Урок русского языка в 7 классе "деепричастие"
Оценка 4.7

Урок русского языка в 7 классе "деепричастие"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
7 кл
11.01.2017
Урок  русского языка в 7 классе "деепричастие"
Одним из главных условий сохранения здоровья ребенка является его психологическое состояние. Поэтому на уроке необходимо создавать особый климат сотворчества и содружества, в котором каждым ребенок чувствует себя комфортно и защищенно. Я пытаюсь создать подобную атмосферу на своих уроках, как это получилось в данном уроке – судить вам.
Урок по деепричастию.doc
Лунина Светлана Ивановна учитель русского языка и литературы высшей категории стаж работы 22 года ул. Газпромовская, д.8, кв. 16, пос. Унъюган Октябрьского района, ХМАО­Югры, Тюменской области 628128 УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА, 7 КЛАСС              Идея создания данного урока возникла после публикации в Вашем издании урока  по  деепричастию (к своему глубокому сожалению и стыду, не запомнила имя автора). Материал  показался интересным, доступным, но использовать полностью урок, созданный кем­то, не в  моих правилах. Поэтому решила наполнить его «своим», а именно, как уже делала  неоднократно, сочинила рассказ, который положила в основу работы на уроке. Получился  урок, который мои дети (а они уже в 10­м классе) помнят до сих пор. Для них деепричастие  теперь всегда ассоциируется с рассказом о Танечке. Удивительно, но ребята утверждают, что  именно эту тему они поняли очень хорошо. Я связываю это с тем  воспитательным  воздействием, которое испытали ребята от знакомства с историей больной девочки.        Еще хотелось бы обратить внимание на то, наша школа уже не первый год работает в  режиме здоровьесбережения. А ведь нагрузка на зрение и позвоночник на уроках русского  языка достаточно большая. Поэтому мы постоянно находимся в поиске новых форм,  эффективных методов обучения, способствующих сохранению здоровья учеников. Если в  младших классах ребята с восторгом воспринимают физкультминутки, подвижные формы  работы на уроках, то в подростковом возрасте к зарядке на уроках они относятся весьма  скептически. На мой взгляд, сохранению здоровья детей на уроках русского языка  способствует работа в группах сменного состава, дифференцированная работа, работа  творческого характера, гимнастика для глаз (Например, сравнить записи на доске с записями  в тетради, найти словарное слово, спрятанное на одной из стен кабинета, проследить глазами  «полет бабочки по кабинету», закрыть глаза и т.д.).       Одним из главных условий сохранения здоровья ребенка является его психологическое  состояние. Поэтому на уроке необходимо создавать особый климат сотворчества и  содружества, в котором каждым ребенок чувствует себя комфортно и защищенно. Я пытаюсь  создать подобную атмосферу на своих уроках, как это получилось в данном уроке – судить  вам. Тема: Деепричастие Урок №1: Деепричастие как особая форма глагола. Тип урока: урок изучения нового материала. Цель: познакомить с лексическим и грамматическим  значением деепричастия как  особой формой глагола. Задачи: 1 1. Дать определение понятиям «Деепричастие» и «Деепричастный оборот». 2. Развивать умение видеть причастие и использовать его в речи, формировать вопросы. 3. Воспитывать внимание к слову как носителю информации. Ход урока 1. Организационно­психологический момент. 2. Чтение эпиграфа и рассказа «Танечка» (автор Лунина С.И.).                                                                          Эпиграф: Каждое слово нам чем­то знакомо, Нужно только подумать, вглядевшись в него… Каждое слово очень весомо… Будь же внимателен, Будь осторожен, Если используешь в речи его.       Танечке очень хотелось в школу. Танечка много занималась самостоятельно, часами  просиживая перед компьютером. Мама, волнуясь за ее зрение, даже приобрела ей  специальные защитные очки. Танечка с удовольствием занималась и с учителями, которые  приходили к ней домой, но все же ей страстно хотелось пойти в школу, оказаться в этом  удивительном дворце познания. Казалось, стоит  ей войти туда, как мир неопознанного  тут же распахнется перед нею, открыв множество новых звуков, красок, слов…Порой   Танечка ночью долго лежала с открытыми  глазами, представляя, как ее познакомят с  ребятами в классе, как у нее появятся первые друзья (а они у нее обязательно будут, ведь  мама, бабушка и все учителя утверждают, что она ­ очень интересный человек), как она будет  отвечать у доски, стоя в своем новом костюме, как учительница, любуясь новой ученицей,  непременно похвалит ее, как на перемене ребята будут рассказывать ей о своем классе,  нетерпеливо перебивая друг друга, стремясь поведать ей все самое­самое интересное…     Танечка засыпает и счастливо улыбается  своим мечтам  во сне.      И вот долгожданный день наступил. С утра дома ощущалось напряжение, все заметно  нервничали. Танечке казалось, что они обязательно опоздают, необходимо поторопиться…  Мама, тяжело вздыхая, говорила: «Ой, что­то  мне тяжело дышать. Мне кажется, у нас  душно!» ­ и она бежала открывать форточку. Бабушка тут же бежала закрывать ее, с  укоризной выговаривая маме: «Люда, ты простудишь Танечку!..» Танечка не особенно  помнила дорогу в школу, все мысли ее уже были там.       Оказалось, что в школу они прибыли все­таки раньше. В коридорах была тишина, шел  последний урок первой смены. Но вот одна из дверей распахнулась, и из нее вышла высокая,  красивая женщина. «А, вот и вы! Здравствуйте! А мы волнуемся, придет ли наша Таня к нам  сегодня? Ну, что ж, Танюша, меня зовут Лидия Викторовна, я твой классный руководитель.  Давай­ка, мы отпустим маму с бабушкой, а после уроков они тебя встретят, договорились?» Мама нежно Танечку поцеловала, бабушка тоже, предварительно трижды перекрестив  ее. Лидия Викторовна проводила Танечку в кабинет, показала ее место, и, озабоченно  взглянув на часы, сказала: «Танюша, ты посиди здесь, а я сейчас вернусь!». Лидия Викторовна вышла, а Таня, счастливо вздохнув, начала осматривать кабинет. Все, все было замечательно!  Цветы, плакаты, даже портреты великих писателей, смотревшие на Танечку со стены,   улыбались ей. Скорее бы пришли ребята! Танечка с трудом поднялась и вышла из­за парты. Ее так и тянуло в коридор. Какой он большой, светлый и чистый! Сколько  здесь всего  интересного!.. Танечка шла все дальше и дальше. Вдруг тишину прорезал неожиданный,  пронзительный звонок. Танечка испуганно вздрогнула. Она испугалась враз возникшего шума:  2 гвалта, крика, топота ног, хлопанья дверей… она не успевала смотреть за лицами детей.  Справа, слева, впереди, позади ее – везде была толпа. Попытавшись отойти к стене, она  случайно наткнулась на группу несущихся по коридору мальчишек, один из которых, задев ее  плечом, крикнул: «Ты что, дура, парализованная что ли?! Свали с дороги!». Танечка, не  удержав равновесия, упала, больно ударившись о стену головой и локтем. А мимо: справа,  слева ­ все шли и шли мимо чьи­то ноги. Танечка услышала, как кто­то, тыча в нее пальцем,  крикнул:  «Смотри, Костя, развалилась, как корова!»­ и ребята, громко засмеявшись, поспешно  удалились. А Танечка вдруг ощутила невыразимую усталость. Все то, о чем она так долго  мечтала, что так ярко представляла, вдруг потеряло для нее всю прелесть и весь смысл. Ей  показалось, что коридор очень узкий, а краски исчезли. Неожиданно, очень сильно, захотелось домой, в свою постель, в свое кресло, которое выручало ее столько лет, ей захотелось туда,  где все было простым, понятным, родным, хотя и напоминало о страшной боли и нескольких  годах недвижимости, недееспособности. Танечка, тихо застонав от боли, попыталась  подняться и не смогла… 3.Беседа по рассказу. Учитель ­Ребята, какое впечатление оставил в вашей  душе этот рассказ? ­О чем он? ­Как бы вы его озаглавили? ­Что «разбило» все мечты Танечки? Да, действительно, ее представления о школе, о прекрасном разрушили всего два слова. ­Как вы думаете, Танечка снова вернется в  школу? ­А если вернется, то с каким настроением? ­Мальчишки, куда­то торопившиеся,  специально оскорбили Таню? ­Могли они знать, что Таня ,действительно,  несколько лет пролежала, так как не могла  двигаться? Учащиеся делятся впечатлениями Ученик ­Ее мечты разбило то, что она услышала от  мальчишек. Они прошли, пробежали, сказав первое, что  пришло в голову ­ «парализованная». Нет, она для них была обычной школьницей.  Они привыкли так общаться.        Действительно, они не задумывались. Они не знали, а может, забыли, что нет на земле  пустых слов. Каждое слово значимо, каждое слово несет определенную информацию. И мы,  люди, должны помнить об этом. Умение видеть информацию в слове пригодится и нам с вами  на сегодняшнем уроке, тема которого «Деепричастие» ­ запишите. (раздать тексты с рассказом) Учитель Ученик Из двух: дее­ и причастие ­Как вы думаете, этимологически из скольких частей состоит это слово? ­Подберите однокоренные слова к ним. ­Что значит «дееспособный»? ­Какое словосочетание можно составить из  слов «действие», «причастный»? ­Значит, деепричастие – это что­то  Дееспособный, причастный Способный к действию Причастный к действию (на доску) ­Что такое деепричастие? 3 причастное к действию. Это новое для нас  слово, новое понятие. Какие вопросы  возникают у вас? ­Я предвидела ваши вопросы, поэтому  записала их на доске. В конце урока, ответив  на них, вы сможете определить, насколько  хорошо усвоили эту тему.(Учитель открывает вопросы, записанные на доске) ­Из рассказа вы узнали о девочке, которая  очень хотела ходить в школу. Эти мысли не  оставляли ее и ночью. Найдите в тексте  предложение, в котором говорится об этом,  запишите его. ­Произведем его синтаксический разбор. ­Докажите, что сказуемые – глаголы  являются однородными. ­Определите грамматические признаки этих  глаголов. ­А сейчас нам необходимо максимально  сосредоточиться. Что мы для этого делаем? ­А внимание нам необходимо для того, чтобы образовать новую глагольную форму. Для  этого мне потребуется помощник. ­Убери, пожалуйста, у глагола «улыбается»  окончание, а теперь припиши к основе  суффикс –Я. Что получилось? ­Это слово имеет отношение к глаголу? ­Так что это у нас получилось? ­Как образуется деепричастие? В образовании деепричастия используются и  такие суффиксы, как ­В­, ­ВШИ­,­А­ (на доске  крепятся суффиксы:­Я­, ­ВШИ­, ­А­, ­В­) ­Посмотрите еще раз на наше предложение.  Слова «засыпает», «улыбаясь» сейчас  являются однородными? ­На какой вопрос отвечает деепричастие  «улыбаясь»? ­От какого слова  мы задаем вопрос к слову  «наблюдая»? ­Попробуйте изменить слово  «улыбаясь». ­Какая еще часть речи так же, как  деепричастие, не имеет окончания, не  изменяется, но принимает вопрос от  ­Как образуется деепричастие? ­На к5акие вопросы отвечает деепричастие? ­Может ли изменяться деепричастие? ­Чем является деепричастие в предложении? Танечка засыпает и счастливо улыбается  своим мечтам. Глаголы относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос и связаны  сочинительной связью. Это глаголы несовершенного вида,  множественного числа, настоящего времени. (Учащиеся массируют мочки ушей) (К доске вызывается «слабый» ученик). Улыбаясь Это слово образовалось от глагола. Оно  причастно к нему. Деепричастие. Путем присоединения к основе глагола  суффикса –Я­ Нет, они отвечают на разные вопросы, не  относятся к одному и тому же слову. Что делая? Как? (вопросы крепятся к доске) От глагола­сказуемого «засыпает». Слово не изменяется. Наречие. 4 сказуемого? ­Таким образом, особенности каких частей  речи проявляются в деепричастии? ­Чем, по­вашему, является деепричастие в  предложении? ­А чтобы выяснить еще несколько  особенностей деепричастия, запишем  полученное предложение. ­Сколько действий выполняет девочка? ­Подумайте, какое из этих действий является основным, а какое добавочным, как бы  дополняющим основное? ­Так что обозначает деепричастие? ­Мы говорили о том, к деепричастию вопрос  идет от сказуемого – глагола. А от  деепричастия может исходить  вопрос к  другим словам? ­Значит, при деепричастии есть зависимые  слова. Вам это ни о чем не напоминает? ­Проведите аналогию с причастиями. Кто  способен сделать открытие? ­Такой ответ заслуживает аплодисментов. ­Найдите деепричастный оборот  в  предложении. ­Попробуйте определить, на какой вопрос  отвечает деепричастный оборот?   ­Какой член предложения отвечает на такой  же вопрос? ­Посмотрите, как много мы с вами сегодня  узнали. А чтобы закрепить все это в памяти,  поработаем с текстами, что лежат у вас на  столах. ­Найдите в тексте предложение, в котором  говорится об огромном упорстве Танечки. ­Задание: найти деепричастие, деепричастный оборот, определить, к какому слову  относится. В деепричастии проявляются признаки  наречия и глагола. Обстоятельством, так же, как и наречие. Танечка засыпает, счастливо улыбаясь своим  мечтам. Два: засыпает и улыбается «Засыпает»­основное «Улыбаясь»­добавочное Добавочное действие при основном. Учащиеся проводят наблюдения по тексту,  обнаруживают зависимые слова. Зависимые слова могли иметь при себе  причастия Если при причастии есть зависимое слово,  значит, мы имеем дело с причастным  оборотом. Следовательно, если при  деепричастии есть зависимое слово, значит,  можно говорить о деепричастном обороте Учащиеся аплодируют ответившему  правильно. Счастливо улыбаясь своим мечтам. Что делая? Как? Обстоятельство. Следовательно,  деепричастный оборот в предложении будет  являться обстоятельством. Учащиеся работают с текстом «Танечка» Она много занималась  самостоятельно,  часами просиживая за компьютером. Просиживая ­ деепричастие Часами просиживая перед компьютером ­  деепричастный оборот. ­Найдите предложение, в котором передается волнение мамы и бабушки. ­В последнем предложении найдите  деепричастный оборот. Мама нежно поцеловала Танечку, бабушка  тоже, предварительно трижды перекрестив ее. Танечка, тихо застонав от боли, попыталась  подняться и не смогла. 4. Работа в группах. Формулирование определения деепричастия. 5 Мы с вами хорошо поработали. Посмотрите, сколько вопросов нам удалось рассмотреть на  уроке ( обратить внимание на вопросы, записанные на доске, можно на каждый из них дать  ответ).      Однако у нас до сих пор нет научного определения этой особой формы глагола. Сейчас каждый из вас должен в течение одной минуты сформулировать определение  деепричастия. Через минуту вы должны поделиться своими соображениями с соседом по  парте, добавив все самое существенное, затем «поделиться знаниями» с сидящими позади вас. Таким образом вы получите самое полное, самое совершенное определение, ведь как  говорится «одна голова хорошо, а две – лучше». Каждый ряд должен предложить свой  вариант определения деепричастия, кто – то представит это определение на суд товарищей,  остальные должны проанализировать. Будьте  внимательны, закройте глаза, сосредоточьтесь,  вспомните о деепричастии все, что прозвучало на уроке (пауза). А сейчас за работу! (Заслушиваются определения, составленные учащимися)     Молодцы! Мы прослушали несколько определений, Я вижу, что вы владеете научным  стилем. А теперь сравним наше определение с тем, что дает учебник ( работа с учебником). Чье определение более полно, более подробно рассказывает о деепричастии? Вот видите, в  результате тщательных наблюдений, совместной работы, при внимательном отношении к  слову мы сами  составили правильное определение. Поаплодируем себе, ведь это так полезно! 5. Отработка умения видеть и использовать деепричастия в речи.      Ну что ж, с теорией справились, а следующее задание поможет выяснить, как вы умеете  применять свои знания на практике.       Ребята, у кого на партах КРУЖКИ, вам нужно за 5 минут написать мини­сочинение на  тему «Боль от слова» в стиле рассуждения. Смотрите на эпиграф. Используйте деепричастия, которые даны вам в качестве опорных слов.       Ребята, на чьих столах лежат квадраты, найдите и выделите в тексте деепричастные  обороты, выделите суффиксы в деепричастиях.        Ребята, у кого треугольники, вам предстоит выписать из текста деепричастия. 5.Сдача работ. Зачитывается одно из сочинений. ­Наш урок подходит к концу. Скажите, что нового вы узнали сегодня? ­Испытывали ли вы трудности? Что показалось особенно сложным? ­О чем нужно помнить?  А я напоминаю вам и пусть это будет заданием на всю жизнь, что  Слова бывают разные – то дельные, то праздные, То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые, Есть слово – утешение, и слово – удушение, Есть трезвые и пьяные, лукавые, туманные. Есть чистые, алмазные, а есть бесстыдно – грязные. Одни помогут выпрямить, другие душу вытравить. Есть речь огнем горящая, есть тлением смердящая. Слова высокой доблести, и самой низкой подлости. Помните, что словом можно убить, Словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Главное – помнить о его значимости, о его весомости. 6 КРУГ. Ключевые слова: невзначай сказанное; дарить радость; причинять боль; ранить словом;  сокровенное в душе; общаемся, не задумываясь; говорить, думая; залечить боль, нанесенную  словом; «слово не воробей, вылетит – не поймаешь». КВАДРАТ. Найти в тексте и выписать  предложения с деепричастиями, деепричастными  оборотами и выделить их. ТРЕУГОЛЬНИК. В указанных учителем предложениях из текста найти деепричастие. 7

Урок русского языка в 7 классе "деепричастие"

Урок  русского языка в 7 классе "деепричастие"

Урок русского языка в 7 классе "деепричастие"

Урок  русского языка в 7 классе "деепричастие"

Урок русского языка в 7 классе "деепричастие"

Урок  русского языка в 7 классе "деепричастие"

Урок русского языка в 7 классе "деепричастие"

Урок  русского языка в 7 классе "деепричастие"

Урок русского языка в 7 классе "деепричастие"

Урок  русского языка в 7 классе "деепричастие"

Урок русского языка в 7 классе "деепричастие"

Урок  русского языка в 7 классе "деепричастие"

Урок русского языка в 7 классе "деепричастие"

Урок  русского языка в 7 классе "деепричастие"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2017