Урок русского языка по теме: «Причастный оборот в русской речи»
Оценка 4.9

Урок русского языка по теме: «Причастный оборот в русской речи»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
14.02.2018
Урок русского языка по теме: «Причастный оборот в русской речи»
Цели урока Образовательные: • совершенствование умения находить и выделять причастный оборот; • обучение конструированию предложений с причастными оборотами; • предупреждение ошибок в употреблении причастных оборотов; • наблюдение над стилистическими особенностями предложений с причастными оборотами; • определение роли и значения причастного оборота в речи. Развивающие: • развивать умения анализировать и сравнивать, обобщать полученные знания и делать выводы; • способствовать развитию пунктуационной зоркости учащихся в устной и письменной речи; • развивать индивидуальные творческие способности учащихся, языковое чутье Воспитательные: • воспитывать чувство уважения к родному русскому языку; • формировать культуру творческого труда
Конспект урока.docx
Урок русского языка в 6 классе по теме: «Причастный оборот в русской речи» Цели урока Образовательные:      совершенствование умения находить и выделять причастный оборот;  обучение конструированию предложений с причастными оборотами; предупреждение ошибок в употреблении причастных оборотов; наблюдение над стилистическими особенностями предложений с причастными оборотами; определение роли и значения причастного оборота в речи. Развивающие:    развивать умения анализировать и сравнивать, обобщать полученные знания и делать выводы; способствовать развитию пунктуационной зоркости учащихся в устной и письменной речи; развивать индивидуальные творческие способности учащихся, языковое чутье Воспитательные:   воспитывать чувство уважения к родному русскому языку; формировать культуру творческого труда I. Организационный момент. Ход урока У нас сегодня не обычный урок, а урок­путешествие с использованием лингвистической сказки. Всем  известно, что перед путешествием необходимо проверять снаряжение. Вот и я прошу проверить, всё  ли готово у вас к путешествию. II. Работа по теме урока. 1) Вступительное слово учителя. Ребята, сегодня вы узнаете удивительную историю о короле Котором и принцессе из царства  Причастий. Мы вспомним, что такое причастие,  «причастный оборот»,повторим правила постановки  знаков препинания при причастном обороте  и даже попытаемся выступить в роли корректора и  обнаружить ошибки в употреблении причастных оборотов 2) Актуализация. В далёкой стране правил в давние времена король Который. Он настолько был горд собою, что всем  подданным строго­настрого приказал восхвалять его имя везде и всюду. Даже придворных его звали  весьма необычно : Который изучает, Который рассказывает, Который смеётся, Который думает,  Который читает, Который танцует Но и те, кто оставили службу при дворе, не потеряли своих имён: Который бросил, Который ускакал, Который убежал, Который ушёл, Который замолчал, Который  устал. Невесёлой была жизнь в королевстве, где каждый ребёнок был с рождения который …, каждая  крошка – которая …, каждое дитя – которое … Солнце, которое всходило, цветы, которые расцветали, птицы, которые щебетали, не радовали  горожан, которые устали от капризов короля Которого. И вот однажды случилось чудо: король влюбился в прекрасную принцессу из царства Причастий. Он говорил ей: – Я король, который любит. – Любящий, – поправляла она. – Я тот, который восхищается вами. – Восхищающийся, – вторила она. – Годы, которые мне остались… – Оставшиеся… – Я хочу посвятить вам. – Хорошо, – ответила принцесса, – но только пусть каждый житель сам решает, кто он: тот, который  верил, или веривший, тот, который знает, или знающий… Представьте, ребята, как обрадовались подданные короля, жители королевства!  3) Повторение теоретического материала. ­ Эту сказку я прочитала вам неслучайно. Давайте вспомним, что такое причастие. ­ Расшифруйте это определение ( слайд 1 ) ­Что общего у причастий с глаголами и прилагательными? . ( слайд 2 ) ­Что же помогает отличить причастие от прилагательного? . ( слайд 3 ) ­ А теперь давайте вспомним понятия «определяемое слово», «зависимые слова», «причастный  оборот». ( слайд 4) ­ Всегда ли у причастий есть зависимые слова? ­ Как называется причастие без зависимых слов? ­ Расскажите о правилах постановки знаков препинания при причастном обороте. ( слайд 5 )          «Во время опроса идёт демонстрация презентации»    4) Работа с текстом В. Катаева. Ели стоявшие по колено в сугробах были громадно высоки. По сравнению с ними телеграфные  столбы казались маленькими, как спички. Но ещё выше елей было всё засыпанное зимними  звёздами небо. Особенно прекрасно сверкали звёзды на чёрном бархатном треугольнике неба  соприкасавшемся с белым треугольником бегущей дороги. Там дрожало и переливалось несколько крупных и чистых созвездий словно выграненных из самых лучших и самых крупных алмазов в мире. Узкий ледяной луч прожектора иногда скользил по сияющим звёздам, но он был не в силах ни  погасить, ни даже ослабить их блеск. Они играли ещё ярче, ещё прекраснее.  А вокруг стояла громадная тишина, которая казалась выше елей, выше звёзд и даже выше самого чёрного бездонного неба.    5) Проверочная работа (раздаточный материал) 1 вар. Ещё в детстве я полюбил зелёные высокие липы окружавшие наш деревенский сад. В  глубоких дуплах старых лип гнездились сычи перекликавшиеся по ночам страшными голосами.  Пчёлы гудели над цветущими вершинами лип. Под росшей перед нашим деревенским домом липой мы обедали, пили чай. Осенью это дерево раньше всех сбрасывает свою пожелтевшую листву, и у  оголённых корней сухим шелестящим ковром лежат опавшие жёлтые листья. Идёшь, бывало,  по опавшей липовой листве шуршащей под ногами любуешься на знакомые деревья  приготовившиеся к долгой зимовке. 2 вар.Село Горки находящееся на высоком берегу реки Пахры знают многие. Здесь Дом – музей  В.И. Ленина. Дом – музей посещают  приезжающие со всех концов страны люди. В комнатах  музея хранятся экспонаты рассказывающие о жизни и деятельности В.И. Ленина. В столовой на столе покрытом клеенкой стоят самовар и посуда. За этим столом собиралась семья  Ульяновых. Прямо дверь  ведущая в кабинет Владимира Ильича. Посетители видят лежащие на столе книги Горького и Джека Лондона. С волнением осматривают люди места связанные с  жизнью великого вождя.   6)  Игра «Корректор» ( слайд 6) . ­Правильно употреблять причастные обороты в своей речи должен уметь каждый, но это не всегда  удаётся. Попробуйте обнаружить и исправить грамматические ошибки в предложенных примерах. 7) Стилистическая роль причастий. ­ Ребята, за это время мы многое узнали о причастиях: их словообразование, их морфологические  признаки, синтаксическую роль, которую они выполняют в предложении, правописание причастий.  Так  какова стилистическая роль причастий? Какую роль играет в тексте причастный оборот как  оборот речи? В какой речи преимущественно используются причастия: в разговорной или в книжной    Использование в тексте причастных оборотов придаёт ему динамику, образность, яркость  описания. ­ Для разговорного стиля употребление причастий, а точнее причастных оборотов, нехарактерно.  Причастный оборот более соотнесен с книжными стилями. На это указывали еще в 18 и 19 веках  М.В.Ломоносов, Г.Р. Державин, А.С. Пушкин. Они отмечали высокость и торжественность причастий. "Причастия имеют в себе некоторую высокость, и для того очень пристойно их употреблять в  высоком роде стихов", ­ писал Ломоносов. Образцом использования причастий в высоком стиле могут служить произведения Ломоносова, Державина, Жуковского. ­Употребление причастий и причастных оборотов характерно для письменной речи. Их часто  используют поэты и прозаики. Мы выяснили, что причастия изменяют текст, вносят в него  дополнительные сообщения, придают динамику и образность, яркость описания. Причастные обороты  создают мелодичность и особый ритм. Краткость, точность и выразительность причастий сделали их незаменимыми помощниками не только  художественного, но и научного и делового стилей, где мысль должна быть выражена максимально  кратко, чётко и точно. III. Домашнее задание ( дифференцированного характера). 1 группа: Составьте и запишите словосочетания по картине А. Герасимова « Дары осени», используя  причастия.  2 группа: Составьте и запишите 5­6 предложений с причастными оборотами по картине А. Герасимова «Дары осени» 3 группа: Напишите сочинение­миниатюру по картине А. Герасимова.

Урок русского языка по теме: «Причастный оборот в русской речи»

Урок русского языка по теме: «Причастный оборот в русской речи»

Урок русского языка по теме: «Причастный оборот в русской речи»

Урок русского языка по теме: «Причастный оборот в русской речи»

Урок русского языка по теме: «Причастный оборот в русской речи»

Урок русского языка по теме: «Причастный оборот в русской речи»

Урок русского языка по теме: «Причастный оборот в русской речи»

Урок русского языка по теме: «Причастный оборот в русской речи»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2018