В 2016 учебном году конспект урока-пресс-конференции "Зимние каникулы Чаяны и Алдыны" . Глаголы прошедшего времени" был опубликован в сборнике Министерства образования Иркутской области "Вопросы преподавания русского языка как родного и как неродного в оброзовательных организациях"В последнее время все чаще учащиеся стали в учебное время посещать всевозможные санатории, лагеря отдыха. Вот и в нашем четвертом классе ученицы Чаяна и Алдына почти весь январь провели в санатории. Когда они приехали, у нас было много вопросов к ним. Мы решили провести «пресс-конференцию» и получить все ответы на наши вопросы. По итогам учащиеся писали сочинения в виде заметок для классной стенгазеты, рисовали к ним рисунки (почему-то чаще пальмы и море). Так как текущая грамматическая тема была «Прошедшее время глагола», то было дано задание использовать в сочинении только глаголы прошедшего времени. Использован дифференцированный подход в написании сочинения: менее уверенные в своих силах учащиеся могли пользоваться опорной таблицей на доске, которую оформлял по ответам на вопросы «пресс-секретарь».
Технологическая карта урока
по русскому языку
Тема: Глаголы прошедшего времени.
Урок прессконференция:
«Зимние каникулы Чаяны и Алдыны»
Аннотация
В последнее время все чаще учащиеся стали в учебное время
посещать всевозможные санатории, лагеря отдыха. Вот и в нашем четвертом
классе ученицы Чаяна и Алдына почти весь январь провели в санатории.
Когда они приехали, у нас было много вопросов к ним. Мы решили
провести «прессконференцию» и получить все ответы на наши вопросы. По
итогам
учащиеся писали сочинения в виде заметок для классной
стенгазеты, рисовали к ним рисунки (почемуто чаще пальмы и море). Так
как текущая грамматическая тема была «Прошедшее время глагола», то
было дано задание использовать в сочинении только глаголы прошедшего
времени. Использован дифференцированный подход в написании
сочинения: менее уверенные в своих силах учащиеся могли пользоваться
опорной таблицей на доске, которую оформлял по ответам на вопросы
1«пресссекретарь».
Цели: Развитие устной и письменной речи.
Закрепление умений владения нормами речевого этикета в
ситуации публичного общения.
Закрепление умений практического овладения диалогической
формой речи, умения продумывать и ставить вопрос (замысел,
выстраивание логики, выбор слова, интонация) и оформлять ответ.
Закрепление умений практического овладения письменным
монологическим высказыванием с использованием разных типов речи
( описание, повествование, рассуждение)
Закрепление навыков оформления на письме глаголов в форме
прошедшего времени, навыков орфографической зоркости.
Прогнозируемые результаты:
используют технологию имитационного моделирования для
перевоплощения в «звезд» и «журналистов».
используют базовый учебный потенциал в конкретных жизненных
ситуациях.
2 разовьют творческое мышление, речь, пополнят активный словарный
запас.
осуществят поиск новых сведений, закрепят навыки постановки
вопросов.
оформят свои мысли в устной и письменной форме, преобразуют
информацию из одной формы в другую
структурируют знания и умения на основе полученной информации для
соблюдения орфографических и пунктуационных правил.
Личностные УУД:
1) Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
учебном процессе.
2)Развитие этических чувств: доброжелательности и эмоционально
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей.
3) Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов.
Метапредметные УУД:
1) Овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной
и письменной форме.
2) Активное использование речевых средств для решения
коммуникативных и познавательных задач.
РегулятивныеУУД
1) Формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
ее реализации.
2) Освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера.
3Коммуникативные УУД:
1) Овладение основными умениями постановки вопроса (интонационная,
эмоциональносмысловая стороны речи, паузы, словесное ударение,
орфоэпическое ударение, подбор слов).
2) Овладение нормами речевого этикета в ситуации учебного общения.
3) Практическое овладение письменным монологическим высказыванием
на заданную тему с заданными условиями.
4Использованные технологии
Технология
Применение
Технология имитационного
моделирования (игровая технология)
Перевоплощение в «звезд» и
«журналистов».
Поисковая технология
Дифференцированный подход
Умение задать свой вопрос, усвоить
ответ и оформить его письменно
Таблицаопора для составления
основы сочинения на доске
Системнодеятельностный подход
Результативное участие и оценивание
каждого ученика
5План урока
Тема: Глаголы прошедшего времени. Урокпресс конференция
«Зимние каникулы Чаяны и Алдыны».
Цели деятельности учителя: Создать условия для развития
умений ставить точные вопросы, анализировать ответы и выделять из них
нужную информацию, составлять на ее основе текст.
Оборудования: Место для рассадки «звезд» (перестановка парт в
классе),таблички для «звезд», «микрофон».
Ход урока
Актуализация знаний, постановка цели урока.
Учитель: Два дня назад, после долгого отсутствия, в классе на
уроках появились Чаяна и Алдына. Где они были? Почему так долго? У
нас накопилось много вопросов. Девочки решили ответить на наши
вопросы в форме прессконференции. Затем вы напишете сочинение на
тему «Зимние каникулы Чаяны и Алдыны».
Мотивация учебной деятельности.
Что такое «прессконференция»? Ответ на этот вопрос искала
Надия.
Надия: Прессконференция это «…Собрание представителей
печати, радио, телевидения, официально созываемой для какойлибо
важной информации, для ответов на вопросы».
Я взяла эту информацию из «Толкового словаря современного
русского языка…» (Российская академия наук. Институт русского
языка имени В.В. Виноградова. Москва, 2006 год, страница 585.)
Учитель: Спасибо, Надия. Поняли, ребята? Вы все будете
журналистами. Нужен еще пресссекретарь, он будет записывать ответы
наших «звезд» на доске. Кто хочет быть пресссекретарем?
( Намзырай).
Работа по теме урока.
6Сейчас вы все станете «журналистами», будете задавать вопросы
«звездам» и получать ответы.
А вначале вспомним,что такое глаголы? Зададим вопросы по цепочке.
Орлан, начинай (Вопросы на таблице).
Что такое глаголы? Глаголы это часть речи, которая обозначает
действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Как изменяются глаголы? Глаголы изменяются по временам,
бывают настоящего, прошедшего, будущего времени.
Как изменяются глаголы прошедшего времени? Глаголы
прошедшего времени изменяются по числам, по родам.
Какой суффикс можно выделить у глаголов прошедшего
времени?
У глаголов прошедшего времени суффикс л.
Есть главное условие: и в вопросах и в ответах вы должны
использовать глаголы прошедшего времени. Не забудьте, что вы
журналисты. Задавайте вопросы, а «пресссекретарь» будет фиксировать
все на доске в опорной таблице. Начинаем.
Вопрос
Ответ
Опорная таблица на
доске
Чаяна, Алдына, где вы
были?
Чаяна: Мы были в
санатории «Озеро
Шира»
были в санатории
«Озеро Шира»
Что вы там делали?
Алдына: Мы там
отдыхали, учились,
ходили на процедуры
отдыхали, учились,
ходили на процедуры
7 Появились ли у вас
новые друзья?
Как вы проводили
свободное время?
Что больше всего
понравилось?
появились новые друзья,
познакомилась и
подружилась с
девочкой из Кызыла
читали сказки, ходили в
бассейн, смотрели
мультфильмы,
каждый вечер была
дискотека
понравился распорядок
дня, не было ни минуты
для скуки, понравился
бассейн и витаминные
коктейли после
бассейна,появилось
много друзей, обещали
друг другу встретиться
вновь, понравились
массаж и
гидромассаж
Чаяна: Да, я
познакомилась с
девочкой из Абакана,
Олей, и девочками из
Кодинска, Мариной и
Алиной.
Алдына: А я
познакомилась и
подружилась с девочкой
из Кызыла. М ы до сих
пор с ней дружим.
Алдына: Мы смотрели
мультфильмы, читали
сказки, ходили в
бассейн. И каждый
вечер у нас была
дискотека.
Чаяна: А мы с
девочками любили
разговаривать о своих
делах в школе, об
успехах, любили
рассказывать страшные
истории.
Алдына: Мне
понравился распорядок
дня не было ни минуты
для скуки. Еще
понравился бассейн и
витаминные коктейли
после бассейна.
Чаяна: Больше всего
мне понравилось то, что
у меня появилось много
новых друзей. Мы
обещали друг другу
встретиться вновь.
Очень понравились
массаж и гидромассаж.
8 А какие там учителя,
Строгие? Какие уроки у
вас были?
Какие оценки вы там
получали? Трудно ли
было учиться?
учителя были не
строгие, очень умные и
добрые, похожи на
наших учителей,
проводились основные
уроки
получала
Чаяна: Совсем
нестрогие, очень
добрые и умные, похожи
на наших учителей. У
нас были основные
уроки: математика,
русский язык, чтение,
окружающий мир.
Алдына: Я полюбила
свою учительницу,
Надежду Леонидовну.
Она советовала мне
какие книги читать,
даже дала мне свою
книгу Джоан Роулинг
про Гарри Поттера.
Алдына: Я получала
только «4» и «5»,
потому что учиться
было не трудно, задания
были не трудные.
Чаяна: У меня тоже не
было троек.
Написание сочинения
Если вопросов больше нет, то пресс конференция завершена.
Спасибо « звездам», спасибо «журналистам»!
Какие глаголы прошедшего времени выписал Намзырай? Назовите.
Были,отдыхали,учились,ходили,появились,познакомились,подружи
лись,читали,смотрели,была,понравился,не было,обещали встретиться.
Все ли слова правильно написаны? Все ли слова понятны?
Проведем словарную работу.
Мы попросим Чаяну и Алдыну объяснить лексическое значение
некоторых слов, написанных на доске:
9Санаторий*, процедуры*, витаминные коктейли,*
массаж*, гидромассаж.*
( Девочки объясняют значение слов)
Проверим правописание слов, объясним орфограммы:
Бассейн, мультфильмы, дискотека
Составим предложения. Подумайте, какой план сочинения можно
составить?
(Работа в черновиках: читаем словосочетания, составляем из них
предложения, проверяем правописание, составляем план сочинения, пишем
сочинение).
Осталось15 минут до конца урока, приступайте к работе в
чистовиках. Когда закончите, нарисуйте рисунок – иллюстрациюк
сочинению.
Итог урока:
Все ли успели написать сочинение? Кто не успел, закончите дома.
Рефлексия:
Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке
смайликами.
Лучшие сочинения будут «опубликованы» в нашей классной
стенгазете вместе с иллюстрацией.
10