Урок по русскому языку "Причастие" (7 класс, русский язык)
Оценка 4.9 (более 1000 оценок)

Урок по русскому языку "Причастие" (7 класс, русский язык)

Оценка 4.9 (более 1000 оценок)
Разработки уроков
doc
русский язык
7 кл
16.01.2017
Это обобщения и систематизации изученного раздела "Причастие". Целью которого является закрепление навыков правописания и употребления причастий. В ходе урока активизируется самостоятельная деятельность учащихся, через различные формы работ: перевод сказки на язык науки, образование от глаголов действительных причастий настоящего времени, написание мини-сочинения и др.Урок русского языка в 7 классе "Причастие"

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Открытый урок - Причастие.doc
Тема урока.                             Причастие.         Цель урока: закрепить навыки правописания и употребления причастий  Задачи: активизировать самостоятельную деятельность учащихся по обобщению сведений о причастии через различные виды упражнений, развивающих речь.         Форма урока:  урок­экскурсия         Тип урока: обобщение и систематизация     Оборудование:                интерактивная доска, ватман, фломастеры, музыкальное сопровождение, раздаточный материал, словари. Ход урока. 1. Приветственное слово учителя. Психологический момент. Здравствуйте,   ребята!   Очень   рада   видеть   вас   в   здравии   и   в   хорошем настроении. Сегодня у нас необычный урок – мы совершим экскурсию  в музей. Вы знаете, что в Астане очень много музеев. А в каких были Вы?     (дети называют  музей современного искусства, музей 1­го Президента, музей им. С. Сейфуллина) У нас с вами тоже будет свой музей – музей русского языка. И пойдем мы с вами на выставку. Вы готовы? (запись на  интерактивной доске) Для всех, кто любит свой язык, Кто с русской речью дружен, Быть равнодушным не привык, Кому покой не нужен, Откроет двери наш музей, Мы с нетерпеньем ждем гостей! (открытие музея) Разрешите загадать Вам загадку?  Вот свойство мое обязательное: Склоняюсь я,  как прилагательное. На все вопросы его отвечаю. Глагол по значению напоминаю. (П. Чесноков) О   чем   эта   загадка?   О   причастии.   Итак,   тема   нашего   урока   – Причастие. 2. Давайте ребята пройдем в первый зал. «Сказочный» Каждой   группе  (4  группы)   выдается   текст­сказка,   который   необходимо перевести на язык науки. По каждой сказке будут даны задания. 1 группе: «Причастие – дитя двух родителей» Можно сказать, что Причастие – дитя двух родителей – Глагола­отца и Прилагательного­матери. Многие черты Причастие, как и любой ребенок, унаследовало от своих родителей: от отца – любовь к путешествиям во времени,   деловитость   и   действенность,   от   матери   –   постоянную изменчивость   по   родам,   числам   и   падежам.   Вот   как   пишет   об   этой «семейке» учитель из Новосибирска К. Тимофеев: «Вот  –   Король   по   имени   Глагол,   он   имеет   настоящее,   прошедшее   и будущее время, любит отвечать на вопросы что делать? Что сделать?, но может   и   вскричать   в   гневе:   «Что   вы   делаете?!»   Еще   бы!   Он   –   глава королевской семьи. А  вот  Королева   по  имени  прилагательное, вечно   глядит  в зеркало   с вопросом   «какая   я?».   А   вот   их   дети   –   сыновья   и   дочери,   Принцы Принцессы, в которых проступают черты родителей: то уши отца и глаза матери то губы отца и нос матери… Так же  и в Причастиях – проступают свойства   Глагола   и   Прилагательного,   то   ярче,   то   слабее,   да   и   сами Причастия,   как   дети   одной   семьи,   не   всегда   похожи   по   поведению   и характеру. Учащиеся  1­й   группы   зачитывают   вслух   текст.  Затем   выводят   правило. После   этого   каждой   группе   дается   задание:   показать   морфологические признаки   причастия   на   бумаге   в   виде   схем,   рисунков   и   т.д.   Каждый рисунок презентуется на доске. Следующий   этап   работы:   данные   словосочетания   классифицировать «причастие +существительное», «прилагательное + существительное». Красивый город, возвышающиеся дома, поющие птицы, фешенебельный ресторан, молодая столица, независимое государство, строящийся город, широкие   улицы, зеленые   скверы, комфортабельная гостиница.   недостроенные   объекты,   Далее   проводится   работа   со   словарем.   Находятся   значения   слов: фешенебельный, комфортабельный. 3.Учащиеся 2 группы зачитывают свой текст и «переводят» его на язык науки. «Из жизни причастий» Где живет причастие? В своем личном особняке с садиком, где цветет и зеленеет   многочисленное   его   семейство   –   Зависимые   и   Определяемые слова всех видов и подвидов. Изящная ограда садика в виде волнистой линии   прерывается   великолепными   воротами,   охраняемыми   Запятыми. Причастие легко находит общий язык с Зависимыми словами. И хотя его жизнь   не   имеет   смысла   без   Определяемых   слов,   отношения   у   них натянутые: Причастие не любит подчиняться, предпочитая подчинять себе всех.   Вот   причастие,   прихватив   два­три   Зависимых   слова,   выходит   из ворот   сада   налево,   стремясь   обогнать   Определяемое   слово,   чтобы подышать   свежими   звуками   и   сконструировать   несколько   новых Причастных   оборотов.   Запятые­охранники   бегут   следом,   ограждая Причастный оборот от назойливости Определяемого слова, как только оно выскакивает   вперед.   Но   если   Определяемое   слово   отстает,   охранники спокойны: Причастный оборот обойдется и без них. Задание   по   данному   тексту:   расставить   знаки   препинания   в предложениях.   Участвуют   все.   По   одному   предложению   в   каждой группе. Гости любуются новостройками молодой столицы. Особенно поражает их   внимание   комплекс   «Астана­Байтерек»/   окруженный   со   всех   сторон новыми кварталами и домами. Облака/ подгоняемые ветрами и озаренные солнцем/ плавно движутся над куполом сооружения. А когда наступает ночь/   неожиданно   со   всех   сторон   вспыхивают   разноцветные   фонари/ тщательно замаскированные зеленью деревьев.  4. Текст зачитывают учащиеся 3 группы.                             «О том, как –Не­ искала друзей среди причастий» Шла по дорожке одинокая НЕ.  Вдруг она увидела Краткое Причастие, обрадовалась, подскочила к нему и говорит умоляюще: ­ Хочу с тобой дружить! Я хочу быть с тобой всегда! Но ничего не ответило Краткое Причастие, только молча прошло мимо. Погрустневшая НЕ побрела дальше на поиски друга. Видит – навстречу плетется   очень   Полное   Причастие   с   зависимыми   словами,   а   за   ним   – другое, с противопоставлением с союзом а. Увидев НЕ, они только отмахнулись и пошли дальше. НЕ совсем потеряла надежду, но вдруг увидела: прямо к ней несется изо всех сил красивое Полное Причастие и громко кричит: ­ Ты моя любимая, ты моя хорошая! Я всюду ищу тебя! Я всегда буду с тобой! Я жить без тебя не могу, так как без НЕ я просто не чувствую себя полноценным словом, я просто не существую! Они обнялись и сразу стали неразлучны. И тут им встретилось одинокое (иными словами, просто одиночное!) Причастие. Оно сказало невесело: ­ Я одинокое. У меня нет ни зависимых слов, ни противопоставления с союзом а. Я совершенно одинокое Причастие. ­   Мы   примем   тебя   в   свою   компанию,   но   как   только   на   горизонте появятся зависимые от тебя слова или неприятное противопоставление с союзом а, так и знай, мы немедленно отодвинем тебя в сторону, с ними мы не хотим знаться. И друзья побежали навстречу приключениям. Задание   по   тексту:   необходимо   раскрыть   скобки   и   объяснить правописание. (Не)   выполненная   вовремя   работа,   (не)   построенный   дом,   (не)проверенные   факты, (не)выполненное   в   срок   задание, обстоятельства   (не)   выяснены,   (не)открытые,   а   плотно   прикрытые, (не)доумевающий взгляд, (не) сдали в срок.      5. Зачитывается текст учащимися 4­й группы                       «Всеми обиженное, всеми униженное…» Всеми  обиженное  всеми  униженное, никем  не  привеченное, почти   не замеченное   –   бедное,   бедное   Страдательное   Причастие!   Теперь   оно   – Причастие прошедшего времени, и все у него в прошлом. А ведь было время… ­   Ах, Это и многое другое расскажет вам Страдательное Причастие, если вы внимательно прислушаетесь к нему. Это и многое другое оно рассказывает Существительному, которое находится при нем в качестве его дополнения.   не   говорите!   –   говорит   Страдательное   Причастие Существительному, которое вообще ничего не говорит. – Одни страдания! Самое дорогое, что у меня есть – это два Н в суффиксе. И вот, стоит мне появиться в тесте без Приставки или хотя бы без Пояснительного Слова, как я сразу теряю одно Н. Но ведь иногда хочется побыть и  одному.  Разве это – жизнь, скажите? Существительное   стоит   перед   Причастием   в   винительном   падеже, словно это оно виновато, что у Причастия все так неудачно складывается. А Причастие продолжает: ­   И   главное,   никакого   просвета,   никаких   надежд…   Даже   будущего времени у нашего брата, причастия, не бывает. А как прикажете жить – без будущего? Задание.   Образовать   от   данных   глаголов   причастия:   1   группа ­действительные   причастия   настоящего   времени.  Глаголы:   идут, поют,   молчат,   любят,   строить,   действовать,   слышать;   2   группа   – страдательные   причастия   настоящего   времени.  Глаголы:   читают, ведут. Видят, слышат, объявляет, привозить, оберегать.  3  группа  – действительные причастия настоящего времени; Глаголы: видел, шел, промокнуть,   нести,   говорить,   достигнуть,   любить.      4   группа   – страдательные причастия прошедшего времени.  Глаголы: проверил, сделал, закрыл, вырастить, наградить, исправить, разбить.  Динамическая пауза 6.   У   посетителей   музея   могут   быть   вопросы   об   употреблении причастий   в   речи.   Что   вы   можете   рассказать   об   этом?   Ребята рассказывают   об   употреблении   причастий   и   делают   вывод,   что употребление   причастий   и   причастных   оборотов   характерно   для письменной   речи.  Их   часто   используют   поэты   и   писатели,   так   как   они придают речи образность и выразительность. (Учащимся   предлагается   пройти   в   зал   под   названием   «Астана»)   На последнем этапе урока просматривается отрывок документального фильма об Астане. Слово учителя. Так как употребление причастий и причастных оборотов характерно для письменной речи, я предлагаю вам тоже стать авторами своего   собственного   мини­сочинения   «Астана  –  самая   молодая   столица мира», в котором вы используете причастия и причастные обороты. Вы можете   воспользоваться   словами,   словосочетаниями,   предложениями, использованными на уроке, а также теми словами, значения которых мы узнали   из   словаря.   Даю   вам   7­8   минут.   Можете   приступать   к   работе. Звучит песня об Астане. (музыкальное  сопровождение) Далее     по   желанию   зачитываются   вслух   мини­сочинения.   Лучшие оцениваются. 7. Итоги урока. Рефлексия. Домашнее задание: написать синквейн о причастии.
скачать по прямой ссылке