Урок «Приёмы рациональных вычислений»(5 класс, математика)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 19.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Одно из самых важных умений человека – это умение быстро и правильно выполнять вычисления. Рационализация вычислений означает выполнение вычислений более лёгким, более целесообразным способом. Способность к умственному (устному) счёту полезна в отношении практическом и, как средство, для здоровой умственной гимнастики.Знакомство учащихся с приёмами рациональных вычислений.
Иконка файла материала уч.курс.docx
Предмет : учебный курс «За страницами учебника математики» Класс – 5 Тема урока:  «Приёмы рациональных вычислений» Цели урока:  Познакомить с приёмами рациональных вычислений.  Способствовать развитию коммуникативной компетенции.  Расширять математический кругозор учащихся и прививать интерес к  математике. Задачи урока:  Учить находить значение числовых выражений удобным способом.  Закреплять умение заменять число суммой разрядных слагаемых.  Развивать речь, логическое мышление. Тип урока: Формирование новых умений. Методы и приёмы: словесный (рассказ, беседа, диалог), наглядный,  индуктивно­репродуктивный, словесно­наглядный. Ход  урока 1.Изучение нового материала.            Одно из самых важных умений человека – это умение быстро и  правильно выполнять вычисления.  Рационализация вычислений означает  выполнение вычислений более лёгким, более целесообразным способом.  Способность к умственному  устному  счёту полезна в отношении  практическом и, как средство, для здоровой умственной гимнастики. 1.       Приём, основанный на использовании свойств  арифметических  действий. ∙        89 + 67 + 11 = 89 + 11 + 67 = 167 ∙        357 + 996 + 48 = 357 + 996 + (43 + 4 + 1) == (357 + 43) + (996 + 4) + 1 = 400 + 1000 +1 = 1401 ∙        25 × 37 ×  4 = 37 × (25 × 4) = 37 × 100 =3700   2.     Приём округления. ∙        399 + 473 = 400 +472 = 872 ∙        497 + 196 + 299 = 492 + 200 + 300 = 992 ∙        196 + 199 + 197 = 200 × 3 – 8 = 592 ∙        752 – 298 = 754 – 300 = 454 ∙        134 + 27 + 29 + 38 = 150 + 20 + 30 + 37 = 200 + 37 = 237 ∙        427 + 28 + 7 + 20 + 652 = 430 + 649 + 30 + 5 + 20 =           = 1079 + 1 + 54 = 1080 + 20 + 34 = 1134 ∙     3.     Приём, основанный на зависимости результата от  изменения  компонентов действий. ∙        56 – 38 = 60 – 42 = 18 ∙        225 : 75 = (225   2) : (75   2) = 450 : 150 = 3 ∙        440 : 55 = 880 : 110 = 8 ∙        364 : 6 + 118 : 3 = 364 : 6 + 236 : 6 = (364 + 236) : 6 = 600 : 6 = 100                                                                                                4.     Приёмы последовательного умножения и деления. ∙        75 × 8 = 75 × 2 × 2 × 2 = 150 × 2 × 2 = 300 × 2 = 600 ∙        35 × 18 = 35 × 2 × 9 = 70 × 9 = 630 ∙        23 × 55 = 23 × (5 × 11) = 115 × 11 = 1150 + 115 = 1 265 ∙        540 : 4 = (540 : 2) : 2 = 270 : 2 = 135 ∙        960 : 15 = (960 : 3) : 5 = 320 : 5 = 64   5.     Приёмы умножения и деления на  5,  50,  500,  25,  250,  15, 125. ∙         36 × 5 = (36 : 2) × 10 = 180 ∙         826 × 50 = (826 : 2) × 100 = 41 300 ∙         84 × 25 = (84 : 4) × 100 = 2 100 ∙         24 × 15 = 12 × 30 = 360 ∙        496 × 125 = (496 : 8) × 1000 = 62 000 ∙        4 340 : 5 = (4 340 : 10) × 2 = 868 ∙        4 000 : 125 = (4 000 × 8) : (125 × 8) = 32 000 : 1 000 = 32   6.     Приёмы умножения на 9,  99,  11,  101.  1001. ∙        26 × 9 = 25 × (10 – 1) = 250 – 25 = 225 ∙        35 × 99 = 3 500 – 35 = 3 465 ∙        37 × 11 = 37 × (10 + 1) = 370 + 37 = 407 ∙        73 × 101 = 7 300 + 73 = 7 373 ∙        735 × 1 001 = 735 000 + 735 = 735 7352.Закрепление  материала. Решить  примеры:      1.  87 × 4 + 4 × 13 =  Правильное решение : (87 + 13) × 4 = 100 × 4 = 400 2. 367 : 5 – 167 : 5 = Правильное решение :  ( 367 – 167) : 5 = 200 : 5 = 40 198 × 3 = (200 – 2) × 3 = 600 – 6 = 594  35 × 18 = 35 × (20 – 2) = 700 – 70 = 630. 3. Домашнее задание: ­ составить по два примера по каждому приёму вычисления. ­ использовать дополнительную литературу.

Посмотрите также