Урок по технологии 1 класс.«Музыка осени»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 14.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока: связать жизненные впечатления детей с художественными образами. Проблема урока: где можно услышать музыку осени? Музыкальный материал: «Осенняя песнь» П. И. Чайковского; «Так уж получилось» Г.Струве, сл.Н.Соловьевой; «Осень, осень», русская народ¬ная песня; «Дождик накрапывает» Ан. Александрова; «Капельки» В.Пав¬ленко, сл. Э. Богдановой; «Пестрая песенка Сентябрь» И. Якушенко, сл. 3. Петровой; «Скворушка прощается», Т. Попатенко, сл. М. Ивенссн. Дополнительный материал: у каждого ребенка на столе осенние лис¬точки со стихами об осени на обратной стороне. «Рисуем осень»: На 1-м планшете - ствол дерева (физминутка), облака (песня, за¬гадка); солнце (игра). На 2-м планшете - репродукции картин об осени: «Золотая осень» В.Поленова, «Тополиная аллея осенью» В.Ван Гога, «Золотая осень» И.Левитана, «Рябинка» И.Грабаря.«Музыка осени»
Иконка файла материала Музыка осени.docx

«Музыка осени»

Цель урока: связать жизненные впечатления детей с художественными образами.

Проблема урока: где можно услышать музыку осени?

Музыкальный материал: «Осенняя песнь» П. И. Чайковского; «Так уж получилось» Г.Струве, сл.Н.Соловьевой; «Осень, осень», русская народ­ная песня; «Дождик накрапывает» Ан. Александрова; «Капельки» В.Пав­ленко, сл. Э. Богдановой; «Пестрая песенка Сентябрь» И. Якушенко, сл. 3. Петровой; «Скворушка прощается», Т. Попатенко, сл. М. Ивенссн.

Дополнительный материал: у каждого ребенка на столе осенние лис­точки со стихами об осени на обратной стороне. «Рисуем осень»:

На 1-м планшете - ствол дерева (физминутка), облака (песня, за­гадка); солнце (игра).

На 2-м планшете - репродукции картин об осени: «Золотая осень» В.Поленова, «Тополиная аллея осенью» В.Ван Гога, «Золотая осень» И.Левитана, «Рябинка» И.Грабаря.

Ход урока

1. Организационный момент. Звучит «Осенняя песнь» П. И. Чайковского.

- Почему нас музыка встретила сегодня таким грустным, печальным настроением?

-   Откроем страницу 16 нашего учебника-тетради. Может быть, там найдем ответ.

-   Так что же нам сегодня предлагает Муза?

-   С музыкой какого времени года мы будем знакомиться?

-   Да, мы сегодня познакомиться с музыкой осени.

-   Вы слышали музыку осени?

 

-    Где она звучала?

-    Что мы знаем об осени? Дети с помощью учителя читают по жела­нию фрагменты стихов, написанных у них на кленовых листочках. Определяют, какому меся­цу они в большей степени соответствуют. 2. Развитие темы урока.

-    А как же нам услышать музыку осени? Но прежде чем её услышать, надо представить осень, а лучше её нарисовать. И рисовать её бу­дем все вместе, отвечая на вопросы пройденных

тем. И чем правильнее вы будете давать ответы, тем ярче будет наша картина осени {работа с планшетом №1). «Рисуем осень».


Выбираем фигурки (облака) с заданиями: «исполни песню», «знаки», «физминутка», «шарада», «загадка». Крепим на доску после ответов. 1. Загадка.

2. Шарада: (написана на облаке).

 

Это ключ, открыть им дверь

Невозможно, ты поверь.

Первый слог от инструмента,

Вроде аккомпанемента.

Прибавляйте к слогу —чный

И придет к нам симпатичный

Музыкальный добрый друг.

Какой же ключ?

Ответ: скрипич­ный.

Физминутка: (написана на нарисованном дереве). «Ветер дует нам в лицо».

Исполни песню: (написана на облаке).

1.        На лугу за домом

Так уж получилось

Облако пушистое

Тихо приземлилось.

Мягкое и белое,

Как большой зефир,

Облако, облако

Я в гости пригласил

2.        На трубу на крыше

Так уж получилось,

Солнышко румяное

Вечером спустилось.

Яркое, красивое,

Словно апельсин,

Солнышко, солнышко

Я в гости пригласил.

3.        А за ними следом,

 Так уж получилось,

Песенка веселая 

 В гости попросилась

Звонкая, задорная

Залетела в дом.

Песенку, песенку

С друзьями мы поем.

 

 

Исполнение хором песни «Так уж получилось» Г.Струве, сл. Н.Соловь­евой.

-   О чем же эта песня? Знаки: (листочек клена). Зашифрованные знаки постарай­тесь разгадать.

-   Этот знак зовется...(форте)

Как мы будем исполнять? (Громко).

-  Этот знак немного странно называет­ся... (пиано).

С этим знаком произведение Исполняется как? (Тихо).

-  Итак, мы нарисовали на планшете кар­тину осени.

3. Работа с учебником.

Разворот учебника-тетради «Музыка осени

Рассмотрите картины осени.

-  Послушайте стихи А.С.Пушкина и А.Плещеева и определите, какая осень звучит в их стихах.

-   На репродукцию какой картины похожи стихи?

-   «Золотая осень» В.Поленова

-   «Тополиная аллея осенью» В.Ван Гога,

-   «Золотая осень» И.Левитана,

-  «Рябинка» И.Грабаря.

(Конец сентября, начало октября).

-   Итак, мы увидели осень, а как сделать так, чтобы её услышать? (Обратите внимание на подсказку Музы - стихотворный фрагмент, ко­торый напоминает об уроке, где сочинялись песенки-заклички).

-   Может быть, зазвать ее к нам? На Руси были заклички, с помо­щью которых люди зазывали весну, лето, осень.

Осень, осень, гость на недель восемь.

С грибами, сильными, с дождями - ливнями.

Лейся, дождик, с неба, больше будет хлеба.

Дети придумывают и исполняют вокальные импровизации (луч­ше построчно каждому ребенку).

Вот мы и зазвали осень, и она к нам пришла. (Спецэффекты: гроза, шум ветра, дождя).

-  Какие были звуки? (Шумовые).

4.Сентябрь.

-   Очень яркий месяц. Краски его разнообразны. Сентябрь - пест­рый месяц. Музыка тоже может быть пестрой. Давайте сочиним стихи нашей «пестрой песенки».

Я буду начинать, а вы продолжайте.

-    В сентябре, в сентябре (Много красок на дворе).

-    Мы их вместе соберем.

-    Пестрой песню... (Назовем).

Учитель играет начало мелодических фраз, дети допевают.

Далее песня исполняется учителем совместно с детьми. (Дети поют припев, учитель — запев).

Организовать творческий поиск детей. Показать, что они сами сочинили песню «Пестрая песенка. Сентябрь».

5. Октябрь.

'   - Птицы улетают, прощаясь до весны. А знаете ли вы, какая птица пер­вой улетает?

-    Какая первая прилетает весной?

-    Какие песни поют на прощание пти­цы?

Исполняется песня «Скворушка прощается».

(Песня исполняется вместе с учи­телем. Дети участвуют в исполнении припева).

-  В песне мы будем использовать прием дирижирования и выра­зительного произнесения текста.

При повторном пропевании поработаем над навыками вырази­тельного исполнения песни: будем акцентировать внимание на дыха­нии в начале фразы.

-  Скажите, можно ли включить в исполнение детские музыкальные инструменты? Если можно, то какие?

(Колокольчики, треугольники. Они соответствуют характеру песни, могут изобразить капли дождя, слезы скворушки).

-  Треугольники будут звучать во вступлении, на каждую сильную долю, колокольчики отмечают начало каждой фразы.

6. Ноябрь.

-  И октябрь закончился. Какое же главное событие осени? Исполняется пьеса «Дождик накрапывает» А.Александрова. (Дети определят, что это дождь, и говорят, каким способом му­зыка об этом рассказала).

-  Муза предлагает нам послушать песенку, которую поет мальчик (разворот учебника-тетради «Музыка осени»). Но он не знает, как

назвать свою песенку.

-  Давайте придумаем название песенке. «Капельки» В. Павленко.

Песня исполняется вместе с учителем (прием - подпевание).

-  Спасибо, Музыка, за песни, которые мы услышали у осени.

Вывод:

Разворот учебника-тетради «Музыка осени».

-    Какие стихи, приведенные в учебнике-тетради, близки по на­строению разучиваемым песням?

-    В каком образе появилась на этом развороте знакомая нам Муза, какое у нее настроение?

-    Какое из музыкальных произведений, прозвучавших на уроке, понравилось бы Музе больше всего и почему?

-    Вспомните стихи, рассказы о приметах осени, с которыми вы по­знакомились на уроках чтения в школе или дома с родителями.

-  Дома еще раз рассмотрите рисунки в учебнике-тетради, изображающие осеннюю природу, сравните их с музыкой, прозвучавшей на уроке, с осенним пейзажем, который вы видите за окном. Что их объе­диняет?