газ. Она усваивает питательные
вещества и выбрасывает отходы. Каждая клеточка нашего организма – это
маленькая лаборатория, в которой идет химическая работа. Для ее
выполнения клетка нуждается в энергии. А для этого ей нужен кислород,
который поступает в организм при дыхании. Без энергии клетка погибает, как
гаснет экран телевизора, отключенного от электроэнергии. Поэтому дышать
мы должны непрерывно. Правильное дыхание позволяет подготовить организм
к работе, отдыху, снимает напряжение и поднимает настроение. В Древнем
Китае считали, что дыхание должно быть непрерывным, ненапряженным,
спокойным и тонким.
Правильное дыхание способствует сохранению здоровья.
IV. Целеполагание.
Уч. Сегодня у нас урок исследование. Вы сели по группам. У каждой
группы свое название, свои проблемные задания. Все ребята будут проводить
исследования, чтобы решить основную познавательную задачу урока. А
именно:
изучить органы дыхания и их функции; научиться способам правильного дыхания;
сохранять и беречь свое здоровье и здоровье окружающих.
Наше исследование будет проходить по плану:
План исследования:
Понаблюдать
Прочитать в книге, журнале и.т.д
Спросить у другого человека
Сделать вывод
V.Учитель объясняет задания группам. (Таблица на доске и у каждой группы
свое задание на карточке на парте)
№/п Название группы
1
Медики
Цель исследования Проблемная задача
Изучить устройство
органов дыхания
2
3
4
5
6
Мультипликаторы Объяснить по
Санитары,
экологи
рисунку процесс
дыхания через нос.
Найти способы
сохранения
здоровья при
борьбе с
микробами, пылью.
Экспериментаторы Опытным путем
Исследователи
Наркологи
определить объем
легких (жизненная
емкость)
Определить
частоту дыхания и
установить
причины, влияющие
на нее
Выяснить, что
опасно для органов
дыхания.
Для чего мы дышим? Какие
органы относятся к системе
дыхания? Какова их роль?
Почему нос называют
фильтром? Печкой?
Сторожевым постом?
Почему нужно дышать через
нос?
Почему в лесу легко
дышится? Что приводит к
загрязнению воздуха? Как
уберечься от проникновения
в организм болезнетворных
микробов?
Для чего нужно работать над
увеличением жизненной
емкости легких? От чего она
зависит?
Что происходит при вдохе и
выдохе? От чего зависит
частота дыхания?
Почему курить вредно?
VI Самостоятельная работа по группам, помощь учителя
VII Физкультминутка Каждый день зарядку делай –
Будешь сильным, будешь смелым.
На зарядку становись!
Руки вверх! Руки вниз!
Выше руки! Шире плечи!
Раз, два, три! Дыши ровней!
От зарядки станешь крепче!
Станешь крепче и сильней!
VIII Отчет групп о проделанной работе (После выступления каждой группы
учитель обобщает ответы детей)
IX. Медики.(карточкизадания)
Цель: изучить устройство органов дыхания
Проблемная задача: Для чего мы дышим? Какие органы относятся к
системе
дыхания? Какова их роль?
1.Прочитать в учебнике страницы 2122
2.Рассмотреть рисунок
3.Подготовить рассказ: «Какой путь проходит воздух?»
(Вывод учителя – система органов дыхания – это специализированные органы
для газообмена между организмом и окружающей средой.
Обеспечивают наш организм кислородом
ОД
Избавляют клетки нашего организма от углекислого газа)
Х. Мультипликаторы
Цель: Объяснить по рисунку процесс дыхания через нос.
Проблемная задача: Почему нос называют фильтром? Печкой?
Сторожевым постом? Почему нужно дышать
через нос?
1. Рассмотреть рисунок в тетради на стр. 7, задание № 17
2. Прочитать в учебнике стр. 21
3. Нарисовать
4. Подготовить рассказ «Процесс дыхания через нос»,
продемонстрировать
(Вывод Воздух, проходя через нос, очищается от пыли, обеззараживается
носовой слизью, увлажняется в паровой бане носовых раковин, согревается.
Обонятельные клетки носа дают сигнал о запахе.)
XI. Исследователи.
Цель: Определить частоту дыхания и установить причины, влияющие на нее
Проблемная задача: Что происходит при вдохе и выдохе?
От чего зависит частота дыхания?
1. Рассмотри задание в тетради на стр. 7, №12
2. Положи руку на грудную клетку. Сделай глубокий вдох и выдох.
Что ощутила твоя рука?
3. Посчитай количество дыхательных движений за 1 минуту. Результат
запиши.
4. Сделай 10 приседаний. Посчитай количество дыхательных движений.
Результат запиши.
5. Опусти руку в холодную воду. Посчитай и запиши количество
дыхательных движений
6. Рассказать о ходе исследования и сделать вывод о том, что влияет на
частоту дыхании
Вывод:
( Условия правильного дыхания:
Глубокое, ритмичное дыхание через нос.
При дыхании использовать грудную клетку и диафрагму.
Для облегчения дыхания следить за положением тела во время сидения и
стояния.)
XII. Экспериментаторы
Цель: Опытным путем проверить жизненную емкость легких
Проблемная задача: Для чего нужно работать над увеличением
жизненной емкости легких?
От чего она зависит?
1. Измерить жизненную емкость легких у всей группы
2. Показания записать
3. Построить график.
4. Задержать дыхание. Определить, сколько времени можешь не делать
вдоха.
5. Рассказать ход эксперимента и указать причины, которые влияют на
жизненную емкость легких
Вывод:
(Потребность в кислороде зависит от физической активности. Регулярные
занятия спортом способствуют повышению эффективности работы
дыхательной системы. Происходит наращивание мощности дыхательных
мышц, подвижность грудной клетки, эластичность легких. У здорового
взрослого человека ЖЕЛ 34л, у спортсмена 5,5 и более. У детей 56 лет 1,2;
женщины 2,53,5 л, мужчины 45 литров. ЖЕЛ зависит от пола, возраста,
роста, наличия хронических заболеваний.) XIII. Санитары, экологи
Цель: Найти способы сохранения здоровья при борьбе с микробами
Проблемная задача: Почему в лесу легко дышится?
Что приводит к загрязнению воздуха?
Как уберечься от проникновения в организм
Прочитать дополнительный материал ( На парте отпечатано на листе нужные
сведения)
Сделать вывод и рассказать о том, какие меры нужно применять для борьбы
с микробами с целью сохранения здоровья.
болезнетворных микробов?
XIV. Наркологи
Цель: Выявить, что опасно для органов дыхания
Проблемная задача: Почему курить вредно?
1. Прочитать в учебнике на стр.2324
2. Составить рассказ и сделать вывод о том, что опасно для органов
дыхания.
Вывод:
XV. Рефлексия
Ребята, понравилось ли вам быть исследователями? Такая работа вам
пригодится в жизни. Ктото из вас будет исследователем или
экспериментатором.
Выступление какой группы вам понравилась больше? Почему?
XVI. Домашнее задание: Учебник – стр. 2124, тетрадь стр.7 №14,15
XVII. Выставление оценок.
Ребята, у вас на столах лежат листы учета знаний. Каждый поставьте себе
оценку в первой колонке, во второй колонке поставит вам оценку группа. А в
третьей колонке поставлю оценку вам я. Я внимательно наблюдала за вашей
работой и уже с уверенностью могу поставить оценки руководителям групп.
Остальным их выставлю позже.
XVIII. Закрепление. Кроссворд.
1.Процесс поступления воздуха в легкие (вдох)
2.Процесс, обратный вдоху (выдох)
3.Трубка плотных хрящевых колец (трахея)
4.Верхняя часть дыхательного горла (гортань)
5.Куда попадает воздух, пройдя через нос (носоглотка)
6.Яд, попавший в кровь при курении (никотин)
7.Главный орган дыхательной системы (легкие)
Лист учета знаний
№/п Фамилия, имя
Самооценка
Оценка
группы
Оценка
учителя
1
2
3
4 5. Опусти руку в холодную воду. Посчитай и запиши количество дыхательных движений
6. Рассказать о ходе исследования и сделать вывод о том, что влияет на
частоту дыхания
Экспериментаторы
Цель: Опытным путем проверить жизненную емкость легких
Проблемная задача: Для чего нужно работать над увеличением
жизненной емкости легких?
От чего она зависит?
1. Измерить жизненную емкость легких у всей группы
2. Показания записать
3. Построить график.
4. Задержать дыхание. Определить, сколько времени можешь не делать
вдоха.
5. Рассказать ход эксперимента и указать причины, которые влияют на
жизненную емкость легких
Санитары, экологи
Цель: Найти способы сохранения здоровья при борьбе с микробами
Проблемная задача: Почему в лесу легко дышится?
Что приводит к загрязнению воздуха?
Как уберечься от проникновения в организм
болезнетворных микробов?
Прочитать дополнительный материал
Сделать вывод и рассказать о том, какие меры нужно применять для борьбы
с микробами с целью сохранения здоровья. Наркологи
Цель: Выявить, что опасно для органов дыхания
Проблемная задача: Почему курить вредно?
6. Прочитать в учебнике на стр.2324
7. Составить рассказ и сделать вывод о том, что опасно для органов
дыхания.
Урок по программе «Гармония», 3 класс, «Окружающий мир» Тема урока: "Для чего и как мы дышим"
Урок по программе «Гармония», 3 класс, «Окружающий мир» Тема урока: "Для чего и как мы дышим"
Урок по программе «Гармония», 3 класс, «Окружающий мир» Тема урока: "Для чего и как мы дышим"
Урок по программе «Гармония», 3 класс, «Окружающий мир» Тема урока: "Для чего и как мы дышим"
Урок по программе «Гармония», 3 класс, «Окружающий мир» Тема урока: "Для чего и как мы дышим"
Урок по программе «Гармония», 3 класс, «Окружающий мир» Тема урока: "Для чего и как мы дышим"
Урок по программе «Гармония», 3 класс, «Окружающий мир» Тема урока: "Для чего и как мы дышим"
Урок по программе «Гармония», 3 класс, «Окружающий мир» Тема урока: "Для чего и как мы дышим"
Урок по программе «Гармония», 3 класс, «Окружающий мир» Тема урока: "Для чего и как мы дышим"
Урок по программе «Гармония», 3 класс, «Окружающий мир» Тема урока: "Для чего и как мы дышим"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.