Урок по русскому языку на тему "Вежливые слова" (1 класс, русский язык)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 23.12.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок составлен по УМК "Школа России" . Цель данного урока: формировать представление об употреблении вежливых и ласковых слов в речи; познакомить с Толковым словарем русского языка. В данном материале предлагается технологическая карта урока для 1 класса в соответствии с ФГОС. Используется частично-поисковый метод. Для лучшего усвоения материала применяются электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык 1 класс»; Толковый словарь русского языка; рисунки животных .
Иконка файла материала Документ Microsoft Office Word.docx
Т е х н о л о г и ч е с к а я   к а р т а   у р о к а  8 ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА Цели деятельности учителя Формировать представление об употреблении вежливых и ласковых слов в речи; познакомить с Толковым  словарем русского языка Тип урока Решение частных задач Планируемые  образовательные  результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):  научатся: использовать в речи вежливые слова, задавать к каждому слову вопрос; различать предмет  (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета);  получат возможность научиться: работать со словарем; классифицировать и объединять слова по  значению в тематические группы. Метапредметные (компоненты культурно­компетентностного опыта/приобретенная компетентность):  познавательные – развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные  способы достижения результата; коммуникативные – активное использование речевых средств и средств информационных и  коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность  слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и  права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; регулятивные – определять наиболее эффективные способы достижения результата. Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных  ситуациях, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости Методы и формы обучения Частично­поисковый; индивидуальная, фронтальная, работа в парах Образовательные ресурсы Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык 1 класс»; Толковый  словарь русского языка; рисунки животных .Организационная структура урока Деятельность  учителя Деятельность учащихся Формы  совзаимо­ действия Универсальные  учебные действия 3 4 5 6 Этапы урока 1 I.  Организацио нный момент Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения 2 Эмоциональная ,  психологическа я и  мотивационная подготовка  учащихся к  усвоению  изучаемого  материала Перспективн ая рефлексия ­ Сегодня к нам на урок пришли  гости. Как гостеприимные хозяева давайте поприветствуем их. ­ Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок! Всё ли на месте?  Всё ли в порядке: Книжки, ручки и тетрадки? Есть у нас девиз такой: Всё, что надо под рукой! (Проверяет готовность  обучающихся к уроку, создаёт  эмоциональный настрой)  ­ На партах у вас лежат тетради,  давайте откройте их и выберите,  какое настроение будет у вас на  уроке сегодня?  Запишем число. На полях тетради  находятся  прямоугольники с цифрами,  каждый прямоугольник – это наше задание на уроке. Их будет 5.  По мере выполнения заданий, мы  будем их закрашивать, цвет будет  зависеть от того, как вы  справитесь с заданием. Зеленый – все получилось, я  Фронтальна я Слушают  и проверяют  готовность к  уроку Вместе  говорят Проводят  перспективну ю рефлексию Смотрят,  сколько  заданий, где и как будут  себя  Промежу­ точный контроль 7 Устный  опрос Личностные: понимают  значение знаний для человека и  принимают его; имеют желание  учиться; положительно  отзываются о школе; стремятся  хорошо учиться и  сориентированы на участие в  делах школы; правильно  идентифицируют себя с  позицией школьника Р:обеспечивают идеальное  представление о ходе  деятельности, прогнозировании  возможных результатов. Фронтал ьная,  индивид уальная  работаоценивать. доволен своей работой. Жёлтый – получилось, но не все,  сомневаюсь. Красный – ничего не получилось,  я недоволен своей работой!  ­ К чему будем стремиться? Формулирует задания, с помощью  загадки объясняет, какую букву и  слово прописывают в тетради: Сердитый недотрога Живет в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки ни одной.  (Ёжик.) ­Составить схему слова ёжик,  сделать разбор. Оцените себя цветом  вквадратике под №1. Молодцы! II.  Актуализаци я знаний Чистописание (письмо буквы  Ё  (заглавной и  строчной) в  соединении с  другими  буквами и  буквосочетания ми); письмо  слогов, слов,  предложений  (Ё, ё, Ёл, ёж,  ёжик,  Маленький  ёжик  свернулся в  клубок). Ответы детей Разгадывают  загадку,  выполняют  задание по  чистописани ю. Составляют  схему,  делают  разбор ( ёжик ­ 2 слога, 4  буквы, 5  звуков) Оценивают  себя! Индивидуал ьная Фронтальна я Индивидуал ьная Устные  ответы,  письменн ая  работа в  тетради Устные  ответы Личностные: осознают свои  возможности в учении; способны адекватно судить о причинах  своего успеха или неуспеха в  учении, связывая успехи с  усилиями, трудолюбием.  Познавательные: общеучебные – извлекают  необходимую информацию из  рассказа учителя; логические – дополняют и  расширяют имеющиеся знания и  представления о новом  изучаемом предмете. Коммуникативные: обмениваются мнениями,  слушают друг друга, строят  понятные речевые высказывания Отгадывание  загадки  «Доскажи  словечко» Встретив зайку, ёж­сосед Говорит ему: «…» (Привет!) А его сосед ушастый Отвечает: «Ёжик, …»  (Здравствуй!)  Отвечают: о Фронтальна УстныйПостановка  учебной  задачи III.  Самоопредел ение к  деятельности Отгадывание  стихов­загадок на тему  «Вежливые  слова»  (приложение 1) IV. Изучение нового  материала Выполнить  упр. 14,  с. 25. (ДИАЛОГ) Физкультмин утка  (Приложение  2). ­ Как выдумаете, о каких словах  мы будем говорить сегодня на  уроке? ­ Тема урока ­Вежливые слова ­ Какие цели перед собой  поставим? ­Записать только слова­ благодарности. вежливых  словах я опрос Записывают  "Спасибо!,  Благодарю!" Индивидуал ьная Познавательные: общеучебные – извлекают  необходимую информацию  Записи в  тетради Оцените себя цветом в  квадратике под № 2.  Молодцы! Оценивают  себя! Индивидуал ьная Формулирует задание, проводит  выборочную проверку? Выполняют  упражнение. Работа в  паре. Оцените себя цветом в  квадратике под № 3.  Молодцы! Просматрива ют  презентацию Оценивают  себя! Индивидуаль ная. Индивидуаль ная. Проводит физкультминутку. Выполняют  упражнения. Коммуникативные:  обмениваются мнениями,  слушают друг друга, строят  понятные речевые высказывания. Познавательные: общеучебные – самостоятельно  выделяют и формулируют цели;  логические – осуществляют  поиск необходимой  информации. Устные  ответы. Записи  в  тетради.Электронное  приложение к учебнику на  тему  «Вежливые  слова» (8) Показывает электронное   приложение. Отвечают на вопросы: ­Какой же делают нашу речь  вежливые слова? ­ Как называют человека, который  употребляет в своей речи такие  слова? Фронтальная . Организует беседу по вопросам:  – Где можно узнать, что означает  слово? Знакомит  с Толковым словарем русского  языка и толковым  словарем в конце учебника  Работают  со словарем Работа в  паре Упр.15, с.26 Работать с  толковым  словарем  учебника, с.  138–140. Найти (под  руководством  учителя) слова  невежа и  невежда в  толковом  словарике  учебника Устные  ответы,  записи  в  тетради. Устные  ответы Познавательные:  общеучебные – извлекают  необходимую информацию из  просмотренной презентации; логические – дополняют и  расширяют имеющиеся знания.  Личностные: нравственно­ эстетически оценивают  содержание презентации. Регулятивные: действуют с  учетом выделенных учителем  ориентиров, адекватно  воспринимают оценку учителя. Регулятивные: осуществляют  пошаговый контроль своих  действий, ориентируясь на показ движений учителем. Познавательные: общеучебные – осознанно  высказывают в устной форме  собственное мнение о  толковании слов;  логические – осуществляют  поиск необходимой информации (из материалов учебника, из  рассказа учителя, по  воспроизведению в памяти)и определить  их значение Оцените себя цветом в  квадратике под № 4.   Молодцы! Оценивают  себя! Коммуникативные: обмениваются  мнениями, слушают друг друга, строят  понятные речевые высказывания IV.  Первичное  осмысление и закрепление Выполнить  задание 6, с.  14 в рабочей  тетради Поясняет задания,  выполняемые учащимися в  рабочей тетради Выполняют  задания в  рабочих  тетрадях Индиви дуальна я Оцените себя цветом в  квадратике под № 5.   Молодцы! Оценивают  себя! Задание  в  рабочей  тетради Познавательные: общеучебные –  самостоятельно выделяют и  формулируют цели;  логические – осуществляют поиск  необходимой информации (из  материалов учебника, из рассказа  учителя, по воспроизведению в памяти). Регулятивные: ориентируются в  учебнике и рабочей тетради V. Итоги  урока.  Рефлексия Обобщить  полученные на  уроке сведения  ­ Наш урок заканчивается. Что  нового узнали? ­ выскажите своё мнение об  уроке с помощью  высказываний:  на уроке мне понравилось  …; для меня было трудно ...  я познакомился …;  я научился … ­ Над какими видами  заданий работали?    (Выбрать нужные карточки) Фронта льная Личностные: понимают значение  знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют  результаты уровня усвоения изучаемого  материала Оценива ние  учащихс я  за работу на уроке 1. Отвечают  на вопросы. 2.  Определяют  свое  эмоциональн ое состояние  на уроке  Думай,  размышляй.  высказывай  своё мнение; работа в­ Посмотрите на свои квадраты. Поднимите руки те, у  кого все  квадраты  зелёного цвета.   ­ Поднимите руки те, у кого  есть  1 – 2 жёлтых квадрата?   ­ Как вы считаете, почему так  получилось? Чем я могу вам  помочь на следующем уроке? ­ Поднимите руки те, у кого  есть  красные  квадраты? ­ Как вы считаете, почему так  получилось? Чем я могу вам  помочь на следующем уроке? Укажите свое настроение внизу  маршрутного листа.  Оно изменилось? ­ Спасибо за урок! парах;  работа со  словарём. Ответы  детейК Осьминожке Камбала В понедельник заплыла, А во вторник на прощанье Ей сказала: «…» (До свиданья!) Муха Жу, хоть не хотела, В скорый поезд залетела. Ей букашки Фло и Фти Скажут: «…» (Доброго пути!) Неуклюжий песик Костик Мышке наступил на хвостик. Поругались бы они, Но сказал он «…» (Извини!) Дал Ивану царь Гундей За спасенье пять гвоздей, А Иванушка царю Говорит: «…» (Благодарю!) Толстая корова Лула Ела сено и чихнула. Чтобы не чихала снова, Мы   ей   скажем:   «…»  (Будь здорова!) Катя пупсика Игнатку Уложила спать в кроватку – Больше он играть не хочет, Говорит: «…» (Спокойной ночи!) Олениху в два часа Навестить пришла лиса. Оленята и олень Ей сказали: «…» (Добрый день!) Трясогузка с бережка Уронила червяка, И за угощенье рыба Ей   пробулькала: (Спасибо!)   «…» Приложение 1 Говорит Лиса Матрёна: «Отдавай мне сыр, ворона! Сыр большой, а ты мала! Всем скажу, что не дала!» Ты, Лиса, не жалуйся, А   скажи: (Пожалуйста!)   «…» Олеся Емельянова. (По материалам сайта – http://www.olesya­emelyanova.ru/index­zagadki­vezhlivye_slova.html) Приложение 2 Представьте,   что   животные   тоже   решили   стать   вежливыми   и   при   встрече   всегда   здороваться.   Придумайте   и покажите, как могли бы приветствовать они друг друга. Возможные варианты: жирафы (наклоны вперед);         олени(поднятие ног поочередно);         львы (повороты вправо влево);         обезьяны (подскоки, наклоны вправо–влево с руками за головой);         медведи (вращение головой).