Урок по теме "Крещение Руси"
Оценка 4.9

Урок по теме "Крещение Руси"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
окружающий мир
4 кл
06.11.2017
Урок по теме "Крещение Руси"
Публикация является частью публикации:
Урок по теме Крещение Руси.doc
Тема урока: Крещение Руси.  Задачи урока:       ­   познакомить   учащихся   с   жизнью   древних   славян;   сформировать представление   о   Великом   князе   земли   Русской   –   Владимире,   о   принятии Русью христианства;       ­ развивать познавательную активность учащихся, речь учащихся, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал; прививать интерес к истории родного государства;       ­ воспитывать уважение к прошлому своей страны. Учащиеся должны                    ЗНАТЬ:                                                          УМЕТЬ:     ­       жизнь древних славян; ­    деятельность князя Владимира; ­ историю   принятия   Русью христианства. ­    рассказывать   о   принятии   христианства на Руси; ­ подготовить   небольшое   сообщение, используя   дополнительную   литературу об интересных фактах из жизни древних славян, князя Владимира.  Ход урока I.      Организационный момент. Цель: проверить готовность учащихся к началу занятия; настроить учащихся на работу. Эмоционально­психологический настрой (Звуковое оформление: звучит запись колокольного звона) Отечество моё! Россия! В тебе дух старины живёт. И ни одна ещё стихия Не победила твой народ.   Из тьмы веков ты восставала И становилась всё сильней. Святая Русь – твоё начало, И князь Владимир в ней. ­ Знаете ли вы, как раньше, в древние времена называлась наша страна? Государство Русь. ­ Сегодня мы совершим путешествие во времени. Мы вернёмся на 1000 лет назад к нашим предкам. ­ Кто такие предки? (лексическое значение слова предки). предки – это люди, которые жили перед нами. ­ Исходя из этих рассуждений, подумайте, а кто тогда мы с вами? (по отношению к предкам мы – потомки) ­ Как   вы   думаете,  а  нужно  ли  нам,  потомкам, знать, как  жили   наши древние предки? Зачем?(знать историю своей семьи, древо семьи) ­ Прежде чем совершить путешествие в историю по нашей великой стране, мы проверим домашнее задание.   ­ Кем были наши предки? (славянами) ­ С ними связана тема прошлого урока и дом. задание.    ­ Предлагаю выполнить тест. Назовите тему. Приступайте. Успехов вам! ІІ. Проверочное тестирование. 1. Русские, украинцы и белорусы произошли от: а) восточных славян; б) западных славян; в) южных славян. 2. Древние славяне жили: а) семьями; б) в одиночку; в) племенами. 3. Поселение древних славян раскинулось: а) в западной части Европы; б) в восточной части Европы; в) в центральной Европе. 4. Жили славяне племенами, чтобы сообща заниматься: а) земледелием; б) бортничеством; в) рыболовством. 5. Посуду делали Древние славяне из: а) глины; б) металла; в) дерева. 6. Свои дома славяне строили: а) из камня; б) из кирпича; в) из столбов деревьев. 7. Богом грома и молнии у Древних славян был: а) Зевс; б) Перун; в) Марс. 8. Праздник Ивана Купалы: а) в честь воды; б) в честь Солнца; в) в честь Земли. ­ Проверьте себя, оцените. ­ У кого так же? Проверка:  (на экране правильные ответы тестовых заданий­дети сверяют со своими ответами) ­ Поднимите руки у кого нет ошибок; кто допустил ошибки.  ­  Кто   затруднялся? (рекомендации:   прочитать   еще  раз   статью  про   жизнь древних славян)     Актуализация опорных знаний III.   Цель: подвести учащихся к теме урока, вывести тему урока и целеполагание.  ­ В какие времена жили древние славяне? (во времена Древней Руси) Расскажите об этом времени. ­ Время было беспокойное, жители соседних поселков часто воевали между собой,   поэтому   селились   славяне   обычно   в   местах,   окруженных   крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг поселений земляные валы, копали  рвы, ставили частокол. Тяжелым  трудом добывали славяне себе пропитание.  – Каким было верование у восточнославянских племён? – Что значит язычество? (Слайд №2) ­         Назовите тему урока. Во времена Древней Руси ­         Что мы должны знать по данной теме? ­   По   теме   урока   вы   должны   ответить   на   вопросы,   они   у   вас   записаны   в технологической карте, найдите, прочитайте:  Кто был первым князем на Руси?   Где возник г. Киев и кто княжил там?  Зачем Владимир крестил Русь?  Значение христианства для Руси. IV . Изучение темы. (Слайд№3) После рассказа учителя о выборе веры учащиеся самостоятельно читают текст учебника и на его основе заполняют в своей тетради схему: Предпосылки крещения Руси Создание Международные Решение Духовное Неоднородность единого условия нравственных государства          проблем развитие страны общества    Вопросы для беседы с учащимися:       1. Что такое религия?       2. Когда и почему возникли религиозные верования?       3. Какая религия была у славян до принятия христианства?       4. Как   Владимир   использовал   языческую   религию   в государственных целях?       По ходу   рассказа   учителя   о выборе   веры   также   возможно   предложить учащимся заполнить такую схему (другой вариант — учитель сам заполняет ее на доске в ходе своего рассказа): (Слайд №4) Выбор веры Католичество Православие Мусульманство (страны Западной (Византия) (страны Азии) Иудаизм (Хазария) Европы)    Введение новой религии на     Руси.         Используя иллюстрации учебника, учитель рассказывает о введении новой религии на Руси, начиная с крещения Владимира и киевлян (Слайд№5)           Предварительно учащимся предлагаются вопросы:       1. Что такое христианство? 2. Откуда пришло христианство на Русь?       3. Почему знать охотно принимала христианство?       4. Какова   была   реакция   народа   на введение   новой   религии?   Обоснуйте почему. Религиозная ситуация на       Руси после принятия христианства Элементы христианства Элементы язычества Строительство собора Святой  Сохраняются поверья Богородицы Церковь получала десятину Празднование христианских  праздников Посещение церквей, поклонение  иконам Поклоняются домовым, лешим… Празднуют языческие праздники         Значение крещения Руси.       При  наличии   времени   краткое   изложение  ответа   на этот  вопрос   можно записать в тетрадь. (Слайд №6)       Закрепление: ответить на вопрос, поставленный в начале урока: «Значение христианства на Руси».       Запись в тетради может быть такой:       1. Изгнание варягов­наемников.       2. Создание княжеской дружины и привлечение в нее воинов из народа.       3. Отказ от далеких походов и завоевания новых земель.       4. Организация обороны страны:       а) создание мощной системы крепостей на южной границе;       б) создание гарнизонов этих крепостей из жителей северных областей;       в) строительство сигнальных башен. 5. Принятие христианства. (Слайд № 7)       — Дайте оценку деятельности Владимира. Почему его так высоко ценил народ, назвав Владимиром Красное Солнышко?       — Сравните политику князя Святослава и Владимира. Политика какого князя больше соответствовала интересам Руси?       В качестве   своеобразного   итога   урока   при   наличии   времени   можно прочитать отрывок из стихотворения А. С. Хомякова «Киев»: Слава, Киев многовечный, Там страна моя родная!» Русской славы колыбель! Слава, Днепр наш быстротечный, «Мне отчизна — старый Псков». — «Я от Ладоги холодной», Руси чистая купель! Сладко песни раздалися, В небе тих вечерний звон: «Вы откуда собралися, Богомольцы, на поклон?» «Я оттуда, где струится Тихий Дон — краса степей». — «Я оттуда, где клубится Беспредельный Енисей!» — «Край мой — теплый брег  — «Я от синих волн Невы», — «Я от Камы многоводной», — «Я от матушки Москвы». Слава, Днепр, седые волны! Слава, Киев, чудный град! Мрак пещер твоих безмолвный Краше царственных палат. Знаем мы: в века былые, В древню ночь и мрак глубок, Над тобой блеснул России                                          Эвксина!» — «Край мой — брег тех Солнца вечного восток. И теперь из стран далеких,                                     дальних стран, Где одна сплошная льдина Из неведомых степей, От полночных рек глубоких — Оковала океан». «Дик и страшен верх Алтая, Вечен блеск его снегов, Закрепление изученного Полк молящихся детей — Мы вокруг твоей святыни Все с любовью собраны… Тест по теме “Крещение Руси” Закрасить кружок с правильным ответом 1. Кто первым крестился на Руси?  Игорь  Ольга  Владимир 2.В каком городе крестился Владимир?  Корсунь  Киев  Москва 3.Какой год считается годом крещения Руси?  980  988  1015 4.Что построено при князе Владимире?  Софийский собор  Золотые ворота  Десятинная церковь V. Итог урока. – Какая тема нашего урока?  – Что нового вы узнали? VІ. Домашнее задание. 1. Разгадать кроссворд “Крещение Руси”. Приложение № 3. 2.  Подумать над смыслом отрывка из стихотворения В.Хлебникова: Туда, где дух отчизны вымер И где неверия пустыня, Идите грозно, как Владимир, Или с дружиною “Добрыня”.

Урок по теме "Крещение Руси"

Урок по теме "Крещение Руси"

Урок по теме "Крещение Руси"

Урок по теме "Крещение Руси"

Урок по теме "Крещение Руси"

Урок по теме "Крещение Руси"

Урок по теме "Крещение Руси"

Урок по теме "Крещение Руси"

Урок по теме "Крещение Руси"

Урок по теме "Крещение Руси"

Урок по теме "Крещение Руси"

Урок по теме "Крещение Руси"

Урок по теме "Крещение Руси"

Урок по теме "Крещение Руси"

Урок по теме "Крещение Руси"

Урок по теме "Крещение Руси"

Урок по теме "Крещение Руси"

Урок по теме "Крещение Руси"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2017