Урок русского языка на тему "Правописание суффиксов -ик-, -ек-.(2 класс, русский язык)
Оценка 4.7

Урок русского языка на тему "Правописание суффиксов -ик-, -ек-.(2 класс, русский язык)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык +1
2 кл—11 кл +1
27.08.2018
Урок русского языка на тему "Правописание суффиксов -ик-, -ек-.(2 класс, русский язык)
Учащиеся знакомятся с правописанием суффиксов -ик-, -ек-. Самостоятельно формулируют правила, читают сказку, отправляются с героями мультфильма в "Страну невыученных уроков", отрабатывают навыки правильного написания суффиксов. Выполняют задания по группам, парами. Закрепляют тему урока с помощью тренажёра. Завершается урок рефлексией и домашним заданием.Урок русского языка на тему "Правописание суффиксов -ик-, -ек-".
Русский язык 2 класс ик, ек.docx
Предмет: русский язык Класс: 2 Автор учебника: С.И.Иванов (УМК «Начальная школа XXIвека) Тип урока: урок «открытие» новых знаний Тема: «Правописание суффиксов –ик, ­ек» Цели урока:  предметные:формировать умение грамотно писать слова с суффиксами –ик, ­ек ( организовать наблюдение за словами с данными  суффиксами,подвести детей к открытию способа проверки); способствовать развитию орфографической зоркости;  метапредметные:способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формировать   умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия;учить делать выводы и обобщения. личностные:развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и  учителем. Формы организации познавательной деятельности: парная, индивидуальная, фронтальная. Методы обучения:    по источнику знаний:   словесные, практические, наглядные; по уровню познавательной активности:  частично ­ поисковый; по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный. Оборудование:  проектор, компьютер,  презентация, мультфильм «В стране невыученных уроков»(отрывок), книга Л.Гераскина «В стране невыученных уроков»,  карточки для парной работы, дидактический материал 1 Этапы работы Деятельность учителя Ход урока: Мотивация    к   учебной деятельности. Актуализация знаний. Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Ножки вместе, Спинки ровно И к уроку всё готово. Прозвенел звонок на урок. Добрый день, детки! Пусть этот день несёт нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами. (Тренинг: Прекрасно всё на небе, прекрасно на Земле. Прекрасно всё вокруг, прекрасно всё во мне.) Вам предстоит сегодня сделать маленькое, но очень важное открытие. Желаю вам творческих успехов. Слайд 3. Наш урок мне хочется начать словами: «Грамотность – это вежливость  автора по отношению к читателю» ­Как вы понимаете эти слова? ­Как   вы   думаете,   к   какому   блоку   будет   относиться   сегодняшний   урок? (Правописание) ­Какая учебная задача стоит перед нами на уроках этого блока? На уроке русского языка мы продолжим знакомиться с тайнами правописания слов русской речи, чтобы наша речь была красивой, многообразной и грамотной. Деятельность ученика Организация   на урок. УУД Мотивация   к учебной деятельности Мотивация   к учебной деятельности Объясняют собственное понимание высказывания. Определяют   тип урока. 2 ­ Я желаю вам удачи. ­Так   как,   наш   урок   посвящён   правописанию,   давайте   вспомним,   с   какими орфограммами мы познакомились в этом учебном году? ­ Правописание безударных гласных в корне слова. ­ Правописание парных согласных в корне слова. ­ Правописание непроизносимых согласных в корне слова. ­Что заметили? (Все орфограммы стоят в корне слова) На    предыдущих уроках мы познакомились с суффиксами. Вы научились писать суффиксы.   Я   предлагаю   следующее   задание:   Образуйте   от  данных   слов   новые уменьшительно­ласкательные слова Слон –  Тигр –  Медведь – Ключ –  Замок –  Как поняли задание? Один ученик выполняет у доски, другие самостоятельно. Представим полученные результаты. Кто согласен, что написано на доске поднимите руку. Кто нет? Что мы будем проверять? В каких суффиксах у вас не было затруднений? В каких встретили затруднения?(ключик, замочек) Вспоминают изученные орфограммы. Слушают,   читают задания, представляют результат, определяют цель и способ деятельности через   понимание задание. Выполняют задание. Предъявляют результаты, оценивают полученные результаты, соотнося   их   с целью. Формулируют свое затруднение (недостаточность знаний,   способов действий). Умение принимать   и сохранять учебную задачу. 3 Выполнение задания. Планирование деятельности. Постановка учебной задачи. Слайд 4. Давайте попробуем ответить на все вопросы по порядку. Как называется эта орфограмма? Запишем слова, выделим корни, поставим ударение.  Ударный или безударный гласный звук в суффиксах? (В суффиксе –ик­ безударный гласный звук, и  в –ек­ тоже безударный). Скажите совпадает или расходится произношение суффикса с его обозначением на письме? (В слове ключик­совпадает, а в слове замочек­расходится). Сделаем вывод: Чтобы правильно написать суффиксы нужно знать правило. Слайд  5.Тема нашего урока «Правописание суффиксов –ик, ­ек­. Называют критерий классификации. Сталкиваются   с затруднением   (не могут назвать орфограмму в словах). Ставят   учебные задачи.   Открытие нового знания. Слайд 6,7.  Я предлагаю вам заглянуть сейчас в сказку «В стране невыученных уроков», где главный герой Витя Перестукин попал в затруднительную ситуацию. Какое проблема встала перед Витей? (он не знает, как записать слова). ­Можем ли мы ему помочь? Чтобы достигнуть цели урока, можно идти разными путями. 1 путь. Взять готовое правило. 2 путь. Самим это правило изобрести. Слайд 8. Каким путём пойдём и почему? (лучше попробовать самим выявить правило, чтобы лучше им овладеть и запомнить его).   Называют орфограмму. Умение сотрудничать со сверстниками. Умение наблюдать, анализировать, сравнивать   и делать выводы. 4 ­Давайте всё­таки поможем Вите решить его проблему. Посмотрите внимательно на данный ряд существительных. Слайд 9. (кузнеч…к, сыноч…к, мячики, сыночки, мяч…к, ореш…к, кузнечики, орешки) На какие две группы можно разделить слова? (На сущ. в ед.ч.и во мн.ч.) Ед.ч кузнеч…к сыноч…к мяч…к ореш…к Мн.ч. кузнечики сыночки мячики орешки Проверка. Слайд 10. Как выбрать нужную букву, чтобы правильно написать суффикс? Как вы думаете? Для этого проанализируем слова второго столбика. Что интересного вы заметили?  (Я думаю, что если при изменении слова гласный И остаётся, то его и надо писать в суффиксе  –ик­.  А  если  при изменении  формы  слова  гласный  исчезает,  то надо писать –ек­ ­Какой вывод мы сделаем? ­Можно ли проверить слова с суффиксами ­ик, ­ек?  ­Что для этого надо сделать? Сравните свой вывод с выводом, который предлагают нам  авторы  учебника.   Откройте  учебник  на  странице  133.    Совпадают  ли   они? Слайд 11. ­Значит, мы совершили верное открытие. ­Давайте посмотрим, смог ли Витя Перестукин справиться со свой проблемой? (просмотр отрывка из мультфильма )Слайд 12. Записывают слова, испытывая затруднение правописании суффикса. в     за Наблюдают словами ( изменяют форму слова   –   выделяют суффиксы). Умение наблюдать, анализировать, сравнивать   и делать выводы. Обсуждают   свои наблюдения. вывод, Делают   сравнивают собственный вывод   с   правилом в учебнике. 5 Как видим, Витя Перестукин смог отличить –ик от –ек­. Это было единственное правило, которое он знал. У Вити было слово помощник «нет». Слайд 13. Давайте вернёмся к нашим словам. Можем ли мы теперь их записать без ошибки. Слайд 14,15. Послушайте сказку, которая поможет вам запомнить правило. (Читает ученик). Сказка.    В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа, где они учились.     Суффикс –ИК­ был прилежным учеником, а о его друге, суффиксе –ЕК­, этого сказать было нельзя. Был он самым настоящим прогульщиком: вернее. –К­ всегда оставался на месте, а –Е­ умудрялся улизнуть.    Один раз, когда –Е­  опять убежал, учитель, Суффикс –ТЕЛЬ­, решил с того дня считать –Е­ в суффиксе –ЕК­ беглым гласным.        И сейчас, когда мы начинаем склонять слова с суффиксом –ЕК­, гласный –Е­ всегда выпадает, становится беглым. Вот посмотрите (это не сказка, а быль):   замочек – замочка, замочку;   платочек – платочка, платочку. При произношении слова с суффиксом –ИК­ приседайте, а с суффиксом –ЕК­ поднимайте руки вверх делайте хлопки. ПальчИк,   кусочЕк,   личИко,   мешочЕк,   мячИк,   винтИк,   платочЕк,   овражЕк,   самолётИк, садИк, пирожочЕк.  Физминутка. Первичное закрепление   с комментирова ­нием во внешней речи.   ­Для того, чтобы мы смогли писать слова с суффиксами –ик, ­ек, я предлагаю вам составить алгоритм. Слайд 16. Составляют алгоритм. Умение составлять алгоритмы. Пошаговый   и итоговый взаимо­ и самоконтроль.   Умение сотрудничать со сверстниками 6 1) Изменить форму слова. 2) Если гласный «убегает» пиши –ЕК­,     Если гласный сохраняется пиши –ИК­. Самостоятель­ ная   работа   с последующей самопроверко й по эталону. ­Итак, мы ответили на все вопросы. А сейчас я предлагаю вам потренироваться. Будем работать в парах. Возьмите карточку. Действуя по алгоритм запишите слова парами по образцу.  Горош... к, веноч…к, чулоч…к, карандаш…к, кирпич…к, нос…к, звоноч…к, сыноч…к, клубоч…к, шалаш…к, журавл…к, корабл…к. Образец: горошки­горошек      Слайд 17. Слайд 18. ­Давайте проверим, как вы справились с этим заданием. (проверка) Подведение итогов. Рефлексия. Выборочный диктант. Слайд 19. (Один пишет с –ик­, другой с –ек­) Дворик, дождик, орешек, кусочек, птенчик, козлик, колокольчик, бубенчик,  барашек, цветочек, огородик, коврик. по   Действуя составленному алгоритму записывают слова. Выполняют самостоятельную работу.   по Проверяют эталону. Оценивают умение писать слова.  Пошаговый   и итоговый взаимо­ и самоконтроль.   Умение  плани­ ровать, контро­ лировать оценивать учеб­ные действия.   и 7 Домашнее задание. Проверка. Слайд 20.   ­Какую учебную задачу мы поставили перед собой на уроке? ­Смогли мы её достичь? ­На какие вопросы мы должны были ответить? ­Сумели ли мы это сделать? ­Покажите с каким настроением уходите с урока? (Карточки с лицами) Анализируют собственную деятельность   на уроке, ставят цели на будущие уроки. Выучить правило стр.133 Задание по выбору: 1.Составить карточку с написанием изученных суффиксов (12 слов). 2.Выполнить задание в р/т стр.32  упр.2 Вы замечательно работали. Спасибо за урок. Слайд 21. Прозвени­ка, дружок, Голосистый звонок, Перемену ждут ребята, Поиграть, попрыгать надо. 8 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа с.Плеханы» Балаковского района Саратовской области Правописание суффиксов –ик-, -ек- Разработка учителя начальных классов Ивлиевой Г.П. 9 10

Урок русского языка на тему "Правописание суффиксов -ик-, -ек-.(2 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Правописание суффиксов -ик-, -ек-.(2 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Правописание суффиксов -ик-, -ек-.(2 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Правописание суффиксов -ик-, -ек-.(2 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Правописание суффиксов -ик-, -ек-.(2 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Правописание суффиксов -ик-, -ек-.(2 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Правописание суффиксов -ик-, -ек-.(2 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Правописание суффиксов -ик-, -ек-.(2 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Правописание суффиксов -ик-, -ек-.(2 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Правописание суффиксов -ик-, -ек-.(2 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Правописание суффиксов -ик-, -ек-.(2 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Правописание суффиксов -ик-, -ек-.(2 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Правописание суффиксов -ик-, -ек-.(2 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Правописание суффиксов -ик-, -ек-.(2 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Правописание суффиксов -ик-, -ек-.(2 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Правописание суффиксов -ик-, -ек-.(2 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Правописание суффиксов -ик-, -ек-.(2 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Правописание суффиксов -ик-, -ек-.(2 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Правописание суффиксов -ик-, -ек-.(2 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Правописание суффиксов -ик-, -ек-.(2 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.08.2018