Урок по теме "Таблицы истинности"
Оценка 4.9

Урок по теме "Таблицы истинности"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
информатика
10 кл—11 кл
19.02.2018
Урок по теме "Таблицы истинности"
Презентация к уроку "Таблицы истинности".
Публикация является частью публикации:
Таблицы истинности.doc
Струкова Н. Н. Тема урока:  «Построение таблиц истинности». Тип урока:    изучение нового материала Цель урока:   сформировать навыки построения таблиц истинности Задачи урока    : обучающие:  обеспечить в ходе урока усвоение и первичное закрепление новых понятий; развивающие:  развивать логическое мышление   развивать внимание   развивать память   развивать речь учащихся;   воспитательные:  воспитывать умение слушать учителя и одноклассников   воспитывать аккуратность ведения тетради   воспитывать дисциплинированность.  Вид используемых на уроке средств ИКТ:  презентация, текстовый документ. Необходимое аппаратное и программное обеспечение:  компьютер;  мультимедейный проектор;  принтер. Конспект урока.  1 ЭТАП 1 Организационный Сегодня на уроке мы знакомимся с понятием «таблица истинности», научимся строить таблицы   истинности. В ходе урока нам предстоит: 1. вспомнить изученные вопросы  темы «Алгебра логики» 1. изучить новый материал по теме «Построение таблицы истинности» 2. по   результатам   работы   на   уроке   каждый   получает   оценку,   характеризующую               эффективность усвоения материала ЭТАП 2 Повторение пройденного материала 1 задание – работа в парах  по вариантам                             на Карточке 1,2 вставить пропущенные слова (приложение 1) Струкова Н. Н.        2 задание – индивидуальная работа на карточках по заданиям: 1 задание для слабых                             учащихся, 2,3  ­ для сильных учащихся (приложение 2)                                                             1)  Даны высказывания: А= «3*3=9», В=»3*3=10» определить истинность составных                                 высказываний                               ­ А   В                               ­ А  В                               ­ В   А                               ­ А   В 2)    По мишеням произведено три выстрела. Рассмотрено высказывание: Рк= «мишень                поражена к­ым выстрелом», где к=1,2,3. Что означают следующие высказывания.                ­ Р1   Р2   Р3               ­  Р1  Р2  Р3 3) Заполнить таблицу. 2 столбик – заполнить соответствующими составными  высказываниями, 3­4 столбик заполнить 0 или1 .  Формула Высказыван ие Тигр Волк Бурундук Заяц A B А В А   В А  В Зверь полосатый Зверь хищный                                                               Проверка заданий осуществляется устно. Правильные ответы демонстрируются на  слайдах   презентации ЭТАП 3 Изучение нового материала Таблица истинности – это таблица, показывающая,  какие значения принимает составное высказывание  при  всех сочетаниях (наборах)  значений  входящих в него простых высказываний  Алгоритм построения  таблицы  истинности: Струкова Н. Н. 1. подсчитать количество переменных n в логическом выражении;  2. определить число строк в таблице m = 2n;  3. подсчитать количество логических операций в формуле;  4. установить последовательность выполнения логических операций с учетом скобок и приоритетов;  5. определить количество столбцов в таблице:  число переменных  плюс  число операций;  6. выписать наборы входных переменных ;  7. провести заполнение таблицы истинности по столбикам,  выполняя логические операции в  соответствии с установленной  в  п.4  последовательностью          Наборы входных переменных, во избежание ошибок, рекомендуют перечислять следующим  образом:  а) определить количество наборов входных переменных;  б) разделить колонку значений первой переменной пополам и заполнить верхнюю часть колонки 0, а  нижнюю —1;  в) разделить колонку  значений  второй переменной на четыре части и заполнить каждую четверть  чередующимися группами 0 или 1, начиная с группы 0;  г) продолжать деление колонок значений последующих переменных на 8, 16 и т.д. частей и заполнение их группами 0 или 1 до тех пор, пока группы 0 и 1 не будут состоять из одного символа.         Приоритеты операций  1. отрицание 2. конъюнкция 3. дизъюнкция 4. импликация 5. эквивалентность  Пример  Для формулы  A (B        ) построить  таблицу истинности алгебраически.         Количество логических переменных 3, следовательно, количество строк в таблице истинности  должно быть 23 = 8.          Количество логических операций в формуле 5, следовательно количество столбцов в таблице  истинности должно быть 3 + 5 = 8.  A  B  C  0  0  0  0  1  0  1  0  0  0  1  1  0  0  1  0  1  1  1  1  0  1  1  1  1  1  0  0  1  1  0  0  1  0  1  0  1  0  1  0   С 1  0  0  0  1  0  0  0  B  (   С )  A (B    С )  1  0  1  1  1  0  1  1  0  0  0  0  1  0  1  1  ЭТАП 4  Закрепление  новых знаний 1.Построить таблицы истинности для следующих выражений: Струкова Н. Н. (Задания выведены на слайде. Каждое задание выполняется на доске,  задание со «*» повышенной  сложности)                  а) А (В );                  б)А (ВВ С);→              *  в)А (В ) А (В С);→ 2.Выбрать составное высказывание, имеющее ту же таблицу истинности, что и  ( А   (В  С ) ). (Задание выведено на слайд.  Таблица истинности для выражения в  ( А   (В  С ) ). выполняется на доске, для выражений 1­4 таблицы истинности строятся в тетради)                  1) А  В  С  А;                  2) А   (В  С);                  3) А  ( ).                  4) (А  В)  (А  С);    ЭТАП 5  Контроль и самопроверка знаний Индивидуальная работа  по вариантам, после выполнения заданий идет проверка в парах с оцениванием. Вариант 1 1. Составить таблицы истинности                     (А  В)  (  А В) 2. Заполнить пустые ячейки таблицы А В (А  В) ( ВА  )    ( ВА  ) 0 1 0 1 0 0 0 1 1 1 0 0 0 ( ВА  ) А     1 0 1 Вариант 2* 1. Составить таблицы истинности                     ((Х  Y)  (С  Z))  (Z Y) 2. Заполнить пустые ячейки таблицы А В 0 0 1 0 0 1 0 1 1 С С  А (С  А)  В→ 0 1 1 0 ЭТАП 6 Подведение итогов. Рефлексия  Личностное осмысление каждым учеником результатов урока: 1. Что было наиболее трудным? 2. Что удалось лучше всего? Струкова Н. Н. ЭТАП 7  Домашнее задание Уровень знания: знать, что такое таблица истинности, уметь строить таблицу истинности Уровень понимания: составить таблицы истинности и определить истинность формулы 1. ( А В) →  (АВ)ˇ(АВ)                         2.     B АВ Струкова Н. Н. Карточка 1 Приложение 1 ______________ – это наука о формах и способах мышления. Основные формы мышления: понятие, высказывание, умозаключение. ________________ ­ форма мышления, фиксирующая основные, существенные признаки объекта.  Две стороны понятия: содержание и объем. _______________ понятия составляет совокупность существенных признаков объекта. ______________понятия определяется совокупностью предметов, на которую оно распространяется.  ___________________  (суждение)– это форма мышления, выраженная с помощью понятий, в которой что­либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах и отношениях между ними. ______________  суждение,   в   котором   связь   понятий  правильно  отражает   свойства   и   отношения реальных вещей. Суждение  ____________­  в   том   случае,   когда   связь   понятий  не   соответствует  реальной действительности. Высказывание называется ___________, если никакая его часть сама не является высказыванием. Высказывание, состоящее из простых высказываний, называется __________. _______________________­   это   форма   мышления,   с   помощью   которой   из   одного   или   нескольких суждений (посылок) может быть получено новое суждение (заключение). ______ ­ ЛОЖЬ Карточка 2 Алгебра высказываний способствует   определению   истинности   или   ложности   составных   высказываний,   не   вникая   в   их содержание.  1 – ИСТИНА Простым   высказываниям  ставятся   в   соответствие  логические   ______________,   обозначаемые прописными буквами латинского алфавита. Составные   высказывания   на   естественном   языке   образуются   с   помощью  союзов,   которые   в   алгебре высказываний заменяются на логические операции. Логические операции задаются таблицами истинности. Логические   выражения,   у   которых   последние   столбцы   истинности   совпадают,   называют ______________________ Базовые логические операции _________________­ операция логического умножения. В естественном языке соответствует союзу И. Составное высказывание  истинно тогда и только тогда, когда истинны  все  входящие в него простые высказывания. ___________________­ операция логического сложения. В естественном языке соответствует союзу ИЛИ. Составное   высказывание  истинно,  когда  истинно  высказывания. _____________________­ операция логического отрицания. В естественном языке соответствует словам неверно, что… и частице НЕ. Делает истинное высказывание ложным  и наоборот, ложное – истинным. ______________________­ операция логического следования. В естественном языке соответствует обороту если…, то… Составное высказывание  ложно,  когда  условие  (первое высказывание)  истинно, а  следствие  (второе высказывание) ложно. _______________________­ равнозначность. В естественном языке соответствует оборотам речи тогда и только тогда; в том и только в том случае  хотя   бы   одно  из   входящих   в   него   простых Струкова Н. Н. Составное   высказывание  истинно,  когда  оба  исходных   высказывания  одновременно  истинны   или одновременно ложны. Струкова Н. Н. 1)  Даны высказывания: А= «3*3=9», В=»3*3=10» определить истинность составных        высказываний                               ­ А   В                               ­ А  В                               ­ В   А                               ­ А   В Приложение 2 2)    По мишеням произведено три выстрела. Рассмотрено высказывание: Рк= «мишень                поражена к­ым выстрелом», где к=1,2,3. Что означают следующие высказывания.                ­ Р1   Р2   Р3               ­  Р1  Р2  Р3 3)  Заполнить таблицу. 2 столбик – заполнить соответствующими составными  высказываниями, 3­4 столбик заполнить 0 или1 . Формула Высказыван ие Тигр Волк Бурундук Заяц A B не A не B A и B A или B Зверь полосатый Зверь хищный Струкова Н. Н. Приложение 2 Вариант 1 3. Составить таблицы истинности                     (А  В)  (  А В) 4. Заполнить пустые ячейки таблицы А В (А  В) ( ВА  )    ( ВА  ) 0 1 0 1 0 0 0 1 1 1 0 0 0 ( ВА  ) А     1 0 1 Вариант 2* 3. Составить таблицы истинности                     ((Х  Y)  (С  Z))  (Z Y) 4. Заполнить пустые ячейки таблицы А В 0 0 1 0 0 1 0 1 1 С С  А (С  А)  В→ 0 1 1 0 Струкова Н. Н. Список литературы 1. Н. Угринович «Информатика и информационные технологии» 10­11 класс, М. Бином.  Лаборатория Знаний, 2012 2. Н. Угринович, Л. Босова, Н. Михайлова «Практикум по информатике и информационным  технологиям», М. Бином. Лаборатория Знаний, 2012 3. Л. Залогова и др. «Информатика. Задачник –практикум». М. Бином. Лаборатория Знаний, 2013

Урок по теме "Таблицы истинности"

Урок по теме "Таблицы истинности"

Урок по теме "Таблицы истинности"

Урок по теме "Таблицы истинности"

Урок по теме "Таблицы истинности"

Урок по теме "Таблицы истинности"

Урок по теме "Таблицы истинности"

Урок по теме "Таблицы истинности"

Урок по теме "Таблицы истинности"

Урок по теме "Таблицы истинности"

Урок по теме "Таблицы истинности"

Урок по теме "Таблицы истинности"

Урок по теме "Таблицы истинности"

Урок по теме "Таблицы истинности"

Урок по теме "Таблицы истинности"

Урок по теме "Таблицы истинности"

Урок по теме "Таблицы истинности"

Урок по теме "Таблицы истинности"

Урок по теме "Таблицы истинности"

Урок по теме "Таблицы истинности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2018