Урок русского языка: "Определение глагола как части речи"
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
математика +1
3 кл
02.10.2017
Урок русского языка 3 класс.
Тема: Определение глагола как части речи.
Цель: 1. формирование умения учиться распознавать глагол от других
самостоятельных частей речи.
2. Развивать орфографическую зоркость, внимание, устную речь.
3. Воспитывать любовь к красоте родной природы.
Планируемые результаты.
Ученики должны:
а) понимать значимость русского языка как средства межнационального общения;
б) прогнозировать наличие определенных орфограмм в слове;
в) упражняться в определении темы и выделение главной мысли урока;
г) развивать речь.
Оборудование: учебник Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «Русский язык» для 3
класса, компьютер, проектор, магнитофон, перфокарты.
Ход урока.
1. Организационный момент. Настрой на урок, (мотивация).
- Удобно сядьте. Повторяйте за мной:
Сейчас я начну учиться,
Я радуюсь этому.
Внимание мое растет.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я очень хочу учиться.
Я готов к работе.
Работаю.
2.Чистописание.
Ак аок алок
3.Слово учителя. Подготовка к восприятию темы урока.работа над новой темой
Урок русского языка 3 класс.doc
Куликова Оксана Александровна,
учитель начальных классов,
МБОУ СОШ №9,
Кировского района города Уфы.
Урок русского языка 3 класс.
Тема: Определение глагола как части речи.
Цель: 1. формирование умения учиться распознавать глагол от других
самостоятельных частей речи.
2. Развивать орфографическую зоркость, внимание, устную речь.
3. Воспитывать любовь к красоте родной природы.
Планируемые результаты.
Ученики должны:
а) понимать значимость русского языка как средства межнационального
общения;
б) прогнозировать наличие определенных орфограмм в слове;
в) упражняться в определении темы и выделение главной мысли урока;
г) развивать речь.
Оборудование: учебник Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «Русский язык» для 3
класса, компьютер, проектор, магнитофон, перфокарты.
Ход урока.
1. Организационный момент. Настрой на урок, (мотивация).
Удобно сядьте. Повторяйте за мной:
Сейчас я начну учиться,
Я радуюсь этому.
Внимание мое растет.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я очень хочу учиться.
Я готов к работе.
Работаю.
2.Чистописание.
Ак аок алок 3.Слово учителя. Подготовка к восприятию темы урока.
Шагает красавица.
Легко земли касается.
Идет на поле, на реку.
И по снежку, и по цветку.
Какое это время года? (весна)
А месяц? Какой он по счету? Как назывался месяц апрель у наших
предков?
Рассказ учителя сопровождает музыкальное произведение П.
Чайковского «Времена года».
(1 слайд)
Березозол. В апреле движется березовица – сок в березе. Но порой
сборщики сока наносили березе глубокие раны. Поэтому и сказано:
«Березовицы на грош, а лесу на рубль изведешь».
Снегогон. Подумайте над образованием этого слова.
Родина слова апрель – древний Рим. Оно означает « теплый,
солнечный». Апрель – месяц весеннего пробуждения природы, месяц
снеготаяния и вскрытия рек. Из – под осевших сугробов выбегают веселые
ручьи, бегут по ложбинам и дорогам, сливаются в бурные потоки. На
полянах и буграх, вдоль дорог чернеют проталины.
Проталина – место, где стоял снег, и открылась земля.
Назовите синоним. ( Проплешина – лысая земля).
В апреле тает последний снег. Из дальних стран прилетают птицы. Они
вьют гнезда. Скоро появятся птенцы. На Руси единого дня или недели
празднования весны не было. В каждой местности эта дата определялась
по народным приметам. И получалось, что весну встречали
до тех пор, пока 40 птиц не прилетят, 40 пичуг на Русь не вернутся. Так и
говорили – сорок сороков.
Что происходит весной? (падение с крыш, с деревьев тающего снега
каплями.)
4. Фонетическая разминка. (Краткий разбор)
(2 слайд)
Апрель – (апрэл’) 6 букв, 5 звуков; капель – (капэл’) 6 букв,5 зв.
5.Зрительный и слуховой диктант. Крокодил проглотил
Ученик пошел
Телефон молчит
Пароход плывет
Праздник придет
6.Письмо по памяти. ( Разбор орфограмм)
Весенняя сказка.
Дружно
Ударились
Рыбы
Об лед.
И на реке
Начался ледоход.
( В.Берестов).
Самостоятельные части речи подчеркните одной чертой, а служебные
части речи обведите в кружок.
Назовите, какой частью речи является каждое слово.
7. Повторение изученного.
(3 слайд)
Как называются слова, о которых можно спросить:
Что это? Кто это? (им. сущ.)
Какой? Какая? Какое? (им. прилаг.)
Как называются слова, которые не называют людей, животных или
предметы, а только указывают на них? (местоимение).
Объясни названия частей речи.
Звенит для нас звонкая капель.
1.подчеркнуть члены предложения;
2. разобрать как часть речи
Капель (что?), н.ф. (что?) капель сущ., неодуш., ж. р., ед.ч.
Для нас – н.ф. мы, мест., личное, 1 л., мн.ч.
Звонкая (капель) – (какая?), н.ф. звонкий, прил., ж.р., ед.ч.
8.Сообщение темы урока.
Какую часть речи мы не смогли разобрать? (глагол)
Рассмотрите рисунок на с. 91. Что делает Афанасий? (Плывет)
Можно ли плыть, не совершая действия руками и ногами? А представьте
себе мир без действий. Это будет застывший, неподвижный, мертвый мир, где остановилась жизнь. Значит, нужны действия и слова, которые их
называют, то есть глаголы.
(45 слайд)
9.Постановка проблемы.
Как отличить глаголы от других частей речи? Откуда взялось слово
глагол? Упр.346.
Упр.344 устно. Чем отличаются тексты?
Отличие второго текста состоит в том, что в него добавлены глаголы,
которые оживили картину, так как эти слова обозначают действия или
состояния предметов.
Групповая работа.
Каждый ряд получает листок с заданием:
1.подбери и запиши к существительному как можно больше слов со
значением действия.
1 ряд 2 ряд 3 ряд
Мальчик (что делает?) Птица (что делает?) Снежинка
Упр.347 проводится в виде физминутки. Среди слов найти глагол при
этом хлопнуть и задать вопрос.
Еще раз взглянуть на слова и определить, что эта за группа слов.
(Однокоренные слова могут быть разными частями речи).
10.Работа с определением (с.93).
Расскажи все, что ты уже знаешь о глаголе по плану.
Прочитать текст про себя.
(6 слайд)
11. Индивидуальная работа с перфокартами.
а) Найди 10 глаголов. Запиши вопрос, на который они отвечают.
к
у
у
п
ш и
а
л
и
л
с
а
т
е
т
а
т
ь
т
ь
и
г
р
а
т Купать, купить, летать, играть, кусать, пилить, шалить, шить, лить, пить
б) Придумай и запиши текст, опираясь на схемы. Выдели главные члены
предложений.
1) Кто? что делал? куда?
2) Где? кто? что сделал? какого? кого?
3)Кто? что сделал? кого и что сделал? куда?
4)Кто? где? как? что сделали? чему?
Образец. Мальчик пошел в школу.
12.Итог урока. Рефлексия.
Что такое глагол?
Чем он отличается от других самостоятельных частей речи? ( Вопросом,
значением, ролью в речи.)
13.Д\з
1) Выучить правило на с.93.
2) Доделать перфокарту
3) Нарисовать портрет Глагола. Попробуйте представить себе глагол в
виде живого существа. Какой он?
Аннотация.
На уроке использовались:
Принципы – доступности;
наглядности;
сознательной и творческой активности.
Методы – дидактические;
аудиальные (магнитофон);
аудиовизуальные (зрит. слух.) компьютер.
Формы – групповая;
индивидуальная.
Урок русского языка: "Определение глагола как части речи"
Урок русского языка: "Определение глагола как части речи"
Урок русского языка: "Определение глагола как части речи"
Урок русского языка: "Определение глагола как части речи"
Урок русского языка: "Определение глагола как части речи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.