Урок по русскому языку на тему "Текст и предложение" (3 класс, русский язык)
Оценка 4.7

Урок по русскому языку на тему "Текст и предложение" (3 класс, русский язык)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
29.12.2018
Урок по русскому языку на тему "Текст и предложение" (3 класс, русский язык)
Данный материал разработан для учителей начальных классов и может быть использован в 3 классе на уроке русского языка. Материал урока направлен на обобщение и систематизацию знаний учащихся о предложении, как единице речи; совершенствование умения различать текст и предложение, подбирать заголовок к тексту
урок 3-а1.docx
Тема. Текст и предложение. Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о предложении, как единице   речи;   совершенствовать   умение   различать   текст   и   предложение, подбирать заголовок к тексту; обобщить знания о типах текста; закреплять умения   различать   предложения   и   словосочетания;   предложения   по   цели высказывания   (повествовательные,   вопросительные,   побудительные),   по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные), находить и различать главные члены предложения от второстепенных членов, сложные предложения   от   простых;   развивать   умения   и   навыки   в   составлении предложений;   развивать   внимание,   орфографическую   зоркость   учащихся, память, произвольное внимание, логическое мышление; развивать аналитико­ синтетическую   деятельность,   умения   учащихся   работать   в   группе,   паре; воспитывать любовь к природе, труду, бережное отношение к окружающему миру, прививать интерес к русскому языку. Оборудование:  учебник  «Русский   язык»   Канакина   В.П.,  Горецкий   В.Г.    3 класс, рабочие тетради, цветы, карточки с заданиями. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний I. Организационный момент. Ход урока Всем, всем ­ добрый день!  Прочь с дороги, злая лень!  Не мешай учиться,  Не мешай трудиться!  Ну, ребята, чур, молчок!  Начинается урок. ­Здравствуйте, ребята, меня зовут Ирина Алексеевна и сегодня я проведу у вас урок русского языка. ­А теперь, ребята, проверьте, готовы ли вы к уроку. У вас на столе должны лежать учебник, тетрадь и пенал. ­Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. II. Актуализация опорных знаний 2. 1. Минутка чистописания . ­Ребята, а сейчас мы с вами проведём небольшую каллиграфическую  минутку.  Я тетрадь сейчас открою И наклонно положу. Я от вас, друзья, не скрою Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь. За работу я возьмусь. ­Ребята, сегодня на минутке чистописания мы с вами пропишем большую и маленькую букву Вв. Откройте тетради, пропустите две строчки от домашней работы.   Запишем   число   (восьмое   мая)   и   классная   работа.   Пропишем   на   Заглавная следующей   строчке   большую   и   маленькую   букву   Вв.   буква В состоит из трех элементов: удлиненной наклонной палочки с петлёй слева и двух правых полуовалов. Начинаем писать букву с верхней линии рабочей строки. Строчная буква в состоит из удлиненной наклонной палочки с петлей вверху и овала. Начинаем  писать букву  ниже  верхней линии  рабочей  строки. Прописываем сначала с нижним соединением, затем с верхним.  ­Ребята, на доске записаны слоги. Давайте попробуем составить из этих  слогов слова. ­Какие слова у нас получились? (Весна, пришла, подснежник, ветерок,  солнечный, прекрасный) ­А теперь составим из полученных слов предложения. Какое предложение мы  можем составить со словом весна? (Пришла ранняя весна) ­Запишем предложение в тетрадь. ­Какое предложение мы можем составить со словом подснежник? (У лесной  тропинки растут прекрасные подснежники) ­Запишем предложение в тетрадь. Подчеркните главные члены предложения.  ­ Ребята, составим предложение со словом солнечный.  (В окна домов  постучался солнечный свет)  ­Запишем предложение в тетрадь. 2.2. Работа с пословицей   ­Ребята, а сейчас я предлагаю вам поработать  с пословицами. Работать будем в паре. ­У каждого из вас на парте лежат карточки со словами. Вам необходимо из предложенных слов составить предложение­пословицу. Составив пословицу подумайте, в чем заключается смысл этой пословицы. ­ Составьте предложения из данных слов.  1) весна, а, цветами, красна, лето ­ , плодами (Весна красна цветами, а лето плодами.) ­Всему   своё   время.   У   природы   нет   плохой   погоды.   Каждое   время   года приносит людям пользу и радость. Весной все расцветает, появляются первые цветы в лесу, расцветают деревья. Осень это время сбора урожая, плодов.  2) дождь, бывает, не, весенний, лишним (Весенний дождь лишним не бывает) ­Земля весной быстро сохнет, а дождевая вода мгновенно впитывается. весной дожди   необходимы,   чтобы   принялся,   пустил   росточки   и   набрался   сил посаженный урожай. 3) кто, весною, тот, потрудится, осенью, повеселится (Кто весною потрудится, тот осенью повеселится.) ­ Что посадишь весной, то и соберешь осенью. Весной садится урожай, а осень радуется его сбору. ­ Можно ли эти предложения назвать текстом? (Нет) Почему? (Не связаны по смыслу) ­Что такое предложение?  (Это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль) ­Что такое текст? (Это высказывание, в котором есть два или несколько  предложений) ­Чем   отличается   группа   предложений   от   текста?   (Предложения   в   тексте объединены общей темой и связаны по смыслу) III. Сообщение темы и цели урока ­   Для   того,   чтобы   узнать,   о   чем   мы   будем   говорить   сегодня   на   уроке, отгадайте загадку. Шагает красавица, Легко земли касается. Идѐт на поля, на реку, И по снежку, и по цветку. Она приходит с ласкою И со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнѐт  –В лесу подснежник расцветѐт. ­Так о ком мы будем говорить сегодня на уроке? (О весне) ­ К нам в гости на урок пришла сама Красавица Весна и принесла корзину с цветами. За каждое выполненное задание я буду  дарить  вам  цветок.   ­ Итак, в загадке шла речь о весне. А с помощью чего мы можем выразить свои мысли и чувства об этом прекрасном времени года? ­ Какая бывает речь? (Устная и письменная) ­ Из чего состоит наша речь? (Из слов, предложений, букв) ­ Тема нашего урока «Текст и предложение». - Сегодня на уроке мы закрепим понятия предложение, текст, вспомним виды предложений  по  цели  высказывания  и  по  интонации. Произведѐм  разбор предложения по членам. ­ Я хочу, чтобы вы работали творчески: рассуждали, сочиняли, играли. IV. Обобщение и систематизация знаний 4.1. Игра «Подбери слово» ­ Ребята, я предлагаю вам сыграть в игру «Подбери слово».  ­ Запишите в течение минуты слова, которые вы связываете с весной.   Вы можете использовать слова разных  частей речи. (Дождь, солнце, ручей, цветы, трава,   птицы,   оттепель,   тепло,   цветение,   лужи,   солнечно,   запах,   радость, красота, оживление, расцвет, проталины, таяние, потепление). 4.2. Конкурс «Составь предложение». ­ Ребята, играя, мы подобрали много слов из разных частей речи, связанных с весной.  А   теперь,   давайте   проведем   небольшой   конкурс.     Используя     как можно   больше   подобранных   вами   слов,   составьте   одно  предложение о весне. Вы должны постараться использовать как можно больше своих слов и ваше предложение должно быть красивым. Тот ряд, который составит больше всего предложений и выиграет в нашем конкурсе. Начинаем с первого ряда. Пробуем составить предложение и тд. 4.3. Работа с предложением ­Из чего состоят ваши предложения? (Из слов) ­Ребята, посмотрите на доску и скажите, можно ли   слова, записанные на доске назвать предложением? Почему? Б...рѐзах, на, клейкие, распустились, л...сточки. ­Какая буква пропущена в слове березах? (Е) ­ Можем ли мы подобрать проверочное слово? (Нет, это словарное слово) ­Какая буква пропущена в слове листочки? (И) ­Какое проверочное слово? (Лист, листик) ­ Составьте из этих слов предложение и запишите его в тетрадь. (На берёзах распустились клейкие листочки) 4.4.  Работа в парах ­   Предложения   мы   составляем   из   слов,   а   что   можно   составить   из предложений? (Текст) ­Что такое текст? (Это высказывание, в котором есть два или несколько  предложений) ­А как распознать границу предложений в тексте? ­Какие знаки ставим в конце предложений? Послушайте загадки и отгадайте,  о каких знаках препинания идет речь. Стихи­загадки: 1. Если мысль закончил ты, Записал на строчку, Не забудь в конце поставь Кругленькую (точку). 2. Чувства сыплются наружу! Восхищения в словах! Торжество, тревога, ужас ­ (восклицательный здесь знак). 3. Он фигурка небольшая, Точка под ним большая, Коль спросить что соберетесь ­ Без него не обойдетесь. (Вопросительный знак) ­Предлагаю вам поработать с текстом в парах.  ­Прочитайте текст. Вы ещѐ не побывали в лесу  Так спешите скорее попасть в весеннюю  сказку Всем деревьям весна подарила цветочные наряды  Как хороша весна в  лесу ­Что необычного вы заметили? ­Какие знаки препинания можно поставить в конце предложения? ­ Расставьте  знаки  препинания  в  данном  тексте.   Физкультминутка ­Ребята, нам пора отдохнуть, встаньте из­за парт так, чтобы не мешать друг другу (играет музыка, дети повторяют движения) V. Применение знаний и умений в новой ситуации 5.1. Исследовательская работа в группах. ­ Отдохнули. Тихо сели. Теперь у нас серьѐзная работа в группах. Вы будете выступать   в   роли   исследователей.  Но   для   этого   вспомните,  какие   бывают предложения   по   цели   высказывания?   (Вопросительные,   повествовательные, побудительные) ­ Попробуйте найти эти предложения в нашем тексте? (Вы ещѐ не побывали в лесу? Всем деревьям весна подарила цветочные наряды.  Так спешите скорее попасть в весеннюю сказку.) ­   Какие   бывают   предложения   по   интонации?   (Восклицательные   и невосклицательные) ­ Найдите такие предложения в тексте. (Как хороша весна в лесу!) ­ Перед тем как начать работать, нам необходимо выработать правила работы в группе. Какие правила вы предложите? КАК РАБОТАТЬ В ГРУППЕ 1. Будь добросовестным по отношению к товарищам, работай в полную меру своих сил. 2. Слушайте, каждого члена группы внимательно, не перебивая. 1. Совместная выработка критериев успешности работы в группах. 3. Говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказаться 4. Отвергая предложенную идею, делайте это вежливо и не забывайте предлагать альтернативу. 5. Выступать от имени группы почетно, все имеют на это право! ­ А сейчас вы будете составлять связные тексты о цветах весны. Работа будет проходить в группах. Каждой группе предлагаю поработать на карточках. На карточке по 3 предложения. Вам надо распределить их так, чтобы получился связный   текст.   Расставьте   на   карточке   цифры   1,   2,   3   напротив   каждого предложения. А еще, ребята, попробуйте придумать  сами предложения по теме вашей карточки и запишите его в карточку. Доказывать правильность выполнения задания будет один человек от группы, а кто это будет, решите сами. 1 группа На длинном стебельке расположились белые бусинки. Ландыш Что это за цветок? Это изящный ландыш. _____________________________________________________________ 2 группа Перелеска (голубой подснежник). Как хороши эти яркие цветы на фоне прошлогодней листвы! Это голубые перелески. Сейчас в лесу можно найти   милые весенние растения. _____________________________________________________________ 3 группа Одуванчик. На лугу загорелись золотые монетки. Скоро они отцветут и превратятся в белые пушистые шарики. Это зацвели одуванчики. ___________________________________________________ 4 группа Ветреница (белый подснежник). Время еѐ цветения совпадает с ветреной погодой. В лесу зацвела ветреница. Вот почему это растение назвали ветреницей. _____________________________________________________________ 5 группа Мать – и ­ мачеха Снег ещѐ не успел полностью растаять. А у обочины дороги уже золотятся яркие цветки мать­и­мачехи.  Только появились первые проталинки. _____________________________________________________________ 6 группа Тюльпаны В мае цветут тюльпаны. Цветы у тюльпана крупные, сидят на длинных ножках. Тюльпан выглядит удивительно привлекательно. _____________________________________________________________ ­Расставив предложения в правильном порядке, что мы получили? (Текст) ­ Докажите, что это тексты. 5.2. Творческая работа. ­   Из   предложений   строятся   не   только   тексты   в   прозе,   но   и   в   стихах. Предлагаю вам  выступить  в  роли  поэтов. В стихотворении  «Подснежник» пропущены  прилагательные. Вам нужно подобрать и вставить их по смыслу (вписать в  карточку). Подснежник. На поля дохнуло ветром вешним, Ивы распушились за прудом. У тропинки (какой?).................. подснежник Загорелся (каким?) ...................  огоньком. Закачался, (слабенький / крошечный)................. и (бледный / гибкий) .................., Удивленно радуясь всему, И в ответ с (какой?) ....................... улыбкой Солнце наклоняется к нему. ­ Послушайте, как на самом деле звучит это стихотворение.                                                         Подснежник. На поля дохнуло ветром вешним, Ивы распушились за прудом. У тропинки маленький  подснежник Загорелся синим  огоньком. Закачался, слабенький  и гибкий, Удивленно радуясь всему, И в ответ с приветливой  улыбкой Солнце наклоняется к нему. VI. Контроль усвоения и коррекция знаний. ­   Итак,   какую   тему   мы   сегодня   на   уроке     с   вами   закрепляли?     («Текст. Предложения».) ­ И сейчас мы выполним небольшой тест.  1. Что такое текст? а) связанные по смыслу слова б) связанные по смыслу предложения в) несколько предложений 2. Что можно узнать по заглавию? а) что хотел сказать автор б) самое интересное в) о чём или о ком говорится в тексте 3. Определи, где текст. а) Паша и Маша нашли в лесу ёжика. Как красиво зимой в лесу! Учитель раздала нам тетради. Под ёлкой медведь устроил берлогу. Когда мы пойдём в парк кататься на роликах? б)   В   саду   сидел   котёнок.   Он   внимательно   смотрел   на   листок,   упавший   с дерева.   Подул   ветер,   листочек   зашевелился.   Котёнок   сразу   пустился   его догонять. «Попался? Не убежишь!» ­ подумал малыш. 4. Текст можно разделить на а) части б) слова в) слоги 5. Какие предложения не бывают по интонации? а) повествовательные б) невосклицательные 6. Укажи главные члены предложения. На болотах растет румяная клюква. а) клюква румяная б) клюква растет VII. Подведение итогов. ­ Давайте посмотрим, сколько же мы насобирали цветов. Какой получилась  праздничная корзина? ­ А что нам в этом помогло? ­ Подарил ли вам урок праздничное весеннее настроение? ­Узнали ли вы что­то новое для себя? ­Какие трудности возникли у вас в ходе урока? VIII. Домашнее задание ­Написать дома мини­сочинение на тему: «Весна в лесу» или «Весенняя  сказка». Выполнить упражнение на с.164 №245.

Урок по русскому языку на тему "Текст и предложение" (3 класс, русский язык)

Урок по русскому языку на тему "Текст и предложение" (3 класс, русский язык)

Урок по русскому языку на тему "Текст и предложение" (3 класс, русский язык)

Урок по русскому языку на тему "Текст и предложение" (3 класс, русский язык)

Урок по русскому языку на тему "Текст и предложение" (3 класс, русский язык)

Урок по русскому языку на тему "Текст и предложение" (3 класс, русский язык)

Урок по русскому языку на тему "Текст и предложение" (3 класс, русский язык)

Урок по русскому языку на тему "Текст и предложение" (3 класс, русский язык)

Урок по русскому языку на тему "Текст и предложение" (3 класс, русский язык)

Урок по русскому языку на тему "Текст и предложение" (3 класс, русский язык)

Урок по русскому языку на тему "Текст и предложение" (3 класс, русский язык)

Урок по русскому языку на тему "Текст и предложение" (3 класс, русский язык)

Урок по русскому языку на тему "Текст и предложение" (3 класс, русский язык)

Урок по русскому языку на тему "Текст и предложение" (3 класс, русский язык)

Урок по русскому языку на тему "Текст и предложение" (3 класс, русский язык)

Урок по русскому языку на тему "Текст и предложение" (3 класс, русский язык)

Урок по русскому языку на тему "Текст и предложение" (3 класс, русский язык)

Урок по русскому языку на тему "Текст и предложение" (3 класс, русский язык)

Урок по русскому языку на тему "Текст и предложение" (3 класс, русский язык)

Урок по русскому языку на тему "Текст и предложение" (3 класс, русский язык)

Урок по русскому языку на тему "Текст и предложение" (3 класс, русский язык)

Урок по русскому языку на тему "Текст и предложение" (3 класс, русский язык)

Урок по русскому языку на тему "Текст и предложение" (3 класс, русский язык)

Урок по русскому языку на тему "Текст и предложение" (3 класс, русский язык)

Урок по русскому языку на тему "Текст и предложение" (3 класс, русский язык)

Урок по русскому языку на тему "Текст и предложение" (3 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.12.2018