Урок русского языка 4 класс
Обобщение знаний о местоимении
- Прозвенел звонок!
Начинается урок!
- Урок русского языка.
- Русский язык богат и разнообразен. И если мы представим русский язык в виде большого кармана, то увидим, что он хранит все наши знания, полученные на уроках, которые стараемся сберечь и сохранить.
- Что может уже находиться в нашем багаже знаний-кармане?
(имена существительные, имена прилагательные, глагол, наречия, числительные, местоимения)
Какая же будет тема нашего урока?
(Обобщение знаний о местоимениях)
- Какая цель нашего урока?
1. Обобщить знания о местоимениях, упражняться в нахождении местоимений
2. Развивать творческое мышление, память
3. Воспитывать любовь к русскому языку
- Что мы уже знаем о местоимении?
- Что бы вы хотели узнать о местоимениях?
Запишем число, классная работа
Минутка чистописания
На минутке красивого письма пропишем букву М.
На доске запись:
мл ми мн мя
Как вы думаете, почему взяли букву М?
(С этой буквы начинается слово местоимение)
Словарная работа
Проведем словарную работу:
Я вам демонстрирую картинки, а вы записываете в тетрадь слова на непроверяемую безударную гласную в столбик.
одуванчик –… (он)
обезьяна – …(она)
корабль – …(он)
облако –… (оно)
кастрюля – …(она)
-В чём сходство этих слов?
(все словарные, сущ., ед.ч., нариц., можно определить род и склонение)
- Чем они отличаются? (по родам, кол-вом слогов, букв, постановкой ударения, одни-одушевл., другие-неодушевл.)
Молодцы!
- А теперь вам задание:
Напишите рядом со словом (через чёрточку) местоимение, которым можно заменить данное имя существительное.
Что общего у этих местоимений? (указывают на предмет, но не называют его; 3-го лица, ед.ч., в И.п.)
- Чем отличаются эти местоимения? (разный род)
- Какой вывод можно сделать? (имя сущ. можно заменить местоимением)
Работа в парах
Поработаем в парах. У каждой пары есть своё задание:
1. Работа в парах. Вставить подходящие по смыслу местоимения.
__ скажешь курице, а ___ на всей улице.
2. Работа в парах. Вставить подходящие по смыслу местоимения.
Не хвали себя сам, пусть ____народ похвалит.
3. Работа в парах. Вставить подходящие по смыслу местоимения.
О том, кукушка кукует, что гнезда у ___ нет.
4. Работа в парах. Вставить подходящие по смыслу местоимения.
Луна светла, да нет от ___ тепла.
А теперь проверим, что получилось. Читаем, у кого получилось также?
Что у 2-ой пары получилось? У кого также?...
Какое предложение у другой пары?....
Кто справился с заданием, поднимите руки?
Молодцы!
Аня подготовила интересный материал о мире местоимений.
Мир местоимений широк и многообразен. Нет языков, где бы не было местоимений. В своей речи мы постоянно ими пользуемся. Местоимения создают нам речевое удобство, так как экономят время и пространство. Кроме личных местоимений существует и много других, которые заменяют существительные, прилагательные, числительные.
(Например: эта, который, некто, самый, тот, мой, что, никто, все, своя)
- О них вы узнаете в средней школе.
(На доске) На доске записаны загадки. Спишите загадки, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.
1 вариант - М..ня часто ждут-дожидаются, а приду - (от) ме..ня укрываются.
(Дождь)
2 вариант - (В) н..го воздух надувают и ногой ..го пинают. (Мяч)
Проверим, какие местоимения встретились.
(Меня, от меня, в него, его)
Определите лицо, число, падеж, этих местоимений. (В.п., Р.п., В.п., В.п.)
Молодцы!
Физкультминутка
Я иду и ты идешь – раз, два, три (шагают)
Я пою и ты поёшь - раз, два, три (хлопают)
Мы идем и мы поём - раз, два, три (прыгают)
Очень дружно мы живём (шагают) - раз, два, три (хлопают)
Молодцы! Сели, продолжаем работу.
Работа по группам
У каждой группы своё задание. (Пишут на листах-заданиях)
- Вставить подходящие по смыслу местоимения.
1 группа – Однажды … шёл по лугу. Ко … пристала ласточка. … кружилась около ….
- Вставить подходящие по смыслу местоимения, определить лицо местоимений.
2 группа – Однажды … шёл по лугу. Ко … пристала ласточка. … кружилась около ….
- Вставить подходящие по смыслу местоимения, определить лицо местоимений, падеж.
3 группа – Однажды … шёл по лугу. Ко … пристала ласточка. … кружилась около ….
Пока ребята работают в группах, один ученик работает у доски.
Кто желает поработать у доски?
(На доске)
Ёжика знают все, все ёжика любят. Знаменит ёжик своими колючками и тем, что непременно убежит, как бы ёжика не берегли.
- Замени выделенные существительные подходящими по смыслу местоимениями.
Задание всем:
С местоимением он придумайте и запишите в тетрадь распространенное предложение – продолжение текста про ёжика.
Проверяем, какое предложение у вас получилось?
Найдите и подчеркните основу предложения.
Какой частью речи выражено подлежащее? (местоимением)
В какое время года просыпаются ежи? (весной)
Напишем мини-сочинения (4-5 предложения) о весне, используя местоимения, чтобы избежать повторов.
(Музыка)
- Зачитайте свои сочинения.
Молодцы!
- Выполним последнее задание. Прикрепим лепестки к серединкам цветов.
Ед.ч. Мн.ч.
Я, ты, он, она, оно Они, мы, вы
- Что особенно понравилось на уроке?
- Что должны положить в карман знаний?
Вот звенит звонок,
Подошел к концу наш урок!
Д/з. с.64 упр.136
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.