Урок по русскому языку "Причастие" (7 класс, русский язык)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 16.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Это обобщения и систематизации изученного раздела "Причастие". Целью которого является закрепление навыков правописания и употребления причастий. В ходе урока активизируется самостоятельная деятельность учащихся, через различные формы работ: перевод сказки на язык науки, образование от глаголов действительных причастий настоящего времени, написание мини-сочинения и др.Урок русского языка в 7 классе "Причастие"
Иконка файла материала Открытый урок - Причастие.doc
Тема урока.                             Причастие.         Цель урока: закрепить навыки правописания и употребления причастий  Задачи: активизировать самостоятельную деятельность учащихся по обобщению сведений о причастии через различные виды упражнений, развивающих речь.         Форма урока:  урок­экскурсия         Тип урока: обобщение и систематизация     Оборудование:                интерактивная доска, ватман, фломастеры, музыкальное сопровождение, раздаточный материал, словари. Ход урока. 1. Приветственное слово учителя. Психологический момент. Здравствуйте,   ребята!   Очень   рада   видеть   вас   в   здравии   и   в   хорошем настроении. Сегодня у нас необычный урок – мы совершим экскурсию  в музей. Вы знаете, что в Астане очень много музеев. А в каких были Вы?     (дети называют  музей современного искусства, музей 1­го Президента, музей им. С. Сейфуллина) У нас с вами тоже будет свой музей – музей русского языка. И пойдем мы с вами на выставку. Вы готовы? (запись на  интерактивной доске) Для всех, кто любит свой язык, Кто с русской речью дружен, Быть равнодушным не привык, Кому покой не нужен, Откроет двери наш музей, Мы с нетерпеньем ждем гостей! (открытие музея) Разрешите загадать Вам загадку?  Вот свойство мое обязательное: Склоняюсь я,  как прилагательное. На все вопросы его отвечаю. Глагол по значению напоминаю. (П. Чесноков) О   чем   эта   загадка?   О   причастии.   Итак,   тема   нашего   урока   – Причастие.2. Давайте ребята пройдем в первый зал. «Сказочный» Каждой   группе  (4  группы)   выдается   текст­сказка,   который   необходимо перевести на язык науки. По каждой сказке будут даны задания. 1 группе: «Причастие – дитя двух родителей» Можно сказать, что Причастие – дитя двух родителей – Глагола­отца и Прилагательного­матери. Многие черты Причастие, как и любой ребенок, унаследовало от своих родителей: от отца – любовь к путешествиям во времени,   деловитость   и   действенность,   от   матери   –   постоянную изменчивость   по   родам,   числам   и   падежам.   Вот   как   пишет   об   этой «семейке» учитель из Новосибирска К. Тимофеев: «Вот  –   Король   по   имени   Глагол,   он   имеет   настоящее,   прошедшее   и будущее время, любит отвечать на вопросы что делать? Что сделать?, но может   и   вскричать   в   гневе:   «Что   вы   делаете?!»   Еще   бы!   Он   –   глава королевской семьи. А  вот  Королева   по  имени  прилагательное, вечно   глядит  в зеркало   с вопросом   «какая   я?».   А   вот   их   дети   –   сыновья   и   дочери,   Принцы Принцессы, в которых проступают черты родителей: то уши отца и глаза матери то губы отца и нос матери… Так же  и в Причастиях – проступают свойства   Глагола   и   Прилагательного,   то   ярче,   то   слабее,   да   и   сами Причастия,   как   дети   одной   семьи,   не   всегда   похожи   по   поведению   и характеру. Учащиеся  1­й   группы   зачитывают   вслух   текст.  Затем   выводят   правило. После   этого   каждой   группе   дается   задание:   показать   морфологические признаки   причастия   на   бумаге   в   виде   схем,   рисунков   и   т.д.   Каждый рисунок презентуется на доске. Следующий   этап   работы:   данные   словосочетания   классифицировать «причастие +существительное», «прилагательное + существительное». Красивый город, возвышающиеся дома, поющие птицы, фешенебельный ресторан, молодая столица, независимое государство, строящийся город, широкие   улицы, зеленые   скверы, комфортабельная гостиница.   недостроенные   объекты,   Далее   проводится   работа   со   словарем.   Находятся   значения   слов: фешенебельный, комфортабельный. 3.Учащиеся 2 группы зачитывают свой текст и «переводят» его на язык науки. «Из жизни причастий» Где живет причастие? В своем личном особняке с садиком, где цветет и зеленеет   многочисленное   его   семейство   –   Зависимые   и   Определяемые слова всех видов и подвидов. Изящная ограда садика в виде волнистойлинии   прерывается   великолепными   воротами,   охраняемыми   Запятыми. Причастие легко находит общий язык с Зависимыми словами. И хотя его жизнь   не   имеет   смысла   без   Определяемых   слов,   отношения   у   них натянутые: Причастие не любит подчиняться, предпочитая подчинять себе всех.   Вот   причастие,   прихватив   два­три   Зависимых   слова,   выходит   из ворот   сада   налево,   стремясь   обогнать   Определяемое   слово,   чтобы подышать   свежими   звуками   и   сконструировать   несколько   новых Причастных   оборотов.   Запятые­охранники   бегут   следом,   ограждая Причастный оборот от назойливости Определяемого слова, как только оно выскакивает   вперед.   Но   если   Определяемое   слово   отстает,   охранники спокойны: Причастный оборот обойдется и без них. Задание   по   данному   тексту:   расставить   знаки   препинания   в предложениях.   Участвуют   все.   По   одному   предложению   в   каждой группе. Гости любуются новостройками молодой столицы. Особенно поражает их   внимание   комплекс   «Астана­Байтерек»/   окруженный   со   всех   сторон новыми кварталами и домами. Облака/ подгоняемые ветрами и озаренные солнцем/ плавно движутся над куполом сооружения. А когда наступает ночь/   неожиданно   со   всех   сторон   вспыхивают   разноцветные   фонари/ тщательно замаскированные зеленью деревьев.  4. Текст зачитывают учащиеся 3 группы.                             «О том, как –Не­ искала друзей среди причастий» Шла по дорожке одинокая НЕ.  Вдруг она увидела Краткое Причастие, обрадовалась, подскочила к нему и говорит умоляюще: ­ Хочу с тобой дружить! Я хочу быть с тобой всегда! Но ничего не ответило Краткое Причастие, только молча прошло мимо. Погрустневшая НЕ побрела дальше на поиски друга. Видит – навстречу плетется   очень   Полное   Причастие   с   зависимыми   словами,   а   за   ним   – другое, с противопоставлением с союзом а. Увидев НЕ, они только отмахнулись и пошли дальше. НЕ совсем потеряла надежду, но вдруг увидела: прямо к ней несется изо всех сил красивое Полное Причастие и громко кричит: ­ Ты моя любимая, ты моя хорошая! Я всюду ищу тебя! Я всегда буду с тобой! Я жить без тебя не могу, так как без НЕ я просто не чувствую себя полноценным словом, я просто не существую! Они обнялись и сразу стали неразлучны. И тут им встретилось одинокое (иными словами, просто одиночное!) Причастие. Оно сказало невесело: ­ Я одинокое. У меня нет ни зависимых слов, ни противопоставления с союзом а. Я совершенно одинокое Причастие.­   Мы   примем   тебя   в   свою   компанию,   но   как   только   на   горизонте появятся зависимые от тебя слова или неприятное противопоставление с союзом а, так и знай, мы немедленно отодвинем тебя в сторону, с ними мы не хотим знаться. И друзья побежали навстречу приключениям. Задание   по   тексту:   необходимо   раскрыть   скобки   и   объяснить правописание. (Не)   выполненная   вовремя   работа,   (не)   построенный   дом,   (не)проверенные   факты, (не)выполненное   в   срок   задание, обстоятельства   (не)   выяснены,   (не)открытые,   а   плотно   прикрытые, (не)доумевающий взгляд, (не) сдали в срок.      5. Зачитывается текст учащимися 4­й группы                       «Всеми обиженное, всеми униженное…» Всеми  обиженное  всеми  униженное, никем  не  привеченное, почти   не замеченное   –   бедное,   бедное   Страдательное   Причастие!   Теперь   оно   – Причастие прошедшего времени, и все у него в прошлом. А ведь было время… ­   Ах, Это и многое другое расскажет вам Страдательное Причастие, если вы внимательно прислушаетесь к нему. Это и многое другое оно рассказывает Существительному, которое находится при нем в качестве его дополнения.   не   говорите!   –   говорит   Страдательное   Причастие Существительному, которое вообще ничего не говорит. – Одни страдания! Самое дорогое, что у меня есть – это два Н в суффиксе. И вот, стоит мне появиться в тесте без Приставки или хотя бы без Пояснительного Слова, как я сразу теряю одно Н. Но ведь иногда хочется побыть и  одному.  Разве это – жизнь, скажите? Существительное   стоит   перед   Причастием   в   винительном   падеже, словно это оно виновато, что у Причастия все так неудачно складывается. А Причастие продолжает: ­   И   главное,   никакого   просвета,   никаких   надежд…   Даже   будущего времени у нашего брата, причастия, не бывает. А как прикажете жить – без будущего? Задание.   Образовать   от   данных   глаголов   причастия:   1   группа ­действительные   причастия   настоящего   времени.  Глаголы:   идут, поют,   молчат,   любят,   строить,   действовать,   слышать;   2   группа   – страдательные   причастия   настоящего   времени.  Глаголы:   читают, ведут. Видят, слышат, объявляет, привозить, оберегать.  3  группа  – действительные причастия настоящего времени; Глаголы: видел, шел, промокнуть,   нести,   говорить,   достигнуть,   любить.      4   группа   –страдательные причастия прошедшего времени.  Глаголы: проверил, сделал, закрыл, вырастить, наградить, исправить, разбить.  Динамическая пауза 6.   У   посетителей   музея   могут   быть   вопросы   об   употреблении причастий   в   речи.   Что   вы   можете   рассказать   об   этом?   Ребята рассказывают   об   употреблении   причастий   и   делают   вывод,   что употребление   причастий   и   причастных   оборотов   характерно   для письменной   речи.  Их   часто   используют   поэты   и   писатели,   так   как   они придают речи образность и выразительность. (Учащимся   предлагается   пройти   в   зал   под   названием   «Астана»)   На последнем этапе урока просматривается отрывок документального фильма об Астане. Слово учителя. Так как употребление причастий и причастных оборотов характерно для письменной речи, я предлагаю вам тоже стать авторами своего   собственного   мини­сочинения   «Астана  –  самая   молодая   столица мира», в котором вы используете причастия и причастные обороты. Вы можете   воспользоваться   словами,   словосочетаниями,   предложениями, использованными на уроке, а также теми словами, значения которых мы узнали   из   словаря.   Даю   вам   7­8   минут.   Можете   приступать   к   работе. Звучит песня об Астане. (музыкальное  сопровождение) Далее     по   желанию   зачитываются   вслух   мини­сочинения.   Лучшие оцениваются. 7. Итоги урока. Рефлексия. Домашнее задание: написать синквейн о причастии.