Урок по русскому языку по ФГОС "Язык как средство общения" (5 класс)
Оценка 4.9

Урок по русскому языку по ФГОС "Язык как средство общения" (5 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
15.02.2017
Урок по русскому языку по ФГОС "Язык как средство общения" (5 класс)
Урок построен по требованиям ФГОС. На уроке учащиеся учатся осознавать ценности русского языка как явления культуры, выражать мысли и чувства в процессе речевого общения. Воспитывается интерес к изучению языка и целенаправленной познавательной деятельности, нравственного чувства, этического отношения к языку и его носителям.
Язык как средство общения.docx
МБОУ  «Посельская  средняя общеобразовательная школа» Урок по русскому языку по ФГОС Учебник: УМК. (Русский язык. 5 кл. Программа, учебник, методическое сопровождение  Т.А.Ладыженской.) Класс:  5 Тема: Язык как средство общения. Учитель русского языка и литературы:  Панькова З.В. 2016 – 2017 уч.г Тема:  Язык как средство общения. Тип урока. Вводный урок. Задачи урока:  Образовательные: 1.Продолжить формирование  умения  обнаруживать и исправлять ошибки, объяснять условия выбора орфограмм в устной форме и письменной форме (с помощью графических символов).  2.Формировать   язык предмета.  3. Формировать речеведческие умения. Развивающие: 1.Развивать устную и письменную речь учащихся. 2.Развивать артикуляционный аппарат, дикцию, расширять словарный запас, кругозор уч­ся. 3. Развивать память и внимание. Воспитательные: 1. Средствами предмета и средствами  обучения воспитывать интерес и любовь     русскому языку,  к окружающему миру. 2.Воспитывать умение дружно, согласованно работать в микрогруппе, слушать и слышать друг друга. Цели как деятельность учеников. М/п: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, условных обозначениях), извлекать информацию из разных источников (текста,  рисунков, условных обозначений, схемы и т.д.). М/к: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. 1ЛР: менять стратегию чтения в зависимости от вида чтения, находить главную мысль в текстах о языке и слове, интерпретировать содержание. 2ЛР: выявлять отличия языка от других средств общения, в том числе у животных. 7ЛР: осознавать язык как часть культуры и национального достояния. Этапы урока Ход урока Формирование УУД, технология оценивания, духовно­нравственное воспитание I. Оргмомент. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. II. Актуализация  умений  читательской  деятельности на  основе  вступительной  статьи «Как  работать с  учебником?» и  содержания  учебника. 1. Рассматривание учебника. Беседа. – Что можете сказать об учебнике? об авторах? – Вспомните (предположите), о чём говорится в каждой из частей? (О целях обучения  русскому языку, открытии новых знаний – проблемном диалоге, условных  обозначениях.) – Обратите внимание на условные обозначения. – Какие знаки могут встретиться около слов?  – Знакомы ли они вам? (Те же были в учебниках для начальной школы.) Познавательные УУД:  1. ориентироваться в учебнике:  на развороте, в оглавлении,  условных обозначениях; 2. извлекать информацию из  текста, схем, условных  обозначений. 3. Обсуждение содержания учебника. – Просмотрите рубрику «Что ты будешь изучать и чему учиться в этом году». Какие понятия кажутся знакомыми? Какие – новыми? – Изучения какого раздела вы ждёте и почему? – Как строится учебник? Откройте содержание. Просмотрите названия, выделенные  крупным шрифтом. – Какое понятие лежит в основе изучения русского языка в 5м классе? (Слово.) 4. Решение проблемной задачи. Английский писатель XVIII века Дж. Свифт в своём романе о путешествиях  Духовно­нравственное  воспитание: воспитание нравственного  чувства, этического отношения к  языку и его носителям. Гулливера («Путешествие в Лапуту…») рассказал о проекте одного учёного: «…Проект требовал полного упразднения всех слов. Автор этого проекта  ссылался, главным образом, на его пользу для здоровья и сбережения времени.  Ведь совершенно очевидно, что произнесение слов утомляет горло и лёгкие и,  следовательно, сокращает нашу жизнь. А так как слова суть только названия  вещей, то гораздо удобнее носить при себе вещи, необходимые для выражения  наших мыслей и желаний… Единственным его неудобством является то обстоятельство, что  собеседникам приходится таскать на плечах большие узлы с разными вещами,  которые могут понадобиться в разговоре… Зато великим преимуществом этого языка является его международный  характер. У всех цивилизованных наций мебель и домашняя утварь более или  менее одинаковы. Благодаря этому посланники при помощи вещей могут легко  объясняться с иностранными королями или министрами, язык которых им  совершенно неизвестен». – Что вы думаете об этом проекте? Попробуйте объяснить, почему в основе курса  русского языка у авторов учебника лежит слово. 5. Оформление тетрадей.  Учитель сообщает детям, что так же, как и в начальной школе, после записи числа и  «Классная работа» нужно пропускать две строчки, поскольку тему урока они будут  открывать и формулировать самостоятельно. Запись темы возможна на любом этапе  урока. III. Введение в  тему урока. 1. Чтение и обсуждение названия введения. – Что значит изучать русский язык? – А зачем изучать родной язык и нужно ли вообще? Личностные результаты: 1. интерес к изучению языка и 2.  Мотивирующий приём «актуальность». Выполнение упр. 1: – чтение отрывка учителем; – продолжение мысли автора (варианты предлагают ученики); – ответы на вопросы к упражнению; – формулирование темы урока: «Язык как средство общения». 3. Уточнение и запись темы урока: – чтение текста упр. 3 (самостоятельно учащимися) и обсуждение прочитанного; – уточнение темы урока; – запись темы урока на доске и в тетрадях. IV. Наблюдение  над языком как  средством  общения. 1. Анализ жизненных ситуаций (работа в группах).  – Обсудите и сравните две ситуации, сделайте выводы. Группы под №1 (задания представлены на карточках). а) – Вы думаете о том, как закончится ваш первый учебный день? Расскажите, о чём  вы подумали. – А теперь постарайтесь подумать о чёмнибудь без слов, так, чтобы мысль  «думалась», а в голове не было никаких слов, никаких предложений. Получилось? б) – Кошка охотится за мышкой и, возможно, даже представляет, как она её схватит  и начнёт с ней «играть». Думает ли она при этом, например, о том, что мышка совсем не хочет быть пойманной, что мышки как грызуны приносят вред и пр.? Предполагаемые выводы: способность думать не только о конкретном предмете, а  обо всех предметах, действиях, качествах присуща только человеку. Животное  целенаправленной  познавательной деятельности; 2. осознание ценности русского  языка как явления культуры,  основного средства выражения  мыслей и чувств в процессе  речевого общения. Регулятивные УУД: 1. высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать  с выводами в учебнике; 2. осуществлять познавательную  и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: 1. слушать и понимать других; 2. договариваться и приходить к  общему решению в совместной  деятельности; 3. строить речевое высказывание  в соответствии с поставленными  задачами. Познавательные УУД:  1. преобразовывать информацию  из одной формы в другую (текст  в схему, рисунок, задачу и т.д.); 2. делать обобщения,  формулировать выводы. «мыслит» инстинктами. Понимать мир, жизнь, самого себя можно только с помощью  языка. Запись в тетради: Человек способен думать. Думать, мыслить можно только с помощью  языка. Группы под №2. а) Утка ведёт утят на пруд. «Крякря!» – сказала она. И все утята вслед за ней  бегом в воду. Говорит ли утка на самом деле? (Нет, её «крякря» – врождённое  поведение. Утка не могла действовать подругому, не могла, например, предупредить утят, что в пруду их ждёт опасность – старая зубастая щука, что у правого берега  есть быстрый водоворот и там опасно плавать и пр. Она не говорит, не пользуется  языком.) б) Во дворе дома встретились два приятеля. – На! – сказал один и протянул другому яблоко. – На! – сказал второй, откусив от яблока хороший кусок. – Можно ли сказать, что они пользовались языком? А какой «язык» им помог? – Продолжите диалог, чтобы в нём проявилось использование языка. Вывод. Животные общаться не могут, они обмениваются сигналами. Пользоваться  языком – значит высказывать мысли, обмениваться ими. Язык позволяет людям  общаться, сообщать мысли друг другу. Запись в тетради: Язык позволяет людям общаться, высказывать мысли. 2. Подведение итогов наблюдений.  – Сравните выводы, сделанные в каждой группе. Близки ли они? Заключительное слово учителя. – Все ситуации, которые мы с вами обсуждали, были серьёзными, и выводы у нас  получились тоже серьёзные, научные. А сейчас послушайте шутливую историю –  басню Лафонтена «Мельник, его сын и осёл», пересказанную М.В. Ломоносовым, и  попробуйте сделать свой вывод о языке как средстве общения: может быть,  серьёзный, может быть, нет. Послушайте, прошу, что старому случилось, Когда ему гулять за благо рассудилось. Он ехал на осле, а следом парень шёл; И только лишь они с горы спустились в дол, Прохожий осудил тотчас его при встрече: «Ах, как ты малому даёшь бресть столь далече?» Старик сошёл с осла и сына посадил, И только лишь за ним десяток раз ступил, То люди начали указывать перстами: «Такими вот весь свет наполнен дураками: Не можно ль на осле им ехать обоим?» Старик к ребёнку сел и едет вместе с ним. Однако чуть минул местечка половину, Весь рынок закричал: «Что мучить так скотину?» Тогда старик осла домой поворотил И, скуки не стерпя, себе проговорил: «Как стану я смотреть на все людские речи, То будет и осла взвалить себе на плечи». (Эта басня Лафонтена была положена в основу известного стихотворения С.  Маршака «Мельник, мальчик и осёл».) V. Подведение  итогов. – Проиллюстрируйте сделанный вами вывод о роли языка в общении любым  возможным для вас способом: схема, рисунок, рассказ, стихотворение, задача и т.п. Вывод может быть представлен от каждой группы. VI. Домашнее  задание. Составить устно небольшой рассказповествование на одну из предложенных тем  (задания после определения в рамке).

Урок по русскому языку по ФГОС "Язык как средство общения" (5 класс)

Урок по русскому языку по ФГОС "Язык как средство общения" (5 класс)

Урок по русскому языку по ФГОС "Язык как средство общения" (5 класс)

Урок по русскому языку по ФГОС "Язык как средство общения" (5 класс)

Урок по русскому языку по ФГОС "Язык как средство общения" (5 класс)

Урок по русскому языку по ФГОС "Язык как средство общения" (5 класс)

Урок по русскому языку по ФГОС "Язык как средство общения" (5 класс)

Урок по русскому языку по ФГОС "Язык как средство общения" (5 класс)

Урок по русскому языку по ФГОС "Язык как средство общения" (5 класс)

Урок по русскому языку по ФГОС "Язык как средство общения" (5 класс)

Урок по русскому языку по ФГОС "Язык как средство общения" (5 класс)

Урок по русскому языку по ФГОС "Язык как средство общения" (5 класс)

Урок по русскому языку по ФГОС "Язык как средство общения" (5 класс)

Урок по русскому языку по ФГОС "Язык как средство общения" (5 класс)

Урок по русскому языку по ФГОС "Язык как средство общения" (5 класс)

Урок по русскому языку по ФГОС "Язык как средство общения" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2017