Тема: Синонимы и антонимы
Цель: формировать умения распознавать синонимы и
антонимы, работать со словарями синонимов и
антонимов.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте лексические значения слов.
III. Актуализация знаний
(Работа в парах.)
— Найдите лишнее слово в каждой строке. Обоснуйте
свой выбор. Если задание вызовет затруднения, можно
воспользоваться толковым словарём.
1) Соловей, игла, трава, сырник. (Игла — многозначное
слово, остальные однозначные.)
2) Корень, язык, зима, группа. (Зима — однозначное
слово, остальные многозначные.)
— Какие слова называются однозначными?
— Какие слова называются многозначными?
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте пары слов.
Белый — чёрный, храбрый — отважный, веселье —
радость, мир — война.
— Разделите их на две группы. Обоснуйте свой ответ.
(1) Белый — чёрный, мир — война (слова,
противоположные по значению);
2) храбрый — отважный, веселье — радость (слова,
близкие по значению).)
—
значению? (Антонимы.)
Как называются слова, противоположные по
Как называются слова, близкие по значению?
—
(Синонимы.)
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 68 (с. 42).
— Прочитайте. Выполните задания. Используйте словарь
синонимов и словарь антонимов, которые даны в
учебнике.
(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и
называют орфограммы.)
— К каким из данных слов вы подобрали синонимы?
(Вьюга — метель, мороз — холод, хорошо —
прекрасно.)
— Что такое синонимы?
— К каким из данных слов вы подобрали антонимы?
(Здравствуйте — до свидания, весело — грустно, мороз
жара.)
— Что такое антонимы?
— Назовите «вежливые» слова. Когда их употребляют?
— Прочитайте предложения с «вежливыми» словами,
которые вы составили.
Упр. 69 (с. 42).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
Упр. 70 (с. 43).
— Прочитайте стихотворение.
— Как вы понимаете значение выделенного слова? В
каком значении оно употреблено в стихотворении: в
прямом или переносном? (В переносном.)
—
светофор как живое существо? Назовите их.
Какие слова автор использует, чтобы изобразить Как называется этот приём в литературе?
Какое значение раньше имело слово погода? А
—
(Олицетворение.)
—
Выполните письменное задание к упражнению.
(Проверка. Учащиеся по цепочке называют слова с
орфограммами и объясняют их написание.)
— Прочитайте на с. 43 сведения о словах погода и
непогода.
—
непогода?
2. Работа со словом из словаря
— Найдите слово погода в орфографическом словаре.
— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
— Составьте предложение со словом погода, запишите.
— Запомните написание этого слова.
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала.
Работа по учебнику
Упр. 71 (с. 43).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
Упр. 72 (с. 44).
— Прочитайте текст. О чём в нём говорится?
— Как вы думаете, почему автор тик па шал гной текст?
— Какие чувства вызывает этот текст?
Выполните письменные задания к упражнению.
—
(Проверка. Учащиеся по цепочке называют слома с
орфограммами и объясняют их написание.)
— Назовите антонимы.
— Какие слова называются антонимами?
Упр. 73 (с. 44).
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по
цепочке читают предложения и объясняют свой выбор
синонимов.)
— Какие слова называются синонимами?
VIII. Рефлексия
(Работа в парах.)
— Дополните пословицы антонимами. Объясните смысл
этих пословиц.
• Маленькое дело лучше ... безделья. (Маленькое дело
лучше большого безделья.)
• Не спеши языком,... делом. (Не спеши языком,
торопись делом.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что такое синонимы?
— Что такое антонимы?
— Какую роль в речи выполняют антонимы и синонимы?
Домашнее задание
Упр. 74 (с. 44).
Урок русского языка Тема: Синонимы и антонимы (3 класс)
Урок русского языка Тема: Синонимы и антонимы (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.