Урок по русскому языку в 4 классе "Слово как часть речи"
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
24.12.2017
Повторить изученные части речи. Уметь указывать части речи; выполнять синтаксический разбор предложения; определять время глагола; находить слова из словаря; объяснять изученные орфограммы.
Предметные: определять части речи, различать части речи и члены предложения, применять орфографические правила при записи слов;
Метапредметные: анализировать и классифицировать языковой материал по разным основаниям, обосновывать свое мнение, строить логические аргументированные высказывания;
Личностные: осознавать богатство языковых средств для выражения мыслей и чувств.
открытый урок по русскому языку.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
специализированная школа №7
Урок по теме :
«Слово как часть речи»
в 4 «А» классе
Подготовила: Сычевская Н.Г.,
учитель начальных классов Камышин, 2017
Тема : Слово как часть речи.
Цель :
Повторить изученные части речи. Уметь указывать части речи; выполнять
синтаксический разбор предложения; определять время глагола; находить
слова из словаря; объяснять изученные орфограммы.
Предметные: определять части речи, различать части речи и члены
предложения, применять орфографические правила при записи слов;
Метапредметные: анализировать и классифицировать языковой материал по
разным основаниям, обосновывать свое мнение, строить логические
аргументированные высказывания;
Личностные: осознавать богатство языковых средств для выражения мыслей и
чувств.
Ход урока:
1.Мотивация к учебной деятельности
Звенит звонок,
Начинается урок.
Будем мы писать красиво,
Будем дружно отвечать,
Будем думать, рассуждать,
Дисциплину соблюдать.
2.Минутка чистописания
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Начнем наш урок с чистописания.
Зачем на каждом уроке мы отрабатываем письмо букв? (чтобы писать
красиво и правильно буквы и соединения)
Ззза злЗв ЗяЗоя
Охарактеризовать звук з:согл., парный,звонкий, твердый или мягкий.
Раздать карточки. Забава забавный позабавит
Зима зимний перезимовал
Подберите к этим словам однокоренные, постарайтесь использовать разные
части речи.
Разберем их по составу(окончание, основа, корень, приставка, суффикс)
А теперь я предлагаю поработать с предложением.
Мороз нарисовал на стеклах забавные узоры.
Нарисовал на стеклах
Нарисовал узоры
Узоры забавные
Выполним синтаксический разбор предложения. Выпишем словосочетания.
Какими частями речи выражены главные члены предложения,
второстепенные?
3.Словарная работа
Словарь: сверкать, серебристый, иней, январский, заморозить, снегирь,
синица.Сверкать (в этом слове 2 слога, ударение падает на 2 слог ,
подчеркиваем непроверяемую букву е)
4.Актуализация знаний
Посмотрите на словарные слова, которые мы записали.
Что общего у этих слов(тема зима, непроверяемая орфограмма), в чем
различия.
По какому признаку можно сгруппировать эти слова? Части речи.
Что такое части речи?Это группа слов, которые отвечают на
определенные вопросы, имеют определенное значение, постоянные и
изменяющиеся признаки.
Какие части речи вы здесь встретили?
А какие еще вы знаете части речи?Предлоги, частицы, союзы, наречия,
числительные
5.Формулирование темы, цели урока Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Повторить все
что мы знаем о слове как часть речи.
На доску прикрепляется табличка с темой урока.
А тема для вас новая? Все ли части речи мы изучили? Про какие части речи
мы еще мало, что знаем?
Какие цели мы должны поставить перед собой?Повторить части речи и их
признаки, научиться распознавать изученные части речи, находить в
предложении, по больше узнать о мало изученных частях речи.
6.Физминутка
7.Изучение материала
Давайте вспомним, на какие группы делятся части речи?самостоятельные
и служебные части речи.
Назовите самостоятельные и служебные части речи.
Самостоятельные части речи:имя существительное, имя прилагательное,
глагол, имя числительное, местоимение, наречие
Для чего они служат?Самостоятельные части речи являются членами
предложения, имеют лексическое значение и отвечают на определенные
вопросы
Служебные части речи:предлоги, союзы, частицы.
Для чего служатслужебные части речи ?Они служат для связи слов в
словосочетаниях и предложениях (не являясь членами предложения), не
имеют лексического значения, не отвечают на вопросы.
Составление кластера на доске
Части речи
Самост.
Служебн.
Местоим.
ГлаголПредлог
Сущ. Прил.
Частица Союз
8.Работа по учебнику А какое сейчас время года?
Ребята, какие вы знаете приметы зимы?
Откройте учебник стр.7 упражнение №2.
Прочитайте народные приметы января.
Где необходимо сделать паузу при чтении.Перед тире
Какие известные вам части речи здесь использованы?
Запишите 1 и 2 примету, вставляя гласные в окончания глаголов. У сущ. с
непроверяемой орфограммой укажем падеж.
Как будем рассуждать при выборе гласных в окончания глаголов?Определим
спряжение глагола. 1 способ: по 3 лицу множественного числа, поставим в
н.ф
Вороны(И.п) летают и кружатся к морозу.(Д.п.)
Сорока(Им.п) под стреху лезет к вьюге.(Д.п.)
Давайте обратимся к толковому словарю и узнаем, что такое стреху?
9.Домашнее задание.
Остальные приметы допишите дома.
10.Закрепление пройденного
А сейчас выполним интересное задание. На столе у вас лежат карточки с
заданием. Прочитайте. ВСЕ ПОНЯТНО. Готовы. Будьте внимательны,
соберите все шары.
По всему классу разбросаны елочные шары , на них написаны слова.
Задание на карточке.
Собери елочные шары оранжевого цвета. Запиши эти слова в тетрадь.
Определи часть речи и докажи.
После выполнения проверить.
11.Работа в группах
Продолжим работать в группах. Каждая группа получит загадку, прочитает,
обсудит и определит о какой части речи говорится. Вспомнит всё о данной
части речи и составитсхемуопору:
1. Часть речи.
2. Что обозначает.
3. На какие вопросы отвечает.
4. Грамматические признаки:
5. Роль в предложении.
Работаем все дружно. Каждому в группе предоставляем слово. Презентация работ
Являюсь я важнейшей частью речи.
Давно живу я в мире этом,
Даю название предметам. (имя сущ.)
Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая:
Обозначает предмет, а именно:
Отвечает на вопрос: кто? или что?,
Бывает нарицательным и собственным (пишется с большой буквы):
Относится к мужскому, женскому или среднему роду:
Изменяется по падежам и по числам:
В предложении чаще всего бывает подлежащим и второстепенным членом
предложения.
Художника нашего знает весь свет:
Раскрасит художник всякий предмет.
С Существительным
Живёт на редкость дружно:
Изменит окончание,
Когда ему так нужно.
(Имя прилагательное.)
Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая:
1.Обозначает признак предмета.
2. Отвечает на вопросы: какая? какой? какое? какие?
3. Изменяется по родам, числам и падежам.
Род, число и падеж имени прилагательного зависит от рода, числа и падежа
имени существительного,
4. В единственном числе имена прилагательные изменяются по родам.
5. В предложении являются второстепенными членами предложения
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает, расскажет
Чертит, пишет иль поёт… (глагол)
ГЛАГОЛ это самостоятельная часть речи.
Обозначает действие предмета.
Отвечает на вопросы что делать? (что сделать? что делал? что будет делать?),
что сделать? (сто сделал? что сделает?). Имеет постоянный признак спряжение(это изменение глаголов по лицам и
числам).
Изменяется по временам: имеет формы настоящего, прошедшего и будущего
времени (суффикс Л показатель прошедшего времени).
Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам.
Глаголы в прошедшем времени изменяются по родам (в единственном числе)
и по числам.
В предложении чаще всего бывает сказуемым.
Быстро предметы оно сосчитает,
Строгий порядок при счёте их знает.
На два вопроса ответит вам только,
Это вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО?
Цифры частенько его заменяют,
Люди его в устной речи склоняют,
Часто при этом они ошибаются,
Как его звать, кто скорей догадается?
(Имя числительное.)
Числительное – это часть речи, которая обозначает: количество предметов,
отвечая на вопрос: сколько?, который?, третий, пятнадцатый, сто тридцать
пятый;
Признаки действий оно означает,
Всем любопытным оно отвечает
КАК? и КОГДА? ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО?
ГДЕ? и КУДА же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО?
Очень не любит оно изменяться,
Род не имеет, не хочет склоняться.
Степень сравнения может иметь,
Как его имя, скорее ответь!
(Наречие.)
Наречие – это часть речи, которая обозначает признак качества, действия или
предмета, отвечая на вопрос: когда?, как?, где?, почему? и т. п. Основным
признаком наречия является неизменяемость: вчера, медленно, везде и др. в
состав наречий входят также местоименные наречия: нигде, где, так, никак,
как, когда, иногда, никогда, откуда, отсюда, туда, куда, там, почему, поэтому,
потому, зачем, затем и пр.
НА дороге пёс сидит, ЗА дорогой столб стоит.
ДО дороги добегу,
ПОД дорогой пробегу.
Нам В рассказе О дороге
Очень помогли... предлоги
Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час.
Порою я совсем не повторяюсь,
Порою повторяюсь много раз.союз
Могу оттенки придавать значеньям,
Могу усилить их без напряженья,
Могу вообще подвергнуть отрицанью
Все то, что кто нибудь произнесет.частица
Предлог – это неизменяемая служебная часть речи, применяемая для
соединения слов: к, в, с, из, на, у, между, сквозь, ради, во время, посредством,
кругом, подобно, около, относительно, благодаря, согласно, спустя, неужели,
несмотря на, в силу, в связи с, в зависимости от, по отношению к и т. д.
Союз – это неизменяемая служебная часть речи, служащая для соединения
членов предложения и (или) частей сложного предложения (необходимо
отличать союз от предлогов, предлог соединяет слова, а не синтаксические
единицы). да, и, а, или, но, либо, также, тоже.
Частицы – это служебные слова, которые придают смысловые или
эмоциональные оттенки отдельным словам или предложениям: ни, не,
12.Подведение итогов урока
Знания об каких частей речи мы сегодня обобщили?
О каких частях речи узнали по больше?
Что надо делать, чтобы определить , какой частью речи является слово?
Как вы считаете, какая из частей речи, о которых мы говорили сегодня на
уроке, наиболее значимая?
Прочитать хором с доски:
Части речи все важны! Части речи все нужны!
13.Рефлексия учебной деятельности.
А теперь покажите, свое отношение к уроку и своей работе. Скоро у нас самый любимый праздник…это Новый год!
А какой же Новый год без елочки. Давайте ее нарядим
Если у вас все получилось и вам было интересно, прикрепите свой шар к елке
Ну ,а если было трудно, оставьте шарик в мешке у деда Мороза.
Ребята, а никто не заметил, что на доске осталась еще одна елочная игрушка.
Как вы думаете для кого она?
Вы сегодня хорошо поработали, и я хочу зажечь звездочку.
Спасибо за работу. Вы молодцы!
Урок по русскому языку в 4 классе "Слово как часть речи"
Урок по русскому языку в 4 классе "Слово как часть речи"
Урок по русскому языку в 4 классе "Слово как часть речи"
Урок по русскому языку в 4 классе "Слово как часть речи"
Урок по русскому языку в 4 классе "Слово как часть речи"
Урок по русскому языку в 4 классе "Слово как часть речи"
Урок по русскому языку в 4 классе "Слово как часть речи"
Урок по русскому языку в 4 классе "Слово как часть речи"
Урок по русскому языку в 4 классе "Слово как часть речи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.