Тема: делимое. делитель. связь между числами при делении.
Цели: познакомить учащихся со связью между компонентами и результатом умножения; продолжать формировать умение решать задачи; развивать вычислительные навыки, внимание, мыслительные операции сравнения, наблюдения; воспитывать аккуратность, умение работать в коллективе, обеспечивать необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности обучающихся с учётом их особенностей развития, интересов.
Планируемые результаты. Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; имеют мотивацию к учебной деятельности; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявляют самостоятельность, личную ответственность. Предметные: понимают суть арифметических действий – умножения и деления; знают названия компонентов действия умножения и деления; переместительный закон умножения, понимают его суть; устную и письменную нумерацию в пределах 100; что такое уравнение и как его решить; умеют: читать частные, произведения, используя названия компонентов; составлять примеры на деление, опираясь на соответствующий пример на умножение; решать задачи и уравнения изученных видов. Метапредметные: регулятивные: формулируют учебную задачу урока, познавательную цель на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний; контролируют свою деятельность и деятельность партнеров, при необходимости вносят корректировки; осознают качество и уровень усвоения знаний; способны к саморегуляции; познавательные: выделяют необходимую информацию, структурируют знания; сравнивают, анализируют, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы; коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнеров; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; достаточно полно и четко выражают свои мысли.
Ход урока.
Организационный момент
Здравствуйте. Меня зовут В.Ю., сегодня я проведу у вас урок математики.
Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок?
Я тоже хочу, чтобы наш урок получился интересным, познавательным, но это зависит не только от меня, но и от вас тоже. Будем друг другу помогать, и у нас всё получится. Итак, начнём. Я приглашаю вас в сказку. 1 слайд
В некотором царстве, в некотором государстве, жил был Иван – царевич, и была у него красавица невеста Елена Прекрасная. Но однажды случилась беда, Кощей Бессмертный украл Прекрасную Елену слайд 2 и спрятал в королевстве Математики. Чтобы туда попасть и спасти свою невесту, Ивану надо пройти различные испытания. Давайте ему поможем, вы не против?
Устный счёт. Актуализация опорных знаний.
Отправился царевич в путь далёкий, неведомый и зашёл он в лес дремучий слайд 3. Чтобы его благополучно пройти и не заблудиться, необходимо решить несколько выражений.
Откройте тетради, запишите число, классная работа и начнём помогать Ивану.
Вам нужно только записать ответ в строчку, если не знаете, оставляете пустую клетку.
1) Математический диктант:
9 умножить на 4;
9 увеличить на 4;
27 разделить на 3;
27 уменьшить в 9 раз;
Найти произведение чисел 4 и 6;
Чему равно частное чисел 21 и 3;
Первый множитель – 4, второй – 5. Найдите произведение.
Делимое – 36, делитель – 4. Чему равно частное?
Взаимопроверка со слайда 4. Если написан верный ответ, поставьте под числом +, если есть ошибка или ответ не написан, поставьте минус. Не забудьте исправить ошибку и вписать ответ, если он не написан. Посчитайте, сколько получилось плюсов.
Слайд 5 8 – 7 «5», 6 – 5 «4», 4 «3».
С нашей помощью Иван благополучно миновал лес, но впереди новое препятствие – болото слайд 6. Чтобы в нём не увязнуть, нужно пройти по кочкам.
2) На слайде числа: 36, 7, 9, 4, 6, 42
На какие 2 группы можно разделить данные числа?
Пошёл Иван сначала по кочкам с однозначными числами, назовите их слайд 7. Затем пошёл по кочкам с двузначными. Назовите их слайд 8.
Найдите в этом ряду три числа, с помощью которых можно составить несколько выражений (36, 9, 4 и 6, 7, 42) Составьте все возможные выражения, используя данные числа и знаки умножения и деления. Вам на это задание 2 минуты (в тетради записывают, оценивают работу слайд 9).
Слайд 10 8 выражений – «5», 7 – 5 выражений – «4» , 4 выражения – «3»
Молодцы, и это препятствие преодолели.
Посмотрите ещё раз на выражения. Что заметили? Какая связь между данными выражениями? (Связь между умножением и делением)
Верно, и тема нашего урока – связь между числами при делении слайд 11.
Как вы думаете, какова цель нашего урока? (Вспомнить, как связаны между собой числа при делении, уметь решать примеры на основе связи между числами при делении).
Верно, а ещё мы познакомимся с математическими правилами, которые помогут вам при решении уравнений.
Формирование ЗУН
А сказка продолжается. Идёт Иван дальше, долго уже идёт и видит поляну, а на ней стоит избушка Бабы – Яги слайд 12. Решил он зайти к ней, спросить дорогу. А Баба – Яга хитрая, просто так не хочет помочь. Говорит она Ивану:
– Помоги лучше ты мне сначала решить задачу. А потом я покажу тебе дорогу в королевство Математики, дам волшебный клубочек, что дорогу сам показывает.
Слайд 13 Чтобы сварить 5 литров волшебного зелья, Бабе – Яге нужно 15 мухоморов. Сколько мухоморов ей понадобится, чтобы сварить 1 литр этого зелья? Решите задачу самостоятельно. 1 человек у доски.
Проверить, оценить. Если у вас верное решение, поставьте + под ответом, верное наименование – рядом ставим ещё один + и верный ответ, тоже ставим +. Если у вас получилось 3 плюса, поставьте «5», если два плюса «4».
15 : 5 = 3 (м) Прочитайте, используя названия компонентов.
Под числами появляются карточки – делимое, делитель, значение частного.
Баба-Яга не унимается, не хочет Ивану дорогу показывать, просит его обратную задачу составить, чтобы искомое число было 15. Ребята, поможем? Давайте выручим Ивана. Напомните, что значит искомое число?
(слайд 14 Чтобы сварить 1 литр волшебного зелья, Бабе-Яге нужно 3 мухомора. Сколько мухоморов ей понадобится, чтобы сварить 5 литров зелья?)
3 * 5 = 15, Прочитайте, используя слова делимое, делитель, значение частного (карточки )
Никак не хочет Баба-Яга Ивана отпускать. «Составь – говорит, ещё одну обратную задачу, чтобы искомое число было 5»
Давайте поможем, чтобы она уже отпустила его с миром и дорогу показала.
(слайд 15 Чтобы сварить 1 литр волшебного зелья, Бабе-Яге нужно 3 мухомора. Сколько литров зелья сварит Баба-Яга из 15 мухоморов?)
15 : 3 = 5 Прочитайте, используя слова делимое, делитель, значение частного (карточки под числа).
Давайте сделаем вывод. Как можно найти делимое? Значение частного умножить на делитель.
Как можно найти делитель? Делимое разделить на значение частного.
Мы с вами сформулировали правила нахождения делимого и делителя.
Кто попробует ещё раз их озвучить? Молодцы.
Наконец то Баба – Яга сдержала своё слово, отпустила царевича и дала ему волшебный клубочек, чтобы он дорогу указал. Путь Ивану предстоит не близкий, и решил он немного отдохнуть, сил набраться. Давайте и мы с вами отдохнём.
Отдохнул Иван и пошёл указанной дорогой за клубочком волшебным. А пока он идёт, давайте мы проверим наши выводы. Открываем учебник, стр 16. Нашли правила в рамочках. Первое правило читает … Второе правило … прочитай пожалуйста.
Что можете сказать? Совпали наши выводы с правилами в учебнике?
Прочитайте эти правила ещё раз друг другу в парах. Одно правило 1 вариант, второе правило 2 вариант
Кто запомнил, как найти неизвестное делимое?
Кто может рассказать, как найти неизвестный делитель?
Первичное закрепление.
Пока мы работали с правилом, Иван – царевич дошёл наконец до королевства слайд 16, но его не пускают стражники. Чтобы войти, необходимо выполнить задание №1 (в тетради)
Первый пример разбирает учитель, 2 и 3 ученики, 4 делают самостоятельно. Проверка по слайду17
Физкультминутка
Путь далёкий проделал Иван царевич, ручки, ножки затекли. Вошёл он в королевство, и решил немного отдохнуть, косточки свои размять. Давайте и мы с вами тоже разомнёмся, а то что то засиделись совсем.
Отдохнул Иван, отправился дальше. Вдруг видит красивую яблоню с сочными сладкими плодами слайд 18. Угадайте, кого он увидел на яблоне.
«Волосата, зелена, в листьях прячется она. Хоть и много ножек, бегать все равно не может».
Верно, это гусеница. Давайте решим про неё задачу №2. Разбирается коллективно.
Ученик читает задачу.
Какой вопрос можно поставить к данной задаче? (Сколько всего дециметров проползёт гусеница?)
Скажите, что значит «четвёртую часть»? (одна часть из четырёх)
Кто может сделать схему к задаче?
3 дм
____________________________
Каким действием будете решать задачу?
Поднимите руку, кто сможет решить эту задачу самостоятельно.
Решите самостоятельно, не забудьте про ответ. К остальным я подойду, помогу.
1 человек решает у доски. Самопроверка. Оценивание.
Решил Иван яблоню спасти, ведь гусеница могла съесть все листы на дереве. Снял он гусеницу со ствола и отпустил в травку подальше от деревца.
Практическое применение.
Яблонька оказалась очень доброй и щедрой, угостила Ивана яблочками, да не простыми, а дающими пользу для ума слайд 19. Иван – царевич решил с вами поделиться яблочками, одному ему столько не съесть.
– Ой, какая я неловкая! Все яблоки рассыпала (уронить на пол). Возьмите себе лучше сами любое яблочко, а то вдруг я опять уроню.
На яблоках разного цвета написано задание. Задание будете выполнять прямо на яблочках.
Зелёное яблоко. Используя примеры, найдите делимое и делитель.
а) 40 : 5 = 8 б) 27 : 9 = 3
Красное яблоко. Заполните таблицу.
Делимое |
|
60 |
|
Делитель |
12 |
|
15 |
Частное |
6 |
6 |
4 |
Жёлтое яблоко. Решите уравнения.
Х : 2 = 24 60 : У = 3
Давайте проверим (спросить 3-х человек) слайд 20-22. Оценили.
Пока мы с яблочками разбирались, да ума разума набирались Иван – царевич нашёл Кощея и попросил его вернуть Елену Прекрасную. Кощей за старания Ивана, за долгий трудный путь, который он преодолел, отдал ему Елену слайд 23. Молодые благополучно вернулись домой, жили долго и счастливо, вам поклон передавали и благодарность огромную за помощь вашу, ваши знания и старание.
Итог. Рефлексия.
Наша сказка подошла к концу. Давайте с вами подведем итоги.
Какую цель мы ставили в начале? Достигли мы ее?
С какими правилами познакомились, помогая Ивану-царевичу?
Кто запомнил, как найти неизвестный делитель? А неизвестное делимое?
Оценим нашу работу. Посмотрите на свои отметки, которые вы заработали. Их у вас должно быть 5. Найдите сумму всех ваших отметок. Переведите эти балы в общую отметку за урок слайд 24.
25 – 24 «5»
23 – 17 «4»
16 – 13 «3»
Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали. Спасибо вам за урок от меня и от Ивана Царевича с Еленой Прекрасной! Слайд 25. А Кощей просил передать вам домашнее задание, и чтобы вы его обязательно выполнили, а то он в следующий раз так просто не отдаст Елену.
Домашнее задание. Стр 16 №3 решить задачу, №5 найти значения выражений.
ДЕЛИМОЕ
ДЕЛИТЕЛЬ
ЧАСТНОЕ
ЧАСТНОЕ
Используя примеры, найдите делимое и делитель.
40 : 5 = 8 27 : 9 = 3
Используя примеры, найдите делимое и делитель.
40 : 5 = 8 27 : 9 = 3
Используя примеры, найдите делимое и делитель.
40 : 5 = 8 27 : 9 = 3
Используя примеры, найдите делимое и делитель.
40 : 5 = 8 27 : 9 = 3
Используя примеры, найдите делимое и делитель.
40 : 5 = 8 27 : 9 = 3
Используя примеры, найдите делимое и делитель.
40 : 5 = 8 27 : 9 = 3
Используя примеры, найдите делимое и делитель.
40 : 5 = 8 27 : 9 = 3
Решите уравнения.
Х : 2 = 24 60 : У = 3
Решите уравнения.
Х : 2 = 24 60 : У = 3
Решите уравнения.
Х : 2 = 24 60 : У = 3
Решите уравнения.
Х : 2 = 24 60 : У = 3
Решите уравнения.
Х : 2 = 24 60 : У = 3
Решите уравнения.
Х : 2 = 24 60 : У = 3
Решите уравнения.
Х : 2 = 24 60 : У = 3
Заполните таблицу.
Делимое |
|
60 |
|
Делитель |
12 |
|
15 |
Частное |
6 |
6 |
4 |
Заполните таблицу.
Делимое |
|
60 |
|
Делитель |
12 |
|
15 |
Частное |
6 |
6 |
4 |
Заполните таблицу.
Делимое |
|
60 |
|
Делитель |
12 |
|
15 |
Частное |
6 |
6 |
4 |
Заполните таблицу.
Делимое |
|
60 |
|
Делитель |
12 |
|
15 |
Частное |
6 |
6 |
4 |
Заполните таблицу.
Делимое |
|
60 |
|
Делитель |
12 |
|
15 |
Частное |
6 |
6 |
4 |
Заполните таблицу.
Делимое |
|
60 |
|
Делитель |
12 |
|
15 |
Частное |
6 |
6 |
4 |
Заполните таблицу.
Делимое |
|
60 |
|
Делитель |
12 |
|
15 |
Частное |
6 |
6 |
4 |
Ход урока.
Организационный момент
Здравствуйте. Меня зовут В.Ю., сегодня я проведу у вас урок математики.
Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок?
Я тоже хочу, чтобы наш урок получился интересным, познавательным, но это зависит не только от меня, но и от вас тоже. Будем друг другу помогать, и у нас всё получится. Итак, начнём. Я приглашаю вас в сказку. 1 слайд В некотором царстве, в некотором государстве, жил был Иван – царевич, и была у него красавица невеста Елена Прекрасная. Но однажды случилась беда, Кощей Бессмертный украл Прекрасную Елену слайд 2 и спрятал в королевстве Математики. Чтобы туда попасть и спасти свою невесту, Ивану надо пройти различные испытания. Давайте ему поможем, вы не против?
Устный счёт. Актуализация опорных знаний.
Отправился царевич в путь далёкий, неведомый и зашёл он в лес дремучий слайд 3. Чтобы его благополучно пройти и не заблудиться, необходимо решить несколько выражений.
Откройте тетради, запишите число, классная работа и начнём помогать Ивану.
Вам нужно только записать ответ в строчку, если не знаете, оставляете пустую клетку.
1) Математический диктант:
9 умножить на 4;
9 увеличить на 4;
27 разделить на 3;
27 уменьшить в 9 раз;
Найти произведение чисел 4 и 6;
Чему равно частное чисел 21 и 3;
Первый множитель – 4, второй – 5. Найдите произведение.
Делимое – 36, делитель – 4. Чему равно частное?
Взаимопроверка со слайда 4. Если написан верный ответ, поставьте под числом +, если есть ошибка или ответ не написан, поставьте минус. Не забудьте исправить ошибку и вписать ответ, если он не написан. Посчитайте, сколько получилось плюсов.
Слайд 5 8 – 7 «5», 6 – 5 «4», 4 «3».
С нашей помощью Иван благополучно миновал лес, но впереди новое препятствие – болото слайд 6. Чтобы в нём не увязнуть, нужно пройти по кочкам.
2) На слайде числа: 36, 7, 9, 4, 6, 42
На какие 2 группы можно разделить данные числа?
Пошёл Иван сначала по кочкам с однозначными числами, назовите их слайд 7. Затем пошёл по кочкам с двузначными. Назовите их слайд 8.
Найдите в этом ряду три числа, с помощью которых можно составить несколько выражений (36, 9, 4 и 6, 7, 42) Составьте все возможные выражения, используя данные числа и знаки умножения и деления. Вам на это задание 2 минуты (в тетради записывают, оценивают работу слайд 9).
Слайд 10 8 выражений – «5», 7 – 5 выражений – «4» , 4 выражения – «3»
Молодцы, и это препятствие преодолели.
Посмотрите ещё раз на выражения. Что заметили? Какая связь между данными выражениями? (Связь между умножением и делением)
Верно, и тема нашего урока – связь между числами при делении слайд 11.
Как вы думаете, какова цель нашего урока? (Вспомнить, как связаны между собой числа при делении, уметь решать примеры на основе связи между числами при делении).
Верно, а ещё мы познакомимся с математическими правилами, которые помогут вам при решении уравнений.
Формирование ЗУН
А сказка продолжается. Идёт Иван дальше, долго уже идёт и видит поляну, а на ней стоит избушка Бабы – Яги слайд 12. Решил он зайти к ней, спросить дорогу. А Баба – Яга хитрая, просто так не хочет помочь. Говорит она Ивану:
– Помоги лучше ты мне сначала решить задачу. А потом я покажу тебе дорогу в королевство Математики, дам волшебный клубочек, что дорогу сам показывает.
Слайд 13 Чтобы сварить 5 литров волшебного зелья, Бабе – Яге нужно 15 мухоморов. Сколько мухоморов ей понадобится, чтобы сварить 1 литр этого зелья? Решите задачу самостоятельно. 1 человек у доски.
Проверить, оценить. Если у вас верное решение, поставьте + под ответом, верное наименование – рядом ставим ещё один + и верный ответ, тоже ставим +. Если у вас получилось 3 плюса, поставьте «5», если два плюса «4».
15 : 5 = 3 (м) Прочитайте, используя названия компонентов.
Под числами появляются карточки – делимое, делитель, значение частного.
Баба-Яга не унимается, не хочет Ивану дорогу показывать, просит его обратную задачу составить, чтобы искомое число было 15. Ребята, поможем? Давайте выручим Ивана. Напомните, что значит искомое число?
(слайд 14 Чтобы сварить 1 литр волшебного зелья, Бабе-Яге нужно 3 мухомора. Сколько мухоморов ей понадобится, чтобы сварить 5 литров зелья?)
3 * 5 = 15, Прочитайте, используя слова делимое, делитель, значение частного (карточки )
Никак не хочет Баба-Яга Ивана отпускать. «Составь – говорит, ещё одну обратную задачу, чтобы искомое число было 5»
Давайте поможем, чтобы она уже отпустила его с миром и дорогу показала.
(слайд 15 Чтобы сварить 1 литр волшебного зелья, Бабе-Яге нужно 3 мухомора. Сколько литров зелья сварит Баба-Яга из 15 мухоморов?)
15 : 3 = 5 Прочитайте, используя слова делимое, делитель, значение частного (карточки под числа).
Давайте сделаем вывод. Как можно найти делимое? Значение частного умножить на делитель.
Как можно найти делитель? Делимое разделить на значение частного.
Мы с вами сформулировали правила нахождения делимого и делителя.
Кто попробует ещё раз их озвучить? Молодцы.
Наконец то Баба – Яга сдержала своё слово, отпустила царевича и дала ему волшебный клубочек, чтобы он дорогу указал. Путь Ивану предстоит не близкий, и решил он немного отдохнуть, сил набраться. Давайте и мы с вами отдохнём.
Отдохнул Иван и пошёл указанной дорогой за клубочком волшебным. А пока он идёт, давайте мы проверим наши выводы. Открываем учебник, стр 16. Нашли правила в рамочках. Первое правило читает … Второе правило … прочитай пожалуйста.
Что можете сказать? Совпали наши выводы с правилами в учебнике?
Прочитайте эти правила ещё раз друг другу в парах. Одно правило 1 вариант, второе правило 2 вариант
Кто запомнил, как найти неизвестное делимое?
Кто может рассказать, как найти неизвестный делитель?
Первичное закрепление.
Пока мы работали с правилом, Иван – царевич дошёл наконец до королевства слайд 16, но его не пускают стражники. Чтобы войти, необходимо выполнить задание №1 (в тетради)
Первый пример разбирает учитель, 2 и 3 ученики, 4 делают самостоятельно. Проверка по слайду17
Физкультминутка
Путь далёкий проделал Иван царевич, ручки, ножки затекли. Вошёл он в королевство, и решил немного отдохнуть, косточки свои размять. Давайте и мы с вами тоже разомнёмся, а то что то засиделись совсем.
Отдохнул Иван, отправился дальше. Вдруг видит красивую яблоню с сочными сладкими плодами слайд 18. Угадайте, кого он увидел на яблоне.
«Волосата, зелена, в листьях прячется она. Хоть и много ножек, бегать все равно не может».
Верно, это гусеница. Давайте решим про неё задачу №2. Разбирается коллективно.
Ученик читает задачу.
Какой вопрос можно поставить к данной задаче? (Сколько всего дециметров проползёт гусеница?)
Скажите, что значит «четвёртую часть»? (одна часть из четырёх)
Кто может сделать схему к задаче?
3 дм
____________________________
Каким действием будете решать задачу?
Поднимите руку, кто сможет решить эту задачу самостоятельно.
Решите самостоятельно, не забудьте про ответ. К остальным я подойду, помогу.
1 человек решает у доски. Самопроверка. Оценивание.
Решил Иван яблоню спасти, ведь гусеница могла съесть все листы на дереве. Снял он гусеницу со ствола и отпустил в травку подальше от деревца.
Практическое применение.
Яблонька оказалась очень доброй и щедрой, угостила Ивана яблочками, да не простыми, а дающими пользу для ума слайд 19. Иван – царевич решил с вами поделиться яблочками, одному ему столько не съесть.
– Ой, какая я неловкая! Все яблоки рассыпала (уронить на пол). Возьмите себе лучше сами любое яблочко, а то вдруг я опять уроню.
На яблоках разного цвета написано задание. Задание будете выполнять прямо на яблочках.
Зелёное яблоко. Используя примеры, найдите делимое и делитель.
а) 40 : 5 = 8 б) 27 : 9 = 3
Красное яблоко. Заполните таблицу.
Делимое |
|
60 |
|
Делитель |
12 |
|
15 |
Частное |
6 |
6 |
4 |
Жёлтое яблоко. Решите уравнения.
Х : 2 = 24 60 : У = 3
Давайте проверим (спросить 3-х человек) слайд 20-22. Оценили.
Пока мы с яблочками разбирались, да ума разума набирались Иван – царевич нашёл Кощея и попросил его вернуть Елену Прекрасную. Кощей за старания Ивана, за долгий трудный путь, который он преодолел, отдал ему Елену слайд 23. Молодые благополучно вернулись домой, жили долго и счастливо, вам поклон передавали и благодарность огромную за помощь вашу, ваши знания и старание.
Итог. Рефлексия.
Наша сказка подошла к концу. Давайте с вами подведем итоги.
Какую цель мы ставили в начале? Достигли мы ее?
С какими правилами познакомились, помогая Ивану-царевичу?
Кто запомнил, как найти неизвестный делитель? А неизвестное делимое?
Оценим нашу работу. Посмотрите на свои отметки, которые вы заработали. Их у вас должно быть 5. Найдите сумму всех ваших отметок. Переведите эти балы в общую отметку за урок слайд 24.
25 – 24 «5»
23 – 17 «4»
16 – 13 «3»
Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали. Спасибо вам за урок от меня и от Ивана Царевича с Еленой Прекрасной! Слайд 25. А Кощей просил передать вам домашнее задание, и чтобы вы его обязательно выполнили, а то он в следующий раз так просто не отдаст Елену.
Домашнее задание. Стр 16 №3 решить задачу, №5 найти значения выражений.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.