Урок русского языка по теме "Словообразование имён прилагательных". 3 класс
Оценка 4.6

Урок русского языка по теме "Словообразование имён прилагательных". 3 класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
01.04.2017
Урок русского языка по теме "Словообразование имён прилагательных". 3 класс
Урок русского языка по теме "Словообразование имён прилагательных". 3 класс. "Школа 2100". Дети самостоятельно добывают знания по теме: открывают разные способы образования имён прилагательных. Учащиеся работают в парах, мини-группах. Данный материал можно использовать на уроках русского языка, работая по любому УМК. К уроку прилагается презентация.
Урок Словообразование имен прилагательных.docx
Тема.  Словообразование имён прилагательных. (3 класс) Цель:  освоение правила словообразования имен прилагательных. Планируемые результаты: Личностные УУД: ­  формирование   мотивации   к   обучению   и   целенаправленной   познавательной деятельности Регулятивные УУД: ­ уметь высказывать свои предположения, видеть и осознавать учебную проблему, на этой основе ставить цель, определять  учебные задачи; ­ уметь проверять и  оценивать результаты своей учебной  деятельности, умения определять критерии оценивания; ­ осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: ­ уметь слушать и понимать других; ­ уметь оформлять свои мысли в устной форме и письменной форме; ­ уметь работать в паре, группе. Предметные: ­ открыть способы образования имен прилагательных от основ существительных и прилагательных;  ­учиться разбирать слова по составу  Оборудование: презентация, карточки с заданиями.                                                               Ход урока: I. Организационный момент.  ­ Ребята, я приглашаю вас на урок русского языка. Покажите, с каким настроением вы начинаете работу?  (Солнышко или тучка). ­ Сегодня в нашем классе стало как­то светлее и теплее. Не догадались почему? ( Мнения детей) ­ Да, у нас сегодня присутствуют гости, а гости в доме – это всегда радость. Повернитесь   к   нашим   гостям,   улыбнитесь   им   и   поделитесь   частичкой   своей радости, своего тепла.  ­ Спасибо. А сейчас я расскажу учителям о вас, а вы, как только услышите слово, которым могли бы себя охарактеризовать, тихонечко садитесь за парту.              Вежливые, старательные, Скромные и внимательные,             Добрые, умные, справедливые,             Веселые и счастливые. ­ Сегодня я хотела бы так назвать вас, моих учеников, и видеть вас всегда такими. Чтобы сегодняшний день остался в нашей памяти, давайте запомним эту дату. Откройте тетради и подпишите число, классная работа. II. Актуализация  знаний ­ Словами  какой части  речи я  воспользовалась, называя, какие вы? (Прилагательными.) ­ Какую роль они играют в нашей речи?  (Они   уточняют,   украшают   нашу   речь,   делают   её   образной,   выразительной, яркой.) ­ Да, если бы не было имён прилагательных, я не смогла бы рассказать о вас, какие вы. Догадались, какую тему будем изучать? (Имя прилагательное) ­Да, мы продолжаем знакомиться с именами прилагательными. Как вы считаете, мы уже всё узнали об этой части речи? (Наверное, нет) ­ А сейчас, я предлагаю проверить, что мы уже знаем об имени прилагательном как части речи.  (Тест) ­ Поработайте в паре. Помните про наш девиз «Знаю сам – помогу товарищу». (Работа в паре, проверка по слайду презентации, самооценка) Слайд 2, 3.  ­ Оцените свои знания, используя сигналы светофора: нет ошибок – зелёный цвет, 1­2 ошибки – жёлтый цвет, более двух ошибок – красный цвет. ­ Что у нас получилось? У кого зелёный цвет, жёлтый, красный?  Я рада, что нет красного цвета – путь к новым знаниям открыт. III. Словарная работа. ­ Подберите синонимы к прилагательному «красный». ­ Посмотрите, какие синонимы приводят нам авторы учебника: стр. 94, слова в рамочке. ­ Слова какой части речи вы прочитали? ­ Найдите среди этих прилагательных слова с орфограммами. (Багровый, багряный) ­ Какая орфограмма в этих словах? (Буква безударного гласного в корне) ­ Попробуйте проверить букву безударного гласного. ­ В этих словах букву безударного гласного проверить нельзя, её нужно запомнить. Это словарные слова. Запишите их в тетрадь и обозначьте орфограмму. ­ Что обозначают слова багровый и багряный? (Мнения детей) ­  В старину красную краску и все оттенки красного называли общеславянским словом   багр.   От   этого   возникли     названия   багровый   и   багряный.   Багровым называют густой красный цвет, а багряным – чистый, яркий красный цвет.   Слайд 4.  (Примеры употребления слов поэзии: слайд 5, 6, 7). ­ Предлагаю вам продолжить цепочку однокоренных слов. Послушайте отрывки из произведений и выберите однокоренные слова к словам багряный и багровый. 1. Унылая пора! Очей очарованье!     Приятна мне твоя прощальная краса.     Люблю я пышное природы увяданье,     В багрец и в золото одетые леса.  (А. Пушкин) 2. Как красивы бывают рассветы...     И закат словно "охрой" облит,     Вновь в осенний багрянец одетый     Русский лес за лугами стоит.    (Юрий Кулагин) ­ Слова какой части речи вы дописали? (Имена существительные) ­ Подберите однокоренное слово­глагол, запишите его. (Аптекарша видит, как мало­помалу белеет восточный край неба, как он потом  багровеет, словно от большого пожара.         А.П. Чехов.) IV.  Постановка проблемы. Определение темы урока.        ­ Как вы думаете, багровый и багряный – это разные слова или одно и то же слово? (Мнения детей) Слайд 8. ­ Почему  мнения разошлись? Почему у нас возник спор?  (  Мы   ещё   не   умеем   хорошо   разбирать   прилагательные   по   составу   и   не различаем хорошо части слова). ­ Посмотрите на доску. Что здесь написано?  (Части слова – морфемы) Слайд 9.                за­                в­                  ­оньк­             ­еньк­            ­оват­               об­                на­                                 ­н­                      ­ чик­ ­ Как бы вы поделили их на группы? ­ Как называются эти части слова?  (Приставки, суффиксы) ­ Как вы думаете, почему здесь написаны только приставки и суффиксы? (Только приставки и суффиксы участвуют в словообразовании) ­ А какую часть речи мы сейчас изучаем? (Имя прилагательное) ­ Как вы думаете, какова же тема нашего сегодняшнего урока?  (Словообразование имён  прилагательных) ­ Итак, тема нашего урока “Словообразование имен прилагательных ”. Слайд 10. ­ Поставим перед собой учебные задачи. Что хотели бы узнать? 1. Как образуются имена прилагательные? 2.От каких основ? 3.С помощью чего образуются имена прилагательные? Слайд 11. ­ Можете ли вы прямо сейчас ответить на эти вопросы и объяснить? Почему? (Нет.   Мы  не знаем правила.) V. Поиск решения учебной проблемы.  а) Работа в парах и мини­группах. (Работа по карточкам) ­ Сейчас вы попробуете провести небольшую исследовательскую работу: опираясь на     данные   вам   материалы,   понаблюдайте   за   составом   имен   прилагательных   и выясните, как они образованы. Каждый ряд – творческая лаборатория, где будете трудиться вы ­ исследователи­лингвисты. 1 ряд         грязь + н  =  грязный                   ум     + н   =  ?________________________                   гора + н = ? _________________________ Вывод: Имена прилагательные образованы от основ _________________________ с помощью _____________________________________. 2 ряд      на + стена  +  н = настенный                под  +  вода + н  =  ? ___________________________                на  + стол   +  н = ? _____________________________ Вывод: Имена прилагательные образованы от основ _________________________ с помощью ________________________________________________________ . 3 ряд       длина + н = длинный                 луна   + н =  ? _____________________________________  сон    +  н =  ? _____________________________________ Вывод: Имена прилагательные образованы от основ _________________________ с помощью _________________________________________________________ . ­ Чья творческая лаборатория работает успешнее? ­ Кто уже готов дать ответ на вопрос: как образуются имена прилагательные, от каких основ и с помощью чего?  (1 человек от каждого ряда у доски) ­   Запишите   слова   вместо   вопросительного   знака     в   тетрадь.   Разберите   их   по составу. Сделайте вывод. ­   Как   образовались   прилагательные       в  1   лаборатории?     (От   основ    имен существительных с помощью суффикса –н­) ­   Как   образовались   прилагательные       во  2   лаборатории?   (От   основ   имен существительных с помощью суффикса –н­ и приставок.) ­   Как   образовались   прилагательные       в  3   лаборатории?  (От     основ   существительных с помощью суффикса –н­)  имен   ­ Сравните работу первой и   третьей группы. Какой способ образования имён прилагательных они открыли?  ­ Какая особенность в словах третьей группы? ­ Почему эти слова пишутся с удвоенной буквой н ? (Корень оканчивается на н (луна), и добавляется суффикс ­н­.)  ­ Где написана удвоенная согласная в этих словах? (На стыке корня и суффикса.) Слайд 12. Вывод 1: слайд 13. б)  ­   Только   ли   от   основ   имен   существительных   могут   образовываться прилагательные?  Как вы думаете?   Работа по учебнику  упр. 339, стр. 95  (фронтальная работа) ­ Прочитайте первую пару слов. Какое было исходное слово? (Новый.) ­ Определите часть речи.  ­ Прочитайте образованное от него слово. ­ Как получили слово новенький? (Это прилагательное образовалось от основы прилагательного новый   с помощью суффикса ­еньк­.)?   ­ Какое   значение вносит в   слово  новенький   суффикс  ­еньк­?  (уменьшительно­ ласкательное).  ­ Расскажите об образовании следующего слова. (Хорошенький, умненький–устно) Далее   1   человек   работает   у   доски    беленький, бледненький (запись в тетрадь, разбор  по составу) письменно:   ­ Как образовалось прилагательное красноватый?   (Это прилагательное  образовалось  от   основы   прилагательного      красный   с помощью суффикса –оват ­)?  Объясните значение этого слова.( В некоторой, в определенной степени красный ) ­ Расскажите об образовании следующего слова (сероватый) ­ Объясните значение этого слова. ( В некоторой, в определенной степени серый) ­ Какое прилагательное образуем от основы имени прилагательного коричневый? ­ Объясните значение этого слова. ­ Какое прилагательное образуем от основы  имени  прилагательного голубой? Вывод: Так как же еще образуются имена прилагательные?    (От  основ имен прилагательных при помощи суффиксов – оват­, ­ еват­).  Слайд 14, 15.   ­   Выполняя   это   упражнение,   мы   говорили   о   различных   цветах.   А   какие   цвета помогают нам соблюдать правила дорожного движения?                                  Физминутка.   Слайд 16. Три цвета есть у светофора, Они  известны  для шофера! Красный цвет – Проезда нет! Желтый – Будь готов к пути! А зеленый цвет – Кати!  ( Красный – приседаем, жёлтый – встаём, зелёный – идём) VI.  Первичное  закрепление. Самостоятельная работа. 1. Вернёмся  к проблеме, возникшей в начале урока: «багряный » и «багровый» ­ это одно и то же слово или разные слова? (Разбирают   слова   на   доске,   делают   вывод,   что   эти   слова   разные,   т.к. образованы с помощью разных суффиксов) ­ Продолжаем трудиться. 2. Упр. 340   Осложненное списывание.                                     Алгоритм выполнения: слайд 17. 1. Чтение прилагательного. Объяснение правописания пропущенных букв. 2. Определение числа и рода прилагательного по окончанию.      3. Разбор  прилагательного  по составу.      Образец записи: цветной  (ед.ч.,м.р.) Слайд 18.                 1 ряд                                                   2 ряд                               3 ряд        з  лёнен кий                                    б_рёзовый                        см  шная        п  левые                                          л  сное                               цв  тную         краснен  кое                                   грубоватый                       карман  ые ­ Давайте проверим, что у вас получилось. Самопроверка по эталону. Слайд 19, 20, 21. ­ Кто выполнил без ошибок? Поставьте себе оценку «5». ­ Кто допустил 1 ошибку? Поставьте себе оценку «4». ­ Молодцы. Хорошо потрудились.  3. Игра­эстафета.  Каждая команда­ряд получает карточку, на которой написаны имена  существительные (по числу игроков):  карман –          честь –          ячмень – машина –          ужас –          мина – кость –             конь –            вкус – грусть –           картон –       месть – скука –             звук –             молоко – удача –            небеса –         век – Каждый   игрок   образует   от   основы   существительного   однокоренное прилагательное   с   помощью   суффикса  ­н­  и   записывает   его   справа,  после   чего передает карточку следующему игроку. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее выполнит задания. VII. Итог урока. ­ Какое открытие мы сегодня сделали? ­ Так как же  образуются имена прилагательные? Блиц­опрос:  да, нет.  1)   имена   прилагательные   образуются   от   основ   имён   существительных   и   основ других прилагательных; 2) имена прилагательные образуются с помощью окончаний;  3) имена прилагательные образуются с помощью приставок и суффиксов;  4) удвоенный согласный пишется, если корень заканчивается на тот же согласный, с которого начинается суффикс;  5) в прилагательном конный пишется одна буква «н»;  6) в прилагательном конный пишется две буквы «н»  Проверка результатов: слайд 22. VIII. Рефлексия. Оценки.  ­   Оцените,   пожалуйста,   свою   работу   на   уроке.   Кто   как   усвоил   тему «Словообразование имен прилагательных»?  ­ Перед вами 2 пословицы. Слайд 23.  «Дело мастера боится» (Вы уверены в своих знаниях.)  «Добрый   разум   не   наживают   разом»   (Есть   пробелы   небольшие,   надо   ещё поработать.) ­ Как вы понимаете смысл этих пословиц?  ­ Выберете ту пословицу, которая соответствует вашим знаниям, и запишите её в тетрадь. ­ Я приготовила для вас ещё одну пословицу: Всякий труд достоин награды. ­ Оценки сегодня получили_______ ­ Спасибо всем! Молодцы! Слайд 24. VIII. Домашнее задание (на выбор):   упр.4, стр.99 или подобрать и записать по  4 прилагательных, образованных разными способами, разобрать их  по составу.

Урок русского языка по теме "Словообразование имён прилагательных". 3 класс

Урок русского языка по теме "Словообразование имён прилагательных". 3 класс

Урок русского языка по теме "Словообразование имён прилагательных". 3 класс

Урок русского языка по теме "Словообразование имён прилагательных". 3 класс

Урок русского языка по теме "Словообразование имён прилагательных". 3 класс

Урок русского языка по теме "Словообразование имён прилагательных". 3 класс

Урок русского языка по теме "Словообразование имён прилагательных". 3 класс

Урок русского языка по теме "Словообразование имён прилагательных". 3 класс

Урок русского языка по теме "Словообразование имён прилагательных". 3 класс

Урок русского языка по теме "Словообразование имён прилагательных". 3 класс

Урок русского языка по теме "Словообразование имён прилагательных". 3 класс

Урок русского языка по теме "Словообразование имён прилагательных". 3 класс

Урок русского языка по теме "Словообразование имён прилагательных". 3 класс

Урок русского языка по теме "Словообразование имён прилагательных". 3 класс

Урок русского языка по теме "Словообразование имён прилагательных". 3 класс

Урок русского языка по теме "Словообразование имён прилагательных". 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017