Урок развития речи: «Рецензия: понятие о жанре».
Цели урока:
обучение составлению рецензии на произведение литературы;
формирование языковой и коммуникативной компетенции учащихся, культуры устной и письменной речи;
развитие способности речевого самосовершенствования учащихся;
приобщение учащихся к искусству слова, развитие у них художественного мышления и эстетических чувств, читательской и речевой культуры;
развитие, совершенствование творческих способностей учащихся.
recenziya_kak_zhanr_sochineniya.doc
Урок развития речи: «
Рецензия: понятие о жанре
».
Цели урока:
обучение составлению рецензии на произведение литературы;
формирование языковой и коммуникативной компетенции учащихся, культуры
устной и письменной речи;
развитие способности речевого самосовершенствования учащихся;
приобщение учащихся к искусству слова, развитие у них художественного мышления
и эстетических чувств, читательской и речевой культуры;
развитие, совершенствование творческих способностей учащихся.
Ход урока.
1. Мотивация учебной деятельности.
Добрый день, ребята. Сегодня у нас урок развития речи, мы с вами будем учиться
составлять рецензию на произведение литературы.
2. Опрос по пройденному материалу.
Давайте вспомним, какие стили речи вы знаете? (художественный, разговорный,
научный, публицистический, официальноделовой)
Какие особенности публицистического стиля вы знаете?
Какие особенности текста относятся к типу речи рассуждение? (в композиции
принято выделять тезис, доказательство, вывод; имеет коммуникативное намерение –
доказать).
Какие жанры публицистического стиля вы знаете? (статья, интервью, репортаж,
аннотация, отзыв).
3. Объяснение нового материала.
Сегодня мы познакомимся с ещё одним жанром публицистического стиля
рецензией.
Рецензия (от лат. recensio «рассмотрение») — отзыв, разбор и оценка нового
художественного, научного или научнопопулярного произведения; жанр критики,
литературной, газетножурнальной публикации. Рецензию характеризует небольшой
объём и краткость (Слайд)
Рецензент занимается в первую очередь новинками, о которых практически еще никто не
писал, по поводу которых еще не успело сложиться определенное мнение. В классике
рецензент обнаруживает, прежде всего, возможность её актуального, остросовременного
прочтения. Любое произведение нужно рассмотреть в контексте современной жизни и
современного литературного процесса: оценить его именно как новое явление. Такая
злободневность является непременным признаком рецензии.
Владение жанром рецензии требует глубокого осмысления материала, его
критической оценки, доказательности, логичности, способствует развитию чтения и
говорения, повышению вашей речевой культуры и интеллектуальному развитию.
Рецензировать – критиковать, оценивать, разбирать, ценить достоинство.
Рецензия: оценка, суждение, критика, суд, разбор, рассуждение, мнение.
Исследование жанровые особенности рецензии В рецензии преобладает не эмоциональносубъективная (понравилось — не
понравилось), а объективная оценка. Читатель выступает как критик и
исследователь.
Предметом исследования является произведение как
художественный текст, поэтика автора, его позиция и средства ее выражения
(проблематика,
система
персонажей, язык и т. д.).
сюжетнокомпозиционное своеобразие,
конфликт,
Построение рецензии: (Слайд)
I. Повествование о читательских пристрастиях автора сочинения, истории его
знакомства с данным произведением, процессе чтения и т. п. Тезис, в котором кратко
формулируется оценка прочитанного.
II. Рассуждение, в котором обосновывается, аргументируется высказанная оценка:
1) важность затронутой автором темы и поднятых в произведении проблем;
2) обзор (не пересказ!) изображенных автором событий, наиболее важные эпизоды;
3) оценка поведения персонажей, их участия в изображаемых событиях, отношение к
персонажам, их судьбам;
4) итог рассуждения (мысли и чувства автора сочинения в связи с прочитанным).
III. Обобщение, в котором оценка данного произведения дается в сопоставлении с
другими произведениями того же автора, высказывается намерение продолжить
знакомство с его творчеством, содержится обращение к потенциальным читателям и
т. п.Тезиспредположение об историкокультурной ценности исследуемого текста.
4. Наблюдение и сопоставление.
Учитель. Сопоставим отзыв и рецензию для выявления особенностей каждого.
Рецензия
на исследовательскую работу ученика 8 класса
«Эволюция дворянской усадьбы».
Рецензируемая исследовательская работа «Эволюция дворянской усадьбы»
несёт историкокультурную ценность для современного поколения. В ней
исследуется русская усадебная культура в процессе её развития. Изложение
материала построено в хронологическом порядке, связывая воедино историю и
культуру нескольких столетий. Это позволяет чётче представить картину
определённой эпохи, раскрыть значение дворянской усадьбы на данном этапе.
Большим достоинством этой работы является то, что автор смог увлекательно
и доступно представить дворянскую усадьбу как культурологическое
пространство. Заголовки, придуманные им, не только заинтересовывают, но и в
известной мере раскрывают тему: «Усадьба как культурологическое
пространство», «Культура дворянской усадьбы».
В работе используются исторические сведения, литературные материалы (глава:
«Дворянская усадьба в русской литературе»).
Нельзя не согласиться с автором, что проблема изучения культуры русской
усадьбы является актуальной, и она может стать предметом исследований
многих специалистов и всех, кому небезразлично русское прошлое.
В заключении хочется отметить, что эта работа будет интересна не только
специалистам в области культуры, но и обычным читателя Отзыв
на исследовательскую работу ученика 8 класса
«Эволюция дворянской усадьбы».
Меня заинтересовала работа: «Эволюция дворянской усадьбы».
Я думаю очень правильно, что автор описывает культурное состояние усадеб
каждого столетия.
Мне понравилось то, что в работе удачно проследили развитие русской
усадьбы, претерпевающей изменения, связанные с культурной средой и с
социальными условиями той эпохи, к которой она относилась. Автор показывает
эволюцию усадеб (появлениестановлениепик развития «золотой век»
трансформация (усадьбадача), (усадьбамузей), изображая это графически. Эта
работа очень интересна и познавательна тем, что в ней показана усадьба как
культурологическое пространство со своими культурными ценностями. Мне
понравилось то, что автор выделяет «типы» дворянских усадеб в литературе.
Этот материал можно использовать на уроках. На мой взгляд, исследование
русской усадьбы в процессе её эволюции дано на достаточно высоком уровне; все
задачи, поставленные в работе, я считаю, были решены. Это исследование
заставляет задуматься о нашем культурном прошлом, о русской истории, о
сохранении памятников культуры, в частности, русской усадьбы. Ведь именно в
них сохранена культура и быт конкретных эпох.
Недостатком работы, на мой взгляд, является то, что работа в целом носит
описательный, обобщённый характер. Мне кажется, было бы интересней работать
с конкретными усадьбами, с их культурными пространствами, прослеживая их
изменения. Однако я считаю, что этот недостаток не является существенным и не
портит общего впечатления от исследования.
(Беседа по материалу)
5.Составление таблицы (совместно с классом), запись в тетрадь.
(Слайд)
Рецензия
1. Представляет критическое суждение,
в основе которого лежит анализ
художественного произведения.
2. Автор рецензии исследователь и
критик.
Предметом его исследования
является художественный текст (его
проблематика,
сюжетно
композиционные особенности, система
образов, язык произведения).
3. Задача рецензии выявить наиболее
яркие
стороны
и
произведения,
его особенности, его
роль в контексте творчества автора.
конфликт,
значимые
Отзыв
Содержит
1.
высказывание
оценочного
характера
произведении
2.
мнение
подкреплённое аргументами.
Содержит
развёрнутое
эмоционально
о
автора,
Даётся
3.
субъективная оценка.
эмоционально вкусе,
4. Система аргументаций основана на
читательском
опыте,
предпочтениях.
4.Может быть полемична и носить
публицистический характер, может
быть
написана в жанре эссе,
литературоведческой статьи.
Обратите внимание с помощью каких «словпомощников» строится рецензия.
Давайте выпишем их.
Работа с памяткой «Как строится научная рецензия» стр.207
Учитель. Ребята сегодня мы попробуем написать рецензию. Предметом нашего
анализа будут известные миниатюры М.М.Пришвина. Пришвин тонкий знаток и
ценитель родной природы. За умение слушать и понимать природу современники
звали писателя кудесником, волшебником. День за днём, год за годом записывал он
голос леса, воды, лета и осени. И сейчас мы попробуем написать рецензию на эти
миниатюры (см.Приложение), используя типичные речевые конструкции сочинений
рецензий.(Слайд)
Об авторе Первый рассказ, написанный (кем?), был напечатан (принят, опубликован...)
Автор не только великолепный (хороший, замечательный) психолог (рассказчик, поэт...), но и...
Его книги (рассказы, произведения) вызывают... (чувства, мысли, поступки)
В центре внимания автора...
Мое первое впечатление...
На первый взгляд кажется, что...
Атмосфера рассказа...
Книга поражает (удивляет)...
Заложена стержневая тема о...
Автор пишет о...
Много места уделено проблеме...
Автор приоткрывает...
Интересно для нас предложение автора
Автор полагает (убежден, считает, убедительно доказывает) (что?)
Рассказ написан поэтическим (красочным, запоминающимся) языком.
В отличие от автора, я считаю, что...
Неравнодушного читателя не может не удивить отсутствие (чего?)
Чтение работ и обсуждение их.
Итоги урока.
Домашнее задание: § 34, упр. 299 Весна воды
Снег еще глубок, но так зернист, что даже заяц проваливается до земли и своим брюхом чешет снег
наверху.
После дороги птицы перелетают на поля, на те места, где стало черно.
Все березы на дожде как бы радостно плачут, сверкая, летят вниз капли, гаснут в снегу, отчего
малопомалу снег становится зернистым.
Последние хрустящие остатки льда на дороге — их называют черепками. И то ледяное ложе, по
которому бежал поток, тоже размыло и размокло: под водой на этом желтом ложе заяц, пробегая
по ту сторону ночью, оставил следы.
Листопад.
Вот из густых елок вышел под березу заяц и остановился, увидя большую поляну. Не посмел
прямо идти на ту сторону и пошел кругом всей поляны от березки к березке. Вот он остановился,
прислушался. Кто боится чегото в лесу, то лучше не ходи, пока падают листья и шепчутся.
Слушает заяц: все ему кажется, будто ктото шепчется сзади и крадется. Можно, конечно, и
трусливому зайцу набраться храбрости и не оглядываться, но тут бывает другое: ты не побоялся, не
поддался обману падающих листьев, а как раз вот тут ктото воспользовался и тебя сзади под
шумок схватил в зубы.
Весна воды
Снег еще глубок, но так зернист, что даже заяц проваливается до земли и своим брюхом чешет снег
наверху.
После дороги птицы перелетают на поля, на те места, где стало черно.
Все березы на дожде как бы радостно плачут, сверкая, летят вниз капли, гаснут в снегу, отчего
малопомалу снег становится зернистым.
Последние хрустящие остатки льда на дороге — их называют черепками. И то ледяное ложе, по
которому бежал поток, тоже размыло и размокло: под водой на этом желтом ложе заяц, пробегая
по ту сторону ночью, оставил следы.
Листопад.
Вот из густых елок вышел под березу заяц и остановился, увидя большую поляну. Не посмел
прямо идти на ту сторону и пошел кругом всей поляны от березки к березке. Вот он остановился,
прислушался. Кто боится чегото в лесу, то лучше не ходи, пока падают листья и шепчутся.
Слушает заяц: все ему кажется, будто ктото шепчется сзади и крадется. Можно, конечно, и
трусливому зайцу набраться храбрости и не оглядываться, но тут бывает другое: ты не побоялся, не
поддался обману падающих листьев, а как раз вот тут ктото воспользовался и тебя сзади под
шумок схватил в зубы.
Весна воды
Снег еще глубок, но так зернист, что даже заяц проваливается до земли и своим брюхом чешет снег
наверху.
После дороги птицы перелетают на поля, на те места, где стало черно.
Все березы на дожде как бы радостно плачут, сверкая, летят вниз капли, гаснут в снегу, отчего
малопомалу снег становится зернистым. Последние хрустящие остатки льда на дороге — их называют черепками. И то ледяное ложе, по
которому бежал поток, тоже размыло и размокло: под водой на этом желтом ложе заяц, пробегая
по ту сторону ночью, оставил следы.
Листопад.
Вот из густых елок вышел под березу заяц и остановился, увидя большую поляну. Не посмел
прямо идти на ту сторону и пошел кругом всей поляны от березки к березке. Вот он остановился,
прислушался. Кто боится чегото в лесу, то лучше не ходи, пока падают листья и шепчутся.
Слушает заяц: все ему кажется, будто ктото шепчется сзади и крадется. Можно, конечно, и
трусливому зайцу набраться храбрости и не оглядываться, но тут бывает другое: ты не побоялся, не
поддался обману падающих листьев, а как раз вот тут ктото воспользовался и тебя сзади под
шумок схватил в зубы.
Урок развития речи: «Рецензия: понятие о жанре».
Урок развития речи: «Рецензия: понятие о жанре».
Урок развития речи: «Рецензия: понятие о жанре».
Урок развития речи: «Рецензия: понятие о жанре».
Урок развития речи: «Рецензия: понятие о жанре».
Урок развития речи: «Рецензия: понятие о жанре».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.