Представление урока
Для этого урока в 11 классе я взяла произведение А.П. Чехова, которое ни разу рассматривалось на уроке литературы , поэтому оно меня заинтересовало гораздо больше, чем те произведения, которым дана оценка в современной критике.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: формирование жизненной позиции учащихся через анализ художественного текста.
Считаю, что можно научиться находить метафоры, эпитеты, олицетворения, отмечать элементы композиции, определять жанровое своеобразие и т.д., но гораздо важнее, как мне кажется, уметь «погрузиться» в мир художественного текста, научиться быть его читателем, умным, вдумчивым, чувствующим, готовым совершать открытия. Не секрет, что чувство причастности рождается только в напряженном диалоге. А диалог этот невозможен без усилий ума и сердца. «Анализ идей, лежащих в основе тех или иных художественных произведений, расширяет понимание, приучает видеть в литературном тексте акт мысли, требующий от читателя встречных интеллектуальных усилий». (Ю.Лотман «В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь» М., «Просвещение»,1988 г., с.4) Чтобы научиться осмысленному чтению, предлагаю применить приём «Чтение с остановками».
Материалом для использования приема «Чтение с остановками» служит повествовательный текст. Эти остановки - своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий. Этот прием требует не только серьезной корректировки собственного понимания, но иногда даже отказ от прежней позиции в результате личной работы с текстом, самостоятельного освоения нового.урок представляет собой часть бинарного урока, моя часть урока составляет 20 минут, другие 20 минут проводит учитель обществознания с обсуждением цитаты писателя о гражданской позиции
урок по рассказу Чехова.doc
Как следовало бы жить???
Урок – рассуждение
по рассказу Чехова «Ушла» с использованием метода продуктивного чтения (приема
«чтение с остановками»)
Привлечь к чтению классической литературы, учить принимать решения и отстаивать их.
Развивать умение анализировать текст.
Воспитывать жизненную позицию, развивать критическое мышление учащихся.
Цели:
Оборудование:
подготовленные тексты рассказа
Беседа перед прочтением рассказа
Задумывались ли вы о своей будущей жизни?
Какой вы ее себя представляете?
Случалось ли вам обманываться в своих надеждах и ожиданиях?
Почему так происходит? Кто или что вершит судьбами людей?
Мне хотелось бы познакомить вас с маленьким рассказом ….О чем он, как вы думаете?
Каково значение слова «ушла»? (слово многогранное :уйти разорвать отношения, и уйти
переместиться в пространстве)
Давайте прочитаем рассказ, используя прием чтение с остановками.
Проверим наши предположения.
Чтение первой части рассказа
Какова роль этого отрывка в композиции? (Экспозиция: знакомство с местом действия,
героями)
Почему не дает героям имена?
Типична ли ситуация?
Что может рассказать жена мужу? Ваши предположения?
Чтение второй части
Какими средствами выразительности писатель передает отношение жены к фон Трамбу…Вы
согласны с такой оценкой этого человека?
Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?
Продолжим чтение…
Чтение третьей части
Как ведет себя муж? Как говорит? Как относится к своей жене? Почему называет ее
«бабенка»? (ирония)
Каким будет финал?
Чехов сказал в одном из своих рассказов: «Ох, уж это вдруг». Предположите, что могло быть
дальше. Чтение четвертой части
Ожидали ли вы такого финала? Ваши впечатления от рассказа?
Зачем введен автор повествователь?
Рефлексия
Вернемся к заглавию: ….
Каковы же герои?
Беспощаден ли автор к человеку!
Ваши мысли: о чем рассказ?
Что означает знак умолчания в конце рассказа?
О чем этот рассказ? Сформулируйте основную идею произведения? (высказанная идеология
расходится с поведением: жена говорит о правильных вещах, но на самом деле ханжа,
самодовольна, осуждает ближнего, а муж – циник, вор, но честен с самим собой)
Какая проблема затронута рассказе? х нжества. 1. религ. редк. неодобр. показная,
лицемерная набожность, благочестие. 2. перен. презр. чрезмерная озабоченность приличием
поведения и внешности других людей и сопряжённое с этим лицемерное порицание чужих
поступков...
аа
Это рассказ размышление о …
А чему учит он нас?...
Рассказы Чехова
на одном дыхании. Его рассказам свойственна сжатость,
мгновенность, отрывочность, но емкие по содержанию. В центре внимания – душевное
переживание героя.
читаются
Приложение 1
Чехов. Ушла
Пообедали. В стороне желудков чувствовалось маленькое блаженство, рты позевывали,
глаза начали суживаться от сладкой дремоты. Муж закурил сигару, потянулся и развалился
на кушетке. Жена села у изголовья и замурлыкала... Оба были счастливы.
Расскажи чтонибудь... зевнул муж.
Что же тебе рассказать? Мм... Ах, да! ..
Ты слышал? Софи Окуркова вышла замуж за этого... как его... за фон Трамба! Вот скандал!
В чем же тут скандал? Да ведь Трамб подлец! Это такой негодяй... такой бессовестный человек! Без всяких
принципов! Урод нравственный! Был у графа управляющим нажился, теперь служит на
железной дороге и ворует... Сестру ограбил... Негодяй и вор, одним словом. И за этакого
человека выходить замуж?! Жить с ним?! Удивляюсь! Такая нравственная девушка и... на
тебе! Ни за что бы не вышла за такого субъекта! Будь он хоть миллионер! Будь красив, как
не знаю что, я плюнула бы на него! И представить себе не могу мужаподлеца!
Жена вскочила и, раскрасневшаяся, негодующая, прошлась по комнате. Глазки загорелись
гневом. Искренность ее была очевидна...
Этот Трамб такая тварь! И тысячу раз глупы и пошлы те женщины, которые выходят за
таких господ!
Тэкс... Ты, разумеется, не вышла бы... Нда... Ну, а если бы ты сейчас узнала, что я тоже...
негодяй? Что бы ты сделала?
Я? Бросила бы тебя! Не осталась бы с тобой ни на одну секунду! Я могу любить только
честного человека! Узнай я, что ты натворил хоть сотую долю того, что сделал Трамб, я...
мигом! Adieu тогда!
Тэк... Гм... Какая ты у меня... А я и не знал... Хехехе... Врет бабенка и не краснеет!
Я никогда не лгу! Попробуйка сделать подлость, тогда и увидишь!
К чему мне пробовать? Сама знаешь... Я еще почище твоего фон Трамба буду... Трамб
комаришка сравнительно. Ты делаешь большие глаза? Это странно... (Пауза.) Сколько я
получаю жалованья?
Три тысячи в год.
А сколько стоит колье, которое я купил тебе неделю тому назад? Две тысячи... Не так ли?
Да вчерашнее платье пятьсот... Дача две тысячи... Хехехе. Вчера твой papa выклянчил у
меня тысячу...
Но, Пьер, побочные доходы ведь...
Лошади... Домашний доктор... Счеты от модисток. Третьего дня ты проиграла в стуколку
сто рублей...
Муж приподнялся, подпер голову кулаками и прочел целый обвинительный акт. Подойдя к
письменному столу, он показал жене несколько вещественных доказательств...
Теперь ты видишь, матушка, что твой фон Трамб ерунда, карманный воришка
сравнительно со мной...
Adieu! Иди и впредь не осуждай!
Я кончил. Быть может, читатель еще спросит:
И она ушла от мужа?
Да, ушла... в другую комнату.
Урок - рассуждение по рассказу Чехова (11 класс)
Урок - рассуждение по рассказу Чехова (11 класс)
Урок - рассуждение по рассказу Чехова (11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.