Это один из уроков по математике , изучаемых в 6 классе. Преподавание по УМК Мордкович Цель деятельности учителя: создать условия для совершенствования навыков и умений решения задач на составление уравнений, на движение, на проценты, на пропорцию.
Планируемые результаты изучения темы:
Личностные: понимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности; осознают важность и необходимость знаний для человека.
Предметные: умеют свободно решать задачи на составление уравнений, на движение, создавать математическую модель реальной ситуации; проводить сравнительный анализ, сопоставлять, рассуждать.
Метапредметные результаты изучения темы (универсальные учебные действия):
познавательные: осуществляют поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; умеют объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных примерах;
регулятивные: различают способ и результат действия;
коммуникативные: контролируют действия партнера.
У р о к №
ТЕМА: РАЗНЫЕ ЗАДАЧИ
Цель деятельности учителя: создать условия для совершенствования
навыков и умений решения задач на составление уравнений, на движение, на
проценты, на пропорцию.
Планируемые результаты изучения темы:
Личностные: понимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности;
осознают важность и необходимость знаний для человека.
Предметные: умеют свободно решать задачи на составление уравнений, на
движение, создавать математическую модель реальной ситуации; проводить
сравнительный анализ, сопоставлять, рассуждать.
Метапредметные результаты изучения темы (универсальные учебные
действия):
познавательные: осуществляют поиск информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной литературы; умеют объяснять изученные
положения на самостоятельно подобранных примерах;
регулятивные: различают способ и результат действия;
коммуникативные: контролируют действия партнера.
Сценарий урока
I. Самостоятельная работа (15 мин).
Работа решается и сдаётся учителю на проверку.
В а р и а н т 1
1. От поселка до пристани почтальон дошел за 0,4 ч, а на обратную дорогу у
него ушло на 0,15 ч больше, так как средняя скорость его оказалась на 1,2 км/ч
меньше. Определи расстояние от пристани до поселка.
2. В магазине продавали изюм по 52 р. за 1 кг и чернослив по 61 р. за 1 кг. За
день изюма продали на 3 кг больше, чем чернослива. Определи стоимость
проданных сухофруктов, если масса изюма относится к массе чернослива как
12:11.
3. Сравни 12 % от 15 и 15 % от 12.
В а р и а н т 21. Двигаясь по течению, расстояние между двумя лагерями байдарочник
преодолел за 2,5 ч. При возвращении его скорость уменьшилась на 2 км/ч,
поэтому на обратный путь он потратил на 1 ч больше. Определи расстояние
между лагерями.
2. На рынке продавали арахис по 50 р. за 1 кг и фундук по 70 р. за 1 кг. За
день арахиса продали на 4 кг больше, чем фундука. Определи стоимость
проданных орехов, если масса арахиса относится к массе фундука как 7:5.
3. Сравни 8 % от 44 и 44 % от 8.
Р е ш е н и е :
Вариант 1.
1. Пусть х км/ч – скорость от поселка до пристани, тогда (х – 1,2) км/ч –
скорость на обратном пути.
Составим и решим уравнение:
0,4х = 0,55(х – 1,2);
0,4х = 0,55х – 0,66;
0,4х – 0,55х = –0,66;
–0,15х = –0,66;
х = 4,4 – скорость от поселка до пристани;
4,4 0,4 = 1,76 км – расстояние.
Ответ: 1,76 километров.
2. Пусть х кг – продали чернослива, тогда (х + 3) – изюма. Так как известно
отношение масс, составим и решим уравнение:
;
11(х + 3) = 12х;
11х + 33 = 12х;
х = 33.
61 33 = 2013 (р.) – стоимость чернослива;
52 36 = 1872 (р.) – стоимость изюма.
Ответ: 2013 р., 1872 р.
3. 12 % от 15 = 15 0,12 = 1,8;
15 % от 12 = 12 0,15 = 1,8.
Ответ: равны.
Вариант 2.1. Пусть х км/ч – скорость по течению, тогда (х – 2) км/ч – скорость против
течения. Составим и решим уравнение:
2,5х = 3,5(х – 2);
2,5х = 3,5х – 7;
х = 7 – км/ч скорость по течению;
7 2,5 = 17,5 (км) – расстояние.
Ответ: 17,5 километров.
2. Пусть х кг – продали фундука, тогда (х + 4) – продали арахиса. А так как
известно отношение масс, то составим и решим уравнение:
;
5(х + 4) = 7х;
5х + 20 = 7х;
2х = 20;
х = 10 кг – продали фундука;
70 10 = 700 (р.) – стоимость фундука;
50 14 = 700 (р.) – стоимость арахиса.
Ответ: по 700 рублей.
3. 8 % от 44 = 44 0,08 = 3,52;
44 % от 8 = 8 0,44 = 3,52.
Ответ: равны.
II. Решение задач и уравнений.
1. Р е ш е н и е з а д а ч .
1) № 1083 (с комментариями у доски).
Р е ш е н и е :
Пусть х р. – дневной заработок помощника, тогда х + 0,4х = 1,4х р. – дневной
заработок штукатура. Штукатур за 8 дней заработает 8 ∙ 1,4х =
= 11,2х р., помощник работал – 8 ∙ 0,35 = 2,8 дней и за эти дни получил – 2,8х р. А
так как штукатур с помощником вместе получили 29050 р., то составим и решим
уравнение:
11,2х + 2,8х = 29050;
14х = 29050;
х = 29050 : 14;
х = 2075 (р.) – дневной заработок помощника;
2075 ∙ 2,8 = 5810 (р.) – получил помощник;
29050 – 5810 = 23240 (р.) – заработал штукатур.Ответ: 23240 р., 5810 р.
2) № 1082 (работа в паре, затем презентация своего решения).
Р е ш е н и е :
1) 400 ∙ 30 ∙ 20 = 240000 (см3) – объем деревянной балки;
2) 144000 : 240000 = 0,6 (г) – масса 1см3;
3) 0,6 ∙ 3 = 1,8 (г) – масса 3 см3 первой деревянной балки;
4) 1,8 : 2 = 0,9 (г) – масса 1см3 балки другого дерева;
5) 500 ∙ 40 ∙ 30 = 600000 (см3) – объем балки из другого дерева;
6) 0,9 ∙ 600000 = 540000 (р) = 540 (кг) – масса балки из другого дерева.
Ответ: 540 килограммов.
2. Р е ш е н и е у р а в н е н и й .
1) 9 – 7у = 25 – 3у;
2) 4(3х – 7) – 2(х – 15) = 5 – 3(2х + 9);
3) 8(х – 3) – 5(2х – 4) = 6х – 7(х – 4).
Р е ш е н и е :
1) –7у + 3у = 25 – 9;
–4у = 16;
у = 16 : (–4);
у = –4.
Ответ: у = –4.
2) 12х – 28 – 2х + 30 = 5 – 6х – 27;
12х – 2х + 6х = 5 – 27 + 28 – 30;
16х = –24;
х = –24 : 16;
х = –1,5.
Ответ: х = –1,5
3) 8х – 24 – 10х + 20 = 6х – 7х + 28;
8х – 10х – 6х + 7х = 24 – 20 – 28;
–х = –32;
х = 32.
Ответ: х = 32.
III. Решение заданий на повторение.
– Выполните действия, сопоставьте ответам соответствующие буквы и
расшифруйте слово:
(Р)
;
(М)
;
(Т)
;
(Я)
(О)
;
(И)
;
(Е)
;
(Г)
;
.Р
И
Я
1,3
Е
–0,9
М
1,3
Е
–0,2
Т
О
Г
IV. Итог урока. Рефлексия.
– Задачи какого вида решали на уроке?
– Что такое геометрия?
– Составьте синквейн к уроку.
– Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание: № 1085, 1093, 1094 (г).