Одним из главных условий сохранения здоровья ребенка является его психологическое состояние. Поэтому на уроке необходимо создавать особый климат сотворчества и содружества, в котором каждым ребенок чувствует себя комфортно и защищенно. Я пытаюсь создать подобную атмосферу на своих уроках, как это получилось в данном уроке – судить вам.
Урок по деепричастию.doc
Лунина Светлана Ивановна
учитель русского языка и литературы
высшей категории
стаж работы 22 года
ул. Газпромовская, д.8, кв. 16, пос. Унъюган
Октябрьского района, ХМАОЮгры,
Тюменской области 628128
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА, 7 КЛАСС
Идея создания данного урока возникла после публикации в Вашем издании урока по
деепричастию (к своему глубокому сожалению и стыду, не запомнила имя автора). Материал
показался интересным, доступным, но использовать полностью урок, созданный кемто, не в
моих правилах. Поэтому решила наполнить его «своим», а именно, как уже делала
неоднократно, сочинила рассказ, который положила в основу работы на уроке. Получился
урок, который мои дети (а они уже в 10м классе) помнят до сих пор. Для них деепричастие
теперь всегда ассоциируется с рассказом о Танечке. Удивительно, но ребята утверждают, что
именно эту тему они поняли очень хорошо. Я связываю это с тем воспитательным
воздействием, которое испытали ребята от знакомства с историей больной девочки.
Еще хотелось бы обратить внимание на то, наша школа уже не первый год работает в
режиме здоровьесбережения. А ведь нагрузка на зрение и позвоночник на уроках русского
языка достаточно большая. Поэтому мы постоянно находимся в поиске новых форм,
эффективных методов обучения, способствующих сохранению здоровья учеников. Если в
младших классах ребята с восторгом воспринимают физкультминутки, подвижные формы
работы на уроках, то в подростковом возрасте к зарядке на уроках они относятся весьма
скептически. На мой взгляд, сохранению здоровья детей на уроках русского языка
способствует работа в группах сменного состава, дифференцированная работа, работа
творческого характера, гимнастика для глаз (Например, сравнить записи на доске с записями
в тетради, найти словарное слово, спрятанное на одной из стен кабинета, проследить глазами
«полет бабочки по кабинету», закрыть глаза и т.д.).
Одним из главных условий сохранения здоровья ребенка является его психологическое
состояние. Поэтому на уроке необходимо создавать особый климат сотворчества и
содружества, в котором каждым ребенок чувствует себя комфортно и защищенно. Я пытаюсь
создать подобную атмосферу на своих уроках, как это получилось в данном уроке – судить
вам.
Тема: Деепричастие
Урок №1: Деепричастие как особая форма глагола.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель: познакомить с лексическим и грамматическим значением деепричастия как
особой формой глагола.
Задачи:
1 1. Дать определение понятиям «Деепричастие» и «Деепричастный оборот».
2. Развивать умение видеть причастие и использовать его в речи, формировать вопросы.
3. Воспитывать внимание к слову как носителю информации.
Ход урока
1. Организационнопсихологический момент.
2. Чтение эпиграфа и рассказа «Танечка» (автор Лунина С.И.).
Эпиграф:
Каждое слово нам чемто знакомо,
Нужно только подумать, вглядевшись в него…
Каждое слово очень весомо…
Будь же внимателен,
Будь осторожен,
Если используешь в речи его.
Танечке очень хотелось в школу. Танечка много занималась самостоятельно, часами
просиживая перед компьютером. Мама, волнуясь за ее зрение, даже приобрела ей
специальные защитные очки. Танечка с удовольствием занималась и с учителями, которые
приходили к ней домой, но все же ей страстно хотелось пойти в школу, оказаться в этом
удивительном дворце познания. Казалось, стоит ей войти туда, как мир неопознанного
тут же распахнется перед нею, открыв множество новых звуков, красок, слов…Порой
Танечка ночью долго лежала с открытыми глазами, представляя, как ее познакомят с
ребятами в классе, как у нее появятся первые друзья (а они у нее обязательно будут, ведь
мама, бабушка и все учителя утверждают, что она очень интересный человек), как она будет
отвечать у доски, стоя в своем новом костюме, как учительница, любуясь новой ученицей,
непременно похвалит ее, как на перемене ребята будут рассказывать ей о своем классе,
нетерпеливо перебивая друг друга, стремясь поведать ей все самоесамое интересное…
Танечка засыпает и счастливо улыбается своим мечтам во сне.
И вот долгожданный день наступил. С утра дома ощущалось напряжение, все заметно
нервничали. Танечке казалось, что они обязательно опоздают, необходимо поторопиться…
Мама, тяжело вздыхая, говорила: «Ой, чтото мне тяжело дышать. Мне кажется, у нас
душно!» и она бежала открывать форточку. Бабушка тут же бежала закрывать ее, с
укоризной выговаривая маме: «Люда, ты простудишь Танечку!..» Танечка не особенно
помнила дорогу в школу, все мысли ее уже были там.
Оказалось, что в школу они прибыли всетаки раньше. В коридорах была тишина, шел
последний урок первой смены. Но вот одна из дверей распахнулась, и из нее вышла высокая,
красивая женщина. «А, вот и вы! Здравствуйте! А мы волнуемся, придет ли наша Таня к нам
сегодня? Ну, что ж, Танюша, меня зовут Лидия Викторовна, я твой классный руководитель.
Давайка, мы отпустим маму с бабушкой, а после уроков они тебя встретят, договорились?»
Мама нежно Танечку поцеловала, бабушка тоже, предварительно трижды перекрестив
ее. Лидия Викторовна проводила Танечку в кабинет, показала ее место, и, озабоченно
взглянув на часы, сказала: «Танюша, ты посиди здесь, а я сейчас вернусь!». Лидия Викторовна
вышла, а Таня, счастливо вздохнув, начала осматривать кабинет. Все, все было замечательно!
Цветы, плакаты, даже портреты великих писателей, смотревшие на Танечку со стены,
улыбались ей. Скорее бы пришли ребята! Танечка с трудом поднялась и вышла изза парты. Ее
так и тянуло в коридор. Какой он большой, светлый и чистый! Сколько здесь всего
интересного!.. Танечка шла все дальше и дальше. Вдруг тишину прорезал неожиданный,
пронзительный звонок. Танечка испуганно вздрогнула. Она испугалась враз возникшего шума:
2 гвалта, крика, топота ног, хлопанья дверей… она не успевала смотреть за лицами детей.
Справа, слева, впереди, позади ее – везде была толпа. Попытавшись отойти к стене, она
случайно наткнулась на группу несущихся по коридору мальчишек, один из которых, задев ее
плечом, крикнул: «Ты что, дура, парализованная что ли?! Свали с дороги!». Танечка, не
удержав равновесия, упала, больно ударившись о стену головой и локтем. А мимо: справа,
слева все шли и шли мимо чьито ноги. Танечка услышала, как ктото, тыча в нее пальцем,
крикнул:
«Смотри, Костя, развалилась, как корова!» и ребята, громко засмеявшись, поспешно
удалились. А Танечка вдруг ощутила невыразимую усталость. Все то, о чем она так долго
мечтала, что так ярко представляла, вдруг потеряло для нее всю прелесть и весь смысл. Ей
показалось, что коридор очень узкий, а краски исчезли. Неожиданно, очень сильно, захотелось
домой, в свою постель, в свое кресло, которое выручало ее столько лет, ей захотелось туда,
где все было простым, понятным, родным, хотя и напоминало о страшной боли и нескольких
годах недвижимости, недееспособности. Танечка, тихо застонав от боли, попыталась
подняться и не смогла…
3.Беседа по рассказу.
Учитель
Ребята, какое впечатление оставил в вашей
душе этот рассказ?
О чем он?
Как бы вы его озаглавили?
Что «разбило» все мечты Танечки?
Да, действительно, ее представления о школе,
о прекрасном разрушили всего два слова.
Как вы думаете, Танечка снова вернется в
школу?
А если вернется, то с каким настроением?
Мальчишки, кудато торопившиеся,
специально оскорбили Таню?
Могли они знать, что Таня ,действительно,
несколько лет пролежала, так как не могла
двигаться?
Учащиеся делятся впечатлениями
Ученик
Ее мечты разбило то, что она услышала от
мальчишек.
Они прошли, пробежали, сказав первое, что
пришло в голову «парализованная».
Нет, она для них была обычной школьницей.
Они привыкли так общаться.
Действительно, они не задумывались. Они не знали, а может, забыли, что нет на земле
пустых слов. Каждое слово значимо, каждое слово несет определенную информацию. И мы,
люди, должны помнить об этом. Умение видеть информацию в слове пригодится и нам с вами
на сегодняшнем уроке, тема которого «Деепричастие» запишите.
(раздать тексты с рассказом)
Учитель
Ученик
Из двух: дее и причастие
Как вы думаете, этимологически из скольких
частей состоит это слово?
Подберите однокоренные слова к ним.
Что значит «дееспособный»?
Какое словосочетание можно составить из
слов «действие», «причастный»?
Значит, деепричастие – это чтото
Дееспособный, причастный
Способный к действию
Причастный к действию (на доску)
Что такое деепричастие?
3 причастное к действию. Это новое для нас
слово, новое понятие. Какие вопросы
возникают у вас?
Я предвидела ваши вопросы, поэтому
записала их на доске. В конце урока, ответив
на них, вы сможете определить, насколько
хорошо усвоили эту тему.(Учитель открывает
вопросы, записанные на доске)
Из рассказа вы узнали о девочке, которая
очень хотела ходить в школу. Эти мысли не
оставляли ее и ночью. Найдите в тексте
предложение, в котором говорится об этом,
запишите его.
Произведем его синтаксический разбор.
Докажите, что сказуемые – глаголы
являются однородными.
Определите грамматические признаки этих
глаголов.
А сейчас нам необходимо максимально
сосредоточиться. Что мы для этого делаем?
А внимание нам необходимо для того, чтобы
образовать новую глагольную форму. Для
этого мне потребуется помощник.
Убери, пожалуйста, у глагола «улыбается»
окончание, а теперь припиши к основе
суффикс –Я. Что получилось?
Это слово имеет отношение к глаголу?
Так что это у нас получилось?
Как образуется деепричастие?
В образовании деепричастия используются и
такие суффиксы, как В, ВШИ,А (на доске
крепятся суффиксы:Я, ВШИ, А, В)
Посмотрите еще раз на наше предложение.
Слова «засыпает», «улыбаясь» сейчас
являются однородными?
На какой вопрос отвечает деепричастие
«улыбаясь»?
От какого слова мы задаем вопрос к слову
«наблюдая»?
Попробуйте изменить слово «улыбаясь».
Какая еще часть речи так же, как
деепричастие, не имеет окончания, не
изменяется, но принимает вопрос от
Как образуется деепричастие?
На к5акие вопросы отвечает деепричастие?
Может ли изменяться деепричастие?
Чем является деепричастие в предложении?
Танечка засыпает и счастливо улыбается
своим мечтам.
Глаголы относятся к одному и тому же слову,
отвечают на один и тот же вопрос и связаны
сочинительной связью.
Это глаголы несовершенного вида,
множественного числа, настоящего времени.
(Учащиеся массируют мочки ушей)
(К доске вызывается «слабый» ученик).
Улыбаясь
Это слово образовалось от глагола. Оно
причастно к нему.
Деепричастие.
Путем присоединения к основе глагола
суффикса –Я
Нет, они отвечают на разные вопросы, не
относятся к одному и тому же слову.
Что делая? Как? (вопросы крепятся к доске)
От глаголасказуемого «засыпает».
Слово не изменяется.
Наречие.
4 сказуемого?
Таким образом, особенности каких частей
речи проявляются в деепричастии?
Чем, повашему, является деепричастие в
предложении?
А чтобы выяснить еще несколько
особенностей деепричастия, запишем
полученное предложение.
Сколько действий выполняет девочка?
Подумайте, какое из этих действий является
основным, а какое добавочным, как бы
дополняющим основное?
Так что обозначает деепричастие?
Мы говорили о том, к деепричастию вопрос
идет от сказуемого – глагола. А от
деепричастия может исходить вопрос к
другим словам?
Значит, при деепричастии есть зависимые
слова. Вам это ни о чем не напоминает?
Проведите аналогию с причастиями. Кто
способен сделать открытие?
Такой ответ заслуживает аплодисментов.
Найдите деепричастный оборот в
предложении.
Попробуйте определить, на какой вопрос
отвечает деепричастный оборот?
Какой член предложения отвечает на такой
же вопрос?
Посмотрите, как много мы с вами сегодня
узнали. А чтобы закрепить все это в памяти,
поработаем с текстами, что лежат у вас на
столах.
Найдите в тексте предложение, в котором
говорится об огромном упорстве Танечки.
Задание: найти деепричастие, деепричастный
оборот, определить, к какому слову
относится.
В деепричастии проявляются признаки
наречия и глагола.
Обстоятельством, так же, как и наречие.
Танечка засыпает, счастливо улыбаясь своим
мечтам.
Два: засыпает и улыбается
«Засыпает»основное
«Улыбаясь»добавочное
Добавочное действие при основном.
Учащиеся проводят наблюдения по тексту,
обнаруживают зависимые слова.
Зависимые слова могли иметь при себе
причастия
Если при причастии есть зависимое слово,
значит, мы имеем дело с причастным
оборотом. Следовательно, если при
деепричастии есть зависимое слово, значит,
можно говорить о деепричастном обороте
Учащиеся аплодируют ответившему
правильно.
Счастливо улыбаясь своим мечтам.
Что делая? Как?
Обстоятельство. Следовательно,
деепричастный оборот в предложении будет
являться обстоятельством.
Учащиеся работают с текстом «Танечка»
Она много занималась самостоятельно,
часами просиживая за компьютером.
Просиживая деепричастие
Часами просиживая перед компьютером
деепричастный оборот.
Найдите предложение, в котором передается
волнение мамы и бабушки.
В последнем предложении найдите
деепричастный оборот.
Мама нежно поцеловала Танечку, бабушка
тоже, предварительно трижды перекрестив ее.
Танечка, тихо застонав от боли, попыталась
подняться и не смогла.
4. Работа в группах. Формулирование определения деепричастия.
5 Мы с вами хорошо поработали. Посмотрите, сколько вопросов нам удалось рассмотреть на
уроке ( обратить внимание на вопросы, записанные на доске, можно на каждый из них дать
ответ).
Однако у нас до сих пор нет научного определения этой особой формы глагола.
Сейчас каждый из вас должен в течение одной минуты сформулировать определение
деепричастия. Через минуту вы должны поделиться своими соображениями с соседом по
парте, добавив все самое существенное, затем «поделиться знаниями» с сидящими позади вас.
Таким образом вы получите самое полное, самое совершенное определение, ведь как
говорится «одна голова хорошо, а две – лучше». Каждый ряд должен предложить свой
вариант определения деепричастия, кто – то представит это определение на суд товарищей,
остальные должны проанализировать. Будьте внимательны, закройте глаза, сосредоточьтесь,
вспомните о деепричастии все, что прозвучало на уроке (пауза). А сейчас за работу!
(Заслушиваются определения, составленные учащимися)
Молодцы! Мы прослушали несколько определений, Я вижу, что вы владеете научным
стилем. А теперь сравним наше определение с тем, что дает учебник ( работа с учебником).
Чье определение более полно, более подробно рассказывает о деепричастии? Вот видите, в
результате тщательных наблюдений, совместной работы, при внимательном отношении к
слову мы сами составили правильное определение. Поаплодируем себе, ведь это так полезно!
5. Отработка умения видеть и использовать деепричастия в речи.
Ну что ж, с теорией справились, а следующее задание поможет выяснить, как вы умеете
применять свои знания на практике.
Ребята, у кого на партах КРУЖКИ, вам нужно за 5 минут написать минисочинение на
тему «Боль от слова» в стиле рассуждения. Смотрите на эпиграф. Используйте деепричастия,
которые даны вам в качестве опорных слов.
Ребята, на чьих столах лежат квадраты, найдите и выделите в тексте деепричастные
обороты, выделите суффиксы в деепричастиях.
Ребята, у кого треугольники, вам предстоит выписать из текста деепричастия.
5.Сдача работ. Зачитывается одно из сочинений.
Наш урок подходит к концу. Скажите, что нового вы узнали сегодня?
Испытывали ли вы трудности? Что показалось особенно сложным?
О чем нужно помнить?
А я напоминаю вам и пусть это будет заданием на всю жизнь, что
Слова бывают разные – то дельные, то праздные,
То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые,
Есть слово – утешение, и слово – удушение,
Есть трезвые и пьяные, лукавые, туманные.
Есть чистые, алмазные, а есть бесстыдно – грязные.
Одни помогут выпрямить, другие душу вытравить.
Есть речь огнем горящая, есть тлением смердящая.
Слова высокой доблести, и самой низкой подлости.
Помните, что словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Главное – помнить о его значимости, о его весомости.
6 КРУГ. Ключевые слова: невзначай сказанное; дарить радость; причинять боль; ранить словом;
сокровенное в душе; общаемся, не задумываясь; говорить, думая; залечить боль, нанесенную
словом; «слово не воробей, вылетит – не поймаешь».
КВАДРАТ. Найти в тексте и выписать предложения с деепричастиями, деепричастными
оборотами и выделить их.
ТРЕУГОЛЬНИК. В указанных учителем предложениях из текста найти деепричастие.
7
Урок русского языка в 7 классе "деепричастие"
Урок русского языка в 7 классе "деепричастие"
Урок русского языка в 7 классе "деепричастие"
Урок русского языка в 7 классе "деепричастие"
Урок русского языка в 7 классе "деепричастие"
Урок русского языка в 7 классе "деепричастие"
Урок русского языка в 7 классе "деепричастие"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.