Урок русского языка "Гласная перед суффиксом – л- в глаголах прошедшего времени".
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
26.02.2017
Образовательные: Формирование умения проверять гласную перед суффиксом - л-. Расширение словарного запаса. Совершенствовать умение составлять предложения и связные тексты.
Воспитательные: Воспитывать культуру поведения в учебном диалоге.
Развивать связную речь, умение пользоваться толковым словарем. Развивать мышление, память, внимание.
Формировать УУД: - Регулятивные УУД: определять и формулировать учебную задачу, корректировать, оценивать свою работу. - Коммуникативные УУД: вести учебный диалог с учителем и одноклассниками, работать в группе, выражать свои мысли, выступать перед аудиторией. - Познавательные УУД: формулировка проблемы, гипотезы; моделирование; анализ объектов; поиск и анализ информации в разных источниках, составление устных и письменных высказываний, обобщать свои знания по теме. - Личностные: способность к оценке своих учебных достижений.
конспект урока русский.docx
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА
Гласная перед суффиксом – л в глаголах прошедшего времени.
(Тема урока)
1. Ф.И.О. : Шараева Татьяна Дмитриевна
2. Место работы: МКОУ «Татальская СОШ» Юстинский район
3. Должность: учитель начальных классов
4. Предмет: русский язык
5. Класс: 4 класс
6. Тема: «Гласная перед суффиксом – л в глаголах прошедшего времени».
Урок №1
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель
Задачи
Технология обучения
Методы обучения
Создание условий для изучения новой темы и первичного закрепления.
Образовательные: Формирование умения проверять гласную перед суффиксом л. Расширение
словарного запаса. Совершенствовать умение составлять предложения и связные тексты.
Воспитательные: Воспитывать культуру поведения в учебном диалоге.
Развивать связную речь, умение пользоваться толковым словарем. Развивать мышление, память,
внимание.
Формировать УУД:
Регулятивные УУД: определять и формулировать учебную задачу, корректировать, оценивать
свою работу. Коммуникативные УУД: вести учебный диалог с учителем и
одноклассниками, работать в группе, выражать свои мысли, выступать перед аудиторией.
Познавательные УУД: формулировка проблемы, гипотезы; моделирование; анализ объектов;
поиск и анализ информации в разных источниках, составление устных и письменных высказываний,
обобщать свои знания по теме. Личностные: способность к
оценке своих учебных достижений.
Технология системно деятельностного подхода.
Проблемное изложение, частично поисковый метод, исследовательский метод , моделирование. Формы и виды
деятельности:
Предварительная
работа:
Фронтальная, групповая, индивидуальная работа, дидактическая игра, дискуссия, физминутки,
устные доклады.
9 учащихся находят в бумажном или электронном вариантах словаря предложенные учителем
глаголы, составляют краткий рассказ о лексических значениях слова, подбирают иллюстрации к
презентации, передают их учителю. До урока в группах распределяются роли "координатор",
"секретарь", "мудрец", "критик ", "докладчик".
Оборудование Компьютер. Доска. Экран (интерактивная доска). Проектор. Презентация к уроку. Конверт письмо.
Толковый словарь. Ключ из бумаги, маркер.
Этапы урока,
цели
I. Мотивация
к учебной
деятельности
(2 мин.)
Цель:
организовать
начало урока,
мотивировать
детей на
работу.
Деятельност
ь
учителя
Проверяет
готовность
класса к
уроку,
организует
начало
работы в
тетрадях.
Читает
письмо.
Технологическая карта урока
Задания для учащихся
Деятельность
учеников
Планируемые результаты
Предметные
УУД
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Запишите в тетрадях число, "Классная
работа".
Ребята, почтальон нам принес необычное
письмо.
(Слайд 1)
Приветствую вас, друзья! Я – Профессор
Грамотных наук, живу в городе Грамотеев.
Жители улицы Глаголов просят вас
построить им новые домики. Вы сможете
это сделать, если по дороге в город
преодолеете все препятствия и
внимательно изучите новую тему. Вы
готовы отправиться в путешествие?
Проверяют
свою
готовность к
уроку,
записывают
число,
"Классная
работа".
Слушают текст
письма.
Вступают в
диалог с
учителем.
Да
Умение
ориентироват
ься в
тетради.
Графический
навык.
Умение
организовать
рабочее место.
Умение
воспринимать
устную
информацию.
(Познавательные
УУД) Организует
постановку
цели урока.
II.
Постановка
цели урока.
(1 мин.)
Цель:
организовать
постановку
цели урока.
Ребята, поможем жителям города
Грамотеев?
В каком случае мы сможем им помочь?
А что значит изучить новую тему?
Чем это путешествие будет полезно для
нас?
III.
Актуализаци
я знаний.
(5 мин.)
Цель:
актуализирова
ть знания по
теме.
Организует
работу в
группах.
Организует
самопроверк
у и
самооценку
работы.
Итак, ребята тема нашего урока «Гласная
перед суффиксом – л в глаголах
прошедшего времени»
(Слайд 2)
Как вы думаете, с чего нам лучше начать
такой трудный путь?
Профессор Грамотных наук предлагает
нам взять с собой багаж чемоданчики.
Будем работать в группах. Назовите
правила групповой работы.
1. Помогать друг другу.
2. Соблюдать культуру общения.
3. Быть активными.
У вас есть карточка чемоданчик "Мы
знаем, что...". Заполните её вместе. Время
1 минута.
Да
Если изучим
новую тему.
узнать правило,
научиться его
применять.
Мы узнаем что
то новое,
будем учиться
грамотно
писать и
говорить.
Формулируют
цель урока.
Повторить то,
что знаем.
Работают в
группах,
вставляют
пропущенные
слова в
карточку.
Один из
докладчиков
Умение
воспринимать и
строить устное
высказывание
(Познавательные
УУД).
Умение
определять и
формулировать
цель урока.
(Регулятивные
УУД).
Глагол как
часть речи.
Начальная
форма
глагола.
Времена
глагола.
Спряжение
глаголов.
Образование
глаголов
прошедшего
времени.
Умение вести
учебный диалог с
одноклассниками.
(Коммуникативн
ые УУД)
Умение оценивать
свои учебные
достижения.
(Личностные
УУД)
Умение
составлять
письменное «Мы знаем, что …»
Глагол – это часть речи, которая
обозначает действие предмета.
Глагол в начальной форме отвечает на
вопросы что делать? что сделать?
У глаголов 3 времени: настоящее,
прошедшее и будущее.
Глаголы прошедшего времени
образуются с помощью
суффикса – л –.
Глаголы прошедшего времени не
спрягаются, но в ед. числе имеют род.
Прочитайте. Оцените правильность
вашей работы на полях в тетради:
+ без ошибок
+ 1 2 ошибки
3 и более ошибок
Мы собрали багаж и отправляемся в путь.
На нашем пути первое препятствие
река. (Слайд 3)
Профессор предлагает нам построить
плот из слов. Для этого нужно вставить
пропущенные буквы (устно).
П _ плыл, скр _ петь, пиш _ м, з _ шёл,
ж _ леть, та _ л, п _ р _ дал, езд _ л,
крас _ шь, гл _ деть, держ _
шь, дум _ л.
С какой трудностью вы столкнулись в
задании?
(Слайд 4)
высказывание
(Познавательные
УУД).
читает.
Остальные
проверяют,
сверяют свою
работу с
образцом и
оценивают.
Комментируют
выполнение
задания.
Не можем
вставить
пропущенные
безударные
гласные в
словах таял,
Правописани
е безударной
гласной в
разных
частях слова.
Разбор
глаголов по
составу.
Правило о
правописани
и гласной
перед л в
глаголах.
Умение вести
учебный диалог с
учителем и
одноклассниками.
(Коммуникативн
ые УУД)
Умение строить
устное
высказывание
(Коммуникативн
ые УУД).
Умение
ориентироваться
IV. Изучение
нового
материала.
(10 мин.)
Цель:
организовать
проблемный
диалог и
подвести к
формулировке
правила.
С помощью
проблемной
ситуации и
частично
поискового
метода
подводит
учащихся к
формулиров
ке правила. в своей системе
знаний;
осуществлять
анализ объектов
(Познавательные
УУД).
Умение
формулировать
проблему,
выдвигать
гипотезы,
доказывать свою
точку зрения
(Познавательные
УУД)
Умение
определять и
формулировать
учебную задачу
(Регулятивные
УУД)
Выпишем эти слова столбиком. Чем
похожи эти глаголы? Разберите их по
составу. Поставьте ударение.
В какой части слова находится
орфограмма?
А сейчас обсудите вместе, можно ли
применить известные нам способы
проверки безударных гласных? Время 1
мин.
Проверим ваши гипотезы.
Гипотезы:
1. Поставить под ударение не получается
подобрать проверочное слово.
2. Поставить в форму множественного
числа, как существительные с ик , ек
гласная не становится ударной.
3. Проверить по словарю в словарях дана
только начальная форма.
Какой вывод можем сделать?
Где можем узнать новое правило?
Профессор предлагает нам догадаться
самим и даёт подсказку.
(Слайд 5)
Что Профессор сделал с глаголами?
ездил, думал.
Это глаголы
прошедшего
времени.
В суффиксе.
Выдвигают
гипотезы.
С помощью
учителя
проверяют
гипотезы и
выводят способ
проверки .
Формулируют
правило.
Известные нам
способы
проверки не
подходят. У
глаголов есть
своё правило.)
В учебнике, у
учителя, в
Интернете, в
справочнике.
Поставил в
начальную
форму и
выделил Зачем нужна начальная форма?
Запишите их.
(Слайд 6)
Что теперь сделал Профессор?
(Слайд 7)
Посмотрите внимательно на пары слов.
Что вы заметили?
Кто уже догадался, каким будет новое
правило? (Слайд 8)
Подчеркните орфограмму, как на доске.
Спросим у Профессора, верно ли мы
догадались.
(Слайд 9)
Мы сумели вывести новое правило?
А еще мы построили плот из слов и
переплыли реку.
Физминутка. (Слайд 10)
(Слайд 11)
Отправляемся дальше. Перед нами лес.
Чтобы не заблудиться в нём, нужно
протоптать тропинку из глаголов.
Сформулируйте задание. Нужно записать
глаголы в форме прошедшего времени.
Комментируем так:
Ударение падает на…
Перед суффиксом Л пишется гласная
V. Первичное
закрепление.
(5 мин.)
Цель:
организовать
работу по
применению
правила на
письме.
Организует
работу над
упражнениям
и.
Прикрепляет
опорную
карточку на
доску.
окончание ть.
Проверочные
слова
Выделил
гласную перед
ть
Гласные перед
л и перед ть
одинаковые.
В глаголах
прошедшего
времени перед
л пишется та
же гласная, что
и перед ть в
начальной
форме.)
Выполняют
упражнения
письменно. По
цепочке
комментируют
написание слов.
Обозначают
орфограмму.
Правописани
е гласной
перед
л в
глаголах
прошедшего
времени.
Умение
определять и
формулировать
учебную задачу
(Регулятивные
УУД)
Умение строить
устное
высказывание по VI.
Моделирован
ие. (5 мин.)
Цель:
составить
модель к
правилу.
Организует
работу в
группах,
коллективны
й анализ
работ, выбор
лучшей
схемы.
…, потому что начальная форма …
Клеить , прошедшее время (что делал?)
клЕил, ударение падает на Е.
Перед суффиксом Л пишется гласная И,
потому что начальная форма (что
делать?) клеИть
Чему мы сейчас учились?
Вместе мы вышли из леса.
И вот перед нами ворота города
Грамотеев! (Слайд 12)
Но чтобы открыть ворота, нам нужен
ключ. Будем работать в группах.
Составьте модель к правилу, как
проверить гласную перед л.
Докладчики, расскажите правило по
вашему ключу. Согласны ли вы с этими
ответами? Оцените ключ вашей группы на
полях в тетради:
+ ключ правильный и понятный
+ ключ правильный, но с ошибкой в
оформлении
ключ не подходит к правилу
А у Профессора получился такой ключ.
Верен ли он? Запишите в тетрадь самую
понятную для вас модель.
Мы открыли ворота и вошли в город
Грамотеев. Физминутка. (Слайд 13)
опорной
карточке.
(Познавательные
УУД).
Умение сверять
свою работу с
образцом и
корректировать
её (Регулятивные
УУД).
Моделирование
(Познавательные
УУД)
Умение
осуществлять
анализ объектов
(Познавательные
УУД)
Умение оценивать
свою и чужую
работу
(Регулятивные
УУД)
Применять
правило на
письме.
В группах
составляют
модель для
правила,
оформляют её
на ключе,
прикрепляют
ключ на доску.
Докладчики
рассказывают
правило по
модели.
Оценивают
правильность
моделей.
Правописани
е гласной
перед
л в
глаголах
прошедшего
времени
(модель
правила). Организует
прослушиван
ие рассказов
и просмотр
иллюстраций.
Показывает
классу
"Толковый
словарь".
VII.
Расширение
знаний по
теме. (12
мин.)
Цель:
познакомить
со значениями
некоторых
глаголов,
тренировать в
написании
глаголов с
Я.
(Слайды 1421)
Перед нами улица Словарей. Назовите
эти словари. Прочитайте слова, которые
они нам предлагают.
Чем они похожи? (В этих глаголах
пишется Я.)
Ребята нашего класса искали эти слова в
толковом словаре. Как вы думаете, зачем?
(Чтобы узнать значение этих слов.).
Давайте послушаем, что узнали ребята.
(Приложение 1)
Какой вывод вы можете сделать? (Глаголы
часто имеют несколько значений.)
(Слайд 22)
Объясните, какую гласную надо писать в
этих глаголах в прошедшем времени.
Выполните самостоятельную работу на
листочке.
Вставьте в предложения подходящие по
смыслу глаголы. Обозначь новую
орфограмму.
(слайд 23)
Мороженое быстро __________в руках
малыша.
Заботливая мама _______свою
маленькую дочку.
Моё сердце ____________, что случится
беда.
Вдали громко ___________лисица.
На сильном ветру __________большие
флаги.
Лексическое
значение
глаголов
веять,
реять,
сеять,
лелеять,
таять,
чуять,
лаять.
Предложение
.
Называют
словари. Один
ученик читает
слова.
Рассказывают о
разных
значениях
глаголов.
Слушают
рассказы
однокласснико
в. Объясняют
написание слов.
Выполняют,
проверяют и
оценивают
самостоятельну
ю работу.
Умение
воспринимать
устную
информацию.
(Познавательные
УУД)
Умение выступать
перед аудиторией
(Коммуникативн
ые УУД).
Умение
составлять
высказывание.
(Познавательные
УУД).
Умение искать и
анализировать
информацию.
(Познавательные
УУД)
Чтобы научиться
писать эти
слова и
правильно их
употреблять в
речи.
Трудное
написание,
имеют много
разных
значений.
Находят
лишнее слово и
доказывают
свой выбор.
Объясняют
написание
гласной перед
л .
Весной бабушка __________в огороде
морковь, капусту, свёклу.
Запиши своё
предложение____________________
Прочитайте. Оцените свою работу:
+ без ошибок
+ 1 2 ошибки
3 и более ошибок
Для чего мы провели всю эту работу?
Почему вам были предложены именно
эти глаголы?
(Слайд 24)
А сейчас мы попали на улицу
Занимательных заданий. Из каждой группы
слов нужно найти лишнее слово и
объяснить в нём орфограмму.
беж _ л
лет _ л
слыш _ л безударная гласная перед л
кот наплак _ л это фразеологизм,
означает "мало"
увид _ л радугу
стро _ л дом
та _ л
чу _ л
обид _ л пишется не Я.
Ударение.
Орфограмма.
Фразеологиз
м.
Уметь оформлять
свои мысли в
устной и
письменной
форме
(Коммуникативн
ые УУД).
Умение
анализировать
объекты.
(Познавательные
УУД)
Умение вести
учебный диалог
(Коммуникативн
ые УУД)
Организует
устное или
письменное
выполнение
задания.
VIII.
Применение
знаний в
нестандартно
й ситуации
(если
осталось
время урока)
(5 мин)
Цель:
создать
условия для
применения
знаний в
нестандартной
ситуации. Организует
обобщение
знаний.
IX. Итог
урока. (2
мин.)
Цель:
обобщить
знания,
полученные на
уроке.
Организует
самоконтрол
ь и
самооценку
по опорной
карточке.
X.
Рефлексия.
Домашнее
задание.
(3 мин.)
Цель:
создать
условия для
рефлексии,
выбора
домашнего
задания.
(Слайд 25)
Ребята, вот мы и попали на улицу
Глаголов! Нас встречают весёлые жители
города! Они
спрашивают нас: "Что вы узнали по новой
теме?" (Правило, как применить его на
письме, глаголы с Я.)
"Были ли вы внимательны? Назовите
гласные, которые встречались вам в
суффиксах, и тогда на нашей улице
появятся новые домики!" (А, Я, Е, И)
Молодцы, ребята! Посмотрите, какие
красивые домики у нас получились!
Жители города и Профессор Грамотных
наук благодарят нас за помощь и отличную
работу на уроке.
Давайте построим цветные домики и в
наших тетрадях. Посмотрите на свои
отметки в течение урока и нарисуйте на
полях:
Зелёный домик очень хорошо понял тему
Жёлтый домик не очень хорошо понял
тему
Красный домик не понял новую тему
Оценим работу наших групп.
Если ваша группа не нарушила ни одного
правила нарисуйте над домиком
солнышко. Если
ваша группа нарушила 1 2 правила
групповой работы нарисуйте солнышко и
тучку. Если группа
Правописани
е гласной
перед л в
глаголах
прошедшего
времени.
Суффикс.
Составляют
устные
высказывания о
том, что узнали
на уроке. По
тетради
называют
гласные в
суффиксах
глаголов.
Оценивают
результат
работы на
уроке.
Оценивают
результат
работы группы.
По желанию
составляют
предложения
по карточке.
Выбирают
домашнее
задание.
Умение обобщать
свои знания по
теме
(Познавательные
УУД)
Умение
составлять устное
высказывание.
(Познавательные
УУД).
Умение
анализировать
объекты.
(Познавательные
УУД)
Умение оценивать
и корректировать
свою и чужую
работу.
(Регулятивные
УУД)
Умение оценивать
свои учебные
достижения
(Личностные
УУД)
Умение
составлять устное
высказывание.
(Познавательные УУД).
нарушила 3 и более правил нарисуйте
тучку.
Кого вы можете поблагодарить из вашей
группы?
Оцените свои достижения по опорной
карточке.
(Слайд 26)
У меня хорошо получается ....
Но иногда я допускаю ошибки ...
Чтобы ошибок не было, мне нужно ...
Профессор предлагает вам выбрать
домашнее задание: упражнение из
учебника или придумать рассказ с 5
глаголами на новое правило.
Спасибо вам за плодотворную работу!
Урок окончен. (Слайд 27)
Директор школы: Э.Ч. Муев
Приложение 1.
1 ученик: Я расскажу вам о глаголе "реять". Он имеет 2 значения.
1. Плавно развеваться на ветру. Например: "На главной площади города реют красивые флаги".
2. Летать. Плавно парить. Например: "В небе реял большой орёл".
2 ученик: Глагол "веять" также имеет разные значения.
1. То же, что "реять". На крыше реют яркие знамёна.
2. Слабо дуть. Например: "От цветка веяло приятным ароматом".
3. Ожидаться, чувствоваться. Например: "В окно повеяло весною".
Интересно, что от глагола "веять" образовалось знакомое всем слово "веер"(Обмахивает лицо веером).
3 ученик: Я расскажу о глаголе "сеять".
1. Рассыпать, сажать семена в землю.
2. Просеивать через сито. Мама просеяла муку и замесила тесто.
3. Ещё так говорят о мелком дожде или снеге. С утра сеет мелкий дождь. 4 ученик: Глагол "лелеять" означает
1. Нежить, холить, заботливо ухаживать. Например: "Заботливая мама лелеет своего малыша".
2. А ещё говорят так: "Приятная музыка лелеет слух".
5 ученик: Глагол "таять" также может иметь разные значения.
1. Обращаться в жидкое состояние под действием тепла. На моей ладони тает красивая снежинка. Сладкое печенье тает во рту.
2. Постепенно исчезать. Запасы в нашей кладовке быстро таяли.
3. Есть интересное значение этого глагола: "худеть, чахнуть". Например: "Больной таял на глазах".
6 ученик: Глагол "чуять" означает:
1. Распознавать чутьём. Собака учуяла след преступника.
2. Предчувствовать, догадываться. Например: "Сердце почуяло неладное".
3. О человеке, который устал, говорят так: "Ног не чует от усталости".
7 ученик: Глагол "лаять" означает:
1. Издавать громкие, резкие. отрывистые звуки. Лает собака. Лает лисица.
2. Есть еще одно значение этого слова бранить, ругать.
Мы использовали в работе "Толковый словарь" Ожегова. Если почаще заглядывать в него, можно узнать новые интересные
значения слов. Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5
Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10
Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 Слайд 15
Слайд 16 Слайд 17 Слайд 18 Слайд 19 Слайд 20 Слайд 21 Слайд 22 Слайд 23 Слайд 24 Слайд 24
Слайд 25 Слайд 26
Урок русского языка "Гласная перед суффиксом – л- в глаголах прошедшего времени".
Урок русского языка "Гласная перед суффиксом – л- в глаголах прошедшего времени".
Урок русского языка "Гласная перед суффиксом – л- в глаголах прошедшего времени".
Урок русского языка "Гласная перед суффиксом – л- в глаголах прошедшего времени".
Урок русского языка "Гласная перед суффиксом – л- в глаголах прошедшего времени".
Урок русского языка "Гласная перед суффиксом – л- в глаголах прошедшего времени".
Урок русского языка "Гласная перед суффиксом – л- в глаголах прошедшего времени".
Урок русского языка "Гласная перед суффиксом – л- в глаголах прошедшего времени".
Урок русского языка "Гласная перед суффиксом – л- в глаголах прошедшего времени".
Урок русского языка "Гласная перед суффиксом – л- в глаголах прошедшего времени".
Урок русского языка "Гласная перед суффиксом – л- в глаголах прошедшего времени".
Урок русского языка "Гласная перед суффиксом – л- в глаголах прошедшего времени".
Урок русского языка "Гласная перед суффиксом – л- в глаголах прошедшего времени".
Урок русского языка "Гласная перед суффиксом – л- в глаголах прошедшего времени".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.