урок познания мира на тему "Вода. Круговорот воды в природе" 4 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 27.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок в 4 классе с использованием модулей Программы уровневых курсов: новые подходы в преподавании и обучении, развитие критического мышления, учёт возрастных и индивидуальных особенностей, ОО, ОдО, лидерство в обучении. Урок проводится в игровой форме путешествии с Капитошкой. Используется музыкальное сопровождени.
Иконка файла материала Познание мира 4.docx
Познание мира 4­2­10 Дата  Тема урока: Вода. Круговорот воды в природе.  Цель  урока: Формировать у детей целостный взгляд на мир, определять в нём место  человека. Ожидаемые результаты:  1) знания учащихся о круговороте воды и ее охране;  2) умение работать с картой и текстом;  3) бережное отношение к воде.  предметные: знать о круговороте воды; о деятельности человека по охране воды; уметь проводить опыты по определению свойств тел и веществ; личностные: проявлять стремление к заботе, защите и охране окружающей среды; системно­деятельностные: уметь анализировать, обобщать полученную информацию и  делать выводы. Виды работ: работа с картой и текстом. Межпредметные связи: математика. Проблемный вопрос: Почему высыхает мокрая одежда? Оборудование, наглядность, ТСО:  Портрет Капитопшки (капельки вода).  Конверты с заданиями.  Схема круговорота на доске без стрелок движения воды.  Картонные стрелки на магнитах для демонстрационной схемы на доске.  Таблички с основными понятиями (испарение, конденсация, круговорот)  Бумага, восковые карандаши. Учебник,  глобус, карта Казахстана, учебник, рабочая те­ традь, демонстрационный материал «Круговорот воды в природе». Ход урока. 1. Организационный момент. Эмоциональный настрой. 2. Сообщение темы и целей урока. (магнитофон) Меня пьют, Мёня льют, Всем нужна я, Кто я такая? (Вода) ­ Мы продолжаем с вами говорить об удивительном мире природы, мы продолжаем с  вами говорить о воде. (включается музыка со звуками воды) ­ Хочу вам представить нашу гостью ­ это капля Капитошка. (на доску вывешивается портрет Капитошки) 3. Актуализация знаний - Попробуем быстро вращать глобус. Какого он цвета? (голубой) - Почему так произошло? Ты знаешь, что на глобусе моря, реки, озера изображены голубым цветом. Если  внимательно рассмотреть глобус, то можно увидеть, что сине­голубого цвета на нем в  2 раза больше, чем какого­либо другого. Это значит, что моря и океаны занимают на  поверхности Земли в 2 раза больше места, чем суша. Если бы вся вода из рек, морей,  океанов и озер разлилась по планете, то Земля оказалась бы под девятиметровым  слоем воды. 97,75% всего мирового запаса воды составляют соленые воды океанов и морей, 2,25%­ пресные. Но почти половиной этого объема воды человек не может воспользоваться,  так как она находится в виде льда и снежных шапок в Антарктиде, Арктике, Гренлан­ дии, на вершинах гор в различных районах Земли. На самом деле пресной воды,  которую может употреблять человек, совсем мало. И одна такая капля сегодня у нас в гостях… (Капитошка из магнитофона). « Здравствуйте, ребята! Очень приятно побывать у вас в гостях. Я всегда рядом с  вами, Знаю, что без меня вам будет очень трудно. Я всегда и везде помогаю вам. И  жарким летним деньком мой дождик освежит вас, к в морозный холодный вечер  согрею чашечкой горячего чал. Интересно, а что вы знаете про меня? Попробуйте ответить на мои веселые вопросы.,  вон они в голубых конвертиках.» КОНВЕРТ № 1 ­ Вода всегда вокруг вас. А как вы её используете? Приведите примеры.  (учитель вывешивает таблички, на которых написаны значения воды) КОНВЕРТ .№ 2 Прочитайте стихотворение: Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу! О чём это стихотворение? О каких состояниях воды говорится в нём? Приведите  примеры. (учитель вывешивает таблички с названиями состояний воды) КОНВЕРТ № 3 Найди меня? Где я спряталась в твоём классе? Почему говорят про воду, что она  «вездесущая)? КОНВЕРТ № 4 Будешь ли ты меня беречь? Как ты можешь это делать? Приведи примеры.. Во время вступительной беседы ученики вспоминают все, что они знают о воде и ее свойствах с помощью наводящих вопросов: — Опишите физические свойства воды. — Три состояния воды. При каких условиях вода из одного состояния переходит в другое? — Зачем растениям нужна вода? — Где в природе встречается вода? Учитель уточняет ответы учеников, делает выводы. 4. Знакомство с новой темой. ­ Давайте посмотрим на Капитошку! (Капитошка из магнитофона):  «Молодцы, ребята! Мне очень понравились ваши ответы, А знаете, я очень похожа на  вас. Так же как, и вы, я очень любопытна, и поэтому бываю всегда и везде. А ещё я  очень люблю путешествовать!!! Только у меня к вам просьба! Нарисуйте, пожалуйста, карту моих путешествий. Я вам о них расскажу, а вы внимательно слушайте. Жила я когда­то в большом океане. Но жила не одна, а вместе со своими братьями и  сестрами. Нас было много. Жили мы весело, играли в разные игры. Однажды мы так разыгрались, что я оторвалась от своих братьев, стала невесомой,лёгкой и полетела вверх. Летела я, летела, всё выше и выше, а по пути встречала своих братьев и сестёр. Мы  стали мерзнуть и прижиматься друг к другу. И вот нас собралось уже целое облако,  большое и тяжёлое. Мы не могли больше удерживаться высоко над землёй и стали  падать вниз. Мне всегда интересно, где я упаду, где побываю, что нового узнаю? Я приземлилась в речку вместе со своими братьями и сестрами. И мы снова стали  жить весело. Мне очень нравится путешествовать, и я всегда жду, когда этот момент наступит  снова». Самостоятельная работа. ­ Ну, что, ребята, поможем? Давайте попробуем составить карту путешествий Капитошки. Попробуйте с помощью  стрелок изобразить его на одной картине. Приступайте! (Детям раздаются карандаши и бумага) Проверка выполнения работы 1) Работа с учебником. Представители каждой команды вызываются к доске с плакатом, вешают его на доску. ­ Где мы можем проверить правильность выполнения задания? ­ Давайте проверим! Страница 58, первый ивторой абзац. 2) Анализ текста. (фронтальная беседа по схемам на доске) ­ О каких превращениях воды мы с вами прочитали? (По ходу ответа вывешивается на схеме доски стрелка вверх со словом  «ИСПАРЕНИЕ») ­ Что представляет собой этот процесс? ­ В каком виде вода испаряется?(табличка) ­Во что превращается? (табличка) ­ Откуда происходит испарение? (По ходу ответа вывешивается на схеме доски стрелка вверх со словом  КОНДЕНСАЦИЯ) ­ Что представляет собой этот процесс? ­ Почему происходит конденсация? ­ Во что он превращается? (табличка) ­ Что с ней происходит в облаках? ­ А какие осадки бывают? ­ Проверьте, правильно ли выполнили задание? (Обсуждаются все схемы) ­ Путешествие капли называют КРУГОВОРОТОМ ВОДЫ В ПРИРОДЕ ­ Как думаете, почему? (Капитошка из магнитофона): «Спасибо, ребята! Это будет мой путеводитель, а то вдруг с пути собьюсь.  До скорой встречи!» Закрепление. Опыт. ­ Предлагаю вам повторить путешествие Капитошки по – настоящему. Вставайте вокруг стола. (на столе, на штативе стоит кастрюля из огнеупорного прозрачного стекла;в ней – песок, игрушечные дома, деревья, человечки, крышка – небо) ­ Что вы видите? Опишите. (Земля, дома, небо) ­ Что происходит? (Учитель зажигает свечки­гильзы) ­ Что мы заменили свечками? (Источник тепла) ­Что происходит с поверхностью земли? Что заметили? (Пар осел на крышку) ­ Что происходит с влагой? ­Докажите, что происходит испарение, конденсация. 5. Итог урока. ­ Сегодня мы путешествовали с капелькой. Понравилось? Давайте попрощаемся с Капитошкой и скажем ей на прощание хорошие, добрые слова. (Дети вытягивают у учителя листочки, на которых написано начало предложения) Вода – это…… Мне нужна вода, потому что…. Я буду беречь воду, потому что… Я хотел бы сказать воде….. ­ Скажем все вместе «СПАСИБО» На этом наш урок закончен. 6. Домашнее задание. Стр.43­45 Начертите схему круговорота воды в рабочих тетрадях, составьте рассказ по данной  схеме. Составьте 5 вопросов по теме «Вода» для своего товарища. 7. Рефлексия