Урок по теме "Угол между двумя прямыми" (11 класс математика)
Оценка 4.7

Урок по теме "Угол между двумя прямыми" (11 класс математика)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
математика
11 кл
08.01.2017
Урок по теме "Угол между двумя прямыми" (11 класс математика)
План-конспект урока из цикла системы уроков повторения , направленных на подготовку к ЕГЭ по математике по теме "Применение различных методов нахождения расстояний и углов в пространстве". Тема урока "Угол между двумя прямыми". Урок начинается с повторения понятия угла между двумя прямыми. Решение задач происходит в режиме от простого- к более сложному.Файл содержит план-конспект урока с приложением
угол между двумя прямыми.docx

ПЛАН –КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока: Вычисление угла между двумя прямыми

Цели  урока:

·         повторение и  закрепление знаний по теме угол между двумя прямыми;

·         развитие пространственного и логического мышления; 

·         воспитание  интереса к изучению предмета.

Задачи:

образовательные (формирование познавательных УУД):  

Напомнить определение угла между двумя прямыми; научить использовать формулу для нахождения угла между двумя прямыми; применять полученные знания для решения типичных задач ЕГЭ .

 воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):  

участвовать в коллективном обсуждении проблем и взаимоуважение собеседников, воспитывать внимание, ответственность и аккуратность.

   развивающие (формирование регулятивных УУД)

развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы,  выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

 

Планируемые результаты. Умение:

выполнять параллельный перенос прямых;

применять формулу для вычисления угла между прямыми,

рассуждать и делать выводы;

оценивать результаты своей деятельности.

Тип урока: повторение изученного материала.

 Методы обучения:

словесные (при формировании теоретических и фактических знаний);

наглядные (для развития наблюдательности, повышения внимания и лучшего запоминания материала);

проблемно – поисковые (для развития самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к делу);

методы контроля и самоконтроля (рефлексии).

Формы работы учащихся: Фронтальная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор.

ХОД УРОКА

Орг. Момент. Приветствие.

-Здравствуйте, ребята! Все ли у нас готово к уроку: вам понадобятся тетради, ручки, карандаши и линейки. У каждого из вас на парте лежат дополнительные материалы, которые понадобятся на уроке.

Знакомство с темой урока.

-Сегодня мы продолжаем цикл уроков по подготовке к ЕГЭ. Тема урока: Угол между двумя прямыми.

Актуализация знаний

-Давайте повторим  случаи взаимного расположения прямых в пространстве.

-пересекаются

-параллельны

-скрещиваются

-А каково определение угла между двумя прямыми?

 

-Углом между двумя пересекающимися прямыми называется меньший из углов, образованных при пересечении прямых

-Угол между параллельными прямыми равен 0;

-Углом между скрещивающимися прямыми называется угол  между пересекающимися прямыми, соответственно параллельные данным скрещивающимся.

-Помните ли вы  формулу для нахождения угла между прямыми?

Где a и b –длины сторон треугольника ABC. Соответственно параллельных этим прямым

Решение задач:

№1. (Для самостоятельного решения с последующим обсуждением для самопроверки)

Доказать, что диагональ правильной четырехугольной призмы и не пересекающая ее диагональ основания взаимно перпендикулярны.

D1

 

D

 

B

 
Решение.

 

A

 
 

 

 

 

 

 

 

 


Докажем, что D1B и AC перпендикулярны. D1D-перпендикуляр к плоскости основания.

DB-проекция наклонной D1B  на плоскость основания. DB и AC перпендикулярны так как ABCD-квадрат.

Проведем прямую AB’ через точку B параллельно прямой AC. Так как прямая AB’ так же перпендикулярна DB, то по теореме о трех перпендикулярах AC’ перпендикулярна прямой D1B. И, следовательно, AC перпендикулярна D1B.

 

№2 Доказать, что непересекающиеся ребра правильной треугольной пирамиды взаимно перпендикулярны.

S

 

C

 

B

 

A

 

S

 
Решение.

 

 

 

 

X

 

 

O

 

 

 

 

 

 


Произведем параллельный перенос прямой АС до пересечения с прямой SB. Проведем перпендикуляр из точки В на сторону АС- отрезок BX . так как прямые AC’ и AC параллельны, то ВX также перпендикулярен прямой AC’. Отрезок SO-высота пирамиды. О

Тогда по теореме о трех перпендикулярах AC перпендикуляран SB.

 

№3. (В обсуждении решения задачи участвует весь класс, учитель производит запись на доске)

В кубе AD1 найти угол между прямыми A1D и D1E, где E-середина ребра CC1

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение.

(Чертеж к задаче в Приложении 1 рис.1)

Пусть ребро куба равно 1, F- середина ребра BB1. Так как A1Fпараллельна D1E, то искомый угол φ- угол при вершине A1 в треугольнике A1FD. Найдем стороны треугольника A1FD. Из треугольника BFD имеем:FD2=BD2+BF2=2+.

Из треугольника A1B1F получаем: A1F2=A1B12+B1F2=1+

Из треугольника A1AD имеем: A1D2=A1A2+AD2=1+1=2 В треугольнике A1FD используем теорему косинусов: FD2-A1D2+A1F2-2A1DA1Fcosφ, , откуда cosφ=  и φ=arccos

Ответ: arccos

 

 

 №4. (В обсуждении решения задачи участвует весь класс, учитель производит запись на доске)

 

В правильной треугольной призме ABCA1D1C1, все стороны которой равны, найти угол между прямыми AC1 и D1C

Решение.

(Чертеж к задаче в Приложении 1 рис.2)

Пусть ребро призмы равно 1. Проведем CM параллельно AC1. Тогда     (AC1;BC)=        (CM;B1C)=φ.

Из треугольника MC1B1. В котором MC1=AC=B1C1=1 и       MC1B1=1200, по теореме косинусов находим: MB12=12+12-2∙1∙1∙(-0,5)=3. Далее из треугольника MCB1, где MC=B1C=, используя теорему косинусов, получаем:

cosφ=  и φ=arccos .

Ответ: arccos

 

 

 №5 (Задача для самостоятельного решения с последующей проверкой)

 

 В кубе AD1 точки E и F-середины ребер A1B1 и B1C1 соответственно. Найдите косинус угла между прямыми AE и BF

A1

 

A

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                  

Решение.

Произведем параллельный перенос прямой BF до пересечения с прямой AE. Углом между прямой BF и AE будем считать угол FAE. Найдем этот угол:

AF’==;  AE==

F’E=;

Ответ: 0,8

 

 

 

Домашнее задание

В правильной шестиугольной призме AF1. Все ребра которой равны, найдите косинус угла между прямыми AB1 и BC1

B’

 

B

 

F

 
Решение.

 

 

C1

 

F1

 

 


B1’

 

B1

 

A1

 

 

 

 


c

 

 

 

 


Пусть все ребра призмы имеют длину равную 1.

Перенесем прямую AB1 до пересечения с прямой BC1 , получим прямую BB1

Тогда:

BC1 2=BC2+CC1 2=1+1=2

(BB1 ‘)2=BB1 2+(B 1 B1 ‘)2=1+1=2

По теореме косинусов:

(B 1 C 1 ‘)2=B1 C 1 2 =1+1-2=1

Найдем угол между прямыми:

=0,75

Ответ: 0,75

 

Приложение 1 (плакат к уроку)

 

C1

 

B1

 

 

 


D1

 

A1

 

 

E

 

 

 

B

 

C

 

 

A

 

D

 

 

 


Рисунок 1

 

 

 

 

 

 

B1

 

 

 

 


A1

 

M

 

 

B

 

 

 

 

A

 

N

 

C

 

C1

 

 

Рисунок 2

 

 

 

 

 

 

 


 

ПЛАН –КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока:

ПЛАН –КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока:

ХОД УРОКА Орг. Момент.

ХОД УРОКА Орг. Момент.

Доказать, что непересекающиеся ребра правильной треугольной пирамиды взаимно перпендикулярны

Доказать, что непересекающиеся ребра правильной треугольной пирамиды взаимно перпендикулярны

Задача для самостоятельного решения с последующей проверкой)

Задача для самостоятельного решения с последующей проверкой)

Приложение 1 (плакат к уроку)

Приложение 1 (плакат к уроку)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2017