Урок русского языка по теме "Знаки препинания при междометиях. Употребление междометий. Морфологический разбор междометий".

  • Разработки уроков
  • doc
  • 15.08.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок ставит следующие цели:показать, какие знаки препинания используются при междометиях; показать значение междометий в роли других частей речи; развивать умение отличать междометия от других частей речи. Имеет интересную структуру. Работа ведётся в группах, используются активные формы работы, позволяющие учащимся большую часть урока работать самостоятельно, а учителю быть наставником.Урок русского языка по теме "Знаки препинания при междометиях. Употребление междометий. Морфологический разбор междометий".
Иконка файла материала КСП Знаки преп. при междометиях..doc
Четверть IV Тема урока: Цель: Результат обучения для  ученика А: Результат обучения для  ученика Б: Результат обучения для  ученика В: Основные ключевые идеи: Вид деятельности и время Вводная часть 1.Организационный  момент День 1 Урок 3 Неделя 3 Знаки препинания при междометиях. Употребление  междометий. Морфологический разбор междометий. Показать, какие знаки препинания используются при  междометиях; показать значение междометий в роли других  частей речи; развивать умение отличать междометия от других  частей речи, показать значение междометий в художественной  речи; развивать интерес к поэзии. Знают знаки препинания при междометиях, умеют их расставлять  и объяснять. Анализируют предложения, находят междометия,  определяют их роль и значение. Умеют определить стиль речи,  показать разницу в стилевой принадлежности предложений.  Интонируют предложения с междометиями. Составляют  предложения с междометиями. Знают знаки препинания при междометиях, умеют их расставлять  и объяснять. Анализируют предложения, находят междометия,  определяют их роль и значение. Умеют определить стиль речи,  Интонируют предложения с междометиями. Составляют  предложения с междометиями. Знают знаки препинания при междометиях, умеют их расставлять,  участвуют в анализе предложений, находят междометия,  определяют их роль и значение. Интонируют предложения с  междометиями. Составляют предложения с междометиями.  Междометие не относятся ни к самостоятельным частям речи, ни  к служебным частям речи. Междометия широко используются в  разговорной речи, в речи художественной чаще используются в  диалогах. Междометия не имеют лексических,  грамматических  значений, т.е.  междометия не изменяются,  не являются членами  предложения и синтаксически не связаны с членами предложения.  В предложении междометия выделяются запятыми или  восклицательным знаком, если произносится с особой силой.  Иногда междометия могут употребляться в  значении  самостоятельных частей речи, тогда они приобретают конкретное  лексическое значение и становятся  при этом членами   предложения. В таких случаях междометия запятыми не  выделяются. Деятельность учителя Деятельность ученика Сегодня мы продолжаем изучать  междометия. Узнаем, как  выделяются междометия на  письме, где чаще всего  употребляются. Обучающиеся слушают  вступительное слово учителя Запись в тетрадь темы урока  и осмысление. Пара учащихся выходит к  доске: один становится  лицом к классу , другой –к  доске и пишет слово,  2.Проверка дом.зад. Приём «Блиц –свидание» ­Давайте вспомним материал  прошлого урока.3.Деление на группы. Приём «Вслепую» Основная часть 1. Элементы анализа  поэтических текстов. Приём «Слушающие  тройки» которое первый ученик  должен узнать, задавая  различные вопросы первому. Учащиеся создают группы, Работа учащихся в группах. Взаимооценивание  «Светофор» Сейчас мы встанем в круг. Закройте глаза, покрутитесь  вокруг себя несколько раз и  сделайте 10 шагов в любую  сторону. А теперь в полном  молчании, не открывая глаз, вам  надо объединиться в группы по 4  человека. Для этого вам надо взять за руки тех, кого вы встречаете,  включая в свою команду, при этом  контролируя количество  участников.  Это одновременно и разминка, и  командообразование, и  диагностика лидеров. ­Для того чтобы бегло, на первый  взгляд определить место  междометий в творчестве какого­ либо поэта, достаточно бывает  взять алфавитный список его  стихотворений, полистать сборник. Возьмем, например, том Пушкина:  «О, если правда, что в ночи...», «О, кто бы ни был ты...», «Увы! Зачем  она блистает...»   Каждая группа получает тексты.  Задача: проанализировав тексты ,  сделать вывод о роли и значении в  них междометий. (приложение) Подводит итог: Сопоставление  выступлений групп может показать изменения в частотности  употребления междометий,  изменения в лексическом наборе  междометий. Отметим, что в поэзии ХIХ века  часто употребляются междометия  о, увы, ах, чу, редко  встречающиеся в современномРаботают самостоятельно с  учебником. Составляют диалог с  использованием междометий, записывают его, правильно  оформляя междометия,  затем разыгрывают его по  ролям) Записывают предложения,  анализируют их в группах,  затем вместе проверяются и  комментируются. 2. Изучение темы «Знаки  препинания при  междометиях».  3. Приём «Драма». 3. Анализ предложений Приём «Бортовой журнал»:  в первую колонку  записывается пример, во  вторую­ комментарий) языке. Эти междометия имеют  возвышенный оттенок, в отличие  от простонародных, разговорных  эх, ух, эй и т. п. Откройте учебник Познакомьтесь  с информацией. Вывод:  междометия выделяются запятой  или восклицательным знаком: Эх,  дубинушка, ухнем! ­ Представьте речевую ситуацию и  составьте небольшой диалог с  использованием междометий. (на рыбалке; на стадионе и др.) — Сопоставим предложения и  определим роль и значение  омонимичных слов. 1) О тихий Амстердам с певучим перезвоном старинных  колоколен! (К. Д. Бальмонт.) О чем ты воешь, ветр ночной? (Ф. И. Тютчев.) О, говори хоть ты со мной,  подруга семиструнная! (А. А.  Григорьев.) Комментарий. В первом  предложении О — усилительная  частица при обращении, она не  отделяется от обращения запятой.  Во втором предложении О —  предлог. В третьем —  междометие. 2) Далече грянуло ура. Ура, мы ломим, гнутся шведы!  (А. С. Пушкин.)  Комментарий. В первом  предложении междометие ура  употребляется в значении  существительного­подлежащего.  Во втором — собственно  междометие, выражающее восторг, душевный Подъем, взлет. 3) Гляди­ка, за год ты ого­го как  вырос! Ого­го! Отзовитесь!4.Анализ предложений Приём «Постер». 5.Морфологический разбор  междометий. Приём «Фишбоун» (индивидуальное задание  для учащихся группы А и  Б) Заключительная часть Объяснительный диктант Комментарий. В первом  предложении междометие ого­го.  Употребляется в значении  наречия­обстоятельства, во втором собственно междометие,  выражающее призыв, побуждение.  Вывод: междометия могут  выступать в роли разных членов  предложения, хотя по сути они не  являются членами предложения. Запишите предложения,  определите, в роли какой части  речи и какого члена предложения  выступают междометия. 1) Твои ха­ха­ха здесь совсем не  уместны. (Существительное­ подлежащее.) 2) Эхо трижды повторило моё  ау. (Существительное­ дополнение.) 3) Вдруг слышу: вода в озере буль­ буль­буль. (Глагол­сказуемое.) На основе анализа  предложений и работы с  учебником группы  составляют постер об  употреблении междометий в  роли самостоятельных  частей речи. ­Составьте план  морфологического разбора  междометия. Анализируют материал  учебника и представляют  свою работу. Ученики делают записи. Расставьте знаки препинания в  предложениях. 1) Ах как нежно светило солнце  Ах как синело небо. 2) Ура — закричал наследник так пронзительно что в дальних  деревнях отозвались гуси. 3) Разразился общий восторг  Браво Браво. Ответ: 1) Ах, как нежно светило солнце! Ах, как синело небо! 2) «Ура!» — закричал наследник  так пронзительно, что в дальних  деревнях отозвались гуси. 3) Разразился общий восторг:  «Браво! Браво!» Рефлексия «Закончить  предложение» "На сегодняшнем уроке я понял, я  узнал, я разобрался…";"Я похвалил бы себя…"; "Особенно мне понравилось…"; "После урока мне захотелось…"; "Я мечтаю о …"; "Сегодня мне удалось…"; "Я сумел…"; "Было интересно…"; "Было трудно…"; "Я понял, что…"; "Теперь я могу…"; "Я почувствовал, что…"; "Я научился…"; "Меня удивило…" и т.п. Ресурсы: Домашнее задание: Учебник, карточки с заданиями. Сигнальные карточки, рабочие  тетради. Отработать теоретический материал, упр. Приложение: Запишем поэтические строки, рассмотрим роль и значение междометий. Ветер. Кругом все гудёт и колышется, Листья кружатся у ног. Чу, там вдали неожиданно слышится Тонко взывающий рог. (А. А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила...» Междометие чу выражает призыв к  вниманию, тишине, настороженности.) Ух, жарко!.. до полдня грибы собирали. Вот из лесу вышли — навстречу как раз Синеющей лентой, извилистой, длинной Река луговая... (Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети». Междометие ух выражает чувство усталости, имеет простонародный оттенок.) Эх, вы, сани! А кони, кони! Видно черт их на землю принес. В залихватском степном разгоне Колокольчик хохочет до слез. (С. А. Есенин. Междометие эх выражает чувство удали, веселья, воли, тоже имеет  простонародный оттенок.) Запишите междометия, выражающие: Удивление — (ба, о, ну, ого) Восторг — (ах, ай, ура, браво, о) Страх, испуг — (ай, ой, ух, ужас, кошмар) Сожаление — (увы, ах, ох) Недовольство, досаду — (эх, тьфу, у)Побуждения, призыв, запрет — (эй, ау, шабаш, цыц, тсс) Недоумение — (да ну, ну и ну) Замешательство — (гм, э, эге) Облегчение — (уф, ух) Занимательная лингвистика Интересно происхождение междометия Пол ндра! моряков и портовых грузчиков. Этот предостерегающий окрик означает «Берегись!»  Скорее всего слово произошло от английского словосочетания fall under — падать вниз.  Получается, что слово Пол ндра!   , которое от носится к жаргону  уу уу  — производное междометие.