Урок русского языка в 6 классе Тема: «Повторение и обобщение по теме морфемика и словообразование»
Оценка 4.9

Урок русского языка в 6 классе Тема: «Повторение и обобщение по теме морфемика и словообразование»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
03.11.2018
Урок русского языка в 6 классе Тема: «Повторение и обобщение по теме морфемика и словообразование»
Данный урок представляет собой обобщающий материал по теме "Морфемика и словообразование". В него входят разные виды работы: групповая, работа в парах, индивидуальная работа. В создании урока использованы некоторые методы технологии критического мышления, игровые моменты. Работа по данному конспекту интересна для обучающихся,динамична. хорошо показывает уровень знаний учащихся.Конспект урока
«Повторение и обобщение по теме морфемика и словообразование» .docx
Урок русского языка в 6 классе Тема: «Повторение и обобщение по теме морфемика и  словообразование»  Цель   урока:   обобщить   и   систематизировать   знания   учащихся   об   основных   способах словообразования в русском языке. Форма работы:  коллективная, групповая,индивидуальная.      Задачи урока:        Личностные: создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности; создание  условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу;   Предметные:  корректировать  индивидуальную работу в соответствии с коммуникативной целью;  Анализировать и характеризовать особенности словообразования в русском языке Регулятивные:  формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу; Коммуникативные:  развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.   формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения. сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе; Познавательные:  формировать умение работать с разными способами словообразования;  понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять  её с учётом решаемых задач;  извлекать нужную информацию; 1.Оргмомент.  Ход урока ­ Здравствуйте, ребята! Очень рада Вас видеть. Желаю вам  работоспособности и хороших результатов на уроке.  Садитесь. Открывайте  тетради, записывайте число, классная работа. ­ Итак, мы с вами  изучили несколько разделов русского языка. Какие это  разделы? (Морфемика и Словообразование). ­ Что такое морфемика? (Морфемика ­ это раздел науки о языке, в котором  изучается состав (строение) слова.) ­ А что такое словообразование? (Словообразование ­ раздел науки о языке,  который изучает строение слов и способы их образования). ­ И вот сегодня у нас последний урок по этой теме.  Сформулируйте,  пожалуйста, тему нашего урока. «Обобщение по теме морфемика и  словообразование» ­ Какие цели вы ставите перед собой?(записать на доске) 1)повторить морфемы  2)вспомнить способы словообразования 3)вспомнить морфемный и словообразовательный разбор слова  ­ А для чего нам  надо это знать? Знание правил словообразования помогают избежать многих ошибок,  связанных с грамотностью и культурой речи. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ. УЧИТЕЛЬ:Сейчас мы сыграем с вами в игру   “Верно – неверно”     согласны со сказанным, то хлопайте 1 раз в ладоши, если нет – топайте 2 раза.  . Если вы  1. Морфема – значимая часть слова. (+) 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Словообразование – это образование новых слов при помощи суффиксов  (­). Приставка, корень, суффикс, окончание – это морфемы. (+) Соединительными гласными бывают О – Е (+). Окончание – главная часть слова (­) Лексическое значение слова заключается в корне.(+) Приставка  стоит после корня(­). В слове может быть нулевой суффикс. (+) ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА ПРАКТИКЕ 1. УЧИТЕЛЬ:А сейчас возьмите карточку №1 «Запиши правильный ответ»и  ответьте на вопросы в ней. Ответ запишите в пустую клеточку.  (Ученики заполняют карточки “Запиши правильный ответ”). № Вопрос Ответ 1 2 3 4 Часть слова, которая служит для образования формы слова,  называется __________  окончание Какое окончание в слове “договорилась”? Какой корень в слове “досрочный”? Какое окончание в слове “видел”?        а  сроч  Нулевое 5 6 7 С помощью какого суффикса образовано слово “охотник”?        Какой корень в слове “маленький”? Какая приставка в слове подорожник? окончание  ник  мал  по Взаимопроверка  ­ А теперь возьмите карандаши, и поменяйтесь друг с другом  листочками,  проверьте друг друга. Неверные, по вашему мнению, ответы отметьте. (за 1­2 ошибки – 4; за 3 – 3, больше – 2). А сейчас я продиктую верные ответы, а вы проверьте еще раз и выставьте  оценки. Шкала оценок дана внизу на карточке. – Поднимите руку, кто написал на 5; на 4; на 3.Молодцы! 2.ИГРА «СОСТАВЬ СЛОВО» УЧИТЕЛЬ:Ребята, я предлагаю сыграть в уже знакомую вам игру «Составь  слово».  Выбирая нужную морфему, определите какое слово спрятано в  задании. Задание на доске. 1. Корень мой в СКАЗКЕ найдёте, Суффикс у ИЗВОЗЧИКА возьмёте,  Приставка та же, что в слове РАСХОД, Целым я излагаю событий ход. (Рассказчик) 2. В СПИСКЕ вы мой обнаружите корень  Суффикс в СОБРАНИИ встретите вскоре, В слове РАССКАЗ вы приставку найдёте,  В целом по мне на уроки пойдёте. (Расписание) 3. Корень тот же, что в слове ОТДАВАТЬ Приставка взята из слов ПРЕГРАДА и ПОСЫЛКА Суффикс и окончание из слова ЗНАНИЕ (Преподавание) Молодцы! Все у вас получилось!    Потрудились — отдохнем   3.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА « УЧИТЕЛЬ: Мы славно потрудились, теперь давайте отдохнем, вставайте.  » Потрудились — отдохнем,  (Ходьба на месте.) Встанем, глубоко вздохнем. (Потянуться.) Руки в стороны, вперед,  (Руки развести в стороны, вперед)  Влево, вправо поворот. (Повернуться вправо­влево.)  Три наклона, прямо встать. (Наклоны влево­вправо, присесть.)  Руки вниз и вверх поднять. (Прыжки на месте.) Руки плавно опустили,  (Ходьба на месте) Всем улыбки подарили. 4.УЧИТЕЛЬ:  Итак, двигаемся дальше. Мы знаем, что в русском языке слова  образуются разными способами. Скажите, а какие мы с вами знаем способы  образования слов? Суффиксальный Приставочный Приставочно­суффиксальный Сложение основ Сложение слов Сложение сокращенных основ  Переход одной части речи в другую  5.ГРУППОВАЯ РАБОТА. УЧИТЕЛЬ:Ребята, я предлагаю вам объединиться в группы и выполнить  следующее задание. Вы должны сделать словообразовательный разбор слов и определить, какими способами они образуются. Можно совещаться, но так,  чтобы не мешать своим товарищам. Группа, которая готова ответить,  поднимает руку. Задание. Определите, как образованы следующие слова.   ←  1 группа. Развесёлый                   Съел мороженое    Развесёлый  Съел мороженое   переход 2 группа.  кресло­кровать                    Подсвечник кресло­кровать сложение слов Подсвечник  ←  весёлый. (приставочный способ) ←  свеча. (приставочно­суффиксальный) ← ← ← ←  мороз (суффиксальный)  овраг. (суффиксальный)  лес возит (сложение основ) 3 группа  Лесовоз                   МГУ    Лесовоз     МГУ  Московский государственный университет (сложносокращенное слово) 4 группа  Мороженая рыба                  Овражек ← Мороженая рыба  Овражек   5 группа  Парашютистка                  Продтовары ← Парашютистка  парашют (суффиксальный) ← Продтовары   продуктовые товары. (сложносокращённое слово)  6 группа  Бег                    Пешеход Бег  бегать (бессуффиксный) пешеход пешком ходит (сложение основ)  7 группа  Гостиная                   Приморский гостиная переход приморский море (приставочно­суффиксальный) Хорошо! Молодцы, ребята! ← ← ← ← 7. ГРУППИРОВКА СЛОВ Карточка №3. А теперь следующее задание. Сгруппируйте слова в  соответствии со способами словообразования. Можете обсуждать с соседом  по парте. только негромко.  Сельский, подводный, отбежать, отголосок, соавтор, приехать, студентка,  синеватый, подберёзовик, ельник, распевать 1 ряд. Приставочный:  отбежать,соавтор, приехать, распевать  2 ряд.Суффиксальный:  сельский,студентка, ельник, синеватый 3 ряд.Приставочно­суффиксальный:  подводный.отголосок, подберезовик УЧИТЕЛЬ: Давйте посмотрим, что у вас получилось. Молодцы! 8. ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ «ЗАГАДКИ­СКЛАДКИ». УЧИТЕЛЬ: А теперь, отгадайте загадки, ответ запишите в тетради. 1. И на земле, и на снегу  Я зверя выследить смогу  По следу лапок и копыт.  На то ведь я и ... (следопыт).  2.Хоть заманчив он на вид,  Но, однако, ядовит.  Знают люди с давних пор,  Что не съедобен ... (мухомор). 3. Без разгона ввысь взлетает,     Стрекозу напоминает.     Отправляется в полёт      Наш российский… (Вертолёт) УЧИТЕЛЬ: Каким способом образованы слова­отгадки?(Способ сложение) 9.ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА   УЧИТЕЛЬ: Теперь я вам предлагаю творческое задание. Добавьте в текст  сложные слова. Под текстом у вас есть маленькая подсказка. Задание  выполняйте на листочках.  Карточка № 3.Добавьте в текст сложные слова. Друг моего друга. У моего друга есть _______опытный  коротко________ный  висло____ий пёс. И  хотя он и ____корослый, но очень ______душный и само_______ный. ( ­стоятель­, ­добр­, ­люб­,­шёрст, ­ухо­, ­низ­)  ­ Прочтите получившееся. 10.ИТОГ УРОКА ­Ребята, урок наш подходит к концу. Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока?                1)повторить морфемы и морфемный разбор слова 2)вспомнить   способы   словообразования   и   словообразовательный разбор ­ Удалось нам их реализовать? ВЫВОД: Словообразование – важнейший раздел русского языка. Этот  раздел тесно связан с лексикой, орфографией, культурой речи. Знание  этого раздела поможет избежать многих ошибок и сделать нашу речь  правильной и грамотной.  11.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. УЧИТЕЛЬ: Ребята, а дома вам необходимо будет на отдельных листочках  написать небольшое сочинение, используя слова, образованные способом  сложение. 12.ОЦЕНКИ ЗА УРОК. Сложите все карточки, по которым вы работали в тетрадь и сдайте ее. Я их проверю и поставлю вам оценки. Вы все молодцы и очень хорошо работали. 11.РЕФЛЕКСИЯ. За это время урока у нас выросли  вот такие деревья, благодаря которым каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока. Если урок для вас прошел интересно, прикрепите к дереву плоды – яблоки. Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы. Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки. Клей и необходимые предметы лежат под деревьями. Спасибо за урок. Вы молодцы!

Урок русского языка в 6 классе Тема: «Повторение и обобщение по теме морфемика и словообразование»

Урок русского языка в 6 классе Тема: «Повторение и обобщение по теме морфемика и словообразование»

Урок русского языка в 6 классе Тема: «Повторение и обобщение по теме морфемика и словообразование»

Урок русского языка в 6 классе Тема: «Повторение и обобщение по теме морфемика и словообразование»

Урок русского языка в 6 классе Тема: «Повторение и обобщение по теме морфемика и словообразование»

Урок русского языка в 6 классе Тема: «Повторение и обобщение по теме морфемика и словообразование»

Урок русского языка в 6 классе Тема: «Повторение и обобщение по теме морфемика и словообразование»

Урок русского языка в 6 классе Тема: «Повторение и обобщение по теме морфемика и словообразование»

Урок русского языка в 6 классе Тема: «Повторение и обобщение по теме морфемика и словообразование»

Урок русского языка в 6 классе Тема: «Повторение и обобщение по теме морфемика и словообразование»

Урок русского языка в 6 классе Тема: «Повторение и обобщение по теме морфемика и словообразование»

Урок русского языка в 6 классе Тема: «Повторение и обобщение по теме морфемика и словообразование»

Урок русского языка в 6 классе Тема: «Повторение и обобщение по теме морфемика и словообразование»

Урок русского языка в 6 классе Тема: «Повторение и обобщение по теме морфемика и словообразование»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.11.2018