Урок составлен по УМК "Школа России" . Цель данного урока: формировать представление об употреблении вежливых и ласковых слов в речи; познакомить с Толковым словарем русского языка. В данном материале предлагается технологическая карта урока для 1 класса в соответствии с ФГОС. Используется частично-поисковый метод. Для лучшего усвоения материала применяются электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык 1 класс»; Толковый словарь русского языка; рисунки животных .
Т е х н о л о г и ч е с к а я к а р т а у р о к а 8
ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА
Цели деятельности учителя Формировать представление об употреблении вежливых и ласковых слов в речи; познакомить с Толковым
словарем русского языка
Тип урока
Решение частных задач
Планируемые
образовательные
результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):
научатся: использовать в речи вежливые слова, задавать к каждому слову вопрос; различать предмет
(действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета);
получат возможность научиться: работать со словарем; классифицировать и объединять слова по
значению в тематические группы.
Метапредметные (компоненты культурнокомпетентностного опыта/приобретенная компетентность):
познавательные – развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные
способы достижения результата;
коммуникативные – активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность
слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
регулятивные – определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости
Методы и формы обучения Частичнопоисковый; индивидуальная, фронтальная, работа в парах
Образовательные ресурсы Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык 1 класс»; Толковый
словарь русского языка; рисунки животных .Организационная структура урока
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Формы
совзаимо
действия
Универсальные
учебные действия
3
4
5
6
Этапы урока
1
I.
Организацио
нный момент
Обучающие и
развивающие
компоненты,
задания и
упражнения
2
Эмоциональная
,
психологическа
я и
мотивационная
подготовка
учащихся к
усвоению
изучаемого
материала
Перспективн
ая рефлексия
Сегодня к нам на урок пришли
гости. Как гостеприимные хозяева
давайте поприветствуем их.
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте?
Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!
(Проверяет готовность
обучающихся к уроку, создаёт
эмоциональный настрой)
На партах у вас лежат тетради,
давайте откройте их и выберите,
какое настроение будет у вас на
уроке сегодня? Запишем число.
На полях тетради находятся
прямоугольники с цифрами,
каждый прямоугольник – это наше
задание на уроке. Их будет 5.
По мере выполнения заданий, мы
будем их закрашивать, цвет будет
зависеть от того, как вы
справитесь с заданием.
Зеленый – все получилось, я
Фронтальна
я
Слушают
и проверяют
готовность к
уроку
Вместе
говорят
Проводят
перспективну
ю рефлексию
Смотрят,
сколько
заданий, где и
как будут
себя
Промежу
точный
контроль
7
Устный
опрос
Личностные: понимают
значение знаний для человека и
принимают его; имеют желание
учиться; положительно
отзываются о школе; стремятся
хорошо учиться и
сориентированы на участие в
делах школы; правильно
идентифицируют себя с
позицией школьника
Р:обеспечивают идеальное
представление о ходе
деятельности, прогнозировании
возможных результатов.
Фронтал
ьная,
индивид
уальная
работаоценивать.
доволен своей работой.
Жёлтый – получилось, но не все,
сомневаюсь.
Красный – ничего не получилось,
я недоволен своей работой!
К чему будем стремиться?
Формулирует задания, с помощью
загадки объясняет, какую букву и
слово прописывают в тетради:
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной.
(Ёжик.)
Составить схему слова ёжик,
сделать разбор.
Оцените себя цветом
вквадратике под №1. Молодцы!
II.
Актуализаци
я знаний
Чистописание
(письмо буквы
Ё
(заглавной и
строчной) в
соединении с
другими
буквами и
буквосочетания
ми); письмо
слогов, слов,
предложений
(Ё, ё, Ёл, ёж,
ёжик,
Маленький
ёжик
свернулся в
клубок).
Ответы детей
Разгадывают
загадку,
выполняют
задание по
чистописани
ю.
Составляют
схему,
делают
разбор ( ёжик
2 слога, 4
буквы, 5
звуков)
Оценивают
себя!
Индивидуал
ьная
Фронтальна
я
Индивидуал
ьная
Устные
ответы,
письменн
ая
работа в
тетради
Устные
ответы
Личностные: осознают свои
возможности в учении; способны
адекватно судить о причинах
своего успеха или неуспеха в
учении, связывая успехи с
усилиями, трудолюбием.
Познавательные:
общеучебные – извлекают
необходимую информацию из
рассказа учителя;
логические – дополняют и
расширяют имеющиеся знания и
представления о новом
изучаемом предмете.
Коммуникативные:
обмениваются мнениями,
слушают друг друга, строят
понятные речевые высказывания
Отгадывание
загадки
«Доскажи
словечко»
Встретив зайку, ёжсосед
Говорит ему: «…» (Привет!)
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …»
(Здравствуй!)
Отвечают: о
Фронтальна
УстныйПостановка
учебной
задачи
III.
Самоопредел
ение к
деятельности
Отгадывание
стиховзагадок
на тему
«Вежливые
слова»
(приложение 1)
IV. Изучение
нового
материала
Выполнить
упр. 14,
с. 25.
(ДИАЛОГ)
Физкультмин
утка
(Приложение
2).
Как выдумаете, о каких словах
мы будем говорить сегодня на
уроке?
Тема урока Вежливые слова
Какие цели перед собой
поставим?
Записать только слова
благодарности.
вежливых
словах
я
опрос
Записывают
"Спасибо!,
Благодарю!"
Индивидуал
ьная
Познавательные:
общеучебные – извлекают
необходимую информацию
Записи в
тетради
Оцените себя цветом в
квадратике под № 2. Молодцы!
Оценивают
себя!
Индивидуал
ьная
Формулирует задание, проводит
выборочную проверку?
Выполняют
упражнение.
Работа в
паре.
Оцените себя цветом в
квадратике под № 3. Молодцы!
Просматрива
ют
презентацию
Оценивают
себя!
Индивидуаль
ная.
Индивидуаль
ная.
Проводит физкультминутку.
Выполняют
упражнения.
Коммуникативные:
обмениваются мнениями,
слушают друг друга, строят
понятные речевые высказывания.
Познавательные:
общеучебные – самостоятельно
выделяют и формулируют цели;
логические – осуществляют
поиск необходимой
информации.
Устные
ответы.
Записи
в
тетради.Электронное
приложение к
учебнику на
тему
«Вежливые
слова» (8)
Показывает электронное
приложение.
Отвечают на вопросы:
Какой же делают нашу речь
вежливые слова?
Как называют человека, который
употребляет в своей речи такие
слова?
Фронтальная
.
Организует беседу по вопросам:
– Где можно узнать, что означает
слово? Знакомит
с Толковым словарем русского
языка и толковым
словарем в конце учебника
Работают
со словарем
Работа в
паре
Упр.15, с.26
Работать с
толковым
словарем
учебника, с.
138–140.
Найти (под
руководством
учителя) слова
невежа и
невежда в
толковом
словарике
учебника
Устные
ответы,
записи
в
тетради.
Устные
ответы
Познавательные:
общеучебные – извлекают
необходимую информацию из
просмотренной презентации;
логические – дополняют и
расширяют имеющиеся знания.
Личностные: нравственно
эстетически оценивают
содержание презентации.
Регулятивные: действуют с
учетом выделенных учителем
ориентиров, адекватно
воспринимают оценку учителя.
Регулятивные: осуществляют
пошаговый контроль своих
действий, ориентируясь на показ
движений учителем.
Познавательные:
общеучебные – осознанно
высказывают в устной форме
собственное мнение о
толковании слов;
логические – осуществляют
поиск необходимой информации
(из материалов учебника, из
рассказа учителя, по
воспроизведению в памяти)и определить
их значение
Оцените себя цветом в
квадратике под № 4.
Молодцы!
Оценивают
себя!
Коммуникативные: обмениваются
мнениями, слушают друг друга, строят
понятные речевые высказывания
IV.
Первичное
осмысление и
закрепление
Выполнить
задание 6, с.
14 в рабочей
тетради
Поясняет задания,
выполняемые учащимися в
рабочей тетради
Выполняют
задания в
рабочих
тетрадях
Индиви
дуальна
я
Оцените себя цветом в
квадратике под № 5.
Молодцы!
Оценивают
себя!
Задание
в
рабочей
тетради
Познавательные: общеучебные –
самостоятельно выделяют и
формулируют цели;
логические – осуществляют поиск
необходимой информации (из
материалов учебника, из рассказа
учителя, по воспроизведению в памяти).
Регулятивные: ориентируются в
учебнике и рабочей тетради
V. Итоги
урока.
Рефлексия
Обобщить
полученные на
уроке сведения
Наш урок заканчивается. Что
нового узнали?
выскажите своё мнение об
уроке с помощью
высказываний:
на уроке мне понравилось
…;
для меня было трудно ...
я познакомился …;
я научился …
Над какими видами
заданий работали?
(Выбрать нужные карточки)
Фронта
льная
Личностные: понимают значение
знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют
результаты уровня усвоения изучаемого
материала
Оценива
ние
учащихс
я
за работу
на уроке
1. Отвечают
на вопросы.
2.
Определяют
свое
эмоциональн
ое состояние
на уроке
Думай,
размышляй.
высказывай
своё мнение;
работа в Посмотрите на свои квадраты.
Поднимите руки те, у кого все
квадраты зелёного цвета.
Поднимите руки те, у кого
есть 1 – 2 жёлтых квадрата?
Как вы считаете, почему так
получилось? Чем я могу вам
помочь на следующем уроке?
Поднимите руки те, у кого
есть красные квадраты?
Как вы считаете, почему так
получилось? Чем я могу вам
помочь на следующем уроке?
Укажите свое настроение внизу
маршрутного листа.
Оно изменилось?
Спасибо за урок!
парах;
работа со
словарём.
Ответы
детейК Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…» (До свиданья!)
Муха Жу, хоть не хотела,
В скорый поезд залетела.
Ей букашки Фло и Фти
Скажут: «…» (Доброго пути!)
Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…» (Извини!)
Дал Ивану царь Гундей
За спасенье пять гвоздей,
А Иванушка царю
Говорит: «…» (Благодарю!)
Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…» (Будь
здорова!)
Катя пупсика Игнатку
Уложила спать в кроватку –
Больше он играть не хочет,
Говорит: «…» (Спокойной ночи!)
Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: «…» (Добрый день!)
Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала:
(Спасибо!)
«…»
Приложение 1
Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А
скажи:
(Пожалуйста!)
«…»
Олеся Емельянова. (По материалам сайта – http://www.olesyaemelyanova.ru/indexzagadkivezhlivye_slova.html)
Приложение 2
Представьте, что животные тоже решили стать вежливыми и при встрече всегда здороваться. Придумайте и
покажите, как могли бы приветствовать они друг друга.
Возможные варианты: жирафы (наклоны вперед);
олени(поднятие ног поочередно);
львы (повороты вправо влево);
обезьяны (подскоки, наклоны вправо–влево с руками за головой);
медведи (вращение головой).