Урок русского языка по теме "Падеж имён существительных" (3 класс)
Оценка 4.7

Урок русского языка по теме "Падеж имён существительных" (3 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
29.01.2017
Урок русского языка по теме "Падеж имён существительных" (3 класс)
Урок русского языка по теме "Падеж имён существительных" разработан по программе "Начальная школа. XXI век" и является первым в данной теме. Представлен урок в технологической карте, все этапы урока просчитаны по времени, прилагается презентация. Дидактический материал для распечатки прописан в уроке.
русский язык 3 класс.docx
Тема урока Падеж имён существительных. Цели           1.  Сформировать первоначальное представление у обучающихся понятий  падеж, косвенный падеж, познакомить с  названием   падежей, падежными вопросами;           2.  коллективно составить алгоритм для определения падежа  имени существительного;            3.  развивать мыслительные операции:  сравнение, анализ,  обобщение;            4. воспитывать интерес к языку,  к открытию новых знаний,  чувство сотрудничества. Тип урока      Изучение нового Структура урока  Организация начала урока;        словарная работа; актуализация знаний; постановка темы и цели урока;  открытие новых знаний; конструирование нового способа действия; закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее  пройденного, связанного с новым;  задание на дом;  подведение итогов и результатов урока;  рефлексия.    Методы Планируемый  результат Словесный: сообщение новой темы, диалог.  Наглядный: работа с презентацией, учебником., таблицами­ опорами.  Практический: работа с текстом, чтение правил, практическое  выполнение заданий в тетрадях, на карточках, в презентации.  Знать название и последовательность падежей.  Уметь правильно ставить вопрос к имени существительному.  Начать учиться определять падеж имени существительного,  пользуясь коллективно составленным алгоритмом и таблицей для  определения падежа имени существительного. Основные понятия Падеж, косвенный падеж,   названия падежей, падежные вопросы.  Ресурсы: ­ основные ­ дополнительные Организация  пространства  Учебник С.В. Иванова, А.О. Евдокимовой, М.И.Кузнецовой и др.   Русский язык 3 класс 2 часть.  (Урок №78 по теме « Падеж имён  существительных»)  2010 г. Интерактивная доска, раздаточный материал ­ таблицы, рабочая  тетрадь. Работа фронтальная, индивидуальная, в парах. Цель этапа Содержание педагогического взаимодействия Деятельность учителя Деятельность обучающихся Универсальные учебные действия Основные этапы организации учебной деятельности I этап. Организация  начала урока. (2 мин.) Активизация  обучающихся Мотивация  обучающихся Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все ль  на месте? Всё ль  в порядке, Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! Начинается урок Он пойдет, ребята, впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать. А девизом нашего урока я предлагаю взять  такие слова:          (кадр 2) Думать – коллективно! Писать – оперативно! Отвечать – доказательно! Учиться – старательно! И открытия нас ждут обязательно! ­ Как называют людей, которые делают  открытия? ­ Для чего они это делают? ­ Какое  открытие мы сделали на прошлом  уроке русского языка? ­ Как вы думаете, мы всё узнали про  изменение существительных по падежам?  ­ Тогда отправляемся в путь за новыми  знаниями и попробуем открыть их для себя  сами. ­Запишите в тетради число, классная работа. ­ Первое задание называется «Искатели».  Исследователи, открыватели Чтобы узнать новое Имена существительные  изменяются по падежам Коммуникативные ­ слушают  учителя. Личностные – готовность и  способность к саморазвитию. Коммуникативные ­ слушают  учителя, строят понятные для  собеседника высказывания. Регулятивные– определяют  последовательность промежу  точных целей. Личностные – готовность и  способность к саморазвитию.  Познавательные ­ пытаются  II этап. Активизация обучающихся Словарная  работа. (4 мин) ­ Кого называют искателями? Мы с вами искатели знаний. Это задание   поможет нам подготовиться к открытию.  (кадр 3) ­ Прочитайте слова. (кадр 4) Того, кто…         Б…гаж, г…зета, ш…фёр, м…лина,  …бычный,  ябл… ко, р…кета, тр… мвай, остр…в, м…рковь.  III этап. Актуализация  знаний. (3мин) Актуализация субъектного  опыта  обучающихся ­ Приготовьтесь вставить гласные в эти  слова. ­ А теперь внимательно посмотрите на  слова, запомните их правописание. ­ Запишите любые 5 слов  в тетрадь по  памяти. (кадр 5) ­ Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу  соседа. ­ Верните тетрадь. ­ Кто написал без ошибок?  ­МОЛОДЦЫ! ­ Перечитайте все слова, найдите лишнее?  ­ Почему  вы его исключили? ­ Как назвать группу оставшихся слов?  Докажите. ­ Как изменяются имена существительные? ­ Что такое изменение по падежам?  ­ Что значит изменение формы слова? ­  Для чего мы изменяем форму слова? ­ А теперь будьте  внимательными.  Определите, в каком столбике записаны  формы одного и того же слова.  (кадр 6) ­ Слушаем ответы. ­Докажите. Это прилагательное Существительные  Часть речи, которая… По числам и падежам Изменение формы слова Изменение окончаний Чтобы связать слова в  предложениях река                           речной реки                           река реке                           реченька рекой                         речушка о реке                         заречье реку                            речка В 1 столбике. решить задачу известным  способом. Анализируют,  доказывают, аргументируют  свою точку зрения. Коммуникативные ­ осознанно  строят речевые высказывания,  рефлексия своих действий Регулятивные.  Осуществляют самоконтроль Познавательные.  Анализируют, доказывают,  аргументируют свою точку  зрения Познавательные.  Анализируют, доказывают,  аргументируют свою точку  зрения Коммуникативные ­ осознанно  строят речевые высказывания,  рефлексия своих действий IV этап. Постановка  темы и цели  урока. (1 мин) Фиксация  новой учебной задачи,  мотивация. Однокоренные или родственные. Однокоренные слова образуются с  помощью суффиксов и приставок,  форма слова – меняются только  окончания. Изменением по падежам. Я хотел бы… Мне интересно… ­ Выделите эти окончания. ­ Как назвать слова 2 столбика? ­ Чем различаются однокоренные слова и  формы одного и того же слова? ­  Как называют изменение формы слова у  существительных? ­ Мы об этом узнали вчера, но  в начале  урока вы сказали, что этих знаний  недостаточно.  ­  Как вы думаете, что ещё можно  узнать? ­ Попробуйте назвать тему нашего  сегодняшнего урока. А теперь проверьте  себя, прочитав тему по учебнику с.8. (чтение темы по учебнику с.8)   ­ Мы определили правильно. ­ (кадр 7) Тема урока: падежи имён  существительных. Сегодня мы  познакомимся с названиями падежей,  узнаем, сколько их в  русском языке и  создадим алгоритм  определения падежа  имени существительного. Vэтап. Открытие  новых знаний.  (8  мин) Поиск  решения  учебной  задачи.  1. Подготовительная работа.   ­ Прочитайте  задание  упр.1. Упр.1 с. 8  ­ Со словом река мы уже работали. Формы  этого слова даны в словах для справок. Познавательные. Пытаются  решить задачу  Регулятивные.  Осуществляют самоконтроль Коммуникативные ­ слушают  учителя. Регулятивные. Принимают и  сохраняют учебную цель и  задачу. ­ Прочитайте, что у вас получилось. ­ Мы вспомнили материал урока  окружающего  мира.  Это хорошо! ­ Читаем  первый вопрос после упражнения.   ­ Дальше второй вопрос. Почему каждый пропуск слова  требует определённой формы этого  слова? Познавательные.  Анализируют, доказывают,  аргументируют свою точку  зрения ­ Почему? ­ Докажите словами учебника , пользуясь  подсказкой. ­  Значит, нам надо  научиться определять  падеж имени существительного.   2. Знакомство с названием падежей.   ­ И следующее  задание будет  «Открыватели». ­  Мы знаем, кто такие открыватели, и  теперь готовы стать ими.  (кадр 9)  ­ Кто из вас знает, сколько в русском языке  падежей? ­  А вот почему они так называются, мы  узнаем,  прочитав сказку Е.Мережинской  «Откуда  пошли названия падежей». (кадр 10) 3. Обобщение. ­ Найдите в тексте названия падежей,  прочитайте. ­ Сколько их? ­ Какие  открытия  вы сделали, незаметно  для себя? Можно ли одну форму слова  заменить другой, не меняя смысла  предложения? Коммуникативные. Участвуют в обсуждении содержания  материала 6 падежей  1.Чтение сказки Е.Мережинской  «Откуда  пошли названия падежей».   Он ещё не родился, а уже думали, какое имя ему дать, и решили  назвать –  именительный.  Родился – стал родительным.  Это имя ему ещё больше  понравилось.   Но он был малышом, ему всё  давали, и он стал дательным.  Но он был ещё и большим  озорником, за всякие проделки его  винили, и он стал винительным.  Потом подрос, стал творить  добрые дела и называться стал  творительным.  Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь  предложным…   Узнали названия падежей. Познавательные. Пытаются  решить задачу  Познавательные. Проводят коллективное  исследование, формируют  понятия. Регулятивные.  Осуществляют самоконтроль и  взаимоконтроль. ­ Как об этом сказано  в правиле, прочитайте на с.8. И.п.  Р.п. Физкульт— ка (1 мин) ­ Запишем в тетрадь сокращённо названия  падежей столбиком. Д.п.  В.п.  Т.п.  П.п.  (Ходьба   на Потрудились   —   отдохнём, месте.) Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.) Руки   в   стороны,   вперёд,  (Повороты туловища.) Влево,   вправо   поворот.  (Наклоны   влево­ вправо.) Три наклона, прямо встать. (Приседания.) Руки вниз и вверх поднять. (Прыжки.) Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.) Всем улыбки подарили. ­ Где эти открытия  мы можем применить?  ­ А в определении падежей? ­ Нам этому надо научиться! 4. Знакомство с таблицей «Падежи имён  существительных». (3  мин.) ­ Обратимся к таблице, расположенной на  с. 9. Рассмотрите внимательно её. ­ Прочитайте название первого столбика.     ­  Второго. Третьего. Обобщение.  ­Вспомогательное слово и падежный вопрос  помогут вам определять падеж.  ­ В 4 даны примеры. ­ Подумайте, почему у каждого падежа  В изменении существительных по  падежам. В определении падежей. Регулятивные.  Осуществляют самоконтроль Познавательные. Проводят коллективное  исследование, конструируют  новый способ действия или  формируют понятия. Познавательные.  Анализируют, доказывают, 2 вопроса? ­ Прочитайте вопросы И.П. ­ У какого члена предложения такие  вопросы? ­ Значит, подлежащее стоит в И.п. ­ И.п. – первый. (кадр 11) ­ А теперь прочитайте остальные вопросы.  Что вы можете сказать?  ­ Прочитайте вторую часть правила на с.8 и  скажите, как называются    падежи, кроме   И.п..  ( кадр 11) ­Какое  новое открытие вы сделали? ­  Мы рассмотрели внимательно таблицу, в   чём она будет помощницей вам? ­ Я распечатала  эту таблицу.  (раздать таблицы) 1. Склонение слов друг, рука. (4 мин) ­ И теперь мы с вами  поиграем в игру  «Изменяй­ка», пользуясь этой таблицей,.  Будем изменять по падежам  слова  рука,  друг, записывая в тетрадь. Мальчики –  работают с существительным   одушевлённым, девочки с неодушевлённым.  ­ Начинаем работу. Изменяем па падежам. ­ Мы изменили слова по падежам. – Что мы изменили в каждом слове?  ­ Выделите окончания. 2. Определение вида вопросов. (3 мин) Существительные одушевлённые и  неодушевлённые. Подлежащим. И.п. Такие вопросы есть у дополнения  Косвенный падеж В определении падежей изменили форму слова, меняя  окончания. аргументируют свою точку  зрения Коммуникативные. Участвуют в обсуждении содержания  материала Познавательные.  Анализируют, доказывают,  аргументируют свою точку  зрения Коммуникативные. Участвуют в обсуждении содержания  материала Регулятивные. Принимают и  сохраняют учебную цель и  задачу. Познавательные.  Осуществляют работу по  выполнению отдельных  операций. Регулятивные. Осуществляют  пошаговый контроль по  результату Коммуникативные. Участвуют в обсуждении содержания  материала Строят рассуждения,  понятные для собеседника.  (10 мин) Идём дальше к открытиям. ­ Сейчас вам предстоит справиться с  трудным  заданием из упр.3 с.10 ­ Прочитайте это задание. ­ Какое новое открытие вы сделали,  прочитав   задание?  ­ Как определить вид вопроса? ­ Что помогает определить таблица №2? ­ А таблица №3? ­ В каждом предложении вопросы даны  в  скобках. Запишем эти вопросы, распределяя  в 2 столбика. ­ Прочитайте  из первого предложения  первый вопрос. ­ Какой это  вопрос ? ­ Как узнали? ­Запишем в 1 столбик.   определения ­   Прочитайте   второй   вопрос.  Это   какой вопрос? ­ Как узнали? Кто думает по­другому? ­ Почему так получилось? Разные ответы?   есть   и   в ­  Такие   вопросы,   которые   таблице   членов предложения, а именно у дополнения  и в новой   таблице   для   определения   падежа называют падежными.  ­Запишем его во второй столбик? ­ Кому непонятно, как мы рассуждали? Обобщим.  Вопрос для определения члена предложения есть   только   в   таблице   для   определения членов предложения. Есть 2 вида вопросов. По таблицам. Познавательные. Проводят  коллективное исследование (откуда?) Есть только в таблице для  определения членов предложения. Падежный вопрос. Есть  обеих таблицах. Коммуникативные. Участвуют в обсуждении содержания  материала Учатся формулировать  собственное мнение и позицию Коммуникативные. Участвуют в обсуждении содержания  материала Падежный вопрос есть в обеих таблицах. 2.Работа в парах. (2 мин.) ­ Дальше вы будете  работать в парах,  помогая друг другу в случае необходимости. Запишите вопросы из остальных  предложений  в 2 столбика. 3. Самопроверка задания.  (1 мин.) (кадр 12) ­  Проверьте работу. ­У кого не так? (Что не так?) ­   Кто   поможет   определить   правильно   вид вопроса? Исправьте ошибку. Следите глазами за снежинкой.  1.Задание «Создатели»  Выведение алгоритма определения падежа  имён существительных.  ­  Искателями мы были, открытия сделали, а сейчас побудем в роли создателей.  (кадр 13) Мы   создадим   алгоритм   для   определения падежей имени существительного. (кадр 14)  Прочитайте первое предложение из упр.3 без вопросов. ­ Запишем  это предложение в тетрадь.  ­ Найдите выделенное существительное. Физкульт.  минутка для  глаз. (1 мин) VII этап. Конструирова ние нового  способа  действия.  (5 мин) Построение  ориентирован ной основы  нового  способа  действия. Познавательные. Применяют  новый способ. Чтобы правильно определять… Регулятивные.  Осуществляют самоконтроль Птенец выпал из гнезда. Упр.3 Познавательные.  Осуществляют работу по  выполнению отдельных  операций. Регулятивные. Осуществляют  пошаговый контроль по 1. –Мы нашли существительное. Это  первый шаг.  2. ­ Что теперь найти? ­ Это второй шаг. 3.­ Какой первый написан вопрос? ­ Какого он вида? 4.­ Затем какой? Это 4 шаг алгоритма. 5. ­ Что дальше?  ­ Мы с вами сами создали  алгоритм  определения падежа. ­ Прочитайте порядок определения падежа  существительного. ­ Этот алгоритм будет нам помощником  в  определении падежей. 1. Первичное закрепление. (2 мин.) ­ Теперь я распечатаю каждому созданный  нами алгоритм. А вы  это время запишите в  тетрадь следующие 2  предложения  без  вопросов. ­Зачитайте, что вы будете писать. ­ Определим падеж выделенного  существительного во втором предложении,  рассуждая по алгоритму. (Читают дети) 2. Самостоятельная работа.  (1 мин) ­ Дальше вы будете работать  VIII этап. Закрепление  материала,  изученного на  данном уроке  и ранее  пройденного,  связанного с  новым.  (4 мин) Коррекция  отработки  способа,  обобщение и  закрепление  знаний и  умений  Алгоритм определения  падежа имён  существительных  1.Найди существительное.  результату Коммуникативные. Участвуют в обсуждении содержания  материала     2.Найди   слово   в   предложении,   к относится которому имя существительное. (кадр 14) 3.   Задай   от   этого   слова   к   имени существительному   вопрос   как   к члену предложения. (кадр 14) 4. Задай к имени существительному падежный вопрос. (кадр 14) 5. По падежному вопросу определи падеж. (кадр 14) Познавательные. Проводят  коллективное исследование,  конструируют новый способ  действия или формируют  понятия. Коммуникативные. Осуществляют самоконтроль Регулятивные. Принимают и  сохраняют учебную цель и  задачу. Коммуникативные. Участвуют в обсуждении содержания  материала Регулятивные. Осуществляют самостоятельно.  Определите падеж  выделенного существительного в 3  предложении. 3. Проверка. (1 мин) ­ Проверяем. ­  В   каком     падеже   существительное  до берега? ­ У кого не так? ­ Как вы рассуждали? ­ Кто определил падеж без ошибок? МОЛОДЦЫ! ­Ну, а кому было трудно, не пугайтесь. Дома у вас будет возможность потренироваться в определении падежей, пользуясь созданным нами алгоритмом. ­Посмотрите   на   задание   упр.   4.   Кому   не понятно, что делать? ­   Это   ваше   домашнее   задание.   Запишите   в дневники. ­   Возвратимся   к   девизу   урока   и   подведём итоги: (  кадр 15) Думали мы коллективно! Писали ­ оперативно! Отвечали – доказательно! Учились – старательно! И открытия пришли к нам! (кадр 16) ­Какие открытия мы сделали сегодня на  уроке? ­ Заканчивая урок, я хочу поблагодарить вас  за отличную работу!  И поставить оценки  следующим ребятам: Оценивание. пошаговый контроль по  результату Познавательные. Выполняют  работу, анализируют,  контролируют и оценивают  результат. Р.п. Регулятивные. Принимают и  сохраняют учебную цель и  задачу. Познавательные. Выполняют  работу, анализируют,  контролируют и оценивают  результат. Коммуникативные. Умеют  использовать речь для  регуляции своего действия. Регулятивные. Осуществляют  пошаговый контроль по  результату. Узнали названия падежей,  разные  вопросы… Определять падеж  существительных IX этап. Задание на  дом. (2 мин) X этап. Подведение  итогов и  результатов  урока.  (2 мин) Обобщение  знаний и  умений. Осмысление  полученных  знаний и  умений. Регулятивные. Рефлексия  своих действий. XI этап.  Рефлексия.  (3 мин) Осознание  положительно й мотивации.  (кадр 17) –   А   сейчас   я   прошу   вас   определить   своё отношение к уроку. ­ Если урок не понравился, вам было трудно, то  берёте этот смайлик: ­ Если урок понравился вам  и полученных  знаний достаточно, незачем больше  стремиться  вперёд, то выбираете этот  смайлик:   ­ А если урок понравился и стал для вас важным,   вы   хотите   идти   дальше   к открытиям,   то   выбирайте   вот   такой смайлик: ­ Я тоже хочу  определить своё отношение к уроку. Мне нравится делать открытия.

Урок русского языка по теме "Падеж имён существительных" (3 класс)

Урок русского языка по теме "Падеж имён существительных" (3 класс)

Урок русского языка по теме "Падеж имён существительных" (3 класс)

Урок русского языка по теме "Падеж имён существительных" (3 класс)

Урок русского языка по теме "Падеж имён существительных" (3 класс)

Урок русского языка по теме "Падеж имён существительных" (3 класс)

Урок русского языка по теме "Падеж имён существительных" (3 класс)

Урок русского языка по теме "Падеж имён существительных" (3 класс)

Урок русского языка по теме "Падеж имён существительных" (3 класс)

Урок русского языка по теме "Падеж имён существительных" (3 класс)

Урок русского языка по теме "Падеж имён существительных" (3 класс)

Урок русского языка по теме "Падеж имён существительных" (3 класс)

Урок русского языка по теме "Падеж имён существительных" (3 класс)

Урок русского языка по теме "Падеж имён существительных" (3 класс)

Урок русского языка по теме "Падеж имён существительных" (3 класс)

Урок русского языка по теме "Падеж имён существительных" (3 класс)

Урок русского языка по теме "Падеж имён существительных" (3 класс)

Урок русского языка по теме "Падеж имён существительных" (3 класс)

Урок русского языка по теме "Падеж имён существительных" (3 класс)

Урок русского языка по теме "Падеж имён существительных" (3 класс)

Урок русского языка по теме "Падеж имён существительных" (3 класс)

Урок русского языка по теме "Падеж имён существительных" (3 класс)

Урок русского языка по теме "Падеж имён существительных" (3 класс)

Урок русского языка по теме "Падеж имён существительных" (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017