Урок русского языка в 7 классе "Употребление частиц в речи"
Оценка 5

Урок русского языка в 7 классе "Употребление частиц в речи"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
7 кл
06.06.2017
Урок русского языка в 7 классе "Употребление частиц в речи"
Разработка урока развития речи "Употребление частиц в речи". Урок посвящен празднику - день птиц, который отмечается 1 апреля. Урок построен в виде устного журнала, ученикам предлагается "перелистать" страницы: "Знакомство", "Подскажи словечко", "У знаете ли вы?", "Приказы частицы НЕ", "Юмористическая". Задания разнообразны и познавательны.Разработка урока и презентация "Употребление частиц в речи"
урок 7 кл. Частицы.docx
КОНСПЕКТ   ОТКРЫТОГО  УРОКА   РУССКОГО   ЯЗЫКА  В 7 классе Тема: Употребление  частиц  в речи (развитие речи). Цель: закрепить понятие об употреблении частиц в разных стилях речи. Задачи: 1) организовать речевую практику учащихся на уроке;               2) закрепить практические навыки в построении устных и письменных  высказываний;               3) способствовать развитию творческих способностей школьников и воспитанию у  них на материале урока бережного отношения к природе.                                                     Ход   урока. I. Приветствие. ­ Здравствуйте!  ­ Откройте тетради и запишите число – 15 апреля, классная работа. II. Постановка целей. ­ Сегодня мы проводим с вами урок развития речи, тема урока ­ использование частиц в  речи. (слайд).  Запишите тему в тетрадь. Наша задача: определить, в каких стилях речи  используются частицы  и какое значение они  имеют. Результаты вы будете фиксировать в  таблице.  Урок наш будет в виде устного журнала. Предлагаю вам стать активными  сотрудниками этого журнала. Его название скрывается в загадке:           Два раза родится, ни разу не крестится, один раз умирает. (слайд) ­ Запишите загадку в тетрадь, отметьте в ней частицы, назовите их и их значение. (не­  отриц., ни­ усиление отриц.) ­ Итак, наш устный журнал называется «Птицы». ­ У птиц, как и у людей, тоже есть свой праздник. Когда он отмечается? ­  Да, именно  1 апреля отмечается Международный день птиц.  Впервые этот день был  отмечен юннатами Сокольнической биостанции в 1927 году. С тех пор этот праздник стал  традиционным.                       1 апреля – Международный день птиц. (слайд). ­ Как вы думаете, почему появилась необходимость отмечать этот праздник?  (ответы  детей). ­ Сформулируйте и запишите предложение, в котором будет заключаться смысл всех  ваших высказываний. Н­р, Птицы – наши друзья, мы обязаны заботиться о них. III.  Основная часть. ­ Прежде чем мы начнем работу, надо вспомнить, какие стили речи вы знаете. Назовите их. ­  Итак, первая рубрика нашего журнала – «Знакомство». ­  Мы познакомимся поближе с этими замечательными пернатыми странниками. Первое  задание: головоломка «Догадайтесь, кто это?!». ­ Прослушайте описание птиц, угадайте, что это за птица, запишите название в сетку  кроссворда. (если не отгадали – картинка). Если правильно отгадаете кроссворд,  получится важное слово. ­ При повторном чтении выпишите частицы, которые встретились в данных текстах, в  соответствующие графы таблицы. 1. Что за прекрасная белоснежная птица, ей  поэты посвящают стихи. Она гордо рассекает  широкой грудью водную гладь, неся на изогнутой шее изящную голову. (лебедь) 2. А вот  довольно  невзрачная на вид птичка: коричнево­серая с рыжинками окраска,  темные большие глаза и длинные тонкие ноги. Но зато как знаменита она своим пением!  (соловей). 3. В народе эту птицу считают весенним символом, ведь именно эта птица открывает  весну. (грач) 4. А это довольно мелкая птица, плотного телосложения, со сравнительно коротким  хвостом и крыльями.  Наверное, нет птицы, которая бы так быстро приспосабливалась к  меняющимся условиям   и так тесно связала свою судьбу с человеком.  (воробей).                  5.  Облик этой птицы очень своеобразен. Не очень большое туловище держится на  высоченных ногах­ ходулях, это дает возможность считать ее  самой длинноногой  птицей   в мире. Иногда ее называют «нераспустившийся розовый бутон». (ФЛАМИНГО) 6. Эта птичка – самая маленькая в мире, ее вес чуть больше полутора граммов. (колибри) ­  А теперь проверьте записанные вами слова (слайд). ­ Назовите ключевое слово: БЕРЕГИ. Объясните, в чем заключается этот призыв. ­ Тексты каких стилей использовались в описании птиц? Дайте их характеристику. 1. Художественный стиль. Его основные черты: образность, эмоциональность. Сфера  употребления данного стиля – художественная литература. 2. Научно­популярный стиль. Его отличает точность, логичность, отвлеченность. Его  сфера употребления ­  учебники, научные статьи, рефераты. ­ Назовите частицы, которые вы записали в таблицу.  IV. – Следующая рубрика нашего журнала  называется  «Подскажи словечко». ­ У каждого из вас текст Николая Сладкова. Прочтите текст про себя. Один ученик читает  вслух.  Что вы заметили?      (упущены слова­ частицы). ­ Ваша задача ­ вставить подходящие по смыслу частицы, т.е. восстановить текст.  При  затруднении можно пользоваться материалом для справок на слайде. Именно у птиц забавные встречаются имена. Едва ли поверишь, что водится птица поганка. Поганка да ещё и рогатая. Ведь и птичка завирушка есть. Или просто юла. А вот совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и даже чечевица. А разве плохое название чиж или чечётка? Неужели непонятными будут для нас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик? Все-таки названия-прозвища лучше всего! (По Н.И.Сладкову) 1.   - Прочтите восстановленный текст. (1 ученик выразительно). Что узнали нового, что показалось интересным? - Какой текст (без частиц или с частицами) лучше? Чем они отличаются? (второй текст более выразительный, интересный, частицы сделали текст разнообразнее, ярче, красивее, т.к. вносят оттенки различных значений: усиление, вопрос, сомнение). - К какому стилю речи отнесем данный текст? (Публицистический  стиль. К его главным чертам относятся призывность и эмоциональность. Сфера  употребления этого стиля – газетные и журнальные статьи, очерки, репортажи.) - Запишите частицы из текста в соответствующие графы таблицы. Назовите их. V.  Рубрика «А знаете ли вы?»  Эту рубрику подготовили ваши одноклассники.  ­ Давайте  послушаем. Частицы, которые услышите, фиксируйте в таблице.                                                            КТО   ПРИДУМАЛ   СКВОРЕЧНИКИ?               Установить это сейчас уже не представляется возможным. Ведь ещё в  прошлом  тысячелетии индусы развешивали для скворца майны – сухие бутылочные тыквы. А вот в  Европе первыми стали устанавливать скворечники голландцы в начале XVI века. Это были  глиняные сосуды с отверстием, которые прикреплялись к деревьям или к стенам домов.  Примерно в то   же время немцы начали делать деревянные скворечники. Но и в Голландии и в Германии  те, кто сооружал скворечники, преследовали довольно корыстную цель:  когда птенцы подрастали, их забирали из скворечника и съедали.             В России же  делали скворечники  из эстетических соображений, «чтобы приятный  свист увеселял слух человеческий». Судя по всему, это был древний народный обычай. Вот что писал в «Зоогеографии», вышедшей в 1811 году, знаменитый ученый Паллас: «Во всей  России, в особенности в умеренной полосе и на юге, скворцы пользуются большой заботой  как со стороны христианского, так и языческого населения. У  домов ставят на высоких  шестах сосуды или сделанные из коры ящички… и за преступление считается, если гнездо  разоряется или убивают скворца…»     Обычай вывешивать скворечники, чтобы привлекать и охранять птиц, стал из России распространяться по странам Европы с начала 20­х годов  прошлого столетия. ­ Какого стиля данный текст, докажите, назовите частицы, встретившиеся в этом тексте,  запишите их в таблицу.( Научно­популярный стиль. Его отличает точность, логичность,  отвлеченность. Его сфера употребления ­  учебники, научные статьи, рефераты. ­Каково предназначение скворечников? ­ Итак, скворечники необходимы и для того, чтобы охранять птиц. Но достаточно ли  этого? ­ Следующую рубрику мы создадим вместе. Она называется  «Приказы частицы «НЕ» (об отношении к птицам) ­ Если мы говорим о приказах, то текст какого стиля у вас должен получиться?  (Официально­деловой стиль. Основные черты этого стиля: официальность, точность.  Сфера употребления – документы, доклады, законы.) ­  Запишите приказы в тетрадь. 1. НЕ  убивайте птиц!                                                      2. НЕ  разоряйте   птичьих  гнезд! 3. НЕ  забывайте подкармливать птиц зимой!              4. НЕ   держите диких птиц в неволе! 5. НЕ  шумите в лесу: пожалейте его обитателей!       6. НЕ   вырубайте лес, ведь это                                                                                                    птичий    дом!  7. НЕ  проходите мимо птичьей беды! ­ Хорошо! Сделайте вывод о роли частицы «не»  (отрицательная  частица «не» помогла  сделать предложения четкими, лаконичными, выразительными). Запишите частицы в  таблицу. ­ А знаете ли вы, что не в каждом скворечнике поселятся птицы. Оказывается,  есть  правила и на этот счет: 1. Ни в коем случае нельзя вешать скворечник с наклоном назад,  надо, чтобы он был слегка наклонен вперед. (почему, ваши версии); 2. Не разрешается  вбивать в деревья ни гвозди, ни другие острые предметы, прикрепить скворечник можно на крючке, на петле, или использовать длинный шест, привязав его к дереву.  3. Надо следить,  чтобы скворечник не оказался доступным для кошек. 4. Не стоит развешивать на одной  территории много скворечников, потому что у птиц должно быть пространство активного  действия. VI. Домашнее задание. ­ и последняя рубрика нашего журнала – «Юмористическая».   ­  Назовите еще раз стили речи, примеры которых мы разобрали на уроке  (художественный, научный, публицистический, деловой).  ­ Какой стиль нам не встретился? (Разговорный) ­ С текстом этого стиля  я предлагаю вам поработать дома. Дом. задание: сочинить диалог,  героями которого будет одна или несколько птиц, о которых  мы говорили в начале урока  (кроссворд). Одно  условие: должны встретиться частицы.  Для примера мы сейчас с вами посмотрим небольшую инсценировку.                                                                      ГЕНЕРАЛ      ГЕНА   и           ГАЛЧАТА Гусенок Гена мечтал стать генералом. Однажды, оставшись дома один, он открыл  гардероб, надел папин галстук и галоши, на голову громадную шляпу из газеты, а под  крыло вместо сабли сунул большой гвоздь. Глянул в зеркало – настоящий генерал получился!  Вышел Гена гордой походкой во двор, а  там галчата в городки играют. ­ Эй, галчата! Смотрите, какой генерал к вам пришел! А галчата как загалдят: ­ Это ты­то генерал? А где  же твоя сабля? ­ А вот  же,  под  крылом, ­ говорит Гена. ­ А мы думали, что это у тебя градусник! Никакой та не генерал, а просто гусь в газетной  шляпе. ­ Эх  вы, глупенькие, ­ грустно сказал Гена. – Нет у вас фантазии.                                                                                                                              (Г.Юдин) VII.  Подведение  итогов.  ­ В каких стилях речи используются частицы? (во всех, назвать) ­ Для чего они нужны? ­ Назовите все рубрики созданного журнала. Какая рубрика вам понравилась больше? Чем? ­ Для чего они нужны? ­ Что вы узнали нового? КТО   ПРИДУМАЛ   СКВОРЕЧНИКИ?               Установить это сейчас уже не представляется возможным. Ведь ещё в   прошлом тысячелетии индусы развешивали для скворца майны – сухие  бутылочные тыквы. А вот в Европе первыми стали устанавливать  скворечники голландцы в начале XVI века. Это были глиняные сосуды с  отверстием, которые прикреплялись к деревьям или к стенам домов.  Примерно в то   же время немцы начали делать деревянные скворечники. Но и в Голландии и в Германии  те, кто сооружал скворечники, преследовали  довольно корыстную цель: когда птенцы подрастали, их забирали из  скворечника и съедали.               В России же  делали скворечники  из эстетических соображений,  «чтобы приятный свист увеселял слух человеческий». Судя по всему, это был  древний народный обычай. Вот что писал в «Зоогеографии», вышедшей в 1811 году, знаменитый ученый Паллас: «Во всей России, в особенности в  умеренной полосе и на юге, скворцы пользуются большой заботой как со  стороны христианского, так и языческого населения. У  домов ставят на  высоких шестах сосуды или сделанные из коры ящички… и за преступление  считается, если гнездо разоряется или убивают скворца…»     Обычай  вывешивать скворечники, чтобы привлекать и охранять птиц, стал из России  распространяться по странам Европы с начала 20­х годов прошлого столетия.                                     КТО   ПРИДУМАЛ   СКВОРЕЧНИКИ?               Установить это сейчас уже не представляется возможным. Ведь ещё в прошлом тысячелетии индусы развешивали для скворца майны – сухие  бутылочные тыквы. А вот в Европе первыми стали устанавливать  скворечники голландцы в начале XVI века. Это были глиняные сосуды с  отверстием, которые прикреплялись к деревьям или к стенам домов.  Примерно в то   же время немцы начали делать деревянные скворечники. Но и в Голландии и в Германии  те, кто сооружал скворечники, преследовали  довольно корыстную цель: когда птенцы подрастали, их забирали из  скворечника и съедали.                В России же  делали скворечники  из эстетических соображений,  «чтобы приятный свист увеселял слух человеческий». Судя по всему, это был  древний народный обычай. Вот что писал в «Зоогеографии», вышедшей в 1811 году, знаменитый ученый Паллас: «Во всей России, в особенности в  умеренной полосе и на юге, скворцы пользуются большой заботой как со  стороны христианского, так и языческого населения. У  домов ставят на  высоких шестах сосуды или сделанные из коры ящички… и за преступление  считается, если гнездо разоряется или убивают скворца…»     Обычай  вывешивать скворечники, чтобы привлекать и охранять птиц, стал из России  распространяться по странам Европы с начала 20­х годов прошлого столетия.                                                ГЕНЕРАЛ      ГЕНА Гусенок Гена мечтал стать генералом. Однажды, оставшись дома один, он открыл  гардероб, надел папин галстук и галоши, на голову громадную шляпу из газеты, а под  крыло вместо сабли сунул большой гвоздь. Глянул в зеркало – настоящий генерал получился!  Вышел Гена гордой походкой во двор, а  там галчата в городки играют. ­ Эй, галчата! Смотрите, какой генерал к вам пришел! А галчата как загалдят: ­ Это ты­то генерал? А где  же твоя сабля? ­ А вот  же,  под  крылом, ­ говорит Гена. ­ А мы думали, что это у тебя градусник! Никакой та не генерал, а просто гусь в газетной  шляпе. ­ Эх  вы, глупенькие, ­ грустно сказал Гена. – Нет у вас фантазии.                                                                                                                              (Г.Юдин)                                ГЕНЕРАЛ      ГЕНА Гусенок Гена мечтал стать генералом. Однажды, оставшись дома один, он открыл  гардероб, надел папин галстук и галоши, на голову громадную шляпу из газеты, а под  крыло вместо сабли сунул большой гвоздь. Глянул в зеркало – настоящий генерал получился!  Вышел Гена гордой походкой во двор, а  там галчата в городки играют. ­ Эй, галчата! Смотрите, какой генерал к вам пришел! А галчата как загалдят: ­ Это ты­то генерал? А где  же твоя сабля? ­ А вот  же,  под  крылом, ­ говорит Гена. ­ А мы думали, что это у тебя градусник! Никакой та не генерал, а просто гусь в газетной  шляпе. ­ Эх  вы, глупенькие, ­ грустно сказал Гена. – Нет у вас фантазии.                                                                                                                              (Г.Юдин)                                ГЕНЕРАЛ      ГЕНА Гусенок Гена мечтал стать генералом. Однажды, оставшись дома один, он открыл  гардероб, надел папин галстук и галоши, на голову громадную шляпу из газеты, а под  крыло вместо сабли сунул большой гвоздь. Глянул в зеркало – настоящий генерал получился!  Вышел Гена гордой походкой во двор, а  там галчата в городки играют. ­ Эй, галчата! Смотрите, какой генерал к вам пришел! А галчата как загалдят: ­ Это ты­то генерал? А где  же твоя сабля? ­ А вот  же,  под  крылом, ­ говорит Гена. ­ А мы думали, что это у тебя градусник! Никакой та не генерал, а просто гусь в газетной  шляпе. ­ Эх  вы, глупенькие, ­ грустно сказал Гена. – Нет у вас фантазии.                                                                                                                              (Г.Юдин) _____________ у птиц забавные встречаются имена. ________ поверишь, что водится птица поганка. Поганка ________ рогатая. ________ и птичка завирушка есть. Или ______ юла. _________ совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и _______ чечевица. А ________ плохое название чиж или чечётка? __________ непонятными будут для нас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик? ____________ названия-прозвища лучше всего! (По Н.И.Сладкову) _____________ у птиц забавные встречаются имена. ________ поверишь, что водится птица поганка. Поганка ________ рогатая. ________ и птичка завирушка есть. Или ______ юла. _________ совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и _______ чечевица. А ________ плохое название чиж или чечётка? __________ непонятными будут для нас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик? ____________ названия-прозвища лучше всего! (По Н.И.Сладкову) _____________ у птиц забавные встречаются имена. ________ поверишь, что водится птица поганка. Поганка ________ рогатая. ________ и птичка завирушка есть. Или ______ юла. _________ совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и _______ чечевица. А ________ плохое название чиж или чечётка? __________ непонятными будут для нас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик? ____________ названия-прозвища лучше всего! (По Н.И.Сладкову) _____________ у птиц забавные встречаются имена. ________ поверишь, что водится птица поганка. Поганка ________ рогатая. ________ и птичка завирушка есть. Или ______ юла. _________ совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и _______ чечевица. А ________ плохое название чиж или чечётка? __________ непонятными будут для нас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик? ____________ названия-прозвища лучше всего! (По Н.И.Сладкову) 1. Художественный стиль. Его основные черты: образность, эмоциональность. Сфера употребления данного стиля – художественная литература. 2. Научно­популярный стиль. Его отличает точность, логичность, отвлеченность. Его сфера употребления ­  учебники, научные статьи, рефераты. 3. Публицистический   стиль.   К   его   главным   чертам   относятся   призывность   и эмоциональность. Сфера употребления этого стиля – газетные и журнальные статьи, очерки, репортажи. 4. Официально­деловой стиль. Основные черты этого стиля: официальность, точность. Сфера употребления – документы, доклады, законы. 5. Разговорный   стиль.   Этот   стиль   характеризуется   непринужденностью, непосредственностью.   Сфера   употребления   ­   бытовые   отношения,   частная переписка. 1. Художественный стиль. Его основные черты: образность, эмоциональность. Сфера употребления данного стиля – художественная литература. 2. Научно­популярный стиль. Его отличает точность, логичность, отвлеченность. Его сфера употребления ­  учебники, научные статьи, рефераты. 3. Публицистический   стиль.   К   его   главным   чертам   относятся   призывность   и эмоциональность. Сфера употребления этого стиля – газетные и журнальные статьи, очерки, репортажи. 4. Официально­деловой стиль. Основные черты этого стиля: официальность, точность. Сфера употребления – документы, доклады, законы. 5. Разговорный   стиль.   Этот   стиль   характеризуется   непринужденностью, непосредственностью.   Сфера   употребления   ­   бытовые   отношения,   частная переписка. Стиль/ рубрика Художествен­ ный. Публицисти­ ческий Научно­ популяр­ ный Официально­ деловой Разговор­ ный «Знакомство» «Подскажи  словечко» «А знаете ли вы» «Приказы частицы  «НЕ» «Юмористическая» Стиль/ рубрика Художествен­ ный. Публицисти­ ческий Научно­ популяр­ ный Официально­ деловой Разговор­ ный «Знакомство» «Подскажи  словечко» «А знаете ли вы» «Приказы частицы  «НЕ» «Юмористическая»

Урок русского языка в 7 классе "Употребление частиц в речи"

Урок русского языка в 7 классе "Употребление частиц в речи"

Урок русского языка в 7 классе "Употребление частиц в речи"

Урок русского языка в 7 классе "Употребление частиц в речи"

Урок русского языка в 7 классе "Употребление частиц в речи"

Урок русского языка в 7 классе "Употребление частиц в речи"

Урок русского языка в 7 классе "Употребление частиц в речи"

Урок русского языка в 7 классе "Употребление частиц в речи"

Урок русского языка в 7 классе "Употребление частиц в речи"

Урок русского языка в 7 классе "Употребление частиц в речи"

Урок русского языка в 7 классе "Употребление частиц в речи"

Урок русского языка в 7 классе "Употребление частиц в речи"

Урок русского языка в 7 классе "Употребление частиц в речи"

Урок русского языка в 7 классе "Употребление частиц в речи"

Урок русского языка в 7 классе "Употребление частиц в речи"

Урок русского языка в 7 классе "Употребление частиц в речи"

Урок русского языка в 7 классе "Употребление частиц в речи"

Урок русского языка в 7 классе "Употребление частиц в речи"

Урок русского языка в 7 классе "Употребление частиц в речи"

Урок русского языка в 7 классе "Употребление частиц в речи"

Урок русского языка в 7 классе "Употребление частиц в речи"

Урок русского языка в 7 классе "Употребление частиц в речи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.06.2017