Урок - рассуждение по рассказу Чехова (11 класс)
Оценка 4.9

Урок - рассуждение по рассказу Чехова (11 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
11 кл
01.04.2017
Урок - рассуждение по рассказу Чехова (11 класс)
Представление урока Для этого урока в 11 классе я взяла произведение А.П. Чехова, которое ни разу рассматривалось на уроке литературы , поэтому оно меня заинтересовало гораздо больше, чем те произведения, которым дана оценка в современной критике. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: формирование жизненной позиции учащихся через анализ художественного текста. Считаю, что можно научиться находить метафоры, эпитеты, олицетворения, отмечать элементы композиции, определять жанровое своеобразие и т.д., но гораздо важнее, как мне кажется, уметь «погрузиться» в мир художественного текста, научиться быть его читателем, умным, вдумчивым, чувствующим, готовым совершать открытия. Не секрет, что чувство причастности рождается только в напряженном диалоге. А диалог этот невозможен без усилий ума и сердца. «Анализ идей, лежащих в основе тех или иных художественных произведений, расширяет понимание, приучает видеть в литературном тексте акт мысли, требующий от читателя встречных интеллектуальных усилий». (Ю.Лотман «В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь» М., «Просвещение»,1988 г., с.4) Чтобы научиться осмысленному чтению, предлагаю применить приём «Чтение с остановками». Материалом для использования приема «Чтение с остановками» служит повествовательный текст. Эти остановки - своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий. Этот прием требует не только серьезной корректировки собственного понимания, но иногда даже отказ от прежней позиции в результате личной работы с текстом, самостоятельного освоения нового.урок представляет собой часть бинарного урока, моя часть урока составляет 20 минут, другие 20 минут проводит учитель обществознания с обсуждением цитаты писателя о гражданской позиции
урок по рассказу Чехова.doc
Как следовало бы жить??? Урок – рассуждение  по рассказу Чехова «Ушла» с использованием метода продуктивного чтения (приема «чтение с остановками») Привлечь к чтению классической литературы, учить принимать решения и отстаивать их. Развивать умение анализировать текст.  Воспитывать жизненную позицию,  развивать критическое мышление учащихся. Цели:     Оборудование:   подготовленные тексты рассказа  Беседа перед прочтением рассказа ­ Задумывались ли вы о своей будущей жизни? ­ Какой вы ее себя представляете? ­ Случалось ли вам обманываться в своих надеждах и ожиданиях? ­ Почему так происходит? Кто или что вершит судьбами людей? ­ Мне хотелось бы познакомить вас с маленьким рассказом ….О чем он, как вы думаете? ­ Каково значение слова «ушла»?  (слово многогранное :уйти ­ разорвать отношения, и уйти ­ переместиться в пространстве) ­ Давайте прочитаем  рассказ, используя прием ­ чтение с остановками.  Проверим наши предположения. Чтение первой части рассказа ­Какова   роль   этого   отрывка   в   композиции?   (Экспозиция:   знакомство   с   местом   действия, героями) ­Почему не дает героям имена? ­Типична ли ситуация? ­Что может рассказать жена мужу? Ваши предположения? Чтение второй части ­ Какими средствами выразительности писатель передает отношение жены к фон Трамбу…Вы согласны с такой оценкой этого человека?  ­Как вы думаете, как будут развиваться события дальше? Продолжим чтение… Чтение третьей части ­Как   ведет   себя   муж?   Как   говорит?   Как   относится   к   своей   жене?   Почему   называет   ее «бабенка»? (ирония) ­Каким будет финал?   Чехов сказал в одном из своих рассказов: «Ох, уж это вдруг». Предположите, что   могло быть дальше. Чтение четвертой части Ожидали ли вы такого финала? Ваши впечатления от рассказа?  Зачем введен автор­ повествователь? Рефлексия Вернемся к заглавию: …. Каковы же герои?  Беспощаден ли автор  к человеку! Ваши мысли: о чем рассказ? Что означает знак умолчания в конце рассказа?  О чем этот рассказ? Сформулируйте основную идею произведения? (высказанная идеология   расходится с поведением: жена говорит о правильных вещах, но на самом деле ханжа,  самодовольна, осуждает ближнего, а муж – циник, вор, но честен  с самим собой) Какая проблема затронута рассказе? х н­же­ства. 1. религ. редк. неодобр. показная,  лицемерная набожность, благочестие. 2. перен. презр. чрезмерная озабоченность приличием  поведения и внешности других людей и сопряжённое с этим лицемерное порицание чужих  поступков... аа Это рассказ  размышление о  … А чему учит он нас?... Рассказы   Чехова     на   одном   дыхании.   Его   рассказам   свойственна   сжатость, мгновенность,   отрывочность,   но   емкие   по   содержанию.     В   центре   внимания     –   душевное переживание героя.    читаются   Приложение 1 Чехов.  Ушла Пообедали. В стороне желудков чувствовалось маленькое блаженство, рты позевывали,  глаза начали суживаться от сладкой дремоты. Муж закурил сигару, потянулся и развалился на кушетке. Жена села у изголовья и замурлыкала... Оба были счастливы. ­ Расскажи что­нибудь... ­ зевнул муж. ­ Что же тебе рассказать? Мм... Ах, да! .. Ты слышал? Софи Окуркова вышла замуж за этого... как его... за фон Трамба! Вот скандал! ­ В чем же тут скандал? ­ Да ведь Трамб подлец! Это такой негодяй... такой бессовестный человек! Без всяких  принципов! Урод нравственный! Был у графа управляющим ­ нажился, теперь служит на  железной дороге и ворует... Сестру ограбил... Негодяй и вор, одним словом. И за этакого  человека выходить замуж?! Жить с ним?! Удивляюсь! Такая нравственная девушка и... на  тебе! Ни за что бы не вышла за такого субъекта! Будь он хоть миллионер! Будь красив, как  не знаю что, я плюнула бы на него! И представить себе не могу мужа­подлеца! Жена вскочила и, раскрасневшаяся, негодующая, прошлась по комнате. Глазки загорелись  гневом. Искренность ее была очевидна... ­ Этот Трамб такая тварь! И тысячу раз глупы и пошлы те женщины, которые выходят за  таких господ! ­ Тэк­с... Ты, разумеется, не вышла бы... Н­да... Ну, а если бы ты сейчас узнала, что я тоже... негодяй? Что бы ты сделала? ­ Я? Бросила бы тебя! Не осталась бы с тобой ни на одну секунду! Я могу любить только  честного человека! Узнай я, что ты натворил хоть сотую долю того, что сделал Трамб, я...  мигом! Adieu тогда! ­ Тэк... Гм... Какая ты у меня... А я и не знал... Хе­хе­хе... Врет бабенка и не краснеет! ­ Я никогда не лгу! Попробуй­ка сделать подлость, тогда и увидишь! ­ К чему мне пробовать? Сама знаешь... Я еще почище твоего фон Трамба буду... Трамб ­  комаришка сравнительно. Ты делаешь большие глаза? Это странно... (Пауза.) Сколько я  получаю жалованья? ­ Три тысячи в год. ­ А сколько стоит колье, которое я купил тебе неделю тому назад? Две тысячи... Не так ли? Да вчерашнее платье пятьсот... Дача две тысячи... Хе­хе­хе. Вчера твой papa выклянчил у  меня тысячу... ­ Но, Пьер, побочные доходы ведь... ­ Лошади... Домашний доктор... Счеты от модисток. Третьего дня ты проиграла в стуколку  сто рублей... Муж приподнялся, подпер голову кулаками и прочел целый обвинительный акт. Подойдя к письменному столу, он показал жене несколько вещественных доказательств... ­ Теперь ты видишь, матушка, что твой фон Трамб ­ ерунда, карманный воришка  сравнительно со мной...  Adieu! Иди и впредь не осуждай! Я кончил. Быть может, читатель еще спросит: ­ И она ушла от мужа? Да, ушла... в другую комнату.

Урок - рассуждение по рассказу Чехова (11 класс)

Урок - рассуждение по рассказу Чехова (11 класс)

Урок - рассуждение по рассказу Чехова (11 класс)

Урок - рассуждение по рассказу Чехова (11 класс)

Урок - рассуждение по рассказу Чехова (11 класс)

Урок - рассуждение по рассказу Чехова (11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017