§ 5.Простое
двусоставное
предложение
Урок
изучения
нового
материала
Индивидуальная,
работа в паре
Распознают
главные и
второстепенные
члены
предложения.
Определяют
способы
выражения
подлежащего
Осознают роль
синтаксиса в
формировании
и выражении
мысли,
Познавательны
е: осуществляют
информационную
переработку
текста в схему,
разрабатывают
алгоритмы
учебных действий
Открытый урок в 7 классе на тему:
«Простое двусоставное предложение»
План урока:
1.
«О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенье свет
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг…»
А.С.Пушкин
Этот эпиграф подходит не только к сегодняшнему уроку, но и ко всем нашим занятиям русским
языком, т.к. наша задача – не только получить новые ЗУН, но и привести их в систему путем «ошибок
трудных», «открытий чудных».
Вот мы и определили одну из целей этого урока – систематизация и обобщение знаний. А тему урока
вам придется сформулировать самим. Итак, к новым открытиям…
1. Сообщение темы и целей урока.
Схемы предложений. Формулировка темы урока.
Тема урока определена. Вывод сделан: грамматическая основа делает предложение предложением,
отличает его от слова и словосочетания.
2. Орфографическая разминка
1. Словарно орфографическая работа.
словарный диктант
2.
Исправьте орфографические ошибки
Отремонтированая и выравненная дорога колосально сокращает времянные затраты в
пути. В будующую пятницу я во что бы то не стало съездию в город и оформлю по
безналичному рассчету дермантин и кожезаменитель. (10 ошибок)
1 (отремонтированная, выровненная, колоссально, временные, будущую, ни стало, съезжу,
расчету, дерматин, кожзаменитель)
3.Актуализация знаний
Запись на доске!
Вставьте пропущенные орфограммы, произведите синтаксический разбор
предложения.
Прик..сновение к природ.. неизбежно возбужда..т чу..ства и порожда..т
мысли .
Выписать словосочетания: на доске
(сущ. + сущ.) прикосновение к природе
(гл. + сущ. ) возбуждает чувства
(гл. + нар. ) возбуждает неизбежно
Что такое словосочетание?
( Словосочетание – это соединение двух и более самостоятельных слов,связанных между
собой по смыслу и грамматически).
Какие виды словосочетаний по наличию главного
именные, наречные)
слова вы знаете? (глагольные,
Какие виды связи в словосочетании вы знаете? (сочинительная и подчинительная)
Какие способы подчинительной связи вы знаете? (согласование, управление,
примыкание)
Что никогда не является словосочетанием? Почему?
Вывод:
Каким бы ни было предложение по цели высказывания, по интонации, по числу
грамматических основ, наличию второстепенных членов или осложненности,
обязательным элементом его строения является грамматическая основа. В ней
сосредоточены грамматические значения предложения, отличающие его от
любого другого сочетания слов.
Найдите и выделите грамматическую основу предложения.
Запись на белой доске.
(Учащиеся выделяют грамматическую основу предложения, характеризуют
предложение.)
2 1. Я лежу, и огненные птицы кружатся подолгу надо мной. (Л. Романов).
2.На перевале караван задержался.
3. Присаживаемся к костру.
4. Густой туман. Изморось.
5. Дождь гонит ветер с гор.
6. С утра морозит.
7.Полярники прислали в зоопарк двух медведей.
8.К вечеру похолодало.
Какие виды предложений по наличию главных членов вы встретили в данных
предложениях? (Двусоставные и односоставные)
В односоставных предложениях из чего может состоять грамматическая основа?
(Подлежащее или сказуемое)
Какова роль односоставных предложений?
ВЫВОД:
Стилистическая роль односоставных предложений достаточно обширна.
Односоставные личные предложения придают речи лаконизм, динамику, живые
разговорные интонации,
излишнего
выносят на первый план действие, дают возможность избежать
повторения местоимений.
Физкультпауза
Если в предложении есть второстепенный член дополнение, руки
поднимите вверх,
стороны, если
есть обстоятельство – опустите руки вниз.
если определение
– разведите в
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Юноша писал письмо.
Всходило яркое солнце.
Школьники посадили деревья.
Вчера моросил дождь.
Подул холодный ветер.
Завтра будет тепло.
Прозвенел веселый звонок.
Мы вышли погулять.
Запись предложений под
диктовку
учителя:
Определите, простое предложение или сложное.
1. Брат отказался от моей помощи и хотел все сделать сам.
2. Звезды смотрят с высоты, и льется таинственный свет.
3. Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой.
4. Сыпучий снег летит на плечи, над головою сучья гнутся.
3 5. Язык – душа нации.(А.Н.Толстой).
6. Читать – значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.(К.Федин).
7. Он выдержал экзамен и был принят в институт.
* Что вы знаете о постановке тире между подлежащим и сказуемым?
Самостоятельная работа. Дифференцированные задания (карточки)
Вариант 1. Спишите. Сделайте синтаксический разбор.
Ранний ветерок весело порхает над землей.
Вариант 2. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Сделайте
синтаксический разбор.
В полук..лометре от деревн.. изв..ваясь и бл..стя на солнце медле..о
прот..кала река Тихая.
Вариант 3. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Сделайте
синтаксический разбор.
Из(за) леса темнеющего (в)дали вдруг пок..зался и стал медле..о
выплывать разливая по земле потоки золотистого света огромный огне..ый
шар солнца.
4.Проверка знаний, закрепление изученного.
Мы в стране вопросов
1. Что называется подлежащим?
2. Что называется сказуемым?
3. Как называется подлежащее и сказуемое?
( Главные члены предложения, грамматическая основа )
4.. Что такое предложение?
( Предложение – основная единица синтаксиса, т.к. в предложении оформляется
мысль, которую говорящий или пишущий хочет сообщить (высказать) слушающему или
читающему.
Предложение содержит высказывание о ком – то (о чемто).
5. Чем предложения отличаются от словосочетаний?
5.Подведение итогов урока. Рефлексия
4 Какие полезные навыки вы приобрели на уроке?
Что было затруднительно?
Чему научились?
Подумай и запиши:
Какие полезные навыки ты приобрел (а) на уроке?
Что было затруднительно?
Чему научился (ась)?
Подумай и запиши:
Какие полезные навыки ты приобрел (а) на уроке?
Что было затруднительно?
5 Чему научился (ась)?
Самостоятельная работа.
Дифференцированные задания
Вариант 1. Спишите. Сделайте синтаксический разбор.
Ранний ветерок весело порхает над землей.
Вариант 2. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Сделайте
синтаксический разбор.
В полук..лометре от деревн.. изв..ваясь и бл..стя на солнце медле..о
прот..кала река Тихая.
Вариант 3. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Сделайте
синтаксический разбор.
Из(за) леса темнеющего (в)дали вдруг пок..зался и стал медле..о
выплывать разливая по земле потоки золотистого света огромный огне..ый
шар солнца.
Самостоятельная работа.
Дифференцированные задания
Вариант 1. Спишите. Сделайте синтаксический разбор.
6 Ранний ветерок весело порхает над землей.
Вариант 2. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Сделайте
синтаксический разбор.
В полук..лометре от деревн.. изв..ваясь и бл..стя на солнце медле..о
прот..кала река Тихая.
Вариант 3. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Сделайте
синтаксический разбор.
Из(за) леса темнеющего (в)дали вдруг пок..зался и стал медле..о
выплывать разливая по земле потоки золотистого света огромный огне..ый
шар солнца.
7
Урок русского языка на тему "Простое двусоставное предложение" (7 класс, русский язык)
Урок русского языка на тему "Простое двусоставное предложение" (7 класс, русский язык)
Урок русского языка на тему "Простое двусоставное предложение" (7 класс, русский язык)
Урок русского языка на тему "Простое двусоставное предложение" (7 класс, русский язык)
Урок русского языка на тему "Простое двусоставное предложение" (7 класс, русский язык)
Урок русского языка на тему "Простое двусоставное предложение" (7 класс, русский язык)
Урок русского языка на тему "Простое двусоставное предложение" (7 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.