Шуман был тонким интеллектуалом, обладающим пылкой и упрямой натурой. Не только даром, но и крестом стали для Шумана его душевная чуткость и отзывчивость ко всему возвышенному. Композитор окончил свои дни в лечебнице для душевнобольных...
Роберт Шуман родился 8 июня 1810 года в саксонском городке Цвиккау. Отец его, Август Шуман, владел издательством, выпускавшим книги карманного формата. Дела Шумана старшего шли успешно, но, несмотря на это, он все время боялся разориться, потерять капитал. Мать Роберта Шумана также не отличалась крепким психическим здоровьем, нередко пребывая в состоянии «слезливой сентиментальности». Атмосфера родительского дома не могла не повлиять на будущего композитора - он рос мнительным, замкнутым мальчиком.
Роберт Шуман. Мечта о недосягаемом
Шуман был тонким интеллектуалом, обладающим
пылкой и упрямой натурой. Не только даром, но и
крестом стали для Шумана его душевная чуткость
и отзывчивость ко всему возвышенному.
Композитор окончил свои дни в лечебнице для
душевнобольных...
Роберт Шуман родился 8 июня 1810 года в
саксонском городке Цвиккау. Отец его, Август
Шуман, владел издательством, выпускавшим книги
карманного формата. Дела Шумана старшего шли
успешно, но, несмотря на это, он все время боялся
разориться, потерять капитал. Мать Роберта
Шумана также не отличалась крепким
психическим здоровьем, нередко пребывая в
состоянии «слезливой сентиментальности».Атмосфера родительского дома не могла не
повлиять на будущего композитора он рос
мнительным, замкнутым мальчиком.
В шесть лет Шумана отдали в частную школ у
Дёнера, семи лет он стал учеником известного
органиста Иоганна Кунтша, а уже в 1819 году,
побывав вместе с отцом на концерте пианиста
виртуоза Игнаца Мошелеса, маленький Роберт
принял решение стать профессиональным
музыкантом. Тогда родители только улыбнулись в
ответ. Они прочили сыну совсем другую
будущность и не могли предположить, что музыка
станет для него чемто большим, чем просто
детское увлечение. Пока же родители одобряли
увлечение Роберта. Август Шуман, желая сделать
приятное своему баловню (Роберт был младшим в
семье), приглашал в дом музыкантовлюбителей. Вгостиной Шуманов часто звучали произведения
Гайдна, Вебера и других выдающихся
композиторов (преимущественно немецких).
Шуман, между тем, еще и сам толком не знал, по
какому пути ему следует идти. Его порывистая
натура не позволяла ему остановиться на чемлибо
одном. Да, в девять лет он заявил, что станет
музыкантом. Теперь ему шестнадцать, и он со
страстью пишет стихи (а также романы и
трагедии), вдохновляясь творениями Шиллера,
Байрона и Вальтера Скотта. Подлинным же его
кумиром стал позабытый ныне любимец немецких
романтиков Жан Поль. Восемнадцати лет от роду
Шуман говорил: «Я еще не знаю, кто я. Думаю, у
меня есть воображение... Я точно не мыслитель: я
никогда не могу сделать логическое заключение. Арожден ли я поэтом (ведь стать им невозможно),
решать потомкам».
Юность композитора была омрачена двумя
тяжелыми потерями – сначала умер его отец, а
затем, вследствие долгой психической болезни,
скончалась сестра. Первое столь близкое
столкновение со смертью легло непосильным
грузом на плечи впечатлительного, всегда готового
впасть в отчаяние Шумана. Возможно, в смерти
сестры он увидел еще и своеобразное
предостережение себе самому (известно, что
композитор всю жизнь боялся сойти с ума).
Оставаться в осиротевшем родном доме Шуману
было невыносимо. Утешения он искал в поездках,
много путешествуя по немецким городам. А в 1828
году юноша поступил на юридический факультет
Лейпцигского университета. Таков был исходдолгой борьбы с матерью и опекуном, которые
настаивали на том, что Роберту необходимо, в
конце концов, «заняться делом». Борьба «между
поэзией и прозой» (говоря словами самого
композитора) закончилась победой – пусть
временной и внешней прозы. Сыновний долг
Шуман выполнял, впрочем, не оченьто усердно.
Юриспруденция не привлекала его, казалась ему
слишком «низменной материей».
С куда большим рвением он предавался занятиям
совсем другого рода много общался с
лейпцигскими музыкантами, брал уроки игры на
фортепиано у Фридриха Вика. Благодаря Вику
Шуман достиг больших высот исполнительского
мастерства, но в 1832 году ему пришлось
отказаться от мечты стать пианистом виртуозом.
Желая достичь совершенства в игре нафортепиано, он сконструировал особое
приспособление для тренировки безымянного,
самого слабого, пальца и «разрабатывал» его, пока
не изувечил. Правая рука оказалась практически
парализованной. О публичных выступлениях
теперь нечего было и думать.
В 1830 году Шуман бросил университет и стал
домашним учителем в семье Фридриха Вика, очень
заботившегося о музыкальном образовании своих
детей. Особенно талантливой ученицей оказалась
Клара Вик – в одиннадцать лет она уже блестяще
выступала как пианистка. Примерно в это же
время Шуман становится автором почтенной
«Всеобщей музыкальной газеты». Сотрудничество
продолжалось недолго после восторженной
публикации о мало кому известном тогда Шопене,
именно в ней прозвучали знаменитые слова:«Шапки долой, господа, перед вами гений!»
Шуман был уволен. Нельзя сказать, что он сожалел
об этом.
Слишком расходились бюргерские взгляды
«Всеобщей музыкальной газеты» с его
собственными воззрениями на искусство. Критики
газеты толковали о «приятности», Шуман – о
серьезности и возвышенности. В своих
предпочтениях он не был одинок, вскоре вокруг
него образовался кружок единомышленников.
«Каждый вечер, рассказывал сам композитор об
этом кружке, как бы случайно сходились
несколько человек, большею частью молодых
музыкантов; ближайшею целью этих сходок было
обыкновенное общественное собрание; но, тем не
менее, здесь происходил взаимный обмен мыслями
о музыке, искусстве, которое было для нихнасущною потребностью». Как правило, страстные
разговоры молодых людей сводились к одной теме
упадку современной музыки и поэзии. «Однажды,
продолжает Шуман свой рассказ, молодым
горячим головам пришло на мысль не быть
праздными зрителями этого упадка, а постараться
снова возвысить поэзию и искусства».
Результатом этого решения стало основание
«Нового музыкального журнала». Подчеркивая
направленность своего издания, Шуман снабдил
его девизом «Молодость и движение», а эпиграфом
к первому выпуску поставил шекспировскую
фразу: «Лишь те, кто пришел посмотреть
веселенький фарс, будут обмануты». Композитор
был весьма чутким музыкальным критиком одним
из первых он приветствовал творчество Брамса,
Листа, Берлиоза. Журнальная деятельность,впрочем, не помешала ему писать музыку. Именно
в 1830е годы он создал свои лучшие
фортепианные циклы.
В 1840 году Роберт Шуман женился на Кларе Вик,
выросшей к этому времени из девочки
вундеркинда в красивую молодую женщину. Нужно
сказать, что Фридрих Вик, учитель Шумана и отец
Клары, долго не соглашался на этот брак. Нет, не
потому, что желал для дочери более
состоятельного и благополучного супруга.
Маэстро Вик хотел, чтобы Клара продолжала
концертную деятельность и была свободна от
семейных обязательств.
Тем не менее, влюбленные обвенчались, и первая
пора их брака стала самым счастливым временем в
жизни Шумана. Клара родила Шуману восьмерых
детей, однако не оставила музыкальной карьеры.Муж был ей предан и буквально оживал в ее
присутствии, когда же Клара уезжала на гастроли,
впадал в депрессию и много пил.
В 1840 году он пишет свои лучшие песенные
циклы, в 1841м четыре крупных симфонических
произведения, в 1842м – несколько квартетов и
квинтетов. А в 1843 году композитор написал
ораторию «Рай и Пери». Шуманы много
гастролируют (так, в 1844 году они побывали даже
в России, хотя здесь большая часть лавров
досталась Кларе, блестящей пианистке и
очаровательной женщине, а не Шуману, ее
угрюмому спутнику). Но уже и в эти, казалось бы,
безоблачные годы начинает давать о себе знать
тяжелое психическое расстройство, сведшее, в
конце концов, музыканта в могилу. Временами
Шуман становится замкнутым, раздражительным.Только Клара может удержать его от
необдуманных поступков. Композитору
становится все труднее общаться с людьми.
В 1843 году он пытается вести в консерватории
Лейпцига классы композиции и чтения партитур,
но преподавательская деятельность мучительна
для него, и он с отвращением оставляет ее. В 1844
году он прекращает работу в своем журнале.
Шуманы в поисках уединения переезжают в
Дрезден. Но и здесь психическое состояние
композитора продолжает ухудшаться. Через
несколько лет Роберт Шуман в последний раз
пробует «включиться» в общественную жизнь –
становится дирижером городского оркестра в
Дюссельдорфе. Но взаимопонимания с
оркестрантами Шуману достичь не удается, и он
вновь оказывается в одиночестве.В начале 1854 года он пытается покончить с собой.
В состоянии умопомешательства Шуман пытался
утопиться в Рейне. Его спасают, но душевное
здоровье к нему больше не возвращается. 29 июля
1856 года композитор умирает в частной клинике
для душевнобольных.
«Разум ошибается, чувство никогда», говорил
Шуман.
Эту «максиму» он последовательно воплощал во
всех своих произведениях.
Цикл «Детские сцены»
В 1838 году Шуман тайно обручился с Кларой,
скрыв это от ее отца. В марте он написал ей, что
совсем недавно сочинил тринадцать маленькихпьес под названием «Детские сцены» нечто вроде
воспоминаний о детстве. Не только прославленная
пьеса «Грёзы», но и почти все остальные –
настоящие маленькие шедевры. Под впечатлением
музыки Шумана Чайковский написал свой
«Детский альбом», в котором можно найти
русский аналог почти каждой пьесы немецкого
композитора.
Концерт ля минор для фортепиано с оркестром
соч. 54
Шумановский фортепианный концерт ля минор
один из самых значительных концертов во всей
немецкой музыке XIX столетия.
В 1841 году Шуман наконецто внял призывам
Клары сочинить нечто понастоящему грандиозное.На одном дыхании он написал две симфонии и
«Фантазию» ля минор для фортепиано с
оркестром, посвятив последнюю жене.
Клара Шуман была самой горячей поклонницей
таланта своего мужа и с удовольствием исполнила
«Фантазию» ля минор. Однако композитор не был
ею вполне доволен и на некоторое время отложил
работу. В 1845 году он прибавил к ней ещё две
части, тем самым превратив ее в полномасштабный
концерт.
Первое исполнение концерта состоялось 1 января
1846 года в знаменитом Лейпцигском Гевандхаусе.
Дирижировал оркестром Фердинанд Гиллер (ему и
посвящен концерт), а за роялем была, разумеется,
неизменная Клара Шуман.
Публика привыкла к несколько иной трактовке
фортепианного концерта, к виртуозным трюкам ивстретила утончённое сочинение Шумана, скорее,
равнодушно. Но по мере того как Клара на
протяжении своей долгой жизни играла этот
концерт снова и снова, он все больше нравился
слушателям и вскоре прочно вошёл в репертуар
пианистов. Его полюбили за богатство идей,
теплоту и лиризм.
Романс « В сиянье теплых майских дней»
В сиянье тёплых майских дней
Листок раскрылся каждый,
Во мне тогда проснулась
Любви и ласки жажда.
В сиянье тёплых майских дней
Звенело птичек пенье,И я поведал милой
Любви моей томленье.
Этот цикл появился в том самом 1810 году,
который обозначен в жизни Шумана как «год
песен». В основе его лежат шестнадцать
стихотворений Генриха Гейне, которые также
вдохновляли Шуберта, Мендельсона и Листа. В
стихотворении Гейне образ весны сливается с
пробуждением юного, свежего чувства такого же
естественного, радостного, поэтичного, как
цветение майской природы, как звонкое пение
птиц.
Романс « В сиянье теплых майских дней» передает
состояние любви, томления, надежд и тревог, так
хорошо знакомое самому Шуману, ведь он сам
совсем недавно все это пережил. «Любовь поэта»
один из самых знаменитых вокальных цикловШумана. Композитор создал произведения, в
которых текст и музыка звучат гармонично,
дополняют друг друга.
Иоганн Себастьян Бах. Жизнь и бессмертие
гения
Вся моя музыка принадлежит Богу, и все мои
способности Ему предназначены... (И. С. Бах)Иоганн Себастьян Бах предстает перед нами
умудренным старцем в музыкеи, наверно, одним из
самых великих композиторовв мире. Но сам Бах
удивился бы этому. Он сочинялмузыку во славу
Господа и чтобы удовлетворить своюнеиссякаемую
любознательность, а не для будущейславы. И
действительно, в годы своей жизни он былизвестен
как великолепный органист, а не каккомпозитор.
Он никогда не выезжал из Германии
идовольствовался просто тем, что выполнял
своюработу музыканта. Особое значение для Баха
имелитрадиции: музыкальные традиции его
семьи,религиозные традиции его Родины,
традиционныеметоды композиции в музыке. Они
для него былигораздо важнее перемен в
музыкальной моде. Бах несобирался ничего менять
в этом мире, но он поднялпрежнюю музыку нанебывалую, величественнуювысоту. Его творчество
очень обширно имногогранно. Ни один композитор
не может с нимсравниться.
Музыка в семье
Перед рождением Баха Европа была раздираема на
части многочисленными войнами, в результате
которых немецкий Рейх был в упадке. В течение 30
лет император Фердинанд II вел жесточайшую
войну против своих врагов: Дании и Швеции на
севере, Франции и Голландии на западе. Да и в
самой Германии было поднято восстание под
руководством протестантской церковной
верхушки, которая баялась сильных католических
убеждений императора.
В 1648 г. наконец закончилась Тридцатилетняя
война, но император Священной Римской империиФердинанд II потерял в ней большую часть своей
силы – более 300 областей и провинций, которые,
собственно, и составляли мощь его империи. И
теперь эта огромная раздробленная сеть городов и
областей управлялась, фактически, местными
правителями – либо представителем церкви, либо
городским Советом, либо просто дворянином.
Музыканты тогда были в услужении у этих
правителей. Их работой было исполнять музыку во
время религиозных праздников, городских
торжеств, или развлекать придворных.
В Тюрингии, центральной провинции Германии,
жила одна необычная семья, которая вот уже
несколько поколений являла на свет прекрасных
музыкантов. Это была семья Бахов. А так как
после окончания Тридцатилетней войны вновь
заиграла музыка, то снова стала расти иизвестность семьи Бахов. И уже скоро в Тюрингии
имя Бах означало «музыкант». Раз в год большая
семья собиралась вместе. Тут были деды и
прадеды, дяди, братья и двоюродные братья. Они
все исполняли музыку и обсуждали семейные дела.
Это было чтото вроде семейной музыкальной
гильдии, и считалось , что дети, появляющиеся в
семье, тоже должны были в неё вступить.
Великий религиозный реформатор Мартин Лютер
(1483 1546) тоже проживал в Тюрингии. Много
церковных гимнов, написанных им, помогли
сформироваться традиции сочинения церковной
музыки в этой части Германии. Он верил, что
музыка помогает донести до людей учение
Господа. Семья Бахов тоже видела в музыке
средство выражения своей духовной веры.Жажда знаний
21 марта 1685 г. у Иоганна Амброзиуса Баха и его
жены Элизабет родился восьмой ребенок. Они,
конечно, думали, что Иоганн Себастьян будет
хорошим музыкантом, как и все остальные в семье.
Но они не предполагали, что и через сотни лет он
будет считаться одним из величайших
композиторов.
Бах родился в городе Айзенах, недалеко от замка
Вартбург, куда в 1521 г. был заточен Лютер. Отец
его был преуспевающим музыкантом, который
исполнял церемониальную музыку в городской
ратуше, а позднее устроился и на вторую работу
придворным музыкантом у местного графа. Он
обеспечил своим детям солидное музыкальное
образование, научив их игре на скрипке,
музыкальном инструменте, на котором играл сам.Их родственник Иоганн Кристоф Бах был
музыкальным руководителем городского Собора.
Себастьян любил сидеть рядом с ним на органных
хорах, восхищаясь его игрой и написанной им
музыкой. Вскоре Себастьян становится опытным
хористом.
В возрасте восьми лет юный Бах поступил в
католический лицей, где когдато учился Лютер,
но вскоре внезапно в его жизни произошла
трагедия. В 169465 гг. в течение девяти месяцев
умирают его отец и мать. Оставшись бездомным
сиротой, он пошел жить к своему старшему брату
Кристофу, который был органистом в городе
Ордруфе. Кристоф стал давать ему уроки музыки
на органе и научил его основным правилам
музыкальной композиции.Себастьян был томим жаждой знаний. Он
прекрасно учился и в школе, и дома. Существует
рассказ о том, что у брата дома был сборник
музыкальных пьес известных композиторов, и что
Себастьяну не разрешалось разучивать их, потому
что они считались слишком сложными для 1 2
летнего мальчика. Но он всетаки раздобыл этот
сборник и тайком при свете луны весь его
переписал. Брат обнаружил это и отнял у него и
сам сборник, и его копию.
Юноша с новыми идеями
Теперь у Кристофа уже была своя семья и свои
дети, и он был не в состоянии давать кров своему
брату. Поэтому в 1700 г. Себастьян покинул
Ордруф, чтобы продолжить свое образование в 240
километрах отсюда, в г. Люнебурге. Он выигралмузыкальную степень хориста в школьном хоре
собора Св. Михаила, дававшую ему возможность
получать стипендию и оплачивать жильё. Он пел в
хоре, пока не начал ломаться его голос, а затем
стал играть на скрипке в оркестре. Уровень
исполнения был здесь очень высоким, и поэтому на
лучшую тренировку он не мог бы и рассчитывать.
Кроме этого он многие часы проводил в школьной
библиотеке, изучая композиторов прошлого и
традиционные методы композиции, включая
многоголосье. А в то же время его игра на органе
становилась все более совершенной в результате
уроков, которые он брал у знаменитого органиста
Георга Бёма.
В 1703 г. в возрасте 18 лет Себастьян вернулся в
Тюрингию в поисках работы. Семья Бахов на
протяжении многих лет работала в Арнштадте, иСебастьян стал здесь органистом в Новом соборе.
Он получал хорошее жалованье, а в этом соборе
был новый орган.
В те годы органист должен был сам писать музыку
для церковных служб, но некоторые произведения
Баха просто пугали прихожан. Он часто
импровизировал новые блестящие вариации в
мелодиях традиционных церковных гимнов,
сочиняя их заново на ходу. Публика жаловалась,
что его исполнение было слишком вольным, и
поэтому остальным исполнителям было трудно за
ним следовать. Это удручало Баха, так же как и
плохое отношение к нему остальных хористов,
многие из которых были гораздо старше его и не
позволяли собой командовать.
Однажды с Бахом даже подрался один из
музыкантов оркестра, которого он обвинил вплохой игре на фаготе. Ситуация еще больше
обострилась, когда он на четыре месяца уехал в
гости к выдающемуся органисту Букстехуду в
далекий город Любек. Когда Себастьян вернулся
обратно в Арнштадт, проехав 320 километров, то
предстал перед разъяренным городским Советом.
Его обвинили в том, что он слишком долго
отсутствовал, что его музыка сложнее, чем
положено, и самое страшное то, что будто
слышали, как он исполнял музыку в органных
хорах вместе с женщиной. Это было нарушением
правил, и Бах вынужден был оправдываться.
Виртуоз органа
Девушка в органных хорах была его троюродной
сестрой, которая, как и все в их семействе, была
хорошим музыкантом. Через год она вышла замужза Себастьяна. Но к тому времени он оставил
работу в Арнштадте. Он устал работать с
посредственным хором и чувствовал, что
городской Совет не одобряет его музыки. Поэтому
он стал искать по всей Тюрингии новую работу и в
1707 г. становится органистом собора Св. Блаза в
Мюльхаузене. Здесь он мечтал получить большую
свободу для развития своих новых замыслов и для
создания более новаторской музыки.
Вскоре Бах уже хорошо известен здесь как
органный виртуоз. Он знал все про работу органа и
к нему часто обращались за советом, как улучшить
звучание того или иного инструмента. В то время
он сочинял музыкальные произведения двух
жанров. Одни были основаны на традиционных
хоралах или гимнах, к которым Бах добавлял
вариации и прелюдии. Хорошо известная мелодияоставалась прежней, но поверх неё он накладывал
новую мелодию. Это известно как контрапункт.
Более поздний пример такого произведения его
знаменитая версия Рождественского Хорала
«Wachet Auf», или «Бодрствование спящего».
Органные произведения другого вида были более
вольными по стилю, с великолепными эффектами
и драматическими контрастами. Создавать такие
сочинения Бах научился из музыки, исполняемой
Букстехудом. Одно из самых смелых таких
произведений это токката и фуга dминор,
которая в полной мере использует все
возможности органа.
Но через год Бах покидает Мюльхаузен.
Жалованье было ничтожным, а пастор собора Св.
Блаза был пиетистом, который предпочитал очень
примитивную духовную музыку. Бах считал, чтобудет писать музыку «во славу Господа». А город
Мюльхаузен больше не мог дать ему такую
возможность.
Бах и барокко
Приблизительно в 1630 г. в Риме возникло новое
течение в искусстве, известное как барокко,
которое скоро распространилось по всей Европе.
Барокко объединило вместе живопись,
архитектуру и скульптуру. Чтобы произвести
новые сильные впечатления, художники создавали
такой внутренний и внешний облик храмов,
который возвышал дух людей и захватывал
дыхание. Здесь каждая деталь была тщательно
продумана, чтобы соответствовать замыслу. Для
простого народа эти сооружения были так жевеличественны, как и сами небеса. Такого эффекта
и добивались художники.
Такие произведения, как Св. Тереза скульптора
Бернини, являются типичными для итальянского
барокко. Огромная скульптурная группа, кажется,
плывёт в вышине на облаке, а лучи света
спускаются сверху золотыми стрелами. Всё это,
как и выражение лица самой святой Терезы,
преподносит нам её жизнь как ослепительную
театральную сцену.
Хотя барокко возникло в Италии, оно
распространилось и в других странах Римской
империи. Людовик XIV применил его при
строительстве своих роскошных дворцов, таких
как Версаль во Франции. Но цель Людовика была –
возвеличить себя, а не Бога.Вслед за Францией барокко приняли и другие
страны северной Европы, и его влияние проникло и
в музыку. Бах и Гендель два самых ярких
композитора барокко. Присутствие драмы в их
музыке, контраста между нежностью и мощью,
хором и солистом, голосами и инструментами все
это характерные черты барокко.
Такие работы, как «Магнификат» Баха, покоряют
нас своим блеском, так же как и некоторые здания
того времени. Например, величественный
Австрийский монастырь в Мелке построен на
высокой скале на берегу Дуная и смотрится как
сказочный замок. Внутри него церкви, статуи,
своды, купола, росписи, алтари и церковная утварь
все представляет собой сочетание золота и света.
И поэтому неудивительно, что немецкие государи
тоже хотели иметь такие же произведенияархитектуры. Они приглашали на работу
архитекторов, чтобы те строили для них
роскошные дворцы, которые были бы
произведениями барокко, даже лучшими, чем в
самой Италии.
Двор Веймара
В июле 1708 г. Бах был назначен придворным
органистом и камерным музыкантом герцога
Вильгельма Эрнста СаксВеймарского. Это
назначение резко отличалось от его работы при
городском Совете, и Баху выдали форму, какую
носили все домашние слуги. Герцог был очень
строгим и набожным человеком, но любил
поощрять хорошую музыку в своем маленьком
герцогстве. Бах обязан был играть в дворовой
часовне и на концертах в придворном оркестре.Здесь у него было больше свободного времени для
сочинительства, поэтому большинство его лучших
произведений для органа написаны именно в эти
годы жизни в Веймаре. Предполагалось также, что
Бах будет сочинять кантаты для часовни, и его
великолепная аранжировка для хора, известная под
названием «Иисус, радость Мольбы», является
одной из них. Другая известная мелодия «Пусть
овцы свободно пасутся», также была написана в
это время, но не для церкви. Это была часть
светского произведения, известного как
«Охотничья кантата», которая была написана ко
дню рождения герцога.
К этому времени выдающееся мастерство Баха
органиста сделало его знаменитостью. Должно
было состояться большое состязание на публике,
чтобы сравнить его искусство с игрой приехавшегосамого знаменитого французского органиста Луи
Маршана. Но в назначенное время Маршан не
явился. Он тайно покинул город самой ранней
каретой, вероятно потому, что побаивался своего
соперника.
Известность принесла Баху то, что у него теперь
было много учеников, и он начал сочинять для них
сборник несложных произведений, который назвал
«Клавирная книжечка». Это было началом его
преподавательской деятельности, которая потом
длилась всю его жизнь.
Когда скончался капельмейстер герцога
Вильгельма Эрнста, Бах думал, что эта должность
достанется ему. Но на этот главный музыкальный
пост был назначен сын покойного. Тогда Бах
решил уволиться со службы у герцога. Но тот был
очень рассержен и не отпустил его, а даже на одинмесяц посадил в тюрьму. Своенравный композитор
вскоре был с позором освобожден и ему разрешили
вместе с семьей покинуть двор Веймара.
Годы в Кётене
Несколько последующих лет были очень
счастливыми для Баха. В августе 1717 г. он
получил должность капельмейстера при дворе
принца Леопольда Анхальта Кётенского. Леопольд
любил музыку, и сам хорошо играл на виоле да
гамба. Ему очень нравилось общество Баха, и он
предоставил семье Баха прекрасные комнаты в
своём дворце.
Баха в Кётене почти не просили писать духовную
музыку, и поэтому он начал экспериментировать с
инструментальными произведениями. Он сочинилнесколько сонат и концертов для скрипки и
флейты с жизнерадостными, похожими на песни,
мелодиями. Они показывают, как сильно было
влияние на Баха итальянских композиторов. Он
изучал итальянскую музыку ещё в Веймаре, и
особенно ему нравились концерты Вивальди.
В этот период Бах написал шесть концертов,
посвященных маркграфу Бранденбурга. Мелодии
так искусно сочинены, что каждый инструмент
выгодно проявляет свои лучшие возможности.
Принц Леопольд, вероятно, играл на виоле басовую
линию, в то время как Бах любил играть на
скрипке, так чтобы сидеть посреди музыкантов.
«Бранденбургские» концерты одни из самых
значительных произведений Баха.
Когда все, казалось, было прекрасно, разразилась
трагедия. В июле 1770г., когда Бах вернулся изпутешествия, умерла его жена Мария Барбара.
Неожиданно, после 13 лет семейной жизни, он
остался вдовцом, а его четверо детей без матери.
Но через 17 месяцев Бах женится на Анне
Магдалене Вилке, двадцатилетней певице,
обладательнице сопрано. Их брак был счастливым,
и Бах посвятил ей два сборника своих
произведений.
Между тем два его старших сына проявляли
незаурядные способности к музыке. Бах написал
для них замечательный сборник клавишных пьес,
который учил их исполнять и понимать музыку. Он
назывался «Хорошо темперированный клавир» и
состоял из 24 произведений. В музыке существует
24 музыкальных ключа 12 мажорных и 12
минорных. В этом сборнике Бах поместил
прелюдию и фугу для каждого из них. Черездвадцать лет он напишет второй том этого
сборника с новой прелюдией и фугой для каждого
музыкального ключа.
Кантор Лейпцига
В декабре 1721 г. принц Леопольд, у которого
работал Бах, женился. Новая принцесса не любила
музыки, и она стала настаивать, чтобы её муж не
проводил так много времени с музыкантами. Бах
чувствовал, что пора покинуть Кётен. И еще он
хотел, чтобы его повзрослевшие дети были
поближе к хорошему университету. Поэтому он
написал специальную кантату для конкурса на
должность кантора собора Св. Фомы в Лейпциге.
Он опять, через пятнадцать лет сочинительства
для светских господ, жаждал писать духовнуюмузыку, и город Лейпциг представлял для него
такую возможность.
Лейпциг был большим торговым центром
Саксонии. У него не было своего
аристократического правителя, а он управлялся
городским магистратом. И в мае 1723 года
магистрат предложил Баху новую работу.
Удивительно то, что он был уже третьим
кандидатом на эту должность. Сначала она была
предложена знаменитому композитору Телеману,
но магистрат был раздосадован, когда тот от неё
отказался.
На посту кантора у Баха было очень много работы.
Он должен был сочинять и исполнять музыку
каждую неделю для двух главны соборов города,
присматривать за мальчиками, учащимися школыСв. Фомы, учить их музыке и латыни, и еще
сочинять музыку для городских торжеств.
У него оставалось мало времени для репетиций, а
исполнителями были в основном ученики школы.
Некоторые из них попадали в хор по решению
магистрата, хотя не знали нот, что еще больше
усложняло работу Баха. И кроме всего этого, у
Баха всё больше прибавлялось работы дома, по
мере того, как росла его семья. Всего у него было
20 детей, десять из которых умерли в
младенчестве. Однажды он похвастался своему
другу, что в его семье достаточно талантов, чтобы
составить хор или небольшой оркестр.
Драма в соборе
Несмотря на утомительную работу в
Лейпциге, Бах всё равно продолжал оставатьсяпрекраснейшим исполнителем. Он энергично вел
исполнение своих произведений, играя или на
скрипке, или на клавишном инструменте, и
продолжал восхищать слушателей своей
непревзойденной игрой на органе. Поэтому его
часто приглашали играть в соседние города. Эти
поездки приносили ему хорошие доходы, но зато
ими были недовольны Лейпцигские власти,
которые предпочли бы, чтобы он был просто
хорошим школьным учителем.
Он прожил при соборе Св. Фомы 27 лет до самой
своей смерти. Его отношения на службе были
сложными, и он частенько подумывал об уходе, но
в работе кантора была и своя положительная
сторона. Она давала ему возможность исполнять на
публике свои полномасштабные произведения. В
исполнении этих произведений участвовали хоры,оркестр, солисты, клавишные исполнители и даже
виртуозымузыканты, которые, случалось,
приезжали в город.
Первое из таких грандиозных произведений было
написано Бахом к Пасхе в 1724 г. Оно называлось
«Страсти по Иоанну» и повествовало об истории
Христа, Тайной Вечере, суде и распятии на кресте.
Другое произведение он написал в l727 г. это
«Страсти по Матфею», и оба эти произведения
очень театральны по стилю исполнения. В их
музыке толпы народа взрываются гневом, а такие
образы как апостол Петр, Пилат и Ирод имеют
свои собственные сольные партии. Рассказчик
ведет повествование, а традиционные лютеранские
гимны как бы плавно перевиваются между ариями.
Тот же самый подход он использовал и принаписании в 1734 г. «Рождественской оратории»,
рассказывающей о появлении на свет Христа.
И опять у Баха были неприятности оттого, что он
делает духовную музыку слишком похожей на
оперу. Но для Баха положение улучшилось, когда
в 1730г. во главе школы Св. Фомы встал новый
ректор Иоанн Маттиас Гешнер. Он высоко ценил
музыку Баха и смог улучшить стесненное
положение семьи Баха в школе.
Концерты в кофейнях
К великому сожалению Баха в 1734 году Гешнер
был заменен на посту ректора школы Св. Фомы
высокомерным молодым человеком по имени
Август Эрнести, который считал, что в школе
должно быть меньше музыки. Он постоянно
старался подорвать авторитет Баха и сделал так,что ученики его перестали слушаться. Случались
даже драки в органных хорах во время служб. Так
началась вражда между упрямым кантором и
двадцатисемилетним ректором, которая длилась не
один год.
Бах искал выход. Он решил обратиться прямо к
королю Августу III с прошением о должности
придворного композитора по совместительству. Он
надеялся, что придворный титул оградит его от
Лейпцигских властей. План удался. Он написал
величественную католическую мессу и её первую
часть посвятил королю. Месса Вминор оказалась
самым грандиозным музыкальным духовным
произведением из всех когдалибо написанных, и в
1 736г. он, наконец, получил придворную
должность.Проблемы в школе Св. Фомы все продолжались,
поэтому Бах решил уделять больше времени
сочинению светской музыки. В 1729г. он стал
руководителем кружка под названием Коллегия
музыкантов, который состоял в основном из
музыкантов студентов университета. Они
собирались на свои выступления каждую пятницу в
кофейне Циммермана. Кофе тогда был новым
модным напитком, и посетители Циммермана
попивали кофе из своих чашек и слушали Баха и
его музыкантов. Это было новшеством, так как
тогда еще не устраивались концерты для простой
публики.
Бах переработал для этого коллектива некоторые
из своих сочинений, написанных в Кётене. Кроме
этого, он написал и новые вещи, включая и
жизнерадостную «Кофейную кантату», котораябыла больше всех его остальных произведений
приближена к опере.
Маэстро
Бах был одним из самых великих учителей. Он
написал много учебных пьес, особенно для
клавишных инструментов. В одном из своих
последних произведений Искусство фуг и, он
разбирает самые сложные способы применения фуг
и правил. Это работа опытного маэстро,
передающего свои знания будущим поколениям.
Пятеро его сыновей стали выдающимися
музыкантами. Один из них, Карл Филипп Эмануэль
(17141788) был придворным музыкантом у
Фридриха Великого, молодого короля Пруссии.
Сын организовал для своего отца посещение
королевского двора в Потсдаме. Когда приехалБах, Фридрих, который играл на флейте,
остановился и воскликнул: «Господа, вот Бах
старший!»
Композитор сыграл для него, а позднее написал
специальное «Музыкальное подношение», в основе
которого была мелодия, написанная самим
королем. В эту работу он включил сонату для
флейты и скрипки, чтобы её мог исполнить сам
Фридрих.
С 1750 г. Бах уже меньше работает, отчасти
потому, что его уже меньше интересует работа
кантора и отчасти потому, что он хуже видит. В
конце концов, он соглашается перенести две
операции, чтобы не ослепнуть окончательно.
Анестезирующих средств в те времена не было, и
должно быть боль была невыносимой. Операциибыли неудачными, и его здоровье быстро
ухудшалось.
Он проболел три месяца и скончался 28 июля 1750
г.
Сто лет спустя
Бах был похоронен на кладбище Св. Иоганна в
Лейпциге. Его останки были выкопаны учеными в
1894 г., которые подтвердили, что это именно он
здесь захоронен, и еще раз уже в 1950 г., когда
они были перенесены в собор Св. Фомы.
Приемные дети Анны Магдалены плохо обошлись
со своей мачехой, и ей почти не на что было жить.
Она умерла в нищете через десять лет после
смерти мужа.Кроме Карла Филиппа Эмануэля три других сына
Баха тоже стали знаменитыми музыкантами.
Старший, Вильгельм Фридеман (171 01784), был
хорошим композитором и прекрасным органистом,
но у него никогда не было постоянной работы, и он
умер в бедности. Иоганн Кристоф Фридрих (1732
1792) стал придворным музыкантом в Бёкебурге, а
Иоганн Христиан (17351782) был очень
преуспевающим композитором, который жил в
Англии. Они все понимали, что их отец был
великим человеком, но их собственная музыка
была другого направления. Музыка Баха теперь
звучала старомодно.
Некоторые композиторы, такие как Моцарт, Гайдн
и Бетховен высоко ценили Баха, но всё равно в
течение многих лет он пребывал в забвении. В 1829
г. композитор Феликс Мендельсон в возрасте 20лет дирижировал исполнением «Страсти по
Матфею» впервые через сто лет.
После этого были опубликованы сохранившиеся
сочинения Баха, и с тех пор они исполняются во
всем мире. Влияние его музыки чувствуется и в
современной попмузыке, например, мелодия,
исполняемая на трубе в песне ансамбля «Битлз»
«Пенни Лейн» или в фортепьянном соло в песне
Нины Симоне «Му Ваbу, Just Cares For Ме».
И особый вклад в признание величия Баха
находится в космосе, в тысячах миль от Земли. В
1977г. был запущен космический корабль Вояджер,
на борту которого находится ЗОЛОТОЙ ДИСК с
музыкой Баха, готовой зазвучать, если этот
корабль встретит жизнь на других планетах. И
первыми звуками, представляющими нашечеловечество другим внеземным цивилизациям,
будет «Бранденбургский концерт № 2».
Фредерик Шопен. Повороты судьбы…
Шопен – величайший пианист и композитор,
родившийся в Варшаве и покоривший Париж
своими великолепными сочинениями –
мазурками, полонезами, фортепианными
концертами и этюдами, искрящимися
виртуозным блеском...
Колоссальное влияние на Фредерика
Шопенаоказала его любимая Польша. Именно в
родной стране он черпал силы и вдохновение,
выражая в музыке голос своих соотечественников.
Несмотря на то, что большую часть сознательной
жизни Шопен провёл в Париже, любовь к музыке
зародилась в юноше на его родной земле. В егопроизведениях неизменно слышится танцевальные
ритмы мазурки, разнообразные интонации
фольклорной музыки. В балладах и полонезах
композитор рассказывает о своей стране, о
красотах ее пейзажей и ее трагическом прошлом.
Шопен был известен как блестящий пианист
виртуоз, он имел грандиозный успех в Вене и
Париже, однако нигде не забывал о любимой
Варшаве. Драматические, а нередко и трагические
образы, которыми проникнуты его произведения,
были неизменно связаны и с его личной непростой
судьбой, и с теми событиями, которые переживала
Польша.
Связь с Родиной
Судьба распорядилась так, что отец Шопена –
француз по национальности – когдато
перебрался в Польшу и обосновался там, а самкомпозитор почти всю свою жизнь провёл в
Париже.
Когда в 1735 году бывший король Польши
Станислав I стал герцогом Лотарингии, часть
поляков последовала за ним на эту землю. Николя
Шопен родился в 1771 году в деревне Маранвилль,
принадлежавшей польскому дворянину,
последовавшему за своим королём. Николя
прекрасно владел польским языком и, когда ему
исполнилось шестнадцать лет, приехал в Варшаву.
Обретя новую родину, во Францию он больше не
возвращался.Николя Шопен, отец
Фредерика Шопена. Реконструкция портрета кисти
А. Мирошевского (1829 г.), выполненная Я.
Замойским (1959 г.)Новый дом
Николя понравилась особая атмосфера и дух
польской столицы. Используя свой природный
талант, он сумел устроиться на табачную фабрику.
Французская революция была в самом разгаре,
однако молодой человек предпочитал воинскойслужбе стабильную работу. Тем не менее, в 1794
году он принял участие в национально
освободительном движении Тадеуша Костюшко за
независимость Польши. После поражения армии
Костюшко Николя даже думал о том, чтобы
вернуться во Францию, но ему помешала болезнь.
Между тем, знание языков помогало зарабатывать
на жизнь, и, несмотря на вторичную попытку
уехать на Родину, возвращения так и произошло.
Николя смирился с ситуацией и постепенно
разорвал связи с Францией.
СемьяЮстына Шопен, мать
Фредерика Шопена. Реконструкция портрета кисти
А. Мирошевского (1829 г.), выполненная Я.
Замойским (1959 г.)В 1802 году Николя Шопен
был приглашён в качестве воспитателя к детям
графа Скарбека и в его имении познакомился с
Юстыной Кжижановской. Они поженились в 1806
году.В браке у них родилось четверо детей. Фредерик
Шопен – был вторым по старшинству ребёнком.
Интеллигентность и чуткость родителей
благотворно сказывались на развитии одарённого
малыша. Своей матери Фредерик обязан первыми
музыкальными впечатлениями, привитой с детских
лет любовью к народным мелодиям.
Музыка звучала в этом доме постоянно: отец играл
на скрипке и флейте, а мама немного играла на
фортепиано и пела. Сначала родители подумали,
что мальчик не любит музыку, потому что, когда
мама начинала играть, ребёнок начинал
волноваться и плакать. Но оказалось, что причина
этого влечение к музыке. К пяти годам он уже
умел неплохо играть на фортепиано.
Серьёзно учить его стал известнейший польский
музыкант той поры Войцех Живный. В семь летсостоялся первый концерт мальчика, имевший
большой успех. Тогда же было издано первое
композиторское произведение Шопена
фортепианный Полонез. По этому поводу
варшавская газета писала, что сын профессора
французского языка – «подлинный гений».
Успехи мальчика были так велики, что когда ему
исполнилось 12 лет, Живный сам отказался с ним
заниматься. Он сказал, что ничего уже не сможет
дать своему выдающемуся ученику. Больше
учителей фортепианной игры у Шопена не было.
Всё чего он достиг – результат самостоятельного
труда внутреннего развития и роста.
Рассказывают, что... ...когда Ф. Шопен, будучи
ещё ребёнком, должен был впервые участвовать в
публичном концерте, его долго и тщательноодевали, давали советы, как себя вести, чтобы не
нарушить торжественной обстановки. После
концерта, когда мальчика стали расспрашивать,
что больше всего поправилось публике, он с
гордостью ответил: «Мой белый воротничок!»
Отец Шопена, ставший преподавателем
французского языка в лицее, стремился дать
ребёнку классическое образование – латынь,
греческий, математика и только потом музыка. В
13 лет Шопен поступил в Варшавский лицей.
Польша к тому времени была поделена между
Россией, Пруссией и Австрией.Фредерик Шопен в юном
возрастеЛетнее увлечение
Шопен был общительным мальчиком и легко
находил новых друзей, даже среди молодых
аристократов, которые учились у его отца. Жарким
летом 1824 года Шопен с сестрой Эмилией
проводили каникулы у друзей в Шафарне. Там они
и составили рукописный журнал под названием
«Курьер шафарнский», где и отразилось увлечениеШопена народной музыкой и крестьянскими
танцами (вдохновлённый лёгкими мелодиями, он
сам научился танцевать мазурку). Некоторые
заметки впоследствии стали фортепианными
миниатюрами.
В 1826 году Шопен поступил в Варшавскую
консерваторию. В 1828 году он посетил Берлин
вместе с другом отца – профессором,
отправлявшимся туда на конгресс. В этом городе
Шопен получил незабываемые впечатления,
посещая музеи, театры и встречаясь с известными
людьми своего времени.
Время перемен
В 1829 году в Варшаве состоялась коронация
русского императора Николая I, который былобъявлен польским королём. Это событие не могло
не привести к гражданским волнениям.
К слову, Шопена в данный момент занимало
совсем иное: Варшаву посетил легендарный
скрипачвиртуоз – Паганини. Отец считал, что для
полного расцвета таланта Шопену необходимо
поехать за границу, и в 1830 году молодой человек
прибыл в Вену. Он дал здесь два концерта, в
которых выступил и как автор. Оба концерта
прошли с огромным успехом. Венские
музыкальные критики писали о нем как о гении.
Вырученных денег могло хватить на некоторое
время проживания за границей.
Можно было отправляться в путешествие, но
Шопен откладывал поездку со дня на день.
Политическая обстановка в Польше обостряласьвсе больше: польские патриоты готовили восстание
против русского царизма.
Наконец, день отъезда был назначен.
Вдали от родины
2 ноября 1830 года Шопен выехал в Париж.
Накануне друзья устроили прощальный вечер и
вручили ему серебряный кубок с польской землёй.
Принимая его, Шопен сказал слова, оказавшиеся
пророческими: «Я убеждён, что покидаю Варшаву
и никогда в неё больше не вернусь, и что я говорю
вечное «прощай» моей родине». Словам этим
суждено было сбыться.
Спустя две недели после его отъезда в Варшаве
началось восстание. Узнав об этом, Шопен хотел
уехать домой. Но друзья убедили его, что он
должен служить родине своим искусством,которое при сложившейся в Польше обстановке
было бы обречено на гибель. Ему оставалось
только тревожиться за участь своих родных, за
исход восстания издали.
Фредерик Шопен. Портрет
неизвестного художника (1831 г.)Попытка поляков
добиться победы не увенчалась успехом. Польша
стала частью Российской империи, на неё дажераспространялись действовавшие по всей России
монетная система, системы мер и весов. Только в
1918 году Польша восстановила свою
независимость.
Успех в Париже
Поражение восстания навсегда отрезало Шопену
путь на родину. Осенью 1831 года, будучи 21
летним, он приехал в Париж, где оставался до
конца своей жизни.
Именно здесь он завоевал репутацию
замечательного пианиста и композитора. В салонах
французской и польской аристократии слава
Шопена росла чрезвычайно быстро, знатные
вельможи с удовольствием слушали его игру и
становились преданными поклонниками
композитора. Великолепные миниатюры Шопена –вальсы, мазурки, ноктюрны и этюды как нельзя
лучше подходили для исполнения в таких тесных
кружках, поскольку сам Шопен не любил играть
для большой аудитории.
Прослушав одно из произведений Шопена
Вариации на тему из оперы Моцарта «ДонЖуан»,
немецкий композитор Р. Шуман писал: «Шапки
долой, господа, перед вами гений!»
Поворот судьбы. 1838 годЖорж Санд (Амандина Аврора
Люсиль Дюпен), французская писательницаВ
Париже Шопен встретил главную любовь своей
жизни – писательницу Аврору Дюдеван, известную
под псевдонимом Жорж Санд.
Его первоначальная настороженность и
предубеждение постепенно переросли в страсть.
Мужское имя в качестве псевдонима, мужские
наряды, сигары, свободные взгляды писательницышокировали многих. К тому же она была на шесть
лет старше композитора и в разводе с мужем.
Однако её смелость увлекала Шопена.
Это была талантливая писательница,
художественно одарённая натура, обладавшая и
музыкальными способностями. Она сыграла
большую роль в жизни Шопена. Их роман длился
девять лет.
Дом, где поселились Шопен и Жорж Санд, стал
одним из интереснейших салонов. Здесь можно
было встретить Мицкевича, Бальзака, Гейне,
представителей польской аристократии.
В ноябре 1838 года Шопен и Жорж Санд уехали на
Майорку в надежде, что тёплый климат окажет
благотворное влияние на здоровье композитора.
Конец романаЗима, проведённая на Майорке в заброшенном
монастыре в Вальдемоссе, стала испытанием для
их чувств. Болезнь в сочетании с тревогой о судьбе
Польши чуть не убила Шопена, поэтому в 1839
году было принято решение вернуться во Францию.
Летом Шопен и Санд жили в ее поместье в Ноане,
а остальное время проводили в Париже. Девять лет
Жорж Санд самоотверженно ухаживала за
Шопеном, но обязанности сиделки не
способствовали поддержанию пылких чувств. Их
отношения были бурными и завершились отнюдь не
счастливой развязкой, которую ускорила ссора
композитора с сыном писательницы Морисом. Их
последняя встреча состоялась в начале марта 1848
года. Шопен всегда носил с собой локон ее волос,
который хранился в записной книжке композитора,и он каждый раз перекладывал его из старой
книжки в новую.Эпитафия. Замурованное
сердце Фредерика Шопена. Костёл Святого
Креста, Варшава, ПольшаПоследние годы жизни