Урок рисования на тему "Город русской земли"
Оценка 5

Урок рисования на тему "Город русской земли"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
изобразительное искусство
4 кл
18.02.2017
Урок рисования на тему "Город русской земли"
Ребята расширят свои представления о красоте деревянного зодчества Руси, получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; смогут уяснить суть понятий «сторожевая башня», «ров», «композиция»; познакомятся с укреплениями древнерусского города.
урок рисования Город русской земли 4 кл..doc
Урок рисования в 4 классе Тема. Города русской земли. Цели. Сформировать представления об изучаемом предмете; продолжать знакомить с  учебником и учебной тетрадью, их особенностями, материалами и инструментами, создать  условия для развития интереса к истокам искусства деревянного зодчества Руси. Тип урока.  Постановка и решение учебной задачи. Планируемые образовательные результаты. Предметные:  расширяют свои представления о красоте деревянного зодчества Руси,  получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью,  организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для  работы; смогут уяснить суть понятий «сторожевая башня», «ров», «композиция»;  познакомятся с укреплениями древнерусского города. Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают  собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои  достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей  тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.  Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со  взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества  Руси. Методы и формы обучения.   Объяснительно — иллюстративный; коллективная,  фронтальная. Основные понятия и термины.  Изобразительное искусство, живопись, архитектура,  зодчество, сторожевая башня, собор, образ, цвет, тон, композиция. Наглядно — демонстрационный материал:   презентация «Древние города нашей земли»;  работы учащихся, музыка — Академический русский народный оркестр имени Н. П. Осипова  «Любимая балалайка». Оборудование.  Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: гуашь, листы  бумаги, палитра, кисти, стаканчик под воду, салфетка, ножницы, клей, цветная бумага.                                                                   Ход урока I.  Организационный момент. Насинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Много нового узнать. II. Изучение нового материала. Словесно­ иллюстративный рассказ с элементами беседы по теме «Древние города нашей земли». ­ Сегодня мы будум говорить о городах. ­ Какие города Древней Руси вы знаете? ­ А что значит город — крепость? ­ Во все времена, во все эпохи человек строил и защищал крепости. А крепости защищали его. Человек любил свои крепости, оберегал их, украшал башни взметнувшимися в небо шатрами, делал прекрасные ворота из кованого металла. Он поднимался на стены и башни, чтобы вспомнить героические подвиги своих отцов и дедов. Возвращаясь из дальних стран, он издалека видел высокие башни, мощные стены. Крепости,  подобно людям, не любили селиться в одиночку. Они, словно дружина богатырей, плечом к  плечу сражались, поддерживая и помогая друг другу, и стали щитом своего государства,  родной земли, щитом, не пустившим врага к самому святому, самому ценному.  ­ Изборск ­  древнейший город в Псковской земле. Более того, он один из самыхдревних  городов Руси. В одной из летописей XVI в. в связи с событиями IX столетия записано: «То  ныне пригорок псковский, а тогда был в кривичех большой город». Кривичи — одно из самых  многочисленных восточнославянских племён.  Просмотр мультимедийной презентации «Древнерусский город — крепость». ­ Сегодня мы рассмотрим структуру города — крепости.  ­ Северо — западная башня — Плоская — стоит на самом углу преступной стены.  Пятиярусная (Талавская) башня  находится в северо — западном углу крепости на краю  преступной стены.  К югу от Талавской башни следует круглые башни Вышка, Рябиновка, Темнушка. Эти  ласковые названия упоминаются ещё в описях XVI в.  Круглые башни имеют форму  неправильных усечённых конусов. Неправильность формы придаёт каждой из них  своеобразие. Башня Вышка — самая высокая и мощная, служила как сторожевая, её высота и теперь  достигает 19 метров, ав прошлом она была ещё выше из — за деревянной надстройки —  вышки для сторожевой охраны. Отсюда и её название. Башня возвышается на западной, так  называемой приступной стороне крепости и вместе с башнями Рябиновка и Темнушка  представляла главную оборонную силу крепости. Из неё в поле вёл тайный лаз.  Рябиновка  расположена в центре приступной стены между Вышкой и Темнушкой. Башня  глухая, имеет шесть ярусов, её круглый мощный силуэт сам по себе уже был психическим  оружием. Название, дошедшее до наших дней, ­ позднее, как её первоначально называли, пока  неизвестно.  Темнушка — последняя из трёх башен приступной стены. Она прикрывала главный въезд в  крепость, именно от неё начинался Никольский захаб — длинный и узкий проезд вдоль южной стены с внешними и внутренними воротами. Как и башня Рябиновка имеет шесть ярусов.  Колокольная башня стояла за Никольскими воротами на южной стороне крепости,  обращённой в сторону Пскова и к посаду. На ней почти до конца XIX в. стояла белая  двухпролётная звонница со «сполошным» колоколом, возвещающим о приближающейся  опасности. Его мощный голос был слышен даже в Пскове. Поэтому и саму звонницу на башне  называли Сполошной. Эта башня — единственная, сохранившаяся с нетронутой до сих пор  своей «живой» поверхностью, радующей глаз. ­ Так сколько всего башен было в Изборске? Рядом с башней находится Тайник — ступенчатая траншея, перекрытая сводом, ведущая к  колодцу — роднику, из которого изборяне брали воду во время осад. Длина подземной  галереи — около  40  метров. Псковичи и изборяне в первой половине XV в. усилили  Изборскую крепость не только башнями, но и утолщением стены: с внешней её стороны был  дополнительно приложен толстый слой плиты. Одновременно увеличили и высоту стены. За  стенами крепости возвышается белый собор. Он посвящён Святому Николаю: перенося город  на другое место, изборяне сохранили своего покровителя. Простая форма собора, пропорциональность его центрального куба, увенчанного одной главой, стоящей на мощном  барабане, сильно выступающая апсида со щелями — окнами — всё это создаёт впечатление  уравновешенности и силы.  Это один из самых выразительных памятников зодчества на Псковской земле. Строгость  облика в целом сближает храм не столько с псковскими, сколько с новгородскими  постройками. Кресты на стене Изборской крепости расположены с напольной стороны.  Древние изборяне верили, что эти символические знаки охраняют город от врага. Могучая  Вышка с вылазом и примыкающая к ней покрытая красновато — жёлтым лишайником стена  со знаками крестов и сейчас создают ощущение силы, мощи, несокрушимости. Это ощущение  прекрасно передано Н. К. Рерихом в картине «Дозор», хранящейся в Русском музее. На ней  запечатлён воссозданный воображением художника эпизод: вдоль напольной стены  возвращаются к Вышке усталые воины — изборяне. Ворота до сих пор поражают своей  суровой мощью.  В  XVI в захаб перекрывался металлическими решётками. Чрезвычайно интересен в Изборске  тайник — тайный ход к воде. Начинаясь в крепости возле Колокольной башни, он идёт по  южному склону горы к её подножью — к источнику.  Сейчас начало тайника в крепости не найти: оно засыпано землёй.  III. Физкультминутка Мы в лес пошли, топор нашли. Дрова рубили: Ах! Ух! Ох! Их!  (Руки в замок, энергичные наклоны вперёд) IV.  Творческая практическая деятельность Создание коллективного панно «Город — крепость». Работу выполняют пол музыкальный фон: русская народная музыка в исполнении  Академического русского народного оркестра имени Н. П. Осипова. Учитель делит учащихся по группам. Объясняет порядок выполнения работы.  ­ Выполните задание на с. 53 по плану: 1 группа  выполняет собор и колокольню, три смотровые башни. 2 группа — людей (по два персонажа для каждого учащегося). 3 группа  выполняет избы. 4 группа — растительность, животных (деревья, скот). 5 группа — общий фон (на ватмане) Учащиеся составляют план работы над панно по группам.  Рисуют красками. V.  Итог урока. Рефлексия. Выставка коллективной работы обучающихся, анализ и эстетическая оценка.  Обобщающая беседа.  ­ Что нового узнали вы на уроке? ­ Рассмотрите выполненную вами коллективную работу и подумайте, все ли у вас получилось. Удалось ли вам передать образ древнерусского города — крепости? Ребята рассматривают панно, оценивают работу свою и одноклассников. ­ Крепость в легендах Запада и Востока — это всегда хранитель священного. И неважно, как  называть этот священный центр — Ось, Мира, Чаша Христова, Святой Грааль, Небесный  Иерусалим, Небесный Камень или как — то ещё. Есть много названий, но суть одна — это то,  что невозможно описать словами, но ради чего только и стоит жить на свете.  Человек, по древним легендам, самволически представляет собой крепость со священным  центром, находящимся в сердце. Пока не откроешь в себе сердце, пока не найдёшь  собственный центр, ты ничего не узнаешь ни о своей судьбе, ни о своём предназначении.

Урок рисования на тему "Город русской земли"

Урок рисования на тему "Город русской земли"

Урок рисования на тему "Город русской земли"

Урок рисования на тему "Город русской земли"

Урок рисования на тему "Город русской земли"

Урок рисования на тему "Город русской земли"

Урок рисования на тему "Город русской земли"

Урок рисования на тему "Город русской земли"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2017