Урок русского языка по теме "Простые и сложные предложения" (4 класс)
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
30.01.2017
Урок по теме «Простые и сложные предложения. Одна, две и более грамматические основы в предложении» проводится в 4 классе (УМК "Школа России", используемый учебник Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой. "Русский язык" ). Цели урока: 1) создание условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения";
2) формирование представления о простых и сложных предложениях.
3) формирование умений работать в паре, слушать и уважать чужое мнение.
К уроку есть презентация для доски SMART
Урок.Простые и сложные предложения.docx
Урок русского языка в 4 «Б» классе
по программе «Школа России»
Учебник «Русский язык», авторы: Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова.
Тип урока:урок ознакомления с новым материалом.
Тема: «Простые и сложные предложения. Одна, две и более грамматические основы
в предложении»
Цели урока: 1) создание условий для ознакомления учащихся с понятиями
"простые и сложные предложения";
2) формирование представления о простых и сложных предложениях.
3) формирование умений работать в паре, слушать и уважать чужое мнение.
Представление о результатах: формируемые УУД:
Личностные УУД: формировать учебнопознавательный интерес к новому
учебному материалу и способам решения новой задачи, формировать способность к
самооценке на основе успешности учебной деятельности, формировать ориентацию
на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и
самоконтроль результата.
Метапредметные УУД: регулятивные: ставить, принимать и сохранять учебную
задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей,
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем, сличать способ действия и его результат с заданным
эталоном; оценивать качество и уровень усвоения материала.
Познавательные: строить сообщения в устной
и письменной форме,
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; выбирать
наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных
условий; анализировать, сравнивать, классифицировать объекты по выделенным
признакам; выдвигать гипотезы и их обосновывать;
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, учитывать
разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве,
учить строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы;
сотрудничать с учителем и сверстниками; контролировать, корректировать,
оценивать действия партнера;
Предметные:
владеть понятиями и терминами «подлежащее», «сказуемое»,
«грамматическая основа»; устанавливать связь слов в предложении; различать
простые и сложные предложения; выделять в предложении грамматическую основу;
находить в тексте сложные предложения с двумя и более грамматическими
основами;
Деятельность учащихся на уроке:
наблюдать и устанавливать, может ли быть в предложениях две или более
грамматические основы;
выделять предложения, в которых две и более грамматические основы;
различать простые и сложные предложения, используя термины
«грамматическая основа предложения»;
1 наблюдать (анализировать) и устанавливать, как соединяются простые
предложения в составе сложного (с помощью союзов или без союзов);
устанавливать алгоритм действий при определении состава предложения
наблюдать за расстановкой знаков препинания в сложных предложениях с
(простое, сложное);
союзами и без союзов.
1.Организационное начало урока. 3 мин.
Прозвенел для нас звонок.
Начинается урок.
К нам без опоздания
Приходи старание.
Минутка настроения (Покажите своё настроение на начало урока, отметьте его в
тетради самооценки).
Послушайте притчу.
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец
знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая
бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая
я ее умерщвлю, скажет мертвая выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в
твоих руках».
Дорогие мои. Сегодня вам предстоит получать новые знания. Всё в ваших руках.
Открыли тетради и записали дату, классная работа.
2. Актуализация знаний. 2 мин.
Какую большую тему мы сейчас изучаем? («Предложение»)
Что вы уже знаете о предложении?
Предложение выражает законченную мысль.
Слова в предложении связаны друг с другом по смыслу.
В предложении есть главные и второстепенные члены предложения.
Главные члены предложения составляют грамматическую основу
предложения.
Грамматическая основа предложения – подлежащее и сказуемое.
Сегодня мы с вами продолжим работать по теме «Предложение»
3. Минутка чистописания. 2 мин.
Для минутки мы возьмём начальные буквы слов подлежащее, сказуемое, основа и
соединим их дополнительным элементом. Попробуйте написать без отрыва:
4. Пробное учебное действие, индивидуальная работа. 8 минут
Прочитайте текст на доске.
Пруд едва дымится. Его гладь покрывается прозрачным туманом. На
востоке медленно разгорается заря, дует тёплый ветерок.
Объясните, в прямом или в переносном значении употреблены глаголы "дымится"
и "разгорается". ("Дымится" и "разгорается" употреблено в переносном смысле, так
как дымится пруд пар поднимается, заря разгорается ярко горит солнце).
2 Что мы с вами увидели? («В третьем предложении получились две
Прочтите задание. (Списать текст. Найти и подчеркнуть в каждом предложении
грамматическую основу)
Поймите задание. (Я должен...)
Все поняли задание? Тогда приступаем к его выполнению.
5. Выявление места и причины затруднения. 3 мин
Предъявление результатов (на доске, разными мелками)
грамматические основы» или «Получились разные результаты»)
В чём возникла проблема, трудность? (В третьем предложении получились две
грамматические основы)
6. Целеполагание 2 мин.
Какова цель нашего урока? Что мы должны узнать? Чему мы должны научиться?
(Узнать, как называются предложения, в которых две грамматические основы.
Научиться находить такие предложения в тексте)
7. Работа над проблемой урока. 5 мин. + 2мин.
Ребята, а как бы вы назвали предложения, в которых две грамматические основы?
( составные, сложные, …)
А где мы можем узнать правильность наших предположений? (учебник, учитель)
Давайте обратимся к учебнику и узнаем, как же называются предложения.
Откройте учебник на стр. 47 и прочитайте новые сведения о языке от мудрой совы.
Кто же оказался прав? Как называются предложения, в которых две основы?
(Сложное) А предложение, в котором одна грамматическая основа? (Простое)
Давайте определим тему нашего урока. (Простые и сложные предложения)
Запишите тему в тетради по самооценке.
Давайте ещё раз прочитаем, какие предложения называются сложными.
Из чего состоит сложное предложение?
А можно ли сказать, что сложное предложение, это предложение, которое состоит
из нескольких простых предложений? Докажите. Сколько простых предложений в
третьем предложении из задания? Назовите их.
Составление алгоритма.
А как определить, какое перед нами предложение: простое или сложное?
Давайте составим алгоритм определения сложного предложения.
Подчеркнуть грамматическую основу предложения.
Если грамматическая основа одна – предложение простое.
Если грамматических основ несколько – предложение сложное.
Подчеркнуть и
Одна основа
Несколько
основ
3 Простое
Сложное
Физминутка 2 мин.
В правиле о сложном предложении употреблено слово НЕСКОЛЬКО. Как вы это
понимаете? Сколько простых предложений может быть в составе сложного?
Определите количество грамматических основ в предложениях и запишите на
магнитной доске.
В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут.
(А.С.Пушкин)
Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня. (К.И.Чуковский)
Труд кормит, а лень портит. (Пословица)
Падают с деревьев сухие листья, свистит в лесной чаще рябчик, попискивают
шустрые синички, стучит проворный дятел. (По И.СоколовуМикитову)
Сделайте вывод. Сколько может быть простых предложений в составе сложного?
9. Закрепление. 5мин.
Как разделяются простые предложения в составе сложного?
А как соединяются простые предложения в составе сложного?
Поработайте в паре и сделайте вывод, как соединяются простые предложения в
составе сложного. Возьмите карточку№1.
Задание. Выберите из двух предложений сложное предложение, подчеркните в
нём грамматическую основу. Допиши на карточке вывод.
1 ряд.
Первыми раскрылись не розовые бутоны, а белые.
Наташа складывала яблоки в ящики, а Матвей относил их к машине.
2 ряд
Ира отодвинула занавеску, и в комнату проник солнечный свет.
Внук наколол бабушке дров и принёс воды из колодца.
2 ряд
4 Илья нарисовал пейзаж, но не успел его раскрасить.
Погода испортилась, но птицы ещё не улетели на юг.
Представление результатов.
Сделайте вывод.
Оцените свою работу. Покажите смайлик.
10. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 5 мин.
Вспомните, какие цели мы ставили с вами в начале урока? (Научиться находить
сложные предложения) Давайте проверим, как вы научились это делать.
Возьмите карточку №2
Отметь галочкой сложные предложения. Подчеркни в них грамматические основы.
Взошло солнце, туман исчез.
На озеро опустились гуси и утки.
Жучка притащила кость, зарыла её около конуры и легла рядом.
К дому подъехало такси, и папа спустился вниз.
На сцену опустился занавес, в зале зажёгся свет, и зрители потянулись к выходу.
Проверьте работу по эталону. Оцените её, пользуясь таблицей.
Без ошибок – оценка 5
1 – 2 ошибки – оценка 4
3 – 5 ошибок – оценка 3
6 и более ошибок – оценка 2
Ошибки – лишнее предложение, не отмечено нужное предложение, неверно
подчёркнуто подлежащее, неверно подчёркнуто сказуемое.
11. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). 5 мин
Давайте подведём итог урока.
Что нового узнали на уроке?
Чему научились?
Какие трудности возникли?
Что понравилось на уроке?
Закончи предложения
«На уроке я узнал ….»
«Мне на уроке удалось…..»
«Мне бы хотелось похвалить……..»
«Самым интересным на уроке было…»
5 Минутка настроения. Покажите своё настроение на конец урока. Заполните
тетрадь по самооценке.
12. Домашнее задание: с. 48 упр. 83.
6
Урок русского языка по теме "Простые и сложные предложения" (4 класс)
Урок русского языка по теме "Простые и сложные предложения" (4 класс)
Урок русского языка по теме "Простые и сложные предложения" (4 класс)
Урок русского языка по теме "Простые и сложные предложения" (4 класс)
Урок русского языка по теме "Простые и сложные предложения" (4 класс)
Урок русского языка по теме "Простые и сложные предложения" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.