Урок - путешествие "Состав и строение гидросферы" 6 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 03.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема урока «Состав и строение гидросферы» Из раздела: Гидросфера – водная оболочка Земли Тип урока: Урок-путешествие. Цель: продолжить знакомство с водной оболочкой Земли – гидросферой. Познавательная задача - раскрыть понятие «гидросфера», «мировой круговорот воды», продолжить формирование представления о ритмичности процессов гидросферы, ее связи с другими оболочками, сформировать представление о круговороте воды во всех оболочках Земли; научить описывать гидросферу и круговорот воды по рисунку, диаграммам. Развивающая задача – развивать логическое мышление с помощью изучаемого материала (выделять главное, существенные признаки понятий) Воспитательная задача – раскрыть значение воды в природе и жизни каждого человека; продолжить развитие учебно-коммуникативных умений и навыков: участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге.конспект
Иконка файла материала конспект.docx
Урок – путешествие    «Состав и строение гидросферы»  Системно – деятельностный  Тема урока  «Состав и строение гидросферы» Из раздела: Гидросфера – водная оболочка Земли Тип урока: Урок­путешествие. Цель:  продолжить знакомство с водной оболочкой Земли – гидросферой. Познавательная задача ­ раскрыть понятие «гидросфера», «мировой круговорот воды», продолжить формирование представления о ритмичности процессов  гидросферы, ее связи с другими оболочками, сформировать представление о  круговороте воды во всех оболочках Земли; научить описывать гидросферу и  круговорот воды по рисунку, диаграммам. Развивающая задача – развивать логическое мышление с помощью изучаемого  материала (выделять главное, существенные признаки понятий) Воспитательная задача – раскрыть значение воды в природе и жизни каждого  человека; продолжить развитие учебно­коммуникативных умений и навыков:  участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге.  Планируемые результаты: Предметные: ­ сравнивать соотношение отдельных частей гидросферы по  диаграмме. ­ объяснять значение круговорота воды на Земле и причины его возникновения. ­ объяснять значение воды в природе и жизни каждого человека. Метапредметные: умение ­ организовывать свою деятельность, определять её  цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации,  умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать  суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими  умениями работы с учебником для исследования, сравнивать соотношение  отдельных частей гидросферы по диаграмме Личностные: Осознание ценностей географического знания, как важнейшегокомпонента научной картины мира.  Объяснять значение круговорота воды на  Земле и причины его возникновения Понятийно­категориальный аппарат  усвоения: Гидросфера. Мировой  круговорот воды в природе. Охрана гидросферы. Способы действий учащихся: выявить причинно­следственные связи между  гидросферой и другими оболочками Земли; выявить значение воды для человека;  выявить свойства воды.        Ценностный компонент урока: выявлять универсальную ценность воды на  планете Земля; раскрыть значимость гидросферы; ориентировать учащихся на  необходимость охраны гидросферы.        Работа с учебником: работа с иллюстрациями и текстом учебника; работа с  вопросами и заданиями. Методы: кластер, Сенквей Наглядные пособия:  физическая карта полушарий, компьютер с  мультимедийным проектором,  фрагмент мультфильма «Капитошка» . Формы обучения:  Системно – деятельностный подход.  Формы организации учащихся: Фронтальная, коллективная (групповая работа, дискуссия). Ход урока: Деятельность  учителя. Деятельность учащихся. I. Организационный  момент (5­7 мин) ­ Ребята! Проверьте свою готовность к уроку – наличие учебников,  тетрадей, атласов. Сегодня у нас с вами  открытый урок и я хочу предложить  провести его под девизом:  Знать, искать и ошибаться, Чтобы снова подниматься, Своей цели добиваться, Не лениться, не сдаваться! Согласны? Тогда в путь! 1. Актуализация знаний.  Стадия вызова Вступительное слово учителя:  (зачитывает отрывок из произведения Антуана де Сент Экзюпери  «Маленький принц» и ответить на вопрос: )   Сегодня мы будем говорить о вечном путешественнике: самом  привычном, но при этом самом удивительном веществе на Земле     Вот что писал о нем Антуан де Сент Экзюпери в своем произведении  Ответы детей.  Учащиеся  определяю тему  урокаЗаписывают в  тетради Учащиеся  участвуют в  постановке цели  Рисуют схему  кластера «Маленький принц»:                                                       «У тебя нет ни  вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой  наслаждаются, не ведая, что ты такое!                               Нельзя  сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь.     Ты  наполняешь нас невыносимой радостью…                                   Ты –  самое большое богатство на свете»   Вы узнали это вещество?   Что это за вещество?  Оно легко переходит из одного состояния в другое: испаряется,  замерзает, плавится.  Как оно называется?  Как называется водная оболочка Земли? Вопрос ­ Как вы думаете, о чём сегодня пойдет разговор на уроке? Называют тему урока «Состав и строение гидросферы». / таблички: Знаю. Хочу знать. Узнал./­ заполняют табличку  Эпиграфом к сегодняшнему уроку у нас будут слова Аксакова С. Т. «  Все хорошо в природе, но вода ­ красота всей  жизни» записать на доске/ 2. Сформулируем цель  урока.  (Цель:  иметь представление о гидросфере,  выяснить ее состав,  сформировать  представление о мировом круговороте воды,  раскрыть  значение воды в природе и жизни человека))    Строим кластер: Сколько воды на Земле Что такое гидросфера?  Состав гидросферы? Вода в природе? Мировой круговорот воды? Значение воды?                             /слова крепятся на доске/ ­ На эти и другие вопросы мы ответим  на сегодняшнем уроке.    ­ Знать такие понятия: Гидросфера. Мировой круговорот воды в  природе. Охрана гидросферы.                                             /открыть слова­ «Сегодня на уроке»/ ­ Отправляемся с вам в путешествие вместе с Капитошкой, посмотрим  кто больше наберет капелек и к кому,  в конце урока придет в гости  «Капитошка»./фрагмент – начала мультфильма «Капитошка»­ рисунок на доску/ II. Основная часть(25 мин.) 1.Сколько воды на Земле? ­Мы с вами живем на суше. На твердой земной поверхности растут  леса, и колосится хлеб на полях. Построены города и сёла, проложены  дороги.  Но если мы посмотрим  из космоса на нашу планету, то  увидим, что она голубая.  Посмотрите на карту полушарий, основная  часть  карты синего цвета­цвета воды.   Мировой океан, занимающий ¾  площади поверхности Земли. А сколько ещё на карте синих «ленточек» и «пятен» Это большие и малые  реки, озера и водохранилища, вода в  болотах и ледниках, под землёй; небольшой процент воды содержится в атмосфере. ……………………………………………………………..…… Слайд №1 2. Задание классу :  ­Используя  текст учебника (с. 100) установить, сколько воды на Земле, и сделать вывод.                                                                                              Вывод: основная часть нашей жизни протекает на суше,  однако ¾  поверхности земного шара занято водой. …………………Слайд №2 ­ Что такое гидросфера?                                                                              / Вся вода, окружающая нас образует единую водную оболочку Земли и называется она гидросфера. /   …………………………………………………………. Слайд №3 /дается капелька за быстрый ответ/ 2.Из чего состоит гидросфера? ­ Итак гидросфера включает в себя воды океанов и морей, пресные и  соленые воды суши и воду, содержащую в атмосфере и в жизни  организмах.                                                                                                     К водам суши относят поверхностные воды (реки, озера, болота),  ледники подземные воды Задание   №1:  «Определить,   какую   долю   занимает   вода   в   морях   и океанах, на суше, в живых организмах и атмосфере?»        (раздается схема,  учащиеся ее заполняют по тексту и по рис. 71.) Ответы  учащихся                        Ответы  учащихся.  Записывают  определение (работа с  текстом­ стр.101­ по  рис.71.)Проверяют  задание, ставят  себе оценку в  оценочный лист …………………………………………………………………………………… ……………………….. Слайд №4  Проверим схему,  как вы ее заполнили:              ­ Вывешивается таблица на доске (см. приложение) /проверка задания, учащиеся ставят себе отметку в шкале оценивания.  Кто правильно сделал – получают капельку/ Ответы  учащихся Вывод: Только 3% жидкой воды на Земле является пресной, остальная вода соленая,  в ней растворены химические соединения…. Слайд №5 3. Вода в природе ­ Скажите, а в каком виде нам встречается вода в природе ( летом,  зимой)?     …………………………………………………….  Слайд №6 Ответы  учащихся ­   И   так   вода   в   природе   встречается     в   3­х   состояниях     (твёрдом, жидком и газообразном) Делают вывод   Схема на доске  и   в презентации Ответы  учащихся Ответы  учащихсяЗаписывают  определение ­  В жидком состоянии воды на Земле более 98% гидросферы, твердая вода (снег или лёд) 2% массы гидросферы, а газообразная (водяные пары) всего доли процента. ­ Какие ещё свойства воды вам известны?       ­ за ответы «капелька» ­(Ученики говорят, что  вода чистая, прозрачная, без запаха.  Вода  медленно нагревается и медленно остывает (приводят пример с водой  летом в нашей реке днем и вечером).  ­ Почему лед не тонет?     (Делают вывод,  что при замерзании вода увеличивается в объёме и лед легче воды.                                                                                                       И  могут сказать, что  вода хороший растворитель. Поэтому в природе  встречается вода минерализованная и даже с содержанием газов.)          ­ А как вы думаете, как появились пещеры?           В природе всё взаимосвязано.                                                                        Как сказал  известный географ А. А. Григорьев: «… Вода не только  образует гидросферу, т. е. одну из самостоятельных сфер Земли, но и  проникает в другие ее сферы — литосферу, атмосферу, биосферу. Она  входит с ними в теснейшее соприкосновение и, возвращаясь обратно в  свободную гидросферу, придает ей часть приобретенных от других  сфер свойств».                                                                                                 – Не случайно поэт А. Дитрих писал: В звонкой льдинке и слезинке И в дождинке и росинке Нам откликнется всегда Океанская вода! Почему?                 – за правильный ответ «капелька» По шкале  оценивают друг(отвечают, что это мировой круговорот воды в природе)   ­Запишите  определение  в  тетрадь. друга. ­ Что происходит с водой в природе? Вывод: (вода играет важнейшую роль в строении и развитии земных  оболочек, а особенности оболочек влияют на состав, свойства и  движение воды.)                                                ­ за ответ «капелька» 4. Круговорот воды в природе. ­ Рассмотрите  рисунок 72  в учебнике.  Итак: слово «круговорот» означает «вращение по кругу, возвращение к  началу, к тому пункту или состоянию, откуда началось движение……  …………………………………………………….....................Слайд №7 Задание №2         Работа в группах: 1 группа: «Какую роль играют облака (осадки, испарение)? (Легкие водяные поднимаются вверх, охлаждаются и формируют облака.  Одна часть атмосферных осадков возвращается в океан. Другая часть  вместе с облаками воздушные потоки переносят в области над  континентами. На суше осадки выпадают в виде дождя или снега. Часть воды испаряясь, возвращается в атмосферу, часть просачивается в  грунт. Остальная вода пополняет реки, озера, ледники. Наконец, вместе с речными и подземными  стоками возвращается обратно в океан.) 2 группа: «Кто участвует в мировом круговороте и где медленнее  всех идет «обновление»?» (Участвуют живые организмы и человек. В разных частях гидросферы  вода проходит круговорот, «обновляется», с различной скоростью.  Медленнее всего этот процесс идет в подземных водах и материковых  ледниках полярных широт – тысячи и десятки тысяч лет., глубоких  подземных водах – до несколько миллионов лет) 3 группа: «За сколько лет вода «обновляется» в океанах, болотах , ледниках, озерах,  реках, атмосфере, живых организмах?».  ( Вода океанов проходит круговорот примерно за 3 тысячи лет, вода  болот и горных ледников  ­ за несколько сотен лет, вода озер – за  десятки и сотни лет. Гораздо быстрее  самоочищаются реки – от недель до несколько месяцев. Вода в атмосфере «оборачивается» за 7­9 дней,  а в живых организмах – обычно за несколько часов.)  …………………………………………………………..……. Слайд №7 Делаем вывод: Мировой круговорот воды в природе приводит в  движение всю воду на нашей планете, участвует в перемещении тепла  по поверхности Земли, обеспечивает взаимосвязь растений и животных. Благодаря круговороту происходит очистка воды и обмен минеральных веществ.( оцените «Своего товарища» ­ 1 группа оценочный лист передает второй группе, вторая группа – третье, треть – первой.) 5. Значение воды.                                                                                               О роли воды в природе ярко и точно сказал академик И.В. Петряков:  «разве вода – это та бесцветная жидкость, что налита в стакан?  Покрывающий почти всю  нашу планету, всю чудесную Землю Океан, в  котором миллионы лет назад зародилась жизнь, ­ это вода. Тучи,  облака, туман – это тоже вода…   Безгранично разнообразие жизни.  Она всюду на нашей планете. Но жизнь есть там, где есть вода. Нет  живого существа, если нет воды». ­ Вода незаменима. Нет такого вещества во вселенной, которое могло бы  заменить этот удивительный материал. С каждым годом человечество  использует всё больше пресной воды.  Воду потребляют на орошение  тысячи гектаров полей.  Чтобы вырастить килограмм растительной  пищи, необходимо около 2 тысяч литров воды. Очень много воды  потребляют фабрики и заводы по всему миру. Например, в Москве  расход воды в среднем на человека составляет 500 литров в сутки.  Вся использованная грязная вода возвращается обратно в гидросферу и  включается в Мировой круговорот. III . Практическая работа (6 мин). 6.  Почему мы заботимся о качестве воды?  Задание №3  Учащиеся самостоятельно читают текст параграфа стр.  103­104, составляют и заполняют схему.   Работа с текстом Заполняют  таблицу проверка таблицы­ опрос частичный) ­  Только на суше сейчас загрязнена почти пятая часть поверхностных  водоемов, а ведь эту воду мы пьём! Врачи считают, что 80% всех  болезней в мире связано с неудовлетворительным качеством питьевой  воды. Конечно, существуют очистительные станции, но  и мы должны  заботиться о чистоте воды в наших водоемах и реках, экономно  использовать пресную воду. Поэтому охрана гидросферы­ это  забота всех людей. ……………………………………………………………. Слайд №8 Выводы:  Оценивают себя  по  шкале,  подсчитайте­ Загрязнение гидросферы возрастает из­за деятельности человека, это создает опасность для жизни. ……………………………………………………………. Слайд №9 средний балл. («Капитошка» сегодня в гости отправляется, как вы думаете к кому…? Ребята сами подводят итог.­ вручается рисунок «Капитошки» ……………………………………………………………. Слайд №10 IV. Закрепление  материала (3 мин).  ­ стр104  Ответьте на вопрос №3, 4, 5, 6.7, 8. ……………………………………………………………. Слайд №11 Ответы учащихся V. Домашнее  задание  (2 мин). Проведите маленькое исследование. Предложите своим родным и  друзьям, знакомым закончит предложение: «Вода для меня – это….  (вопрос 9­читай далее). ­Что новое вы узнали?  VI. Итоги  урока  (2 мин). ………………………………………………………………. Слайд №12 Учащиеся   записывают   задание  в   дневник. Ответы детей. Рефлексия. Прикрепить рисунки на доску:

Посмотрите также