Урок "Растениеводство в нашем крае"(4 класс,русский язык)
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
окружающий мир
4 кл
16.02.2018
Создать условия для ознакомления с отраслями растениеводства (полеводство, овощеводство, цветоводство, плодоводство); определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию понятия «сорта культурных растений», представления о растениеводстве в нашем крае; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»
Урок 31. Растениеводство в нашем крае.doc
РАСТЕНИЕВОДСТВО В НАШЕМ КРАЕ
Создать условия для ознакомления с отраслями растениеводства (полеводство, овощеводство,
цветоводство, плодоводство); определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию
понятия «сорта культурных растений», представления о растениеводстве в нашем крае; первоначальных
умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к
предмету «Окружающий мир»
Открытие нового знания
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться
работать
с учебником, организовывать рабочее место.
Метапредметные (компоненты культурнокомпетентностного опыта/приобретенная компетентность):
овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные
представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в
речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: проявляют способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных
задач
Объяснительноиллюстративный; фронтальная, индивидуальная
http://download8.proshkolu.ru
http://btrack.ru/song/17663/ДетскиеПесни/ЧтоНамОсеньПринесет?/
Цели
деятельности
учителя
Тип урока
Планируемые
образовательные
результаты
Методы и формы
обучения
Образовательные
ресурсы
Оборудование
Интерактивная доска, компьютер; гербарий полевых культур; зерна полевых культур; рисунки и
фотографии с изображением растений; схема «Растениеводство»
Основные
понятия
Полеводство, овощеводство, цветоводство, плодоводство, сорта культурных растений Этапы
урока
I.
Мотива
ция
(само
определ
ение)
к
учебной
деятель
ности
Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения
Эмоциональн
ая,
психологичес
кая
мотивационн
ая
подготовка
учащихся
к усвоению
учебного
материала
О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а ( с ц е н а р и й ) у р о к а
Деятельность учителя
Формы
организаци
Деятельность
и
учащихся
взаимодейс
Звучит в записи песня «Что нам осень принесет»
(слова Л. Некрасовой, музыка З. Левиной).
– О чем поется в песне?
– Мы узнаем, как появились культурные растения,
какие группы культурных растений выделяют,
познакомимся с отраслями производства
твия
на уроке
Фронтал
ьная,
индивид
уальная
Слушают
учителя.
Принимают
участие в
диалоге с
учителем.
Демонстриру
ют готовность
к уроку,
готовят
рабочее место
к уроку
II.
Актуали
зация
опорных
знаний
Проверка
домашнего
задания:
фронтальный
опрос.
Работа
по схеме.
– Почему водоем является природным сообществом?
– Какую роль в водоеме играют растения?
– Как люди могут нарушить экологическое
равновесие в водоеме?
– Расскажите о правилах поведения у водоема.
– Надо ли охранять болота?
Предлагает, используя схему, доказать, что водо
Отвечают
на вопросы
учителя.
Фронтал
ьная,
индивид
уальная
Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)
Промежу
точный
контроль
Устные
ответы,
организ
ация
рабочег
о места
Устные
ответы,
выполн
енные
задания
Личностные:
понимают значение
знаний для человека;
имеют желание
учиться; проявляют
интерес к
изучаемому
предмету.
Коммуникативны
е: высказывают свою
точку зрения,
вступают в диалог,
обмениваются
мнениями
Познавательные:
извлекают
необходимую
информацию из
прослушанного
объяснения учителя,
высказываний
одноклассников, Самостоятел
ьная работа
по карточкам
ем – это природное сообщество
.
Предлагает выполнить самостоятельную работу
по карточкам «Природное сообщество водоема»
Выполняют
самостоятель
ную работу
систематизируют
собствен
ные знания;
осуществляют
логические действия; Фронтал
ьная,
индивид
уальная
Читает
стихотворени
е заранее
подготовленн
ый ученик.
Отвечают
на вопросы.
Внимательно
слушают.
III.
Изучени
е
нового
материа
ла
Беседа на
основе
прослушанно
го
стихотворен
ия.
Предлагает послушать стихотворение
удмуртского поэта Флора Васильева и ответить
на вопрос:
о каких растениях рассказывается в нем?
.
Рассказ
учителя с
опорой на
наглядность.
– К каким группам относятся эти растения?
– Какие растения называют культурными, а какие –
дикорастущими?
– За разведение культурных растений и их
выращивание отвечает растениеводство. Как же
возникло растениеводство?
– Ребята, сядем поудобнее в «машину времени» и от
правимся путешествовать в далекое прошлое. Начали
отсчет: 5, 4, 3, 2, 1, пуск! И вот мы очутились
в прекрасной долине у большой реки, рядом с
пещерой, в которой поселились первобытные люди.
– Как они выглядят? Чем питаются?
– Вы правы, люди собирают плоды, съедобные
коренья, ягоды, орехи, съедобные листья. Но с
каждым годом поселение людей увеличивается, все
больше рождается детей, все меньше съедобной
растительности остается в округе. Приходится
ходить за пропитани
Устные
ответы,
записи
в
тетради
владеют способами
решения проблем
поискового
характера; понимают
причины
успеха/неуспеха в
учебной
деятельности
и могут
конструктивно
действовать в
ситуациях неуспеха;
используют знаково
символические
средства
представления
информации для
решения учебных
задач.
Регулятивные:
ориентируются в
учебнике; планируют
и контролируют
учебные действия,
замечают
допущенные ошибки;
осознают правило
контроля
и успешно использу ем все дальше и дальше. И вот одному из членов
человеческой общины пришла в голову мысль о том,
что некоторые растения можно посадить ближе к
пещере, к своему жилью. Посадить и ухаживать за
ними, поливать, оберегать их от птиц и зверей. Так
зародилось растениеводство. Правда, это всего лишь
легенда, но в действительности было примерно так.
Люди стали отбирать, сохранять и сеять лучшие
семена. Так человек научился выводить разные сорта
культурных растений. Многие из них почти совсем не
похожи на те дикорастущие растения, от которых они
происходят. И сейчас наука продолжает заниматься
выведением новых сортов.
Растениеводство делится на несколько основных
отраслей: полеводство, овощеводство, плодоводство
и цветоводство (демонстрирует схему).
– Познакомимся с каждой отраслью. Посмотрите,
какие растения выращивает отрасль полеводство.
Демонстрирует гербарий (фотографии растений):
пшеница, рожь, овес, ячмень, гречиха, лен, кукуруза,
подсолнечник, картофель.
– Где выращивают эти растения? Как называют эти
культуры?
Записывают
схему и
объясняют,
чем,
по их мнению,
занимается и
какие
растения
выращивает
каждая
отрасль.
ют его в решении
учебной задачи;
принимают и
сохраняют цели и
задачи учебной
деятельности;
владеют начальными
формами
познавательной и
личностной
рефлексии;
определяют наиболее
эффективные
способы достижения
результата.
Коммуникативны
е:
обмениваются
мнениями, умеют
слушать друг друга,
строить понятные
для партнера по
коммуникации
речевые
высказывания,
задавать вопросы с
целью получения
необходимой для
решения проблемы
информации; могут Высказывают
свои
предположен
ия.
Проводит обсуждение: что получают из каждого
растения (при необходимости, дополняет
высказывания).
Из ржи и пшеницы получают муку и пекут хлеб.
Пшеница – самое первое хлебное растение, которое
стал выращивать человек. Из пшеницы делают муку,
манную крупу и макароны.
Рожь выше пшеницы. Ее стебель выше человеческого
роста. Зерна ржи и пшеницы отличаются формой, но
похожи по цвету. Из зерна ржи получают муку, из
которой выпекают черный хлеб. Кроме муки, из ржи
получают отруби, солому, которыми кормят
домашних животных. А из длинных соломенных
стеблей делают красивые летние шляпы.
Зерна овса продолговатые, из них варят кашу.
Гречиха отличается зернами коричневого цвета и
необычной формы. Из нее получают гречневую крупу.
Гречихой растение назвали потому, что привезли его
на Русь из Греции. Из ячменя получают перловую
кашу, а из проса – пшено. Из подсолнечника получают
подсолнечное масло и семечки. Из льна получают
льняное волокно. В старину из этого волокна ткали
холсты и шили одежду. У картофеля в пищу
используют подземные части – клубни. Еще из
картофеля получают крахмал.
– Посмотрите, какие растения выращивает отрасль
овощеводство.
работать в
коллективе,
уважают мнение
других участников
образовательного
процесса; излагают и
аргументируют свою
точку зрения на
обсуждаемую
проблему; владеют
навыками
конструктивного
взаимодействия
со взрослыми
и сверстниками.
Личностные:
осознают свои
возможности в
учении; способны
адекватно
рассуждать о
причинах своего
успеха или неуспеха
в учении, связывая
успехи с усилиями,
трудолюбием;
проявляют
познавательный
интерес к изучению
предмета; имеют
целостный,
социально
ориентированный
взгляд на мир в его
органичном единстве
и разнообразии
природы; проявляют
самостоятельность и
личную
ответственность
за свои поступки
Демонстрирует рисунки и фотографии с
изображением растений: капуста, огурцы, кабачки,
морковь, свекла, лук.
– Овощи играют огромную роль в питании человека.
Лук и чеснок способны убивать болезнетворные
микробы, так как содержат фитонциды. Поэтому их
употребляют в сыром виде во время эпидемии гриппа.
Демонстрирует рисунки и фотографии с
изображением плодовых растений: яблоня, груша,
слива, малина, вишня и др.
– Как называется отрасль растениеводства, которая
занимается выращиванием этих растений?
– Плодоводство – это выращивание плодовых
культур. Так называют растения, которые
выращивают для получения фруктов. Человек
использует в пищу плоды этих растений.
Предлагает учащимся самостоятельно прочитать
текст о цветоводстве в учебнике (с. 206).
– Почему одни растения выращивают в открытом
грунте, другие – в теплицах, а третьи – в комнате?
(Цветы бывают теплолюбивые и не очень. В
комнатах и теплицах цветочные растения
выращивают круглый год. А в открытом грунте –
только до холодов.)
Рассматриваю
т рисунки
и
фотографии.
Самостоятель
но читают
статью в
учебнике
Работа
по учебнику – Мир цветов прекрасен и разнообразен!
(Демонстрирует рисунки и фотографии цветов.)
– Угадайте растение и назовите отрасль
растениеводства, которая занимается его
выращиванием
.
Загадки.
Составление
схемы.
IV.
Практич
еская
деятель
ность
Задания
из
электронного
приложения
к учебнику
Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения
учащимися работы помогает им, дает
рекомендации
Фронтал
ьная,
индивид
уальная
Отгадывают
загадки.
Самостоятель
но
оформляют
схему
«Растениевод
ство»,
записывая
названия
культур,
которые
выращиваютс
я каж
дой отраслью.
Выполняют
задания
V.
Итоги
урока.
Рефлекс
ия
Обобщение
полученных
на уроке
сведений.
Заключитель
ная беседа.
Выставление
оценок
– Над какой темой работали?
– О каких отраслях растениеводства вы узнали?
– Для чего вам нужна данная информация?
– Какие задания вызвали затруднения при их
выполнении? Почему?
– Выполнение каких заданий не вызвало затруднений?
– Как оцениваете свою деятельность?
Читают вывод
в учебнике (с.
207).
Отвечают
на вопросы
Фронтал
ьная,
индивид
уальная
Устные
ответы,
записи
в
тетради
Устные
ответы
Познавательные:
осуществляют поиск
необходимой
информации (из
материалов учебника
и рассказа учителя).
Регулятивные:
ориентируются в
учебнике; при
выполнении
практической работы
следуют ранее
оговоренному плану.
Коммуникативны
е: умеют задавать
вопросы для
уточнения
последовательности
работы
Познавательные:
ориентируются в
своей системе знаний
– отличают новое
от уже известного.
Регулятивные:
оценивают
собственную VI.
Домашн
ее
задание
Комментари
й учителя
Учебник, с. 201–207. Ответить на вопросы рубрики
«Проверь себя». Подготовить сообщение о
культурном растении, выращиваемом на территории
нашего края
Задают
уточняющие
вопросы
Фронтал
ьная
деятельность
на уроке.
Личностные:
проявляют интерес к
предмету, стремятся
к приобретению
новых знаний
Регулятивные:
осуществляют поиск
решения
поставленных задач Ресурсный материал
Схема «Водоем – природное сообщество»
Задания для самостоятельной работы по теме «Природное сообщество водоема» (на карточках)
№ 1. Укажите стрелками, в каких частях водоема обитают эти животные.
№ 2. Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания:
Растение, имеющее листьястрелы с большими широкими наконечниками, называется… (стрелолист). Животноегрызун, хорошо плавает, строит плотины, его хвост похож на весло. Это – … (бобер).
Санитарами пресных водоемов считают … , … (рака, беззубку).
С водоемами связана жизнь птиц – … , … (цапель, уток).
Стихотворение для обсуждения проблемы
К красоте равнодушным он не был,
Тот, кто легким движеньем руки,
Как осколки бездонного неба,
Бросил в спелую рожь васильки.
В этом желтозеленом море –
Синие островки.
Смотрит небо взглядом влюбленным
На детей своих – на васильки.
Синий цвет не полезный, не хлебный,
Есть другие цветы и цвета,
Но бывает порою целебной
Бесполезная их красота.
Понимаю, что сорняки,
Но как поле они украшают,
Голубые глазавасильки!
(Флор Васильев.) Загадки
6. Вырастаю всем на диво,
Высока, стройна, красива.
Прячу в светлые перчатки
Золотистые початки.
10. Не корень, а в земле;
Не хлеб, а на столе;
И к пище приправа,
И на микробов – управа.
(Кукуруза, полеводство.)
(Чеснок, овощеводство.)
1. Балерина вышла,
Сборки да оборки.
Складки да подкладки…
А имя у артистки –
Небесной прописки.
(Астра, цветоводство.)
2. Росло – красно, цвело – бело,
А снял зерно – почти черно.
(Гречиха, полеводство.)
3. В садочке есть плод,
Он сладок, как мед,
Румян, как калач,
Но не круглый, как мяч, –
Он под самой ножкой
Вытянут немножко.
7. В чистом поле – не в лесу
Хворостинок припасу:
Чтоб семья оделась,
Чтобы вкусно елось,
Чтобы хата грелась.
(Лен, полеводство.)
8. Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
11. Три сестры. Летом зеленые,
К осени одна краснеет,
Другая белеет, третья чернеет.
(Смородина, плодоводство.)
12. Щеки красные, нос белый,
В темноте сижу день целый,
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она.
(Редис, овощеводство.)
13. Посадили зернышко,
Вырастили солнышко.
(Подсолнечник, полеводство.)
14. На клумбе у окошка
Посажена картошка,
Цветы ее огромные,
И светлые, и темные.
(Груша, плодоводство.)
(Малина, плодоводство.)
4. Закутан ребенок
В сто пеленок
(Капуста, овощеводство.)
5. Солнце жжет мою макушку,
Хочет сделать погремушку.
9. Живет в поле усан –
Ус длиннее, чем сам.
Пока молодой – ус золотой,
А как перемелется –
Цвет изменится.
(Мак, цветоводство.)
(Рожь, полеводство.)
(Георгин, цветоводство.)
Урок "Растениеводство в нашем крае"(4 класс,русский язык)
Урок "Растениеводство в нашем крае"(4 класс,русский язык)
Урок "Растениеводство в нашем крае"(4 класс,русский язык)
Урок "Растениеводство в нашем крае"(4 класс,русский язык)
Урок "Растениеводство в нашем крае"(4 класс,русский язык)
Урок "Растениеводство в нашем крае"(4 класс,русский язык)
Урок "Растениеводство в нашем крае"(4 класс,русский язык)
Урок "Растениеводство в нашем крае"(4 класс,русский язык)
Урок "Растениеводство в нашем крае"(4 класс,русский язык)
Урок "Растениеводство в нашем крае"(4 класс,русский язык)
Урок "Растениеводство в нашем крае"(4 класс,русский язык)
Урок "Растениеводство в нашем крае"(4 класс,русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.