Урок по произведению Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" Тема: "Образ степи как образ Родины в произведении Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". (6 класс, литература).
Оценка 4.8

Урок по произведению Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" Тема: "Образ степи как образ Родины в произведении Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". (6 класс, литература).

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
05.03.2018
Урок по произведению Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" Тема: "Образ степи как образ Родины в произведении Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". (6 класс, литература).
Презентация к уроку, которая соответствует требованиям и необходима для наглядности и иллюстрации некоторых элементов урока.
Урок по повести Гоголя.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учебное  заведение Заветинская средняя общеобразовательная школа№2 Тема: «Образ степи как образ Родины в повести  Н.В Гоголя «Тарас Бульба». (Учитель русского языка и литературы Киричкова Ольга Владимировна)                                                          С.Заветное 2017г. Урок­ путешествие в творческую мастерскую писателя.  Тема: «Образ степи как образ Родины в повести  Н.В Гоголя «Тарас Бульба». Цель урока: Создать условия для восприятия   учащимися повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»   через постижение авторского отношения к образу степи, понимание ценности Родины,   родного края, малой родины  в жизни человека.  Задачи урока:  I.  Предметные результаты:  ­ формировать навык исследовательской работы с текстом, систематизировать и закреплять умение   анализировать   текст,   находить   изобразительно­ выразительные средства языка и объяснять их значение для раскрытия образа степи;  умение   выделять   главное,    II. Метапредметные результаты: 1.Познавательные УУД: ­ развивать умение высказывать свои предположения; ориентироваться в тексте; ­   формировать   умение   сравнивать,   анализировать,   обобщать   информацию,   проводить аналогии и делать выводы; 2. Регулятивные УУД:  ­ формировать умение концентрировать внимание;   самостоятельно формулировать тему и  цели урока; умение планировать работу, выполнять самоконтроль, самооценку, рефлексию,  коррекцию своей деятельности. 3. Коммуникативные УУД:  ­ формировать умение работать в группе, в паре; ­   развивать   умение   строить   монологическое   высказывание,   участвовать   в   дискуссии   и диалоге.  III. Личностные результаты:    ­ формировать положительную мотивацию к уроку литературы;    ­ воспитывать  любовь к природе, Родине     Формы работы: коллективные, групповые, работа в парах,  индивидуальные. Оборудование:  компьютер,   проектор,   презентация,   повесть   Н.В.Гоголя   «Тарас   Бульба», аудиозаписи,  слова песни М.Бернеса «С чего начинается Родина»,  раздаточный материал. Ход урока: Любовь к родной  природе­  один из важнейших признаков любви к своей стране… К.Паустовский. 1. Орг. Момент. (Слайд 1) Учитель: Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас. Поприветствуйте друг друга, пожелайте  удачи на уроке. Сегодня мы с вами снова  отправимся в мастерскую Н.В. Гоголя. Работать  будем в книжечках, которые у каждого на столе, и в конце урока попробуем оценить   результат своей работы. 2. Мотивация. (Слайд 2) Звучит песня «С чего начинается Родина» (Слова у детей разложены на столах) Учитель: Вы прослушали песню Марка Наумовича  Бернеса, одного из любимых  советских исполнителей.  Ребята, а с чего для вас начинается Родина? (Слайд 3­4) Попробуйте подобрать  существительные, которые ассоциируются  со словом Родина. Край приро да Село Язык Страна Родина Отчизна Русь Родител и Дом А почему вы поставили в один ряд  слова  Родина и природа? Что их объединяет? (Природа родной стороны, малая Родина)(Слайд 5)  Обратимся к эпиграфу, объясните  его смысл на уровне первичного восприятия. (ответы детей) Мы с вами изучили произведение « Тарас Бульба».  Скажите, какая  взаимосвязь между  понятиями Родина и природа в повести  Н.В.Гоголя ?    Пока вы затрудняетесь ответить на этот вопрос. В течение урока постараемся на него ответить, и  в конце  сформулируем  тему урока. 3. Постановка учебной задачи Для этого  мы будем работать с отрывками из текста произведения, описаниями картин  природы, какие задачи  вы  для себя поставите? ­Учиться читать выразительно  ­Анализировать текст, находить изобразительно­выразительные средства, определять  их роль ­Выявить взаимосвязь между понятиями: природа – человек ­ Родина  ­Ответить на проблемный вопрос ­Определить для себя значение понятий:  природа – человек ­ Родина  (Слайд 6) 4. Актуализация знаний. ­Домы вы повторили определение пейзажа.  ­Какие  функции может выполнять пейзаж в произведении?  (Найдите подтверждения в  тексте) 1.Служить красивым фоном (описание степи) 2.Определять временные рамки (Степь – лето, июльская ночь) 3.Передавать  внутреннее состояние героев (поездка «птицы пели вразлад», «огороды  заброшенные», «острые звезды», «душная ночь» В лугах и степях горюет Тарас Бульба 5. Открытие нового  знания. ­Какой  образ  природы  в произведении Гоголя является наиболее ярким?  (Степь)–  Что  такое степь? Дайте определение этого слова. (Степь ­ это безлесное пространство, умеренного пояса с преобладающей травянистой   растительностью.)(Слайд 7) Вы даете определение  понятия, характерное   для учебного предмета «география». Каким  стилем написаны определения в учебниках? (научным) ­Представьте, что вы оказались в нашей степи, какие чувства вы испытываете, что вам  хочется делать? (бежать с раскинутыми руками, кружиться, радоваться).  ­Подберите эпитеты к слову степь.   (бесконечная, раздольная, привольная, бескрайняя,  необъятная, широкая) (Слайд 8) Для русского народа степь всегда была символом свободы, «вольной» жизни. Именно  стремление  к вольной жизни привело на просторы  наших заветинских  степей первых  поселенцев. Степь  воспевалась в народных  песнях, о ней слагались полные лиризма  стихи. Небольшое сообщение учащегося.  «Образ степи в устном народном творчестве». ­Обратимся к тексту Н.В.Гоголя.  Наша задача  раскрыть поэтический образ степи и  работать мы будем с художественным стилем. А в чём его  отличие от других стилей речи?  (эмоциональность, образность, наличие изобразительно­выразительных средств). ­ Во второй главе три  описания степи.   Какие? (Степь днём, вечером и ночью.)  ­В какое время суток степь более привлекательна для казаков, для автора, для вас? Чтобы  ответить на этот вопрос, мы  понаблюдаем над  тем, какие средства языка использует автор,  чтобы    создать желаемый образ.  Работать будем в группах;  посмотрите на стикер на спинке стула и  найдите по цвету свою  группу (3 цвета: синий, красный, зелёный) У вас на столах описание степи. Вы должны будете выразительно прочитать отрывок и  проанализировать его  по следующему плану,  записав данные  в таблицу, которая есть в  ваших книжечках: 1)Ключевые слова отрывка, их характеристика. 2)Изобразительно­выразительные средства языка. Определить их роль в тексте.  3) Звуковые и цветовые  образы  данных отрывков. 4) Сделайте вывод в 2­3 предложениях, какой предстает  степь в данном отрывке. ­Каждая группа работает с определённым пейзажем.  (Время 5 мин.) № п/п 1. 2. Степь днём Степь вечером Степь ночью свет, солнце,  океан,  миллионы цветов, теплотворный,  живительный, чайка Последний отблеск,  цветок, травка, ветерок,  музыка, амбра,  благовоние,  обольстительный ночные, звёзды,  бесчисленный мир  насекомых, зарево,   всё,  убаюкивало,  вдруг Метафоры: сердца  встрепенулись,   волнах  воздуха,  чайка купалась  сравнения: сердца их  встрепенулись, как птицы,  кони скрывавшиеся в них,  как в лесу, кашка  зонтикообразными  шапками пестрела на  поверхности  эпитеты: “живительный, Метафоры:  степь  курилась благовонием, вся  музыка, звучащая днём,  утихла и сменялась  другою; сравнения: отдавался, как  серебро,  как будто  исполинской кистью  наляпаны были широкие  полосы из розового золота; как морские волны; метафора: усеянною  блестящими искрами  святящихся червей,  красные платки олицетворение:  глядели звёзды, всё  убаюкивало,  дремлющий звук  эпитет: серебряно ­  розовый. теплотворный свет”  солнца; олицетворения: сквозят  волошки, выскакивал дрок,  колос наливался, крик  отдавался    олицетворение: ветерок  дотрагивался до щёк;  эпитеты:  обольстительный,  уединённый 3.  Цвет:  золотой, зелёный,  голубой, синий, лиловый,  жёлтый. Все цвета яркие,  жизнеутверждающие. Звуки:   тысячью   разных птичьих   свистов,   крик диких гусей. Цвет: тёмно­зелёный,  изголуба­тёмный, розовое  золото… Звуки: свист сусликов,  трещание, крик лебедя. Цвет: серебряно –  розовый, красный. Звуки: треск, свист,  стрекотанье. Слово первой группе. Прочитайте выразительно отрывок. ­Что значит «теплотворный»? – «творящий тепло», «живительный» ­ укрепляющий, дающий  жизненные силы.  ­Как еще Гоголь одушевляет степь? (Обращается: Черт вас возьми, степи, как вы хороши!) ­Как подействовала степь на казаков? (их сердца встрепенулись,  как птицы). Вывод: Н.В.  Гоголь с любовью описывает  степь,  ее красоту  и просторы. Он с  восхищением рассказывает о том, как величественна и прекрасна степь. У него все  словно нарисовано, каждый цветок, каждая птица. Краски очень яркие,  жизнеутверждающие. ­На данный момент писателю важнее создать зрительный образ. Кажется, словно видишь перед собой большую картину. ­   А   какой   вид   искусства   напоминает   этот   пейзаж?   («живопись»;   «картину   художника­ живописца»)  (Слайд 9) Перед вами картины известных и малоизвестных  художников Васнецова, И.Куинджи,  Ю.А.Махотина, Пивторака. Какую из картин вы бы подобрали  в качестве иллюстрации к  нашему  пейзажу. ­ Читаем второй отрывок. Слово второй группе. ­ Как вы понимаете слово «обольстительный»?  Попробуйте составить синонимический  ряд. (Привлекательный, восхитительный,  притягательный, обворожительный, чарующий.) Вывод: В описании вечерней степи  на  первый план выходит музыка.. Здесь все сказочно и не менее прекрасно, необыкновенно и таинственно. Автор словно  подчёркивает: степь и вечером не менее  великолепна и фантастична.  ­Действительно,здесь важна не сама картина, а впечатление от нее. ­ И наконец, третий отрывок. ­Какое слово чаще всего встречается в этом отрывке? (Весь, весь, всё). К какой части речи  оно относится?  (Определительное местоимение. Оно помогает объять необъятное. Оно сразу объединяет всё в единое целое. Вывод: Темнота «размыла» краски, сделав степь  живым организмом,  живым  существом.  Степь и ночью так же сильно воздействует на человека, затрагивая самые  сокровенные струны его души и сердца, самые сокровенные чувства .Степь «держит»  человека в состоянии постоянного удивления, восторга, восхищения, очарования.   Степь живая.  Гоголь добавляет в описание таинственности и тревожности. 6. Первичное закрепление.  ­ Что мы увидели?  ­Какая общая мысль объединяет все три гоголевских описания? Найдите эти слова в тексте.   – Ничего в природе не могло быть лучше.  ­В какое время суток степь более привлекательна для казаков, для автора, для вас?  Степь как символ большой Родины для автора всегда прекрасна по – своему, но в  каждом времени суток своя, особая прелесть.,  и он создает великолепную, дорогую и  милую для каждого сердца картину. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по тексту­образцу.  Художник изображает красоту природы при помощи  краски, ракурса, света. У композитора это ритм,  мелодия, а  при помощи чего писатель создает красоту? (Слово,  изобразительные средства).  Давайте попробуем себя в роли писателей. Перед вами  клоуз текст (открытый, с  пропущенными словами). Вам нужно подобрать пропущенные эпитеты, чтобы получилось  описание нашей донской  степи. Чтобы быть успешнее, работайте в парах. (Слайд 10) Сравните свой текст с отрывком из произведения В.А.Закруткина. Все ли  получилось? А за Доном, все дальше на юго­восток,­ неоглядная, бездорожная, испещрённая  солоноватыми западинами степь. В степи горьковатый душок  прогретой палящим    солнцем полыни, колыхание серебристого  ковыля, темные накрапы жесткой верблюжьей  колючки. Замаячит на горизонте табун рыжих коней, пропылит вдоль ложбины овечья отара, лениво взлетит с неприметной высотки ржаво­кофейный подорлик,  ­ и снова никого,  только горячий воздух и тишина. Милая сердцу земля донская! Преображенный, <…..>благодатный казачий край,  край хлеборобов, пастухов, воинов! Сколько песен о тебе сложено, сколько сказаний,  сколько легенд! (В.А.Закруткин «О неувядаемом») ­ Наша родная донская степь    так же живописна, как описанная  Н.В.Гоголем? (В нашей  заветинской ­ более скудная растительность, летом высохшая, похожая на пустыню) За что же  вы любите нашу  степь? (Малая родина, отчий дом, родная сторона, связь с  детством)    ( Презентация «Заветный край») ­ И наша степь тоже может быть красивой. Нужно только уметь увидеть эту красоту. 8. Включение нового знания в систему знаний и повторение. ­Сопоставьте описание хутора при прощании с ним казаков и степи. Только ли грустным  настроением казаков во время отъезда объясняется разница двух описаний?  Остап и Андрий  понимают, что прощаются с отчим домом, детством. Им жаль   мать, но и радостно от осознания наступившей свободы.  ­ Почему степь является самым лучшим местом  в жизни казака?  ­Что вместил в это понятие Гоголь? (Это тоже родная сторона, связь с детством) (Слайд 11) ­Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока. Что нового вы можете добавить к первому    восприятию ? ­Объединены ли понятия родина и природа в повести Гоголя? -Вывод: Образ степи для писателя – это образ Родины, сильной, могучей и прекрасной.  Как мать принимает она их в свои нежные  объятия, чтобы укрыть, утешить,   передать жизненную  энергию. Ради нее казаки  совершают свои подвиги и, если надо,  умрут, защищая ее. В описании степи  сказалась  прежде всего горячая любовь Гоголя к  родной земле, вера в ее силу и могущество, восхищение ее красотой и бескрайними  просторами. Привольные, безграничные степи помогают понять характер запорожцев,  истоки их героизма. ­Теперь мы можем сформулировать тему нашего урока. «Образ степи как образ Родины в  повести   Н.В Гоголя «Тарас Бульба». (Слайд 12) ­Закрепим наши знания: составим синквейн с любым из слов:   Степь Природа Родина (Слайд 13) ­Вернемся к задачам нашего урока: все ли получилось?  ­Какую задачу ставили? ­Удалось решить поставленную задачу? ­Каким способом? ­Какие получили результаты? ­Что нужно сделать ещё? (Слайд 14) 9. Рефлексия. (Выявить эмоциональное состояние и настроение учащихся.)  Обобщим изученный материал, ответив на следующие вопросы:  1) Что я узнал на уроке…..  2) Мне понравилось на уроке…  3) Я бы хотел узнать… (Слайд 15) 10.Домашнее задание: (На выбор) 1.Опишите словами картину «Степь днём» (по отрывку из произведения Н.В.Гоголя). 2. Напишите сочинение – рассуждение «За    что я люблю свой степной край». 3.Нарисуйте иллюстрацию к  книге.

Урок по произведению Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" Тема: "Образ степи как образ Родины в произведении Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". (6 класс, литература).

Урок по произведению Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" Тема: "Образ степи как образ Родины в произведении Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". (6 класс, литература).

Урок по произведению Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" Тема: "Образ степи как образ Родины в произведении Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". (6 класс, литература).

Урок по произведению Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" Тема: "Образ степи как образ Родины в произведении Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". (6 класс, литература).

Урок по произведению Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" Тема: "Образ степи как образ Родины в произведении Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". (6 класс, литература).

Урок по произведению Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" Тема: "Образ степи как образ Родины в произведении Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". (6 класс, литература).

Урок по произведению Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" Тема: "Образ степи как образ Родины в произведении Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". (6 класс, литература).

Урок по произведению Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" Тема: "Образ степи как образ Родины в произведении Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". (6 класс, литература).

Урок по произведению Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" Тема: "Образ степи как образ Родины в произведении Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". (6 класс, литература).

Урок по произведению Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" Тема: "Образ степи как образ Родины в произведении Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". (6 класс, литература).

Урок по произведению Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" Тема: "Образ степи как образ Родины в произведении Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". (6 класс, литература).

Урок по произведению Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" Тема: "Образ степи как образ Родины в произведении Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". (6 класс, литература).

Урок по произведению Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" Тема: "Образ степи как образ Родины в произведении Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". (6 класс, литература).

Урок по произведению Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" Тема: "Образ степи как образ Родины в произведении Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". (6 класс, литература).

Урок по произведению Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" Тема: "Образ степи как образ Родины в произведении Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". (6 класс, литература).

Урок по произведению Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" Тема: "Образ степи как образ Родины в произведении Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". (6 класс, литература).

Урок по произведению Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" Тема: "Образ степи как образ Родины в произведении Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". (6 класс, литература).

Урок по произведению Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" Тема: "Образ степи как образ Родины в произведении Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". (6 класс, литература).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2018