Урок русского языка в 5 классе по теме:
«Определение как второстепенный член предложения»
УМК М.М. Разумовской.
Выполнила учитель русского
языка и литературы
Колисниченко О.Н.
Северской МБОУСОШ №44 Северская, 2015г. Тип урока: комбинированный
Цель: знакомство с определением как второстепенным членом
предложения.
Задачи:
Образовательные:
Ввести понятие определения как второстепенного члена
предложения;
Научить видеть определения в речи;
Закрепить знания.
Воспитательные:
Воспитание речевой культуры;
Воспитание любви к родному языку.
Развивающие:
Развитие лингвистического чутья.
Формы работы: фронтальная и индивидуальная.
Виды работы: работа с презентацией, взаимопроверка, чтение
научного текста, анализ языкового явления, выполнение упражнений,
синтаксический анализ предложения, решение тестового задания.
Оборудование: презентация «Определение как второстепенный член
предложения», раздаточный материал (тесты).
Ход урока
I. Организационный момент.
Добрый день, друзья! Сегодня нас ожидает не простой урок, поскольку
к нам пришли гости. Так что, пожелаем друг другу удачи и начнём.
II. Проверка домашнего задания.
Какому второстепенному члену предложения были посвящены наши
1 . Заполним
предыдущие уроки? (дополнению). Что такое дополнение? Слайд
«слепую» схему. На данной схеме представлена таблица по главным членам.
Какие члены предложения, кроме главных, вы знаете?
Какой из членов предложения отвечает на вопросы что сделал? что
делаю? и т.д.?
А на какие вопросы отвечает подлежащее?
С каким второстепенным членом мы знакомились на прошлых уроках?
На какие вопросы он отвечает?
Проверим домашнее задание. Что было задано на дом? (учить правила
из п. 57, №№ 452, 453).
Слайд 2. Что требовалось сделать в № 452? (составить предложения по
схемам). Оксана подготовила свои предложения. Посмотрим, всё ли
правильно сделала она.
Слайд
3 . Что от нас требовалось в № 452? (заполнить таблицу своими
примерами). Поменяйтесь тетрадочками с соседом и проверьте, так ли он
сделал это упражнение? III. Актуализация субъективного опыта учащихся.
На сегодняшнем уроке нам предстоит познакомиться с новым членом
предложения. А для этого нам необходимо вспомнить:
Какая часть речи обозначает признак предмета? (имя прилагательное).
На какие вопросы она отвечает?
Приведите примеры, чтобы предмет определялся по форме, размеру,
величине, цвету (круглая Земля, большой мальчик, белые цветы).
Выполним небольшое задание (Слайд
4). Из данных слов образуйте
словосочетания. Укажите главное и зависимое слово. Подпишите, чем они
выражены.
Определите род, число, падеж. Сделайте вывод (род, число, падеж
прилагательного зависят от существительного).
Выпишите вопросы, на которые отвечают данные прилагательные
(какая? какой? чей?).
Какой тип связи между словами в данном словосочетании? IV. Изучение новых знаний и способов деятельности.
Откроем учебник на стр. 164 и прочитаем, с каким же второстепенным
членом предложения мы познакомимся сегодня. Внимательно читаем правило
в голубой рамочке. Карандашиком делаем пометки:
Слайд 6.
«+» это я уже знаю.
«» это новая для меня информация.
«?» это мне не понятно.
Слайд
5 . Итак, как называется новый второстепенный член, с которым
мы будем работать? (определение). Запишем тему урока в тетради. 7 .
Слайд
На какие вопросы он отвечает? (какой?, который? Чей?) Обратите,
пожалуйста, внимание на вопросы «который?» и «чей?». Определение
отвечает не только на эти вопросы, но и на формы этих вопросов: какую?
которому? Чьего?
Как подчёркивается определение в тексте? (волнистой линией)
Какой частью речи чаще всего выражается определение?
(прилагательным). А что значит чаще всего? В большинстве случаев, но не
всегда. В дальнейшем мы с вами узнаем, что определение может выражаться и
притяжательным местоимением, и числительным, и причастием.
Обратите внимание, что определение всегда согласуется в роде, числе
и падеже с существительным, которое оно поясняет.
По каким качествам может характеризовать предмет определение?
(цвет, форма, чувства человека, его впечатления, состояние).
Где в жизни нам могут пригодиться эпитеты? (при создании сочинения,
анализе литературного текста, в комплиментах).
V. Первичная проверка понимания изученного.
Выполним упражнение № 456. Что нам необходимо сделать в данном
затем
подчеркнуть грамматическую основу,
задании?
второстепенный член, который распространяет подлежащее).
(списать,
Ребята письменно выполняют упражнение в тетради, затем проверяем.
Слайд
8 . В первом предложении, когда ученик его зачитывает, обратить
внимание на произношение слова «скучная», вспомнить, как произносится
буквосочетание чн, в каких словах оно произносится также. (По щелчку
открывается облачко с транскрипцией, по щелчку же оно исчезает).
Определение скучная характеризует с точки зрения состояния, обычно
относится к человеку, а автор определят так время, значит, мы имеем дело с
эпитетами.
Во втором предложении несколько определений. Первое выражено
неопределённым местоимением, второе – притяжательным местоимением,
третье – прилагательным. Опятьтаки бедный значит нищий, вновь имеем дело
с эпитетом.
Третье предложение – всё просто.
Четвёртое предложение – удивительная картина – эпитет.
VI.
Закрепим, то, с чем мы сегодня познакомились. Выполним полный
Закрепление изученного.
синтаксический разбор четвёртого предложения.
VII. Информация о домашнем задании.
Откроем дневники и запишем домашнее задание. Дома вам необходимо
будет выполнить задание № 458. В этом упражнении нужно списать текст, употребляя определения в скобках в правильном роде, числе и падеже. Это
задание 1, оно выполняется письменно. Слайд
9 .
Задание 2 выполняется устно, и в этом задании от вас требуется,
прочитать текст два раза: затем без определений, а потом вместе с ними.
Проследить, как изменяется текст при втором прочтении. Сделать вывод о
роли определений в предложении. Определить, какие из них являются
эпитетами. Какую роль в тексте они выполняют.
VIII. Контроль и самоконтроль.
Выполним небольшое тестовое задание. Каждому ряду раздаются
задания разного цвета в зависимости от уровня сложности.
В первом задании надо переписать предложения в тетрадь, вставляя
пропущенные буквы, сделать синтаксический разбор предложения.
Ответы на тестовое задание записываются также в тетрадь в столбик.
Например:
А
Б
1)
2)
В первом задании теста для первого ряда нужно выбрать два варианта
ответа, чем может быть выражено определения в предложении.
Во втором задании нужно выяснить, какое слово из предложения
являются определениями.
В третьем задании необходимо найти то предложение, в котором два (!)
определения.
В четвёртом задании правильным ответом будет тот, где в предложении
нет ни одного определения.
В пятом задании необходимо найти такое предложение, где есть и
определение, и дополнение.
По окончании работы тетрадочки передаются с задних парт.
IX. Подведение итогов занятия.
Подводятся итоги о работе класса на уроке, выставляются и
комментируются оценки отдельным ученикам.
Рефлексия.
X.
Чему ты научился на сегодняшнем уроке?
Что нового ты сегодня узнал?
Что интересного было для тебя на сегодняшнем уроке?
Как пригодятся полученные знания в жизни?
Урок русского языка в 5 классе. Определение.
Урок русского языка в 5 классе. Определение.
Урок русского языка в 5 классе. Определение.
Урок русского языка в 5 классе. Определение.
Урок русского языка в 5 классе. Определение.
Урок русского языка в 5 классе. Определение.
Урок русского языка в 5 классе. Определение.
Урок русского языка в 5 классе. Определение.
Урок русского языка в 5 классе. Определение.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.