Урок по русскому языку на тему "Имя прилагательное" (4 класс, русский язык)
Оценка 4.6

Урок по русскому языку на тему "Имя прилагательное" (4 класс, русский язык)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
07.02.2019
Урок по русскому языку на тему "Имя прилагательное" (4 класс, русский язык)
Конспект урока русского языка для 4 класса по теме "Имя прилагательное как часть речи". В течение урока учащиеся пополняют свой практический опыт в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте. Материал урока способствует развитию орфографической зоркости, памяти, речи. На протяжении всего урока воспитывается чувство любви к родной природе. На уроке используются: прием "Дерево достижений" елка с новогодними игрушками, видео к стихотворению "Чудная картина", рисунки детей к данному стихотворению, игра "Слепим снеговика", физкультминутка. В течение урока ребята оценивают себя после каждого этапа (рисуют снежинки), чтобы слепить в конце урока снеговика.
Имя прилагательное 4 класс.docx
МОУ «Смирновская СШ» Конспект урока русского языка в 4 классе по теме «Имя прилагательное как часть речи».                                   Урок разработала: Грачева Нина Ивановна, учитель начальных классов с.Смирново 2019 год МОУ «Смирновская СШ»  Грачева Нина Ивановна  Тема: «Имя прилагательное как часть речи. Образование имен прилагательных» Цель: актуализация знаний учащихся об имени прилагательном, его морфологических  признаках, роли в речи. Задачи:  формировать навык определения имен прилагательных, морфологических признаков; пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в  словосочетаниях, предложениях и связном тексте; обратить внимание на роль прилагательных в речи; закрепить навыки правильного написания окончаний имен прилагательных; развивать орфографическую зоркость, мышление, память, речь;  воспитывать чувство красоты, любви к родной природе;   Формируемые УУД:   Познавательные:  Уметь ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;  находить ответы на вопросы в тексте;   преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на  вопросы смысловое чтение;   анализ объектов с целью выделения их признаков;  определять роль прилагательного в предложении и обосновывать своё мнение;   создать условия для развития умения анализировать прилагательные с целью  выделения постоянных и непостоянных признаков, обобщать,  сравнивать, строить   логическую цепь рассуждения;  использовать приобретённые знания для выполнения ситуативного задания. Коммуникативные:  уметь слушать и понимать речь других;  оформлять свои мысли в устной форме;  формулировать понятные для партнёра высказывания, используя термины Регулятивные:  определять цели учебной  деятельности на уроке;  определять  последовательность  промежуточных целей с учетом конкретного  результата;  оценивать качество и уровень  усвоения материала Личностные:   Проявлять:   интерес к изучению темы;   осознание собственных достижений при освоении учебной темы. 2 МОУ «Смирновская СШ»  Грачева Нина Ивановна   I.Организационный момент. ХОД УРОКА Вот звонок нам дал сигнал Поработать  час настал. Отправляемся мы снова В мир родного языка Психологический настрой на урок.   Прием: «Дерево достижений»                   Ребята, сегодня 14 января. Я поздравляю Вас со  Старым  Новым   годом . Во многих странах мира, в том числе и  в России он   отмечается в ночь с 13 на 14 января . В каждом городе, селе, доме в домах радуют глаз  наряженные елочки. Давайте в честь  праздника  нарядим нашу елочку.       У каждого из вас на парте  лежат  игрушки  разного цвета.  Я попрошу вас взять одну из них  (любого цвета) и  нарядить  наше дерево.   После того, как  ученики  прикрепили игрушки:                                                             Тех, кто выбрал зеленую  и синюю игрушки, ожидает успех на  сегодняшнем уроке.  Красную игрушку ­ желают поделиться своими знаниями. Желтую игрушку – проявят активность.  Дерево нарядилось и блистает   разными  игрушками. Красота дерева зависела от вас? А результат выполненной работы сегодня на уроке будет зависеть от вас? Надеюсь, что вы приложите максимум старания на уроке. Желаю вам всем получить  пятёрки сегодня на уроке!    II. Поэтическая пятиминутка  Видео. Стихотворение А. Фет «Чудная картина...» Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна, Свет небес высоких, И блестящий снег, И саней далеких Одинокий бег  ­  Картину  какого времени года     рисует поэт  в своем стихотворении? 3 МОУ «Смирновская СШ»  Грачева Нина Ивановна   ­   Как он называет эту картину?  Слово  «чудная» выражает состояние умиротворенного  восхищения лирического героя.  Подберите синонимы к слову ЧУДНАЯ. …) (Словарь  синонимов) (дивная, восхитительная, удивительная, великолепная, красивая, сказочная,  восхитительная, шикарная,  прекрасная, сказочная, несравненная  ­  К какой части речи  относятся эти слова? (Это имена прилагательные.) Как еще мы назовем эти слова? Эпитеты. Именно так переводится слово  «прилагательное» с греческого языка ­ «ЭПИТЕТ»  РУБРИКА. Обрати внимание! ЧУДНЫЙ и ЧУДНОЙ III. Постановка темы и целей урока  ­    Сформулируйте ТЕМУ нашего урока.  (слайд 1  «Имя прилагательное»)   «Цели урока»  Вспомнить, что обозначают    имена  прилагательные,  на какие вопросы отвечают  уметь отличать имена прилагательные от других частей речи,  выполнять  морфологический разбор;  уметь образовывать имена прилагательные с помощью суффиксов  Расширить знания о  прилагательных.  Одновременно с этим мы поговорим о зимушке­зиме. А о красоте  зимней природы  нам помогут рассказать наши друзья – имена прилагательные.   Сегодня мы будем работать не в тетради, а на необычных  снежных полотнах, присланных госпожой Метелицей. Сегодня вы   будете оценивать свою работу    немного  необычно. На каждом этапе будете    ставить не оценку, а рисовать снежинки.    От ваших правильных ответов будет идти снег, чтобы в конце урока мы смогли слепить  снеговиков. В конце урока подсчитаете  снежинки. Определенное количество снежинок   соответствует оценке, которую вы получите за урок. IV. Чистописание  ­ 3 снежинки ­  Поможем «Морозу» нарисовать узоры на стеклах наших домов. (Подготовка руки к письму) « Узоры на стекле» Если вы согласны с моим утверждением – пишите петельку вверх, не согласны ­ петельку   вниз. 1. 2. 3. 4. 5. существительного задать вопрос.(да)  6. которым оно   связано. (да) 7. 8. ­  Какой узор у вас получился?   ( 3 петельки вверх1 вниз 2 вверх 1 вниз 1 вверх) ­  Напишите первую строчку  стихотворения А.Фета Подчеркните имена прилагательные. ОЦЕНИ СВОЙ ОТВЕТ Имя прилагательное обозначает признак предмета.( да) В предложении имя прилагательное является определением.(да) Имя прилагательное изменяется по числам,  падежам, родам ( в ед. ч) (да) Определить род прилагательного во множественном числе можно.(нет) Чтобы правильно написать безударное окончание прилагательного, надо от  «Чудная картина».  Прилагательное стоит  в том же роде, числе и падеже ,что и имя существительное с  Главным словом в словосочетании прил.+сущ. является прилагательное.(нет) Какой? Какая? Какие? – вопросы прилагательного.(да) 4 МОУ «Смирновская СШ»  Грачева Нина Ивановна  1 снежинка за каждое правильно выполненное задание V. Словарная работа …нварь, м…роз ,  зима, кал…ндарь, снег ­Прочитайте слова. ­Есть ли среди них прилагательные? ­ А какие это части речи? (существительные) ­ Образуйте имена прилагательные  и выделите окончания ( 1 ученик работает у доски)  ­ запишите  прилагательные в форме: 1. в начальной форме (январский) 2.в форме ед. ч , ср.р, И.п.( морозное) 3.в форме ед.ч, ж.р, И.п(зимняя) 4.образуйте прилагательное с окончанием –ого­ ( какого? Календарного) – ­ Какая часть речи поможет определить падеж, род, число прилагательных? (сущ) 5.в форме .мн,ч И.п (снежные) Почему я  не назвала род? (не определяем во мн. ч.) ОЦЕНИ  СВОЙ ОТВЕТ ­ 1 снежинка за каждое правильно написанное слово  Разноуровневая самостоятельная работа ­ 5 снежинок   Белые снежинки закружились в морозном воздухе. - 1* Разберите   предложение по членам предложения ­1* -Сейчас вы выберите себе задания по уровням, чтобы проверить свои знания.  1 уровень. Выпишите из текста сочетания сущ.+прил . ­ 1*  2 уровень. Выпишите из текста сочетания сущ.+прил., указать род, число ­2*  3 уровень. Выпишите из текста сочетания сущ.+прил., указать род, число, падеж ­3* ОЦЕНИ СВОЙ ОТВЕТ   VI. Знакомство с понятием краткая форма прилагательных Стоят морозные январские дни. Особенно трудно сейчас птицам. Как мы можем помочь им  пережить холодную зиму? (стих «Покормите птиц зимой», читает Гай Олеся) В классе  проходит  акция « Птичья столовая»  (показ кормушек, принесенных детьми) 1.Отгадайте  загадку. Спинкой зеленовата, животиком желтовата. Черненькая шапочка и полоска шарфика.    (синица) ­ Какие слова используются для описания синицы? (зеленовата, желтовата.) ­ Слова зеленовата, желтовата — это особая форма имён прилагательных, которая  называется краткой формой.  В предложениях эти прилагательные являются сказуемыми.  Они все называют то главное, что говорится о подлежащем. В современном русском языке  краткие прилагательные, в отличие от полных, могут быть только сказуемыми. Они  изменяются только по родам и числам: красивый ­ красив – красива – красиво – красивы.  5 МОУ «Смирновская СШ»  Грачева Нина Ивановна  ­ Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!» на с. 5 учебника. ­ Что вы узнали о краткой форме имён прилагательных? ­ Прочитайте загадку, изменив краткую форму прилагательных на полную. ­ Чем отличаются полные прилагательные от кратких? ­Можете сказать, как образуются краткие имена прилагательные? 2 пара ЛОВКАЯ 3 пара — Вернёмся к упр. 1. К какой части речи относится выделенное слово? (Это краткое имя  прилагательное.) 2. Работа по учебнику. Упр.2 (с. 5).  — Прочитайте. — О какой птице говорится в тексте? (О сороке.) — Прочитайте словосочетания, которые помогают описать внешний вид сороки. (Перышки  по бокам белые; голова, крылья, хвост чёрные; хвост длинный, прямой; перья на хвосте  зеленоватые.) — Какая птица по характеру? (Ловкая, подвижная.) — Слова  какой части речи помогли узнать птицу? (Имена прилагательные.) Работа в парах. Спишите последнее предложение.  1пара По составу ПОДВИЖНАЯ морфологический разбор НАРЯДНАЯ НАРЯДНАЯ ­3 снежинки ­ ОЦЕНИ СВОЙ ОТВЕТ   Зачем используются прилагательные в речи?  (Они делают речь яркой, выразительной, конкретной.) VII. Физкультминутка.  Я буду читать словосочетания, а вы выполняйте задания: мужской род присядьте,  женский род похлопайте, средний род ­ потянитесь вверх ­ Снежная шубка, первый снег, белоснежное  покрывало, пушистая ель, сильный  ветер,  морозное утро, чудесная  погода, серебристый иней,  зимнее солнце,  зимняя природа. VIII. Закрепление изученного материала. Словообразование. Ребята,   я приглашаю вас совершить  прогулку  на лыжах по зимнему лесу. Прошу   зайти в магазин и приобрести необходимые  предметы Упражнение “Магазин”.  Учитель диктует существительные.   ОБУВЬ, ЛЫЖИ. ­ Учащиеся записать  существительные и подбирают прилагательные, обозначающие, в  каком магазине можно купить данные предметы. Выделить корень слова. НАРЯДНАЯ НАРЯДНАЯ 6 МОУ «Смирновская СШ»  Грачева Нина Ивановна  Проверка ОБУВНОЙ,   СПОРТИВНЫЙ ­ Найдите и выделите часть слова, с помощью которой образованы имена прилагательные. ­ Как называется эта часть слова? (суффикс) Работа по учебнику. Упр.3 (с. 5).Запишите слова парами — Прочитайте задание. — С помощью каких суффиксов будете образовывать имена прилагательные? (С помощью  суффиксов ­ист­, ­лив­,­ив­, ­ск­, ­н­, ­чив­.) — Выполните задания. (Один ученик работает на откидной доске. Коллективная проверка.) — Запишите в словарик слово автомобиль, поставьте ударение, подчеркните орфограммы. — Подберите к слову автомобиль однокоренные слова и запишите их. (Автомобильный,  автомобилист, автомобильчик, автомобилестроение.)  ­ ОЦЕНИ СВОЙ ОТВЕТ  2+14 снежинок = 16  IX. Подведение итогов урока —  Игра «Слепим снеговика». (прием «Карусель», дети встают в круг и по очереди  задают друг другу вопросы, тем самым передавая  «снежный» ком) Вспомним и закрепим наши знания о прилагательном ­ Что такое имя прилагательное? Что оно обозначает?  На какие вопросы отвечает? (Имя прилагательное обозначает признак предмета и отвечает  на вопросы какой? какая? какое? какие?)  ­ Как изменяется имя прилагательное? (по родам, числам, падежам)  ­Как узнать род, число, падеж имени прилагательного? (по роду, числу и падежу им. сущ.)  ­ Каким членом предложения чаще всего бывает имя прилагательное? (Определением,  сказуемым ­ в краткой форме). ­ Начальная форма имени прилагательного? (прилагательное в И.п., ед. ч., в м. р.) С какой формой  имен прилагательных вы познакомились? ­ Какие признаки предмета могут обозначать имена прилагательные?  (Им. прил. могут обозначать различные признаки предмета: форму, цвет, размер, вкус,  качества характера ­  круглый мяч, синий шкаф, сладкая вата и т.д) — Какую роль играют имена прилагательные в речи? Они делают речь яркой,  выразительной, конкретной. Они нужны  для описания предмета).   — С помощью каких суффиксов могут образовываться имена прилагательные? X . Рефлексия ­ Что вам больше всего понравилось в уроке? ­ Все ли у вас получилось на уроке? ­  Что вам хочется сказать самому себе? Наклейте  снеговичка с нужной надписью. Снеговик  ­ «Я довольна своей работой» Снеговик  ­  «Я  не совсем довольна своей работой» Снеговик  – «Затруднялась  выполнять большинство заданий» Подчитайте количество снежинок ­ «5» ­ 33­36, «4» ­ 29­32, «3» ­ 20­28 XI. Домашнее задание. Упр. 7 (с. 7) — по выбору.  Карточка 7 МОУ «Смирновская СШ»  Грачева Нина Ивановна  Приложение 1 Утром.     Ранним утром я вышел из палатки. Зимнее солнце ярко блестело на пелене снега. Выпавший ночью снег покрыл широкое пастбище. Я сделал несколько шагов. На снегу заметил следы оленей. Животные ночью подходили к палатке. След русака тянулся длинной петлей. Первый снег раскрывал тайны ночной жизни зверей. Мы спустились в долину. На ярком фоне снега увидели медведя. Он заметил нас и быстро умчался. Выписать прилагательные с именами существительными, к которым они относятся. Укажи морфологические признаки прилагательных (род, число, падеж)   Подчеркни 3 слова, в которых все согласные звуки мягкие. 8

Урок по русскому языку на тему "Имя прилагательное" (4 класс, русский язык)

Урок по русскому языку на тему "Имя прилагательное" (4 класс, русский язык)

Урок по русскому языку на тему "Имя прилагательное" (4 класс, русский язык)

Урок по русскому языку на тему "Имя прилагательное" (4 класс, русский язык)

Урок по русскому языку на тему "Имя прилагательное" (4 класс, русский язык)

Урок по русскому языку на тему "Имя прилагательное" (4 класс, русский язык)

Урок по русскому языку на тему "Имя прилагательное" (4 класс, русский язык)

Урок по русскому языку на тему "Имя прилагательное" (4 класс, русский язык)

Урок по русскому языку на тему "Имя прилагательное" (4 класс, русский язык)

Урок по русскому языку на тему "Имя прилагательное" (4 класс, русский язык)

Урок по русскому языку на тему "Имя прилагательное" (4 класс, русский язык)

Урок по русскому языку на тему "Имя прилагательное" (4 класс, русский язык)

Урок по русскому языку на тему "Имя прилагательное" (4 класс, русский язык)

Урок по русскому языку на тему "Имя прилагательное" (4 класс, русский язык)

Урок по русскому языку на тему "Имя прилагательное" (4 класс, русский язык)

Урок по русскому языку на тему "Имя прилагательное" (4 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2019