Урок по теме "НОК чисел" (6 класс)
Оценка 5

Урок по теме "НОК чисел" (6 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
doc
математика
5 кл—6 кл
15.02.2017
Урок по теме "НОК чисел" (6 класс)
Тип урока: комбинированный. Цели: формировать навык нахождения наименьшего общего кратного и наибольшего общего делителя; отрабатывать умение решать задачи алгебраическим способом; повторить теорию по теме «Делимость чисел». Девиз урока я: «Нет ничего дороже для человека того, чтобы хорошо мыслить» (Л. Н. Толстой).
НОК чисел.doc
Тема урока: Наименьшее общее кратное Цели: формировать навык нахождения наименьшего общего кратного и наибольшего общего   делителя;   отрабатывать   умение   решать   задачи   алгебраическим   способом; повторить теорию по теме «Делимость чисел». Ход урока I. Организационный момент II. Сообщение темы урока — Девизом сегодняшнего урока я взяла слова: «Нет ничего дороже для человека того, чтобы хорошо мыслить» (Л. Н. Толстой). Подтвердим это нашей работой на уроке. —   Продолжим   находить   наибольший   общий   делитель   и   наименьшее   общее   кратное нескольких чисел, повторим теорию по теме «Делимость чисел». III. Устный счет Цифровой   диктант.   (Можно   проверить,   выставив   оценку.)   Если   утверждение,   верно, пишите цифру 1, если нет ­ 0. 1. Делителем натурального числа а называют натуральное число, на которое а делится без остатка. 2. Цифры 0, 2, 4, 6, 8 — называют нечетными, а цифры 1, 3, 5, 7, 9 — четными. 3. Задачи, для решения которых рассматриваются все возможные комбинации, называют комбинаторными. 4. Если сумма цифр числа делится на 5, то и число делится на 5. 5.   Если   запись   натурального   числа   оканчивается   цифрой   3,   то   эго   число   делится   без остатка на 3. 6. Число 1 является делителем любого натурального числа. 7. Числа, делящиеся без остатка на 2, называются четными. 8. Любое натуральное число имеет определенное количество кратных. 9. Комбинаторика ­ это раздел математики, занимающийся комбинаторными задачами. 10.   Кратным   натурального   числа   а   называют   натуральное   число,   которое   делится   с остатком на а. 11. Числа, которые при делении на 2 дают остаток 1, называются нечетными. 12. Если сумма цифр числа делится на 9, то и число делится на 9. 13. Число 1 — ни составное, ни простое число. 14. Натуральное число называют составным, если оно имеет только два делителя. 15. Натуральное число называют простым, если оно имеет только один делитель. (Ответы. 1; 0; 1; 0; 0: 1; 0; 0; 1; 0; 1; 1; 1; 0; 0.) IV. Работа над задачей 1. № 185 стр. 31 (самостоятельно). Решение: 15 = 3 ∙ 5; 20 = 2 ∙ 2 ∙ 5; 12 = 2 ∙ 2 ∙ 3; НОК (15; 20; 12) = 20 ∙ 3 = 60, следовательно, через 60 суток. (Ответ: через 60 суток.) 2. № 199 стр. 32 (на доске и в тетрадях). — Как найти среднее арифметическое? — Можно сразу найти неизвестные числа? (Нет.) — Каким способом будем решать задачу? (Алгебраическим.) Решение: 1) Пусть х ­ второе число, 2x — первое число. Зная, что среднее арифметическое двух чисел равно 54, составим уравнение: (х + 2х) : 2 = 54 3х = 54 ∙ 2 3х = 108 х = 108 : 3 х = 36;             36 ­ второе число. 2) 36 ∙ 2 — 72 — первое число. (Ответ: 72, 36.) 3. № 194 стр. 31 (коллективное обсуждение решения, самостоятельная запись решения, самопроверка). — Назовите четные цифры. (2, 4, 6, 8, 0.) — Какая цифра может стоять на первом месте в записи числа? (2, 4, 6, 8.) — Какие цифры будут стоять на втором и третьем месте в записи числа? (Любая из пяти.) — По правилу умножения получаем: 4 ∙ 5 ∙ 5 = 100 (чисел). V. Физкультминутка VI. Историческая справка Слово   «крат»   —   старинное   русское   слово   (XI   век),   означающее   «раз».   Слово «многократно» означает «много раз». Понятием кратного пользуются в жизненной практике при установлении вида года. Через каждые три обыкновенных года, в каждом из которых по 365 дней (в феврале 28 дней), бывает четвертый год, так называемый високосный, в котором 366 дней (в феврале 29 дней). Если число, которым выражается указанный год, есть число, кратное 4, то указанный год високосный, а если не кратно 4, то год обыкновенный. Так. 2008 год — високосный, так как 2008 кратно 4, 2007 ­ не високосный, так как 2007 не кратно 4. VII. Закрепление изученного материала 1. Устно. Фронтальная работа. Найдите НОД и НОК чисел: а) 5 и 15;         б) 16 и 24:           в) 16 и 10:        г) 21 и 30; д) 12 и 9;         е) 3 и 5;                ж) 36 и 9:        з) 12 и 15. 2. № 180 (в, г) стр. 30 (самостоятельно в тетрадях, с последующей проверкой). — Расскажите, как удобнее считать. в) НОК (а; b) = 2 ∙ 2 ∙ 5 ∙ 5 ∙ 11 ∙ 3 = 3300; г) Так как b делится на а, то НОК будет само число b: НОК (a; b) = 2 ∙ 2 ∙ 5 ∙ 5 ∙ 7 = 700. 3. № 181 (б, г, е) стр. 30 (один ученик на закрывающейся доске, остальные самостоятельно в тетрадях). б) НОК (12; 16) = 2 ∙ 2 ∙ 2 ∙ 2 ∙ 3 = 48; г) НОК (396; 180) = 2 ∙ 2 ∙ 3 ∙ 3 ∙ 11 ∙ 5 = 1980; е) НОК (168; 231; 60) = 231 ∙ 22 ∙ 2 ∙ 5 = 9240. — Кто не согласен с решением? Докажите, что ваш товарищ не прав. VIII. Самостоятельная работа Самопроверка. (На закрывающейся доске записаны ответы.) Вариант I 1. Запишите по три общих кратных чисел: а) 4 и 28;               б) 5 и 6;                 в) 12  и 18. 2. Найдите наименьшее общее кратное чисел: а) 18 и 27;             б) 7875 и 4725. Вариант II 1. Запишите по три общих кратных чисел: а) 6 и 42;               б) 7 и 4;                 в) 16  и 18. 2. Найдите наименьшее общее кратное чисел: а) 40 и 56;             б) 7425 и 4455. IX. Повторение изученного материала № 196 стр. 32 (самостоятельно, ответы записывает один ученик на закрывающейся доске, самопроверка).  X. Подведение итогов урока — Чему равно наименьшее общее кратное взаимно простых чисел? — Чему равно наименьшее общее кратное чисел, из которых одно делится на все остальные числа? — Поступали ли мы в течение урока в соответствии с нашим девизом? Домашнее задание № 202 (в, г, найти НОД и НОК), № 205 стр. 32, № 206 (б) стр. 33, № 145 (б) стр. 24. Дополнительный материал Старинная задана из «Арифметики...» Л. Ф. Магницкого. Один человек выпьет  кадь пития в 14 дней, а с женою выпьет ту же кадь в 10 дней. Спрашивается, во сколько дней жена его отдельно выпьет ту же кадь. Решение (предлагаемое в указанном учебнике, изданном в 17003 г.): Рассмотрим 140 дней. За это время один человек выпьет       140 : 14 = 10 бочонков, а вместе с женою                                 140 : 10 = 14 бочонков. Значит, за 140 дней жена выпьет         14 ­ 10 = 4 бочонка. Один бочонок она выпьет за                140 : 4 = 35 дней. (Ответ. 35 дней.) Решите эту задачу с помощью понятия НОК двух чисел.

Урок по теме "НОК чисел" (6 класс)

Урок по теме "НОК чисел" (6 класс)

Урок по теме "НОК чисел" (6 класс)

Урок по теме "НОК чисел" (6 класс)

Урок по теме "НОК чисел" (6 класс)

Урок по теме "НОК чисел" (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2017